Литература. Контрольная работа по роману И.А.Гончарова "Обломов" (10 класс)
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Контрольная работа проводится после изучения романа и может заменить сочинение по роману. В работе три варианта по 5 заданий в каждом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontr._rabota_po_romanu_oblomov.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.ГОНЧАРОВА
ВАРИАНТ №1
1 Д.И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» могут быть рассказаны в двух-трех строчках.
- Передайте сюжет романа.
- Какие главные события лежат в основе каждой из 4 частей романа?
- Некоторые критики считали, что в романе 2 сюжета: Обломов-Ольга, Штольц-Ольга. Другие говорили о едином сюжете – превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?
2. Вспомните начало романа «Обломов».
- В чем необычность этого начала?
- Чем обусловлен выбор места действия?
- Почему героем автор сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста – лет 32-33 от роду?
- Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?
3. Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает.
- Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями(гостями) в гл.2-4 первой части?
- Чем Обломов выше своих гостей?
- Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?
4. Критик Ю.Елагин писал в 1892г.: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера»
- Какие черты Обломова подчеркивает автор в первую очередь?
5. Критик А.В.Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить».
- Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»?
- Каково отношение Захара к своему барину?
- Правда ли, что автор делит своего героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»?
- Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.ГОНЧАРОВА
ВАРИАНТ №2
1. Автор, рисуя детство Обломова, лирически любуется жизнью героя, но в то же время, резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа.
- Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по отношению к Обломовке?
2. Восстановите историю жизни Обломова в молодости(гл.5-6 первой части).
- Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве?
- Почему Обломов порвал со службой и с обществом?
- О каких мечтах и «внутренней вулканической работе пылкой головы, туманного сердца» говорит писатель? Как они связываются у писателя с жизнью?
3. Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (оформите в виде таблицы). Покажите, что иногда Обломов не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте 1-2 сцены, в которых автор описывает любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.
4. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (гл.8 ч.1), другое – к Ольге (гл.10 ч.2).
- Почему во втором письме – свободная речь, образность, мысль, чувство?
- Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (гл.4 ч.4)? Можно ли согласиться с их оценками?
5. «Между Обломовым и Ольгою развертывается роман бурный и предельно духовный. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение» быта, в своих обычных приметах он исчезает на время любви…» (Е.Л.Краснощекова).
- Почему роман Ольги и Обломова – «бурный и предельно духовный»?
- Что означает «обытовление» главного героя? Как этот процесс обрисован писателем?
- Происходит ли «на время любви» «одухотворение» быта?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.ГОНЧАРОВА
ВАРИАНТ №3
1. М.Е.Салтыков-Щедрин писал: «Прочел «Обломова» и, по правде сказать, обломал об него все свои умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только день первый и что таким образом можно проспать 365 дней…Что за избитость форм и приёмов!».
- Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова. Похожи ли они на те, о которых пишет Салтыков-Щедрин?
- Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя? Оправдано ли оно?
- В чем увидел Салтыков-Щедрин «избитость форм и приемов»? Можете ли вы ему возразить?
2. «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» (А.В.Дружинин).
- Как показывает Гончаров «прелесть, слабость и грустный комизм» Обломова?
- Как все эти и другие черты характера героя раскрываются «именно через любовь к женщине»?
- В чем трагедия жизни героя романа?
3. Обломов окружен обломовцами бОльшими, чем он сам. «Да я ли один? – говорит он Штольцу. – Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов…не пересчитаешь: наше имя легион!».
- Подтвердите фактами эти слова Обломова, указав черты обломовщины в его знакомых, в частности в Тарантьеве.
- Можно ли рассмотреть Обломова как национальный и больше – как общечеловеческий тип?
4. Представьте черты реально существующего социального типа, верно схваченные писателем и положенные в основу образа Штольца.
- Типичен ли образ Штольца?
- Есть ли в Штольце черты обломовщины? Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки?
- Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?
5. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? В чем сходство? В чем различие? Чем вы объясните это различие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература.Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" (10 класс)
Эту работу можно провести перед подготовкой к сочинению по роману. Она состоит из 6 вариантов по 3 вопроса в каждом....
Литература.Самостоятельная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)
Самостоятельная работа по главам "Максим Максимыч" и "Бела" состоит из 4 вариантов по 4 вопроса в каждом....
Контрольная работа по роману "Обломов".
Работа содержит задания на знание текста и его анализ, три варианта работы....
Контрольная работа по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Данный материал можно использовать для зачета в письменной форме после изучения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...
Контрольная работа по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"
данная работа предполагает, в первую очередь, знание текста романа и умение отвечть на проблемные вопросы по прочитанному тексту романа....
Контрольная работа по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 9 класс.
Контрольная работа с ответами по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 9 класс....
Контрольная работа по роману И. Гончарова "Обломов", 10 класс
контрольная работа по роману И. А. Гончарова "Обломов" соответствует требованиям базового освоения программы по литературе...