Литературная гостиная. История русского романса. «Пока горит свеча».
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Баринова Светлана Анатольевна

Наша студия - своеобразная учебно-творческая лаборатория по организации и осуществлению внеучебной творческой деятельности учащихся. Направления деятельности студии и организационно-массовая, и учебно-воспитательная, и культурно-просветительская. Проведение Литературных гостиных стало уже традицией в нашей школе. Цель данной -  знакомство аудитории с сокровищами музыкальной культуры; воспитание художественного вкуса; расширение культурного кругозора;  организация коллективной деятельности учащихся; сотрудничество с работниками культуры; работа над дикцией, выразительным чтением, осанкой, пластикой, умением свободно держаться на публике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная.

История русского романса. «Пока горит свеча».

Автор-составитель Баринова С.А.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 25 г.Златоуст Челябинской области

Цели: 1. знакомство аудитории с сокровищами музыкальной культуры;

2. воспитание художественного вкуса;

3. расширение культурного кругозора;

4. организация коллективной деятельности учащихся;

5. сотрудничество с работниками культуры;

6. работа над дикцией, выразительным чтением, осанкой, пластикой, умением свободно держаться на публике.

 Оформление зала: задрапированные тёплыми нарядными тканями окна, высокие канделябры со свечами, фортепиано, кресла с высокими спинками, на них живописно наброшены шали, гостевые столы с цветами в вазах, журнальный столик, на нём длинные женские перчатки, розы, мужской цилиндр, экран для показа видеоряда.

Почётные гости: Антропов Сергей Сергеевич – концертмейстер, преподаватель детской музыкальной школы № 1 .

Лазарева Людмила и Костин Михаил – самодеятельные певцы Дворца  культуры «Металлург».

Ведущие праздника: Баринова Светлана Анатольевна – учитель русского языка и литературы; Кальшова Екатерина, Шекунов Константин, Струнаева Екатерина, Шанский Егор, Пряхин Дмитрий, Антропова Надежда, Лепешкова Анжелика, Бояршинова Анна – ученики 11а и б классов.

В зале  учителя, родители и учащиеся старших классов.

         Полумрак. За фортепиано (оно освещено) Антропов С.С. исполняет  романс «О. Фельцмана «Воспоминание о романсе».

Учитель: Дорогие ребята, коллеги, уважаемые гости! Сегодня у нас удивительная встреча, встреча музыкально-поэтическая. Мы соприкоснемся с  музыкой, насладимся поэтическим словом, послушаем чарующие голоса.  Мы будем  говорить о романсе.

1 ведущий: Русский романс любим многими людьми.

2 ведущий: Тонко, передавая интимные чувства автора, он волнует и заставляет  сопереживать слушателей. Тексты многих романсов написаны известными русскими поэтами.

3 ведущий (зажигает свечу на своем столе): Поэт А.Н.Майков, живущий в  XIX веке, подметил: «В каждом стихотворении есть музыка, а в каждом музыкальном произведении – своя поэзия. Послушайте, как он выразил эту мысль в стихотворении «Октава». (Звучит стихотворение)

4 ведущий (зажигает свечу на своем столе):

 Пусть говорят  - поэзия мечта, горячки сердца бред ничтожный

Что мир есть мир пустой и ложный, и бледный вымысл – красота.

Гармонии стиха божественные тайны не думай разгадать по книгам мудрецов.

Звучит романс в исполнении Костина М. «Только раз бывает в жизни встреча» муз. Фомина, сл. Германа.

5 ведущая ( зажигает свечу на своем столике): Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII – XIV в.в. странствующие поэты – певцы создали новый музыкальный жанр – романс.

Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что означает «романский», то есть исполняемый на романском (испанском) языке.

 1 ведущий: Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения. Обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

2 ведущий: В книге Б.В. Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано:

«Романс – усложненный вид «комнатной», «домашней», «салонной»  песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией. В Испании выходили сборники, которые назывались «Романсеро».

3 ведущий:  В романсах красивые плавные мелодии, лирические проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенных чувствах, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по родине. Словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

4 ведущий: Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей

В них голос плачущей разлуки

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает

И петь и плакать и любить.

В исполнении Лазаревой Л. И Костина М. звучит романс «Утро туманное», сл. Тургенева, муз. Абаза.

Ведущий: Цыгане, не имея красивых лирических текстов песен, стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы.

Звучит романс «Эй, друг – гитара». Исполняет Костин М.

2 ведущий: среди создателей романсов – выдающиеся русские композиторы:  Алябьев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Мусоргский, Гурылев, Чайковский, Рахманинов и др. Послушайте  романс Варламова на слова Фета «На заре ты её не буди». 

Лазарева Людмила исполняет романс.

1 ведущий: Судьба многих известных романсов необычна. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов. Послушайте о рождении некоторых их них.

2 ведущий:  Осенью 1825 года А.С. Пушкин находился в своем селе Михайловском Псковской губернии в ссылке. Здесь он испытал незабываемые минуты счастья и творчества. Когда-то, ещё в 1819 году в Петербурге поэт встретил на балу у Олениных 19-летнюю красавицу Анну Керн. Когда бал окончился и гости разъехались, влюбленный Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце, пока она не уехала. С тех пор А.С.Пушкин и А.П.Керн  больше не виделись. И велика была радость поэта. Когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну такую же обаятельную и красивую. Они вспомнили Петербург, юношеские годы. На следующий день Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин» между страницами был вложен листок со стихами «Я помню чудное мгновение», посвященное А.П. Керн.

3 ведущий: Прошло почти 15 лет. В марте композитор Глинка, удрученный разладами в семье, часто навещает свою сестру Марию Ивановну Стунееву в Смоленском монастыре, где управляющим работал её муж Дмитрий Степанович. Там композитор встретил молодую девушку. Это была дочь Анны Петровны Керн – Екатерина Ермолаева. М.И. Глинку поразила её печальная задумчивость, созвучная его настроению. С этой встречи началось его увлечение Екатериной. Однажды композитор обратился к А.П.Керн и попросил текст стихотворения А.С.Пушкина, посвященное ей. Он написал романс «Я помню чудное мгновение», в котором выразил чувства, владевшие поэтом.

Звучит романс в исполнении Костина М. «Я помню чудное мгновение» музыка Глинки, слова А.С.Пушкина.

4 ведущий: Много красивых лирических романсов создано и на стихи Фёдора Ивановича Тютчева. В 1823 году поэт находился на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он познакомится с 16-летней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха – Вильгельма. Она была побочной сестрой другой дочери этого короля – русской императрицы Александры Федоровны, супруги Николая 1. Тютчев влюбляется в юную красавицу. В 1824 году он написал ей стихотворение и посвятил его ей.

5 ведущий: В 1825 году поэт уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля Людвига 1, чьей красотой  и обаянием восхищались Г.Гейне, А.С.Пушкин и царь Николай 1, выходит замуж за сослуживца Ф.И. Тютчева – А.С.Круденер. Поэт по-прежнему любит её и всю свою жизнь будет дружен с ней. В 1870 году, в немецком курортном городке Карсбаде произойдет встреча /Тютчева и Амалии Круденер. После этой встречи поэт написал стихотворение «Я встретил вас». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом.

Звучит романс «Я встретил вас» в исполнении Костина М.

Антропов Сергей Сергеевич говорит об образе женщины в русском романсе.

1 ведущий: В одной из телепередач, посвященных русскому поэту С.Есенину, его сестра Александра вспомнила, когда однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна «маленькой хибарки», была осень. В саду под окном росла рябина. На закате её гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая» его положили на музыку композитор Г.Пономаренко. Романс нашел свое место  и в кинематографе.

2 ведущий: Сейчас вы послушаете в исполнении Разговоровой Л.А. яркий образец современного романса «Очарована, околдована» музыка Звездинского слова Заболоцкого.

Звучит романс «Очарована, околдована» (на фоне видеоряда).

3 ведущий: Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что многими любим фильм Э.Рязанова «Ирония судьбы или с легким  паром», где прозвучали романсы на музыку М. Таривердиева. Послушайте, пожалуйста, романс «Мне нравится, что вы больны не мной» на стихи М. Цветаевой, в прекрасном исполнении А.Пугачевой. А исполнит его ученица музыкальной школы , наша гордость, Антропова Надежда.

 В исполнении ученицы 11-а класса Антроповой Надежды звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной».

4 ведущий: Сейчас романс завоевал ещё большую популярность. Его можно услышать везде: и по радио и по телевидению, в кино. Поют старинные романсы и совсем, совсем новые на стихи известных поэтов, таких как Пастернак, М.Цветаева, Б. Ахмадуллина и мало известных. Послушайте романс на слова Матусовского музыка В. Баснера «Старинный романс» из  из кинофильма «Дни Турбиных».

 В исполнении Костина М. и Лазаревой Л. звучит романс  «Старинный романс».

3 ведущий: А теперь проведем небольшую  викторину. Узнай по нескольким строчкам романса автора стихов. Викторина проходит на фоне видеоряда.

4 и 5 ведущий по очереди:

  1. «Ангел кроткий, безмятежный тихо молвил мне «Прости» -

Опечалься: взор твой нежный подыми иль опусти

И твоё воспоминание заменит душе моей

Силу, гордость, упование и отвагу юных дней.

(А.С. Пушкин «Предчувствие»).

2. Как небеса, твой взор блистает эмалью голубой,

Как поцелуй, звучит и тает твой голос молодой…

За звук один волшебной речи за твой единый взгляд

Я рад отдать красавица сечи грузинский мой булат.

(М.Ю. Лермонтов «Как небеса твой взор блистает»).

3. Как после вековой разлуки гляжу на вас, как бы во сне

И вот – слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне.

Тут не одно воспоминание, тут жизнь заговорила вновь

И то же в вас очарованье, и та ж моей душе любовь.

(Ф.Тютчев «Я встретил вас»).

4. На заре туманной юности всей душой любил я милую.

Был у ней в глазах небесный свет, на лице горел любви огонь.

Что пред ней ты утро майское, степь – трава – парча шелковая

Заря – вечер, ночь – волшебница!

(А.В. Кольцова «Разлука»).

5. Что ты жадно глядишь на дорогу? В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу – всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкою вслед?

На тебя, подбоченясь красиво, загляделся проезжий корнет.

(Н.А.Некрасов «Тройка»).

6. Я тебе ничего не скажу и тебя не встревожу ничуть.

И о том, что я молча твержу, не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы, но лишь солнце за рощу зайдет

Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце цветет.

(А.А. Фет « Я тебе ничего не скажу….»).

4 ведущий: Всем спасибо. Благодарим за участие в викторине.

5 ведущий: Посмотрите все на огонь свечи, в народе существует поверье, что горящая свеча  очищает человека от всего плохого, тяжелого, что пока она горит, у него есть ещё надежда, послушайте стихи поэтессы Е. Савиновой «Огонь свечи».

Не говори мне ничего, не говори, молчи

В безумном сердце, как листок, дрожит огонь свечи.

Пусть боль души погасит он, волненье не вспугни.

В нем жизнь, и верность и любовь их святость сохрани,

Не говори мне ничего, не говори, молчи.

Пускай в вечерней тишине горит огонь свечи…..

1 ведущий:  Дорогие гости, зрители, участники всем вам спасибо и самые добрые пожелания. Наша встреча подошла к концу и в заключение  предлагаю романс из кинофильма «Жестокий романс» на стихи М.Цветаевой, музыку А.Петрова.

Звучит романс . Гости расходятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Поэзия русского романса «Пока горит свеча»

Классный час, посвящённый русскому романсу...

Вечер русского романса "Пока горит свеча..."

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов...

Вечер русского романса "Пока горит свеча"

Разработка открытого мероприятия для 7-9 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....

Литературная гостиная "Пока горит свеча".

Данное мероприятие было приурочено к Году литературы. Под пламя немеркнущей свечи произошла встреча с великими поэтами А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, А.А. Фетом....