Урок - игра по произведению Джанни Родари. «Сказки по телефону».
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-игра «Своя игра».
Тема: Джанни Родари. «Сказки по телефону».
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Дж. Родари; показать своеобразие жанра сказок Дж. Родари; развивать навыки анализа текста.
Оборудование: выставка книг
Ход урока
1. Организационный момент.
Деление на три команды. Знакомство с условиями и правилами игры.
2. Слово учителя о Джанни Родари.
Детский поэт, писатель Дж. Родари (1920-1980) прославился в нашей стране раньше, чем у себя на родине, благодаря прекрасным переводам С.Я.Маршака.
Детство. Он родился в маленьком итальянском городке Оменья, там, «где зреют апельсины, и лимоны, и маслины и так далее». Жизнь его была совсем не лёгкой. Отец Джанни был бу-лочником, и мальчик рано узнал, чем пахнут ремёсла. И ему, и братьям нужно было помогать отцу. После смерти отца семья переехала в поисках работы в город Варезе, где матери уда-лось найти место служанки в богатом доме.
Учёба. Джанни Родари понял, что единственное средство выбраться из нужды, помочь семье – это учёба, образование: они могут дать достойную работу и лучшую жизнь. Он снача-ла учился в духовной семинарии, а потом в университете.
Работа. Учитель. В молодости работал учителем начальных классов, очень дружил с детьми и придумывал для них весёлые игры.
Журналист. Затем стал журналистом, вёл в газете страницу для детей. Однажды в редакцию пришло письмо от одной женщины. «Я живу в тёмном и сыром подвале, - писала она. – В этом подвале растёт мой мальчик, его зовут Чиччо. Напиши стишок для него.» так появилось стихотворение «Чиччо».
Чиччо в подвале живёт у помойки,
Спит на скрипучей, расшатанной койке,
Стол хромоногий да табурет –
Больше в подвале мебели нет…
Есть на земле и сады, и поляны,
Тысячи брызг рассыпают фонтаны.
В тёмном подвале по стенке всегда
Медленной струйкой стекает вода.
С тех пор Дж. Родари стал писать стихи и сказки для детей в «Детский уголок» своей газеты.
Творчество. Вот что рассказывает о начале своего творческого пути сам писатель: «Уже несколько лет прошло с тех пор, как я перестал преподавать, но, взявшись за перо, я представил себе, что на меня устремлены глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки
или весёлые истории… Так я начал писать для малышей так называемые «филастрокке», или «чепушинки». Форма этих стихотворений взята из итальянского детского фольклора».
Дж. Родари писал много весёлых, легко запоминающихся стихов о жизни детей, их заботах и мечтах, придумал чепушинки, считалочки, колыбельные и, конечно же, сказки. Самая известная из них – повесть-сказка «Приключения Чиполлино», затем «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону», «Торт в небе».
В 1970 году писателю присуждена Международная премия имени Ханса Кристиана Ан-дерсена за его поучительные и радостные сказки и стихи для детей.
Особенно поэтичны «Сказки по телефону», в которых звучат фольклорные мотивы, остроумно сочетающиеся с современной действительностью. Насмешливые сказки предостерегают детей от безделья и чванства, обжорства и грубости, учат быть внимательными к людям, добрыми и справедливыми.
3. Ход игры.
Учащиеся трёх команд по очереди выбирают сказку Дж. Родари из сборника «Сказки по телефону» и стоимость вопроса. Ответ начинает та команда, которая будет готова вперёд. В случае верного ответа команда получает столько баллов, сколько он был оценён. Если дан неверный ответ, баллы не засчитываются, а право ответа на этот вопрос переходит следующей команде.
В игре встречаются следующие сектора:
1) «Кот в мешке»: вопрос передаётся другой команде.
2) «Своя игра»: в случае правильного ответа вся сумма баллов удваивается.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
«Тонино-невидимка»
10б. Почему Тонино пожелал стать невидимкой? (Тонино не выучил уроки и боялся, как бы его не спросили)
20б. Какую «забаву» придумал Тонино на радостях? (Носился по классу, дёргал товарищей за вихры, опрокидывал чернильницы, так он перессорил всех ребят, в кондитерской украл сласти, бесплатно ездил в троллейбусе)
30б. Почему мальчику скоро наскучило быть невидимкой и он пожалел о своём желании? (На Тонино никто не обращал внимания, он почувствовал себя одиноким и никому не нужным)
40б. «Своя игра». Кто заметил плачущего Тонино во дворе дома? (Одинокий старичок)
50б. Что сделало Тонино опять видимым? (Сочувствие и внимание к одинокому человеку)
«Человек, который хотел украсть Колизей»
10б. Почему один человек захотел украсть Колизей? (Он хотел, чтобы весь Колизей принадлежал только ему)
20б. Куда он складывал камни, украденные из Колизея? (В подвал, на чердак, под диван, за шкаф, в корзину для грязного белья, заполнил всю квартиру)
30б. «Кот в мешке». Уменьшился ли Колизей с годами? (Колизей по- прежнему стоял на своём месте)
40б. Где решил провести последние минуты своей жизни человек, который хотел украсть Колизей? (На верхней террасе Колизея)
50б. Какое открытие сделал перед смертью старик, услышав голос ребёнка: «Моё!»? (Колизей не может принадлежать одному человеку, это общее достояние всех людей)
«Война колоколов»
10б. «Своя игра». Как звали главнокомандующих враждебных сторон в войне, разразившейся не на жизнь, а на смерть? (Наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста, обер-бейвсехмейстер фон Бомбах Пальбах Раздроби-вас-в-прах)
20б. Для чего приказали главнокомандующие снять все колокола в своих странах и распла-вить их? (Отлить огромную пушку, чтобы выиграть войну с одного выстрела)
30б. Что произошло после выстрела из пушек, отлитых из колоколов? (Полетел-поплыл праздничный перезвон колоколов)
40б. О чём звонили колокола со всех сторон? (Праздник настал! Мир настал!)
50б. Где был слышен звон колоколов? (Не осталось на всей земле, ни на суше, ни в океане, такого уголка, куда бы не доносился колокольный звон)
Пауза «Это интересно!»
«Про мышь, которая ела кошек»
10б. Почему всё, что съела библиотечная мышь (кошка, собака, носорог, слон и т.д.), напоминало вкус бумаги и отдавало чернилами? (Мышь грызла книги с картинками)
20б. В чём мышь упрекала своих племянников? (В том, что они неучи, не знают жизни, не умеют читать)
30б. «Своя игра». Почему в лапы к коту попала именно библиотечная мышь, а не её племянники? (У неё нет жизненного опыта, она прожила всю жизнь в библиотеке и не видела настоящего кота)
40б. Чему поучал кот библиотечную мышь? (Кроме книжной премудрости, есть ещё мудрость житейская)
50б. «Кот в мешке». Как удалось мыши спастись от когтей кота? (Она приобрела житейскую мудрость, пока кот отвёл глаза, мышь забилась между книгами)
«Вопросы наизнанку»
10б. Почему на вопросы любознательного мальчика никому не удавалось ответить? (Это были вопросы наоборот, или наизнанку)
20б. «Своя игра». Для чего почемучка удалился от людей на вершину горы? (Никто на его вопросы ответить не мог, и он удалился, чтобы в одиночестве придумывать вопросы)
30б. Какой вопрос наоборот почемучка придумал, когда состарился и у него выросла борода? (Почему у бороды есть лицо?)
40б. Куда записывал свои вопросы почемучка? (В тетрадь)
50б. Какое открытие сделал учёный, исследовавший жизнь почемучки после его смерти? (Почемучка с детства привык надевать чулки наизнанку и надевал всё так всю жизнь, поэтому и не научился задавать правильные вопросы)
Пауза. Кроссворд «Сказки по телефону»
1. Что выросло у почемучки от бесконечных вопросов наизнанку?
2. Мальчик-невидимка.
3. Как автор называет вора, который хотел украсть Колизей?
4. Что по вкусу напоминали библиотечной мыши съеденные кошки и собаки?
5. Старая Пословица всегда …
6.Кому шепнула Старая Пословица: «Своя работа – верный выигрыш», и тот проиграл?
«Тонино-невидимка»
10б. Почему Тонино пожелал
стать невидимкой?
20б. Какую «забаву» придумал
Тонино на радостях?
30б. Почему мальчику скоро
наскучило быть невидимкой,
и он пожалел о своём желании?
40б. «Своя игра». Кто заметил
плачущего Тонино во дворе дома?
50б. Что сделало Тонино опять
видимым?
«Человек, который хотел украсть Колизей»
10б. Почему один человек
захотел украсть Колизей?
20б. Куда он складывал камни,
украденные из Колизея?
30б. «Кот в мешке».
Уменьшился ли Колизей с годами?
40б. Где решил провести
последние минуты своей жизни
человек, который хотел украсть
Колизей?
50б. Какое открытие сделал
перед смертью старик,
услышав голос ребёнка: «Моё!»?
«Война колоколов»
10б. «Своя игра». Как звали
главнокомандующих враждебных
сторон в войне,
разразившейся не на жизнь, а на смерть?
20б. Для чего приказали
главнокомандующие снять
все колокола в своих странах и расплавить их?
30б. Что произошло после выстрела из пушек, отлитых из колоколов?
40б. О чём звонили колокола со всех сторон?
50б. Где был слышен звон колоколов?
«Про мышь, которая ела кошек»
10б. Почему всё, что съела
библиотечная мышь
(кошка, собака, носорог, слон и т.д.),
напоминало вкус бумаги и отдавало чернилами?
20б. В чём мышь упрекала
своих племянников?
30б. «Своя игра». Почему
в лапы к коту попала именно
библиотечная мышь, а не её племянники?
40б. Чему поучал кот библиотечную мышь?
50б. «Кот в мешке». Как удалось
мыши спастись от когтей кота?
«Вопросы наизнанку»
10б. Почему на вопросы любознательного
мальчика никому не удавалось ответить?
20б. «Своя игра». Для чего почемучка
удалился от людей на вершину горы?
30б. Какой вопрос наоборот почемучка
придумал, когда состарился
и у него выросла борода?
40б. Куда записывал свои
вопросы почемучка?
50б. Какое открытие сделал
учёный, исследовавший жизнь
почемучки после его смерти?
Пауза. Кроссворд «Сказки по телефону»
1. Что выросло у почемучки от бесконечных вопросов наизнанку?
2. Мальчик-невидимка.
3. Как автор называет вора, который хотел украсть Колизей?
4. Что по вкусу напоминали библиотечной мыши съеденные кошки и собаки?
5. Старая Пословица всегда …
6.Кому шепнула Старая Пословица: «Своя работа – верный выигрыш», и тот проиграл?
Предварительный просмотр:
«Тонино-невидимка»
10б. Почему Тонино пожелал стать невидимкой? (Тонино не выучил уроки и боялся, как бы его не спросили)
20б. Какую «забаву» придумал Тонино на радостях? (Носился по классу, дёргал товарищей за вихры, опрокидывал чернильницы, так он перессорил всех ребят, в кондитерской украл сласти, бесплатно ездил в троллейбусе)
30б. Почему мальчику скоро наскучило быть невидимкой и он пожалел о своём желании? (На Тонино никто не обращал внимания, он почувствовал себя одиноким и никому не нужным)
40б. «Своя игра». Кто заметил плачущего Тонино во дворе дома? (Одинокий старичок)
50б. Что сделало Тонино опять видимым? (Сочувствие и внимание к одинокому человеку)
«Человек, который хотел украсть Колизей»
10б. Почему один человек захотел украсть Колизей? (Он хотел, чтобы весь Колизей принадлежал только ему)
20б. Куда он складывал камни, украденные из Колизея? (В подвал, на чердак, под диван, за шкаф, в корзину для грязного белья, заполнил всю квартиру)
30б. «Кот в мешке». Уменьшился ли Колизей с годами? (Колизей по- прежнему стоял на своём месте)
40б. Где решил провести последние минуты своей жизни человек, который хотел украсть Колизей? (На верхней террасе Колизея)
50б. Какое открытие сделал перед смертью старик, услышав голос ребёнка: «Моё!»? (Колизей не может принадлежать одному человеку, это общее достояние всех людей)
«Война колоколов»
10б. «Своя игра». Как звали главнокомандующих враждебных сторон в войне, разразившейся не на жизнь, а на смерть? (Наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста, обер-бейвсехмейстер фон Бомбах Пальбах Раздроби-вас-в-прах)
20б. Для чего приказали главнокомандующие снять все колокола в своих странах и распла-вить их? (Отлить огромную пушку, чтобы выиграть войну с одного выстрела)
30б. Что произошло после выстрела из пушек, отлитых из колоколов? (Полетел-поплыл праздничный перезвон колоколов)
40б. О чём звонили колокола со всех сторон? (Праздник настал! Мир настал!)
50б. Где был слышен звон колоколов? (Не осталось на всей земле, ни на суше, ни в океане, такого уголка, куда бы не доносился колокольный звон)
«Про мышь, которая ела кошек»
10б. Почему всё, что съела библиотечная мышь (кошка, собака, носорог, слон и т.д.), напоминало вкус бумаги и отдавало чернилами? (Мышь грызла книги с картинками)
20б. В чём мышь упрекала своих племянников? (В том, что они неучи, не знают жизни, не умеют читать)
30б. «Своя игра». Почему в лапы к коту попала именно библиотечная мышь, а не её племянники? (У неё нет жизненного опыта, она прожила всю жизнь в библиотеке и не видела настоящего кота)
40б. Чему поучал кот библиотечную мышь? (Кроме книжной премудрости, есть ещё мудрость житейская)
50б. «Кот в мешке». Как удалось мыши спастись от когтей кота? (Она приобрела житейскую мудрость, пока кот отвёл глаза, мышь забилась между книгами)
«Вопросы наизнанку»
10б. Почему на вопросы любознательного мальчика никому не удавалось ответить? (Это были вопросы наоборот, или наизнанку)
20б. «Своя игра». Для чего почемучка удалился от людей на вершину горы? (Никто на его вопросы ответить не мог, и он удалился, чтобы в одиночестве придумывать вопросы)
30б. Какой вопрос наоборот почемучка придумал, когда состарился и у него выросла борода? (Почему у бороды есть лицо?)
40б. Куда записывал свои вопросы почемучка? (В тетрадь)
50б. Какое открытие сделал учёный, исследовавший жизнь почемучки после его смерти? (Почемучка с детства привык надевать чулки наизнанку и надевал всё так всю жизнь, поэтому и не научился задавать правильные вопросы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по русским народным сказкам
Урок целесообразно провести после изучения раздела «Русские народные сказки»....
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...
Джанни Родари "Сказки по телефону"
В презентации даны некоторые факты биографии писателя, текст сказки (в сокращении) "Дорога, которая никуда не ведёт" и задания для творческих работ учащихся....
Конспект урока«Добрый человек – это…» ( По сказке Д.Родари «Как один мальчик с палкой играл»)
Данный урок помогает решить следующие задачи:1.Учить детей высказывать свои мысли, правильно строить свою речь; прививать чувство доброго отношения к людям; воспитывать доброту и мил...
Урок чтения в 1 классе Сказка К.И Чуковского " Телефон" Урок 86 ". Азбука "автор В. Г. Горецкий
Тема: К. И. Чуковский «Телефон» Цель: создать условия для формирования навыков правильного плавного чтения обучающихся доступных их пониманию произведения.Задачи:1....
Урок литературы в 5 классе. Дж. Родари "Сказки по телефону"
Урок литературы в 5 классе.Тема урока: Дж. Родари. «Сказки по телефону»Тип урока: сообщение новых знаний.План урока: Биография Джанни Родари. 2. Сказки: https://www.yo...
Конспект урока - игры по литературе по сказкам А.С.Пушкина
Урок включает в себя конкурсы, ребусы и интересный дидактический материал к уроку....