«Правительственный лагерь. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты». Урок по литературе 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_8_klass.rar2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в формате ФГОС

Предмет:           литература  _        Класс:        8                Урок №

Тема:     «Правительственный лагерь. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты»

План:  Работа с текстом и карточками :

Планируемые результаты

Личностные – обеспечить условия для осознания эмоционально-ценностного отношения к содержанию обучения, проявления сопереживания и уважения к другим людям, проявлять творчество при выполнении задания.

Метапредметные

Познавательные – обеспечить условия для развития навыков осуществления поиска информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, переводить информацию в разные формы предъявления, предъявлять информацию в различных языковых формах.

Коммуникативные - обеспечить условия для развития навыков адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре, внимательно слушать и слышать партнера, отстаивать свое мнение, с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные - обеспечить условия для развития навыков  соотнесения способа и условий деятельности, вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий, контролировать выполнение результата.

Предметные - обеспечить условия для развития навыков работы с художественным текстом, установления взаимосвязи названия и самого текста.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация начала урока

Сегодня мы с вами продолжаем анализировать текст романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Дома вы  познакомились еще с тремя  главами, событиями, которые позволили, я надеюсь, открыть что-то новое в характерах героев, их нравственном выборе: воспитание жизнью продолжается.

Какие эпизоды этих глав кажутся вам наиболее значимыми?

Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке, запишите тему урока: «Правительственный лагерь. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты».

Целью нашего урока является:

Выявление личностных качеств лидеров  двух противоборствующих сторон: генерала и Пугачёва в разных жизненных ситуациях.

А для этого мы поставим следующие задачи:

  • сравнить сцены военного совета бунтовщиков в Белогорской крепости и чиновников  в Оренбурге
  • сравнить отношения генерала и самозванца к участи девушки-сироты.

Наиболее значимыми в этих главах был  военный совет в Оренбурге, а также отношение генерала и Пугачёва к участи девушки-сироты.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

  1. Актуализация знаний

Чтобы проверить знание вами содержания романа, я предлагаю вам выполнить небольшой тест.

Тест «Капитанская дочка».

Итак, прежде чем мы начнём говорить о военном совете в Оренбурге, давайте вспомним другой эпизод 8 главы: военный совет в Белогорской крепости.

Предлагаю поразмышлять над  вопросом: является ли пирушка пугачёвцев военным  советом.

Обратите внимание на доску:

    Военный совет – в армии совещание, заседание для совместного обсуждения вопросов стратегии и тактики.

     Стратегия – наука о ведении войны, искусство ведения войны.

     Тактика – наука о ведении боя, искусство подготовки и ведения боя.

Для подтверждения мысли о том, что военный совет может проходить не по предусмотренной Уставом форме, хочу обратиться  к цитате из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

 … всё это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой … о положении войск, о предполагаемых планах … вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что …хотя это не было так названо, но что это был военный совет.

                  Л.Н.Толстой «Война и мир».

 Итак, как  по  вашему мнению, является ли пирушка пугачёвцев военным советом?

Я предлагаю вам заполнить первую часть таблицы «Военный совет в Белогорской крепости », предварительно ответив на вопросы.

Военный совет Пугачёва в Белогорской крепости

Военный совет генерала в Оренбурге

Члены совета

это Пугачев и ещё 10 казацких старшин

Генерал, городской чиновник, директор таможни, толстый старичок и др.

Голосование

«все обходились между собою  как товарищи»

С соблюдением иерархии, т.е «начиная с младших по чину»

Выбранная тактика

наступление

оборона

Каков статус персонажа?

Пугачев стоит во главе лагеря восставших крестьян;

Генерал командует правительственными войсками на вверенной ему территории

Происхождение, социальное положение персонажа

Пугачёв – беглый казак, человек вне закона, самозванец

Генерал - представитель высших кругов дворянства, законный военный правитель окраинной провинции;

Отношение персонажа к Гринёву

Пугачев в отношениях с Гринёвым руководствовался человеческим чувством, а не политическими взглядами.

Генерал относится к Гриневу формально, свои отношения с ним строил на основе устава, поступаясь при этом принципами человечности и элементарной порядочности.

Какое впечатление на вас произвёл военный совет в Белогорской крепости,  и какой вывод вы можете сделать?

Учащиеся выполняют тест,

Выявляются те, кто лучше всех знает содержание романа.

Сообщение о военном совете в Белогорской крепости.

Пирушка и есть военный совет, ведь Пугачёв и его окружение принимают стратегическое решение идти на Оренбург.

Вопросы к учащимся

  1. Кто присутствовал на военном совете Пугачёва в Белогорской крепости?
  2. Как высказывали свое мнение члены совета?
  3. Какую выбирают тактику боя?
  4. Какой статус у Пугачёва? Каково его социальное положение?
  5. В чем особенность речи Пугачёва?
  6. Как Пугачёв относится к Гринёву?

Формулирование вывода:

  • Пугачёвский совет даёт нам возможность лучше понять характеры героев.
  • Мятежники выглядят не примитивными разбойниками, а борцами за справедливость.
  • Отношения восставших между собой простые и дружественные, что особенно ярко проявляется во время исполнения песни.
  • Гринев проявляет себя мужественным и честным человеком, а Пугачев неожиданно обнаруживает добрые стороны своей сложной натуры.
  1. Освоение нового учебного материала

Дома вы должны были поработать над главами , давайте проанализируем содержание этих глав.

Анализ главы 9  «Разлука»

  • Как Пугачёв объяснил народу то, что он отпустил Гринёва?
  • Прокомментируйте сцену с Савельичем. Почему Пугачёв велел прочитать бумагу Савельича «обер-секретарю»?
  • Прокомментируйте  две последние сцены главы. Почему Пугачёв послал лошадь и шубу Гринёву вдогонку?

Анализ главы 10 «Осада города».

  • Как проходил военный совет в Оренбурге?

Я предлагаю вам ответить на вопросы и заполнить вторую часть таблицы «военный совет в Оренбурге»

Какое впечатление на вас произвёл этот  военный совет и какой вывод вы можете сделать?

  • Почему повествователь пишет об осаде Оренбурга « вкратце», в нескольких предложениях?
  • Как отнёсся генерал к просьбе Гринёва о спасении дочери капитана Миронова?

Анализ главы 11 «Мятежная слобода»

  • Как поступает Гринёв, получив отказ генерала? Как вы расцениваете его поступок?
  • Как ведёт себя Гринёв, когда Савельича схватили мятежники? Ведь он мог спастись.
  • Как удалось Гринёву уговорить Пугачёва спасти Машу? Прокомментируйте диалоги Гринёва и Пугачёва в Бердской слободе и по дороге в Белогорскую крепость.

Итак, давайте сравним, как отнеслись генерал и Пугачёв к участи Маши Мироновой?

Сообщение о военном совете в Оренбурге.

Вопросы к учащимся

  1. Кто присутствовал на военном совете в Оренбурге?
  2. Как высказывали свое мнение члены совета?
  3. Какую выбирают тактику боя?
  4. Какой статус у генерала? Каково его социальное положение?
  5. В чем особенность речи генерала?
  6. Как генерал относится к Гринёву

Вывод: Кроме главного героя и генерала, на оренбургском совете больше нет военных. Гринев горячо отстаивает наступательные действия. Но городские чиновники категорически против того, чтобы выходить за пределы стен города. Генерал, который в душе поддерживает Гринева, принимает сторону благоразумных чиновников. Осторожность, граничащая с трусостью, эгоизм, надменность - вот чувства, руководящие  членами военного совета в Оренбурге. 

Переживая о судьбе Маши Мироновой, Гринев «с жаром» убеждает генерала дать ему подмогу и разрешить выступить против неприятеля: «Ваше превосходительство, прикажите взять мне роту солдат и полсотни казаков и пустите меня очистить Белогорскую крепость». И что герой слышит в ответ? Отказ, обоснованный  ссылкой на военный устав. Фактически малодушие и осторожность генерала, его полное равнодушие к судьбе Маши Мироновой и вынудили влюблённого юношу самовольно покинуть Оренбург.

   Спасая Машу, Гринёв обращается за помощью к Пугачёву. Вожак крестьянского восстания помог молодому человеку, выполнив своё обещание, данное когда-то Гринёву – случайному попутчику в степях Оренбуржья: «Век не забуду ваших милостей».  

  1. Физминутка

  1. Диагностика освоения темы урока

А. С. Пушкин противопоставляет ряд сцен, использует зеркальную композицию, это основа романа «Капитанская дочка». Благодаря такому построению произведения, мы, читатели, сравниваем поступки героев в одинаковых ситуациях и делаем определённые выводы

Приведите примеры зеркальной композиции.

Личные качества генерала  и Пугачёва раскрываются именно в процессе их взаимоотношений с молодым офицером, ведь их поступки и обусловили события  в судьбе героя романа.

Изменилось ли ваше отношение к генералу и к Пугачёву?

Что вы можете теперь сказать о генерале? О Пугачёве?

Сцены двух военных советов, отношение генерала и Пугачёва к сироте, заячий и овчиный тулупы, полтина на водку.

Вывод: Генерал  выглядит малодушным человеком, неспособным принять самостоятельное решение и взять на себя ответственность за судьбу вверенных ему людей, безразличный к чужому горю, не такой  уж и безобидный старичок, а Пугачёв - истинный вожак, готовый разделить судьбу своих соратников, рядом с жестокостью в нем уживаются уважение к чужой искренности, благодарность за добро.

.

  1. Подведение  итога урока

А теперь давайте вернёмся к цели нашего урока, достигли ли мы её?

События в романе происходят в середине 18 века. Прочитав это произведение, возникло ли у вас желание побольше узнать об этом времени, о событиях этого времени?

- О каких человеческих качествах можно сказать, что они проявляются во все времена и не зависят от определённого исторического времени?

Достигли, так как на примере двух зеркальных композиций сумели выявить личностные качества генерала и Пугачёва.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Ученики, высказывая своё мнение, говорят о любви, верности, чести, милосердии, предательстве, равнодушии и т.п.

  1. Рефлексия

А теперь я предлагаю вам  продолжить одну из начатых фраз

Выставление оценок за урок, оценивание работы группы и индивидуальное оценивание с учётом мнения учащихся

  1. Домашнее задание

- Дочитать  13 и 14 главы , ответить на вопросы к главам на странице 213, подготовить краткий пересказ

- Подготовить устный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения «Капитанской дочки».

 - Подготовить характеристики Маши Мироновой, Швабрина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

Урок по литературе. Стихотворение Н.А.Некрасова "Генерал Топтыгин"

Работа над стихотворением сопровождается показом презентации....

Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема "В. Маяковский. "Хорошее отношение к лошадям"

Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим по новым образовательным стандартам....

Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс

Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс имеет цель -показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространс...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...