- Организация начала урока
| Сегодня мы с вами продолжаем анализировать текст романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Дома вы познакомились еще с тремя главами, событиями, которые позволили, я надеюсь, открыть что-то новое в характерах героев, их нравственном выборе: воспитание жизнью продолжается. Какие эпизоды этих глав кажутся вам наиболее значимыми?
Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке, запишите тему урока: «Правительственный лагерь. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты». Целью нашего урока является: Выявление личностных качеств лидеров двух противоборствующих сторон: генерала и Пугачёва в разных жизненных ситуациях. А для этого мы поставим следующие задачи: - сравнить сцены военного совета бунтовщиков в Белогорской крепости и чиновников в Оренбурге
- сравнить отношения генерала и самозванца к участи девушки-сироты.
|
Наиболее значимыми в этих главах был военный совет в Оренбурге, а также отношение генерала и Пугачёва к участи девушки-сироты.
Учащиеся записывают тему урока в тетради. |
- Актуализация знаний
| Чтобы проверить знание вами содержания романа, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Тест «Капитанская дочка».
Итак, прежде чем мы начнём говорить о военном совете в Оренбурге, давайте вспомним другой эпизод 8 главы: военный совет в Белогорской крепости.
Предлагаю поразмышлять над вопросом: является ли пирушка пугачёвцев военным советом. Обратите внимание на доску: Военный совет – в армии совещание, заседание для совместного обсуждения вопросов стратегии и тактики. Стратегия – наука о ведении войны, искусство ведения войны. Тактика – наука о ведении боя, искусство подготовки и ведения боя. Для подтверждения мысли о том, что военный совет может проходить не по предусмотренной Уставом форме, хочу обратиться к цитате из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» … всё это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой … о положении войск, о предполагаемых планах … вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что …хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Л.Н.Толстой «Война и мир». Итак, как по вашему мнению, является ли пирушка пугачёвцев военным советом?
Я предлагаю вам заполнить первую часть таблицы «Военный совет в Белогорской крепости », предварительно ответив на вопросы.
| Военный совет Пугачёва в Белогорской крепости | Военный совет генерала в Оренбурге | Члены совета | это Пугачев и ещё 10 казацких старшин | Генерал, городской чиновник, директор таможни, толстый старичок и др. | Голосование | «все обходились между собою как товарищи» | С соблюдением иерархии, т.е «начиная с младших по чину» | Выбранная тактика | наступление | оборона | Каков статус персонажа? | Пугачев стоит во главе лагеря восставших крестьян; | Генерал командует правительственными войсками на вверенной ему территории | Происхождение, социальное положение персонажа | Пугачёв – беглый казак, человек вне закона, самозванец
| Генерал - представитель высших кругов дворянства, законный военный правитель окраинной провинции; | Отношение персонажа к Гринёву | Пугачев в отношениях с Гринёвым руководствовался человеческим чувством, а не политическими взглядами.
| Генерал относится к Гриневу формально, свои отношения с ним строил на основе устава, поступаясь при этом принципами человечности и элементарной порядочности. |
Какое впечатление на вас произвёл военный совет в Белогорской крепости, и какой вывод вы можете сделать?
| Учащиеся выполняют тест, Выявляются те, кто лучше всех знает содержание романа.
Сообщение о военном совете в Белогорской крепости.
Пирушка и есть военный совет, ведь Пугачёв и его окружение принимают стратегическое решение идти на Оренбург.
Вопросы к учащимся - Кто присутствовал на военном совете Пугачёва в Белогорской крепости?
- Как высказывали свое мнение члены совета?
- Какую выбирают тактику боя?
- Какой статус у Пугачёва? Каково его социальное положение?
- В чем особенность речи Пугачёва?
- Как Пугачёв относится к Гринёву?
Формулирование вывода: - Пугачёвский совет даёт нам возможность лучше понять характеры героев.
- Мятежники выглядят не примитивными разбойниками, а борцами за справедливость.
- Отношения восставших между собой простые и дружественные, что особенно ярко проявляется во время исполнения песни.
- Гринев проявляет себя мужественным и честным человеком, а Пугачев неожиданно обнаруживает добрые стороны своей сложной натуры.
|
- Освоение нового учебного материала
| Дома вы должны были поработать над главами , давайте проанализируем содержание этих глав. Анализ главы 9 «Разлука» - Как Пугачёв объяснил народу то, что он отпустил Гринёва?
- Прокомментируйте сцену с Савельичем. Почему Пугачёв велел прочитать бумагу Савельича «обер-секретарю»?
- Прокомментируйте две последние сцены главы. Почему Пугачёв послал лошадь и шубу Гринёву вдогонку?
Анализ главы 10 «Осада города». - Как проходил военный совет в Оренбурге?
Я предлагаю вам ответить на вопросы и заполнить вторую часть таблицы «военный совет в Оренбурге»
Какое впечатление на вас произвёл этот военный совет и какой вывод вы можете сделать?
- Почему повествователь пишет об осаде Оренбурга « вкратце», в нескольких предложениях?
- Как отнёсся генерал к просьбе Гринёва о спасении дочери капитана Миронова?
Анализ главы 11 «Мятежная слобода» - Как поступает Гринёв, получив отказ генерала? Как вы расцениваете его поступок?
- Как ведёт себя Гринёв, когда Савельича схватили мятежники? Ведь он мог спастись.
- Как удалось Гринёву уговорить Пугачёва спасти Машу? Прокомментируйте диалоги Гринёва и Пугачёва в Бердской слободе и по дороге в Белогорскую крепость.
Итак, давайте сравним, как отнеслись генерал и Пугачёв к участи Маши Мироновой?
|
Сообщение о военном совете в Оренбурге.
Вопросы к учащимся - Кто присутствовал на военном совете в Оренбурге?
- Как высказывали свое мнение члены совета?
- Какую выбирают тактику боя?
- Какой статус у генерала? Каково его социальное положение?
- В чем особенность речи генерала?
- Как генерал относится к Гринёву
Вывод: Кроме главного героя и генерала, на оренбургском совете больше нет военных. Гринев горячо отстаивает наступательные действия. Но городские чиновники категорически против того, чтобы выходить за пределы стен города. Генерал, который в душе поддерживает Гринева, принимает сторону благоразумных чиновников. Осторожность, граничащая с трусостью, эгоизм, надменность - вот чувства, руководящие членами военного совета в Оренбурге.
Переживая о судьбе Маши Мироновой, Гринев «с жаром» убеждает генерала дать ему подмогу и разрешить выступить против неприятеля: «Ваше превосходительство, прикажите взять мне роту солдат и полсотни казаков и пустите меня очистить Белогорскую крепость». И что герой слышит в ответ? Отказ, обоснованный ссылкой на военный устав. Фактически малодушие и осторожность генерала, его полное равнодушие к судьбе Маши Мироновой и вынудили влюблённого юношу самовольно покинуть Оренбург. Спасая Машу, Гринёв обращается за помощью к Пугачёву. Вожак крестьянского восстания помог молодому человеку, выполнив своё обещание, данное когда-то Гринёву – случайному попутчику в степях Оренбуржья: «Век не забуду ваших милостей».
|
- Диагностика освоения темы урока
| А. С. Пушкин противопоставляет ряд сцен, использует зеркальную композицию, это основа романа «Капитанская дочка». Благодаря такому построению произведения, мы, читатели, сравниваем поступки героев в одинаковых ситуациях и делаем определённые выводы
Приведите примеры зеркальной композиции.
Личные качества генерала и Пугачёва раскрываются именно в процессе их взаимоотношений с молодым офицером, ведь их поступки и обусловили события в судьбе героя романа. Изменилось ли ваше отношение к генералу и к Пугачёву? Что вы можете теперь сказать о генерале? О Пугачёве?
|
Сцены двух военных советов, отношение генерала и Пугачёва к сироте, заячий и овчиный тулупы, полтина на водку.
Вывод: Генерал выглядит малодушным человеком, неспособным принять самостоятельное решение и взять на себя ответственность за судьбу вверенных ему людей, безразличный к чужому горю, не такой уж и безобидный старичок, а Пугачёв - истинный вожак, готовый разделить судьбу своих соратников, рядом с жестокостью в нем уживаются уважение к чужой искренности, благодарность за добро. . |
- Подведение итога урока
| А теперь давайте вернёмся к цели нашего урока, достигли ли мы её?
События в романе происходят в середине 18 века. Прочитав это произведение, возникло ли у вас желание побольше узнать об этом времени, о событиях этого времени? - О каких человеческих качествах можно сказать, что они проявляются во все времена и не зависят от определённого исторического времени?
| Достигли, так как на примере двух зеркальных композиций сумели выявить личностные качества генерала и Пугачёва.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Ученики, высказывая своё мнение, говорят о любви, верности, чести, милосердии, предательстве, равнодушии и т.п.
|