Особенности эмоционально-образного восприятия лирики при изучении темы «Живая природа в произведениях С.А.Есенина»
статья по литературе (7 класс) на тему
Статья об особенностях изучения лирики Есенина в 7 классе. В основе лежат стихотворения о животных и природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalno.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоционально-образного восприятия лирики при изучении темы «Живая природа в произведениях С.А.Есенина»
Целью урока является понимание необходимости гармоничного развития природы в единении с жизнью человека.
Начинается наш урок, и звучит замечательная музыка, иллюстрирующая времена года: А.Вивальди «Зима», П.И.Чайковский «У камелька», «Подснежник», «Баркарола», «Осенняя песня».Классическая музыка сопровождается показом слайдов с репродукциями картин великих русских мастеров кисти. Перед глазами ребят шедевры: И.Шишкин «Зима», А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Золотая осень», «Березовая роща».
Прозвучал последний музыкальный аккорд. Ученики под впечатлением от увиденного и услышанного.
И вот звучат стихотворения С.А.Есенина о природе. Каждому времени года соответствуют свои, особые. Картиной зимы шестиклассники наслаждаются, читая произведения «Пороша», «Береза», «Поет зима – аукает».
Как все гармонично на картинах, в музыке и в стихах:
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…
Весна сменяет зиму, лето – весну, и вот уже на смену лирическим зарисовкам «Гой ты, Русь моя родная» и «Топи да болота» приходят написанные «яркими красками поэта» «Отговорила роща золотая» и «Закружилась листва золотая».
Благодаря приему устного словесного рисования ученики создают гармоничную картину мира живой природы и человека, наслаждаются этой гармонией.
Шестиклассники знают, что мир поэзии – это особый мир, насыщенный красками, звуками, ощущениями. Как же создать эту красоту? Безусловно, при помощи выразительных средств языка. Смотрим, как «работают» метафоры(«И горят снежинки в золотом огне»), эпитеты(золотая листва, пушистые ветки, веселый пляс) и сравнения(«Словно бабочек желтая стая с замираньем летит на звезду»). Вот они, «помощники поэта», создающие картины в стихах.
Какое чувство испытывают ребята? Конечно же, они ощущают единение человека и живой природы. Чтобы укрепить в них картину целостного восприятия мира, я считаю необходимым составление словаря диалектизмов, которыми насыщена поэзия С.Есенина.
Толкованию диалектных слов я посвятила несколько слайдов. Дети читают значения слов «корогод», «леха», «взвенивает», и им открывается семантика есенинской поэзии.
К сожалению, иногда гармония, которой мы любуемся, нарушается человеком.
После прочтения стихотворений «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» дети делают страшный по своей справедливости вывод: животные страдают по вине человека. Возникают эмоции сопереживания раненой лисице, которая «на раздробленной ноге приковыляла», «дряхлой» корове, собаке, потерявшей всех своих щенков. Прав ли Есенин, написавший про себя: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»?
Снова перед глазами шестиклассников видеоряд с диалектными словами(ощур, бластился, прошва, закут).
Какие эпитеты мы используем при создании картин к стихотворениям о животных?
Краски «тревожные»: ярко-красные(цвет крови) и серо- белые(цвета снега и холода).
Детям помог есенинский текст:
Мокрый вечер липок был и ал…
Желтый хвост упал в метель пожаром…
Шестиклассники создают свои устные словесные рисунки, и теперь необходимо подвести ребят к беседе: каково их отношение к животным? Собственный опыт помогает испытать эмоции сопереживания.
Метафоры-образы, мастерски созданные С.Есениным, помогают нам эмоционально воспринимать стихотворения:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег…
Грустно? А почему? Нарушена гармония в мире человека и живой природы, ее необходимо восстановить, и тогда мы сможем наслаждаться красотой природы.
Такой вывод мы делаем в конце урока. Снова звучит музыка.
В качестве домашнего задания я предлагаю ученикам выучить наизусть понравившееся стихотворение С.Есенина о живой природе с последующей инсценировкой в классе. Такая форма работы способствует развитию коммуникативной культуры. Второе задание – создание иллюстрации к полюбившемуся стихотворению с ее «защитой» перед одноклассниками» с целью развития творческих способностей ребенка.
Например, ученик рисует иллюстрацию к стихотворению «Черемуха душистая…» и рассказывает, почему он выбрал зеленый, белый, голубой цвета. Он опирается на текст стихотворения, и перед нами возникают снова аромат «черемухи душистой», зеленые ветви, «что кудри золотистые», «серебряный ручей».
Наша задача решена: шестиклассники видят гармонию мира в есенинской поэзии, а ее нарушение воспринимают эмоционально и предлагают пути преодоления этой дисгармонии.
Бахмат Ю.В. ГБОУ школа №356
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....
Презентация "Обощение по теме - Живая природа"
Данная презентация поможет при проведении комбинированного урока. Первая часть урока идёт на обощение материала по теме "Живая природа", вторая на изучение новой темы: «В природе всё взаимосвязано»....
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...
ЗАЧЁТ ПО ТЕМЕ « ЖИВАЯ ПРИРОДА РОССИИ»
Цели: проверка и обобщение знаний по изученной теме.Готовые работы для 3-х вариантов с ответами. Можно сразу распечатать ....
Внеурочного занятие, которое проходит в рамках кружка «Природа под микроскопом» Тема «Живые обитатели аквариума»
Тема «Живые обитатели аквариума»Цель: продолжить знакомство учащихся с простейшими организмами, познакомить с интересными процессами жизнедеятельности протекающих внутри одной клетки простейших, рассм...
Диалог культур. Тема природы в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа Лики их земных воплощений (по творчеству Сергея Есенина и Валерия Майнашева)
Русь… Россия…Милая Родина! Необъятны просторы твои, населённые большими и малыми народами, имеющими свою вековую культуру, неповторимые традиции, свой национальный язык. Для всех ты...
Рабочий лист по теме "Живая - неживая природа"
Рабочий лист по природоведение по теме "Живая -неживая природа"...