Программа внеурочной деятельности по литературе для учеников 5 – 6 классов «Учимся слушать и слышать тех, кто рядом»
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по литературе для учеников 5 – 6 классов
«Учимся слушать и слышать тех, кто рядом»
и
Программа внеурочной деятельности по литературе для учеников 7 – 8 классов
«К нравственным истокам русской художественной литературы» (Читаем вместе, читаем вслух)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по литературе для учеников 5 – 6 классов
«Учимся слушать и слышать тех, кто рядом»
Авторы: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Полынская Ирина Евгеньевна, ГБОУ СОШ №8
п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Кондрашова Татьяна Николаевна , ГБОУ СОШ №9 г. Кинель Самарской области
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Учимся слушать и слышать тех, кто рядом» предполагает углубленную подготовку учащихся 5-6 классов. Данная программа разработана на основе программы Л.А.Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011), авторской программы Полынской И.Е , Кондрашовой Т.Н.«К нравственным истокам русской художественной литературы» ( Самара, 2015) и положений федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5). Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта учащихся среднего звена от класса к классу позволяет преемственность программы внеурочной деятельности «Учимся слушать и слышать тех, кто рядом». Кроме того, данный курс способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными) и читательскими умениями. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе внеурочной деятельности.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны. Благодаря знакомству с художественными произведениями ученик овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Память, внимание, воображение у ребенка также развиваются в процессе общения с книгой.
Актуальность:
1. Формирование читательской компетенции;
2. Умение работать с текстом (разворачивать, сворачивать) для ОГЭ;
3. Подготовка к сочинению;
4.Подготовка к ЕГЭ (аргументы +текст+грамотность)
Программа внеурочной деятельности «Учимся слушать и слышать тех, кто рядом» поможет подготовиться ребятам к написанию 3части экзамена по русскому языку в 9 классе, выпускного сочинения в 10-11 классах. Работа над сочинением учит высказывать собственное мнение по выбранной теме, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность оценить то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свой взгляд на мир, реализовать себя в созидании текста написанном. Но для этого нужно много читать, часто именно книга помогает ребятам развить в себе хорошие и важные качества. Чем больше школьники будут читать, рассуждать вслух, доказывая свою точку зрения, тем легче им будем сдать выпускные экзамены.
Основная цель, реализуемая данным курсом- развитие индивидуальных возможностей каждого ребенка, расширение его читательского пространства, формирование духовных и личностных качеств учеников на традициях русской художественной литературы.
Основными задачами являются:
- формирование у детей на конкретных примерах (поступках героев художественной литературы) представление о доброте, честности, справедливости, дружбе, милосердии;
- воспитание отрицательного отношения к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, лености;
- развитие ценных нравственных качеств: целеустремленности, трудолюбия, отзывчивости, доброжелательности;
- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;
- воспитание любви к Родине, родному краю, своему народу, ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Принципы построения программы:
- принцип интеграции образовательных областей;
- принцип художественной обоснованности и практической целесообразности
Виды деятельности и формы работы:
Тематическое планирование включает следующие формы работы с детьми: круглые столы, беседы, чтение произведений художественной литературы, просмотр эпизодов кино- и художественных фильмов, прослушивание аудиозаписей.
Организация учебного процесса по программе:
Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ по русскому языку и литературе предыдущих лет, написания итогового сочинения в 11 классе.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения, состоит из 4-х разделов - 68 часов, час в неделю.
5 класс – разделы «Дорогами добра », «Наши благодарные и верные друзья». В этих разделах ребята познакомятся с книгами, в которых поднимаются нравственные проблемы. На занятиях обучающиеся будут рассуждать о доброте, дружбе, уважении, научатся понимать и уважать братьев наших меньших.
6 класс – разделы «Уроки войны», «О близких сердцу людях ». В данных разделах поднимаются вопросы, связанные с такими категориями, как война и мир. У ребят должно сложиться четкое представление о благородстве, героизме, патриотизме, жестокости, трусости, предательстве, о важности связи между поколениями, об уважении к близким людям, о любви к ближнему. Закончится работа проектом ««И близких всех душа не позабудет…»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
Реализация данной программы позволит:
- понимать понятия: милосердие и жестокость, правда и ложь, щедрость и жадность, трудолюбие и лень, добро и зло;
- уметь анализировать нравственную сторону героев произведений, своих поступков и поступков других людей;
Предполагаемые результаты деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Личностные
- Метапредметные
- Предметные.
+ Программа формирует УУД:
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
4.Коммуникативные
Предметные умения:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение самостоятельно работать с новым произведением;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные умения:
- прогнозирование содержание книги до чтения с использованием информации из аппарата книги;
- отбор книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентация в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- способность составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные умения:
- участие в беседе о прочитанной книге, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения;
- оценивание поведение героев с точки зрения морали, формирование своей этической позиции;
- умение высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участие в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдение правил общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- умение находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- умение пользоваться аппаратом книги;
- умение выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- характеристика книги, определение темы и жанра, выбор книги на заданную тему;
- сопоставление и сравнение книги-сборника с книгой-произведением;
- умение составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам, видам;
- умение слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- формулировка и высказывание своего впечатления о прочитанной книге и героях;
- сбор, систематизация и оформление материала для презентации (выставки, конкурсы, и т.д.)
- овладение правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизация по темам книг в домашней библиотеке.
Программа является вариативной: можно вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить предлагаемое произведение на другое в зависимости от уровня подготовленности обучающихся дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:
- соблюдение правил пользования книгой;
- умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;
- умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;
- умение описать незнакомую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;
- умение находить в книге сведения об авторе;
- различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;
- умение ориентироваться в группе книг, выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.
Начитанность характеризуется, следующими показателями:
- знание названий книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;
- знание содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;
- умение отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,
- умение осмысливать заголовок произведения (почему книга так названа).
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через анализ читательских формуляров, участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях и т. д.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ уро-ка | Кол-во часов | Тема занятия | Вид деятельности | УУД |
1 раздел «Дорогами добра» | ||||
1. | 1 | Введение в раздел. Ключевые понятия | Презентация, словарная работа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: сформировать «стартовую» мотивацию к обучению |
2 | 1 | Сердце ищет тепла. Стихотворения о доброте, милосердии. Сергей Красников, Людмила Сопина, Алла Мурина | Выразительное чтение, анализ, презентации | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
3-5 | 3 | Владислав Крапивин. «Трое с площади Карронад» | Чтение, анализ, просмотр сочинение | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и композицию, выразительные средства |
6-7 | 2 | В. Каверин «Два капитана». | Просмотр фильма, обсуждение | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностный моральный выбор |
8-9 | 2 | Екатерина Мурашова | Чтение, таблица, обсуждение | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью Личностные: формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
10-11 | 2 | Чтение глав, просмотр фильма, обсуждение | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью Личностные: формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственной отзывчивость | |
12-13 | 2 | Чтение, просмотр эпизодов, таблица, обсуждение | Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника Познавательные: по вызову учителя (или по желанию) отвечать на поставленные вопросы Регулятивные: слушать в соответствии с целевой установкой. Личностные: осуществлять пошаговый самоконтроль результатов. | |
14-15 | 2 | Геннадий Михасенко «Гладиатор дед Сергей» | Чтение, обсуждение | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать текст, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
16-17 | 2 | Защита социального проекта «Давайте делать добрые дела» | Презентации, альбомы, брошюры, зарисовки, выставка | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления презентации Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля, исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
2 раздел «Наши благодарные и верные друзья ( увлекательный животный мир)» | ||||
18 | 1 | Введение в раздел. Ключевые понятия | Презентация, словарная работа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формировать «стартовую» мотивацию к обучению |
19-20 | 2 | Вадим Чернышев | Чтение, обсуждение | Познавательные Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы Личностные: приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры |
21 | 1 | Юрий Яковлев | Чтение, круглый стол | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формировать навыки самодиагностики |
22-23 | 2 | Борис Рябинин | Чтение, обсуждение | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления. Коммуникативные: задавать вопросы, понимать вопросы других и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные: развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формировать осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
24 | 1 | Михаил Андрианов | Чтение, вопросы, таблица | Познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение. Регулятивные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью Коммуникативные: уметь ставить вопросы, давать аргументированные ответы Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, уважительное отношение к русской литературе |
25 | 1 | Константин Ушинский «Слепая лошадь» | Чтение, круглый стол | Познавательные: усваивать социальные нормы, правила поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать Коммуникативные: строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества. |
26 | 1 | Владимир Арсеньев « Встречи в тайге» | Чтение, обсуждение, вопросы | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать Коммуникативные: строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству |
27-28 | 2 | Лонтий Брандт | Просмотр фильма, обсуждение | Познавательные: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формировать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. |
29-30 | 2 | Борис Рябинин | Чтение, обсуждение, таблица | Познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение. Регулятивные: развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведен. |
31-32 | 2 | Василий Белов «Рассказы о всякой живности» | Чтение, вопросы | Познавательные: познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; совершенствовать умение описывать героев Регулятивные: формировать умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Личностные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. |
33 | 1 | Ольга Перовская | Чтение, обсуждение | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Регулятивные: понимать и решать учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом, созидательном процессе, выявлять актуальность идеи, делать выводы о нравственных уроках жизни. |
34 | 1 | Урок-проект | Презентация, сообщение по группам | Познавательные: знать основы культурного наследия человечества; усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности. Регулятивные: воспитать чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
Список художественных произведений для учащихся 5 класса:
- Владислав Крапивин «Трое с площади Карронад»
- В. Каверин «Два капитана».
- Лонтий Брандт « Остров Серафимы»
- Василий Белов «Рассказы о всякой живности»
- Константин Ушинский «Слепая лошадь»
- Михаил Андрианов «Бьющийся гром»
- Борис Рябинин «Мои друзья»
- Валентина Осеева « Динка»
- Юрий Яковлев «Стриженый Черт»
- Борис Рябинин « Нигер»
Календарно- тематическое планирование
6 класс
3 раздел «О близких сердцу людях» | |||||||||
1 | 1 | Введение в раздел. Ключевые понятия. | Презентация, | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формировать «стартовую» мотивацию к обучению | |||||
2 | 1 | Борис Емельянов | Анализ рассказа, обсуждение | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Личностные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления | |||||
3 | 2 | Дина Сабитова «Где нет зимы» | Чтение, обсуждение | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формировать мотивацию к самосовершенствованию | |||||
4-6 | 3 | Образ бабушки и ее влияние на нравственные качества молодого поколения 1.В. А. Солоухин 3. Валентина Осеева | Чтение, обсуждение. Проекты « Самые знаменитые бабушки русской литературы», «Посвящается бабушкам» ( по выбору учащихся) | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |||||
7 | 1 | Яковлев Юрий | Чтение, вопросы | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | |||||
8 | 1 | Борис Минаев | Чтение | Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста; определять основную и второстепенную информацию Регулятивные: понимать и решать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану Коммуникативные: задавать вопросы, слушать ответы других, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные: признавать и соблюдать общепринятые морально-этические нормы. | |||||
9-10 | 2 | Рувим Фраерман | Чтение, просмотр эпизодов | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | |||||
11- 13 | 2 | Семейные ценности как основа духовного развития Сергей Тимофеевич Аксаков 1.«Семейная хроника» 2.«Детские годы Багрова-внука» | Чтение, обсуждение «Влияние семьи на становление личности, по произведениям С. Т. Аксакова» | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | |||||
13-14 | 2 | Елена Габова «И отец мой, и мама моя» | Чтение, обсуждение | Личностные: проявлять положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: понимать и решать учебную задачу; планировать Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию Коммуникативные: строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | |||||
15 | 1 | Альберт Лиханов | Чтение, обсуждение | Личностные: формировать способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | |||||
16-17 | 2 | Любовь Воронкова «Личное счастье» | Чтение, обсуждение | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |||||
18 19 | 2 | Татьяна Богатырева «День матери» | Чтение, диспут | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | |||||
20 | 1 | «И близких всех душа не позабудет…» | Готовим рассказы о своих родных людях | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: определять меры усвоения изученного материала Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на основе поступков положительного героя, формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностный моральный выбор | |||||
4 раздел « Уроки войны» | |||||||||
20 | 1 | Введение в раздел. Ключевые понятия. | Презентация, | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формировать «стартовой» мотивации к обучению | |||||
21-22 | 2 | Фазиль Искандер | Чтение, обсуждение | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск конкретной информации с помощью учителя. Регулятивные: уметь обсуждать возникающие проблемы, уметь вносить необходимые дополнения. Личностные: иметь собственную позицию. Коммуникативные: активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. | |||||
23-25 | 3 | Книга воспоминаний. Улицкая Людмила Евгеньевна | Чтение, | Регулятивные: осваивать способы действия, способность внутренний план действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: уметь слушать, принимать свою и чужую точку зрения. Личностные: иметь собственную позицию, уметь оценивать жизненные ситуации | |||||
26-27 | 2 | Алексей Борзенко | Работа с презентацией, чтение, просмотр эпизодов, вопросы, составление списка тех качеств, которые необходимы «настоящему» человеку | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию. | |||||
28 | 1 | Сусанна Георгиевская «Галина мама» | Чтение | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из произведения, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формировать мотивацию к самосовершенствованию | |||||
29-30 | 2 | Эдуард Веркин «Т-34 – танк Победы» | Чтение, обсуждение | Познавательные: извлекать необходимую информацию из текстов, определять основную информацию Регулятивные: понимать и решать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: задавать вопросы, слушать ответы других и отвечать на их вопросы; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные: осознавать себя гражданином своего Отечества, признавать и соблюдать общепринятые морально-этические нормы. | |||||
31 | 1 | Андрей Грачев Война от первого лица «Афганские былинки» | Чтение | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формировать мотивацию к самосовершенствованию | |||||
32 | 1 | Защита проектов | Урок-зачет | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из произведения, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формировать мотивацию к самосовершенствованию | |||||
33-34 | 2 | Альберт Лиханов «Последние холода» | Чтение, обсуждение | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Список художественных произведений для учащихся 6 класса
Борис Емельянов «Рассказы о маме»
- Дина Сабитова «Где нет зимы»
- В. А. Солоухин « Варвара Ивановна»
- Юрий Яковлев «Речки- березки»
- Валентина Осеева «Бабка»
- Яковлев Юрий «Рыцарь Вася»
- Борис Минаев Рассказы из книги « Детство Левы» « Далекое – близкое»
- Рувим Фраерман «Дикая собака Динго»
- Сергей Тимофеевич Аксаков «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука»
- Улицкая Людмила Евгеньевна «Детство 45-53: а завтра будет счастье»
- Татьяна Богатырева «День матери»
- Алексей Борзенко «Пасха»
- Альберт Лиханов «Последние холода»
- Эдуард Веркин «Т-34 – танк Победы»
Библиографический список для учителя
1.Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения. - М., 1987.
2. Ашукин Н.С., Ашдкина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.
3.Бахтин М.М. Человек в мире слова. — М., 1995.
4. Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. — Орел, 2003.
5.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М., 1959.
6.Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
7. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.
8.Гиршман М. Литературное произведение. Теория и практика анализа М., Высшая Школа, 1991.
9.Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002.
10. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.
11. Граудина Л.К., Мифкевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. — М., 1989.
12.Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. — М., 1992.
13.Ивин А.Л. Основы теории аргументации. — М., 1997.
14.Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
15. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
16. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. — М., 1979.
14. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.,2009.
15. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — СПб., 1996.
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по литературе для учеников 7 – 8 классов
«К нравственным истокам русской художественной литературы» (Читаем вместе, читаем вслух)
Авторы: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Полынская Ирина Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Кондрашова Татьяна Николаевна , ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля г.о.Кинель Самарской области
Пояснительная записка
На этапе дополнительного образования программа внеурочной деятельности «К нравственным истокам русской художественной литературы» предполагает углубленную подготовку учащихся 7-8 классов, получающих гуманитарное образование. Данная программа разработана на основе программы Л.А.Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011) и положений федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, № 5). Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта учащихся среднего звена от класса к классу позволяет преемственность программы внеурочной деятельности «К нравственным истокам русской художественной литературы». Кроме того, данный курс способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными) и читательскими умениями. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе внеурочной деятельности, с воспитанием духовно-нравственных качеств личности учащегося 7-8 классов и развитием его творческого потенциала.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны. Благодаря знакомству с художественными произведениями ученик овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Память, внимание, воображение у ребенка также развиваются в процессе общения с книгой.
Актуальность данной программы заключается в следующем: во всем мире признана ценность детского чтения в качестве источника развития личности и фактора её социальной защищенности. Каким человеком вырастет ребенок и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить, во многом зависит от того, что и как читает школьник и читает ли вообще.
Книга, являясь средством для совершенствования души, и сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо, вдумчиво, «захватывает» и надолго остается в памяти и в сердце. Важно только, чтобы каждый нашел свою хорошую книгу. Чтобы ученик получил такую возможность, важно развивать и поддерживать интерес школьника к книге, расширять круг его интересов, показывать, насколько чтение - увлекательное занятие, важно, чтобы книга стала настоящим другом ребенка, его постоянным спутником, помощником, учителем.
Программа внеурочной деятельности «К нравственным истокам русской художественной литературы» поможет подготовиться ребятам к написанию выпускного сочинения в 10-11 классах. Работа над сочинением учит высказывать собственное мнение по выбранной теме, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность оценить то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Но для этого нужно много читать, часто именно книга помогает ребятам развить в себе хорошие и важные качества. Чем больше школьники будут читать, рассуждать вслух, доказывая свою точку зрения, тем легче им будем сдать выпускные экзамены.
Цель программы – формирование духовных и личностных качеств учеников на традициях русской художественной литературы.
Основными задачами являются:
- формирование у детей на конкретных примерах (поступках героев художественной литературы) представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, милосердии;
- воспитание отрицательного отношения к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, лености;
- развитие ценных нравственных качеств: целеустремленности, трудолюбия, отзывчивости, доброжелательности;
- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;
- воспитание любви к Родине, родному краю, своему народу, ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Принципы построения программы:
- принцип интеграции образовательных областей;
- принцип художественной обоснованности и практической применимости.
Виды деятельности и формы работы:
Тематическое планирование включает следующие формы работы с детьми: круглые столы, беседы, чтение произведений художественной литературы, просмотр эпизодов кино- и художественных фильмов, прослушивание аудиозаписей.
Технология организации учебного процесса по программе:
Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ по русскому языку и литературе предыдущих лет, написания итогового сочинения в 11 классе.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения, состоит из 4-х разделов - 68 часов, час в неделю.
7 класс – разделы «Кладовые народной мудрости», «Все прекрасное в природе». В этих разделах ребята познакомятся с книгами, в которых поднимаются нравственные проблемы. На занятиях обучающиеся будут рассуждать о доброте, дружбе, уважении. Ответят на вопросы: как природа воздействует на душу человека? чему учит человека природа? почему важно бережно относиться к природе? как научить человека видеть прекрасное в природе?
8 класс – разделы «Дорогами войны», «Раскрываем секреты семейного счастья». В этих разделах поднимаются вопросы, связанные с такими категориями, как война и мир. У ребят должно сложится четкое представление о благородстве, героизме, патриотизме, жестокости, трусости, предательстве, о важности связи между поколениями. Закончится работа проектом «У очага предков».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
Реализация данной программы позволит:
- разбираться в понятиях: милосердие и жестокость, правда и ложь, щедрость и жадность, трудолюбие и лень, добро и зло;
- уметь анализировать нравственную сторону героев произведений, своих поступков и поступков других людей;
- уметь писать сочинение-рассуждение по заданной теме, проблеме.
Предполагаемые результаты деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Предметные умения:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение самостоятельно работать с новым произведением;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные умения:
- прогнозирование содержание книги до чтения с использованием информации из аппарата книги;
- отбор книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентация в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- способность составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные умения:
- участие в беседе о прочитанной книге, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения;
- оценивание поведение героев с точки зрения морали, формирование своей этической позиции;
- умение высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участие в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдение правил общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- умение находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- умение пользоваться аппаратом книги;
- умение выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- характеристика книги, определение темы и жанра, выбор книги на заданную тему;
- сопоставление и сравнение книги-сборника с книгой-произведением;
- умение составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам, видам;
- умение слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- формулировка и высказывание своего впечатления о прочитанной книге и героях;
- сбор, систематизация и оформление материала для презентации (выставки, постеры, конкурсы, и т.д.)
- овладение правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизация по темам книг в домашней библиотеке.
Программа является вариативной: можно вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить предлагаемое произведение на другое в зависимости от уровня подготовленности обучающихся дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:
- соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения;
- умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;
- умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;
- умение описать незнакомую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;
- умение находить в книге сведения об авторе;
- различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;
- умение ориентироваться в группе книг, выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.
Начитанность характеризуется, следующими показателями:
- знание названий книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;
- знание содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;
- умение отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,
- умение осмысливать заголовок произведения (почему книга так названа).
Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:
- умение отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);
- умение ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;
- умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;
- умение работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;
- знание библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через анализ читательских формуляров, участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях и т. д.
На основе выше изложенного составим критерии для характеристики уровней сформированности:
Крите-рии | Уровневые показатели | |||
Высокий | Достаточный | Средний | Низкий | |
1.умение работать | Знание элементов книги и умение ориентироваться в них; быстрое умение находить в книге сведения об авторе; различение шрифтов; ориентация в группе книг от 2 до 4. | Знание элементов книг; умение описывать незнакомую книгу по заглавию, иллюстрациям; ориентация в 2-3 книгах. | Нужная страница находится не сразу; учащийся нуждается в помощи взрослого при работе с книгой. | Ученик не ориентируется в элементах книг; сведения об авторе учащемуся найти сложно; в группе книг он не ориентируется. |
2. Начитанность | - самостоятельная подготовка к выразительному чтению; - широкий читательский кругозор; - полное усвоение программы; - знание авторов и названий полюбившихся произведений; - умение отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям. | - читательский кругозор ограничен знанием определенных жанров; - программа усвоена частично; - выделение отдельных авторов и полюбившихся произведений. | - читательский кругозор недостаточно широк; - программа усвоена частично; - частичное запоминание авторов и произведений программы. | - ограниченный читательский кругозор; - программа усвоена частично; - слабое знание авторов и произведений. |
7класс
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Тема занятия | Вид деятельности | УУД |
1 раздел « Все прекрасное в природе» | ||||
1. | 1 | Введение в раздел. Ключевые понятия. | Презентация, словарная работа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения, обращаться за помощью к учебной литературе Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и использ Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению |
2. | 1 | Читаем стихи поэтов- земляков: П.В Петрищева, Н.А. Смолякова и др. | Выразительное чтение, анализ, презентации | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
3-5 | 3 | Юрий Иосифович Коваль «Алый» 3. Урок-творчество Рисуем иллюстрации к повести «Недопёсок» или «дописать». ( по выбору учеников) | Чтение, анализ Чтение, вопросы, рисуем, сочиняем | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и композицию, выразительные средства |
6-7 | 2 | Пришвин Михаил Михайлович «В краю непуганых птиц». Рассказы из книги. 1.Образ природы в очерках М. Пришвина. 2.Сочинение-миниатюра «Что значит для меня природа?» | Чтение отдельных рассказов по выбору, вопросы, презентации | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
8-9 | 2 | Васильев Борис Львович «Не стреляйте в белых лебедей» 1.Егорова жизнь 2. Отцы и дети в романе. Колька Полушкин и Вовка Бурьянов. | Чтение, просмотр эпизодов, таблица, обсуждение | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
10-11 | 2 | Казаков Юрий Павлович «Арктур-гончий пес» 1.Чувство Арктура к хозяину необыкновенное и возвышенное. 2. Урок- презентация. « Мое любимо животное» | Чтение, презентация | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
12-13 | Троепольский Гавриил Николаевич«Белый Бим Черное ухо» 1.Белый Бим- главный герой повести. 2.Мини – исследование: | Чтение, просмотр эпизодов, таблица, обсуждение | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника | |
14 | 1 | Баруздин Сергей Алексеевич Юмористические рассказы о животных. 1. «Забракованный мишка», « Двухметровое несчастье», | Чтение, вопросы | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать текст, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
15 | 1 | Асадов Эдуард Аркадьевич «Стихи о рыжей дворняге» 1.Бойся равнодушия! Равнодушие, безразличие способны убивать. | Анализ стихотворения, таблица | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
16-17 | 2 | Защита социального проекта «Мой маленький мир природы» | Презентации, альбомы, брошюры, зарисовки, выставка | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления презентации Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля , формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
2 раздел «Кладовые народной мудрости» | ||||
18 | 1 | Введение в раздел. Ключевые понятия. | Презентация, словарная работа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению |
19-20 | 2 | Лев Николаевич Толстой «Чем люди живы» 1. Чем люди живы? Что составляет основу, саму сущность жизни людей? 2.Сочинение – миниатюра | Чтение, просмотр фильма, обсуждение, таблица | Познавательные Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры |
21 | 1 | Геласимов Андрей Валерьевич «Нежный возраст» 1. «Мой ровесник в современной литературе (на примере произведения А.Геласимова «Нежный возраст») | Чтение, круглый стол | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков самодиагностики |
22-23 | 2 | Гордиенко Галина Анатольевна 1. Гордая и сильная Лена 2.Подрок на день рождения. Поступок Игоря. | Чтение, обсуждение | Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно- следственные связи, делает обобщения, выводы. Регулятивные: осознает возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути их преодоления. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
24 | 1 | Мурашова Екатерина Вадимовна «Класс коррекции» 1.Урок-дискуссия | Чтение, просмотр эпизодов, вопросы, таблица | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение. Регулятивные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Коммуникативные: уметь ставить вопросы, давать аргументированные ответы Личностные: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе |
25 | 1 | Пономарёва Татьяна Дмитриевна «Трудное время для попугаев» 1.Проблемный возраст | Чтение, круглый стол | Познавательные: освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. |
26 | 1 | Дашевская Нина Сергеевна «Наушники» 1. Музыка меняет жизнь к лучшему, помогает обрести настоящую любовь и дружбу. | Чтение, обсуждение, вопросы | Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству |
27-28 | 2 | Бочарова Татьяна «Окно» 2.Сочинение-миниатюра | Чтение, обсуждение | Познавательные: Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
29 | 1 | Габова Елена Васильевна «Не пускайте Рыжую на озеро» «Мы родились на свет людьми – давайте жить как люди!» | Чтение, обсуждение, таблица | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение. Регулятивные: Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. |
30 | 1 | Крупин Владимир Николаевич | Чтение, вопросы | Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления. Коммуникативные: строит монологические высказывания Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. |
31-32 | 2 | Артюхова Нина Михайловна «Бабушка и внук» «Бульон для больного» | Чтение, вопросы | Познавательные: Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки. Регулятивные: формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Личностные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. |
33 | 1 | Самарский Михаил Александрович «Радуга для друга» 1.Собака-помощник, настоящий друг человека | Чтение, обсуждение, таблица | Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, делает выводы о нравственных уроках жизни. |
34 | 1 | Урок-проект 1.Мое любимое произведение писателя-современника. Делимся своими находками. | Презентация, сообщение по группам | Познавательные: Знание основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей. Регулятивные: воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе Коммуникативные: : уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
Список художественных произведений для учащихся 7 класса:
1. Артюхова Н.М. « Бабушка и внук», « Бульон для больного»
2. Асадов Э. «Стихи о рыжей дворняге»
3. Баруздин С.А. Юмористические рассказы о животных
4. Васильев Б. «Не стреляйте в белых лебедей»
5. Габова Е.В. «Не пускайте Рыжую на озеро»
6. Геласимов А.В. «Нежный возраст»
7. Гордиенко Г.А. «Подарок ко дню рождения»
8. Дашевская Н. «Наушники»
9. Казаков Ю.П. «Арктур-гончий пес»
10. Коваль Ю.«Алый», « Недопесок»
11. Крупин В. «А ты улыбайся!»
12. Мурашова Е. В. «Класс коррекции»
13. Пономарёва Т. Д. «Трудное время для попугаев»
14. Пришвин М.М. «В краю непуганых птиц»
15. Толстой Л.Н. «Чем люди живы»
8 класс
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Тема занятия | Вид деятельности | УУД |
3 раздел« Раскрываем секреты семейного счастья». | ||||
1 | 1 | Введение в раздел. Ключевые понятия. | Презентация, | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению |
2 | 1 | Паустовский Константин Георгиевич «Телеграмма» 1. «Как важно вовремя успеть» | Анализ рассказа, заполнение таблицы | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления |
3-4 | 2 | Екимов Борис «Говори, мама, говори» 1. «Нет никого ближе и роднее матери» «Ночь исцеления» 2. «И придет исцеление». | Анализ рассказа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию |
5-6 | 2 | Киноповесть «Ты – не сирота» 1.Доброе сердце приемных родителей. 2.Большая дружная семья. Характеристика героев. | просмотр и анализ эпизодов, заполнение таблицы | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
7 | 1 | Толстой Алексей Николаевич | Чтение, работа в таблице | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: признаёт общепринятые морально-этические нормы. |
8-9 | 2 | Курамшина Ирина 1.Духовные отношения между матерью и сыном. 2.Сочинение-рассуждение по выбору: | Чтение , анализ | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
10-11 | 2 | Улицкая Людмила Евгеньевна «Дочь Бухары» 1.Ответстенность за любовь 2. Диспут. Что мешает человеку быть счастливым? | Чтение, обсуждение, работа в таблице | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
12 | 1 | Карпов Евгений «Меня зовут Иваном» 1 Послевоенная жизнь Семена и его поступок по отношению к матери. | Чтение, обсуждение | Личностные: проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения совершенствует имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
13 | 1 | Фазиль Искандер Абдулович «Начало формы» 1.Родительский авторитет. | Чтение, обсуждение | Личностные: имеет способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения |
14 | 1 | Дубов Николай Иванович «Беглец» | Чтение, обсуждение | Личностные: имеет способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения |
15 | 1 | Платонов Андрей Платонович «Третий сын» 1. «Ты одна мне несказанный свет…» | Чтение, вопросы, таблица | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
16 | 1 | Куликова Людмила Михайловна «Свиделись» 1.«Как в детстве у мамы». Последнее свидание с мамой. | Чтение, обсуждение | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование навыков исследования текста |
17-18 | 2 | Алексин Анатолий Георгиевич «Безумная Евдокия» 1. Главная задача Евдокии Савельевны – воспитать в детях «талант человечности» 2.Сочинение- рассуждение «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество» | Чтение, диспут | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
19 | 1 | Лиханов Альберт Анатольевич «Благие намерения» 1.Нравственный облик педагога | Чтение, обсуждение, таблица | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: определять меры усвоения изученного материала Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. |
4 раздел « Дорогами войны» | ||||
20 | 1 | Введение в раздел. Ключевые понятия. | Презентация, | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению |
21-22 | 2 | Иванов Николай Федорович «Вход в плен бесплатный» 1.Книга о войне в Чечне. 2.О главном герое. | Чтение эпизодов, просмотр эпизодов, обсуждение | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск конкретной информации с помощью учителя. |
23-25 | 3 | Кондратьев Вячеслав Леонидович «Сашка» 1. Путь писателя к «Сашке». 2. Через испытание властью, любовью и дружбой. 3.Сочинение - миниатюра «Мое впечатление от повести Вячеслава Кондратьева «Сашка»». | Чтение, просмотр эпизодов, анализ эпизодов, заполнение таблицы, | Регулятивные: осваивать способы действия, способность внутренний план действия. |
26-27 | 3 | Полевой Борис Николаевич «Повесть о настоящем человеке» 1.Слово о писателе. Презентация – рассказ. «О мужестве и настоящих людях». «Знакомство с прототипом главного героя повести - Алексеем Петровичем Маресьевым». 2.Сочинение. « Есть ли место подвигу? Во имя чего он совершается и ради чего надо жить на свете?» | Работа с презентацией, чтение, просмотр эпизодов, вопросы, составление списка тех качеств, которые необходимы «настоящему» человеку | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию. |
28 | 1 | Кудрявцева Татьяна 1.Способность жалеть. | Чтение, вопросы, таблица | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из произведения, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию |
29-30 | 2 | Веркин Эдуард Николаевич «Облачный полк» 1. Облачный полк - современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге, о мужестве жить. 2.Их воспитала война. | Чтение, вопросы, аудиозапись | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, определяет основную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, п признаёт общепринятые морально-этические нормы. |
31 | 1 | Ермаков Олег Николаевич «Зимой в Афганистане» (рассказы) 1. «Крещение» | Чтение, вопросы | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию |
32 | 1 | Закруткин Виталий Александрович «Матерь человеческая» | Чтение, анализ, таблица | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию |
33-34 | 2 | Защита проектов (по выбору): альбом «Летопись Великой Отечественной войны», сочинение «Моя семья в года ВОв», «Моя семья и война» (Афганистан, Чечня) презентация и т.д. | Урок-зачет | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Список художественных произведений для учащихся 8 класса:
1. Алексин А. «Безумная Евдокия»
2. Баранов А.Л. Я вас слушаю. — М., 1990
3. Екимов Б. «Говори, мама, говори»
4. Искандер Ф. «Начало формы»
5. Карпов Е. «Меня зовут Иваном»
6. Катаев В.П. «Сын полка»
7. Кондратьев В.Л. «Сашка»
8. Куликова Л. «Свиделись»
9. Курамшина И. «Сыновний долг»
10. Лиханов А. «Благие намерения»
11. Паустовский К.Г. «Телеграмма»
12. Платонов А. «Третий сын»
13. Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»
14. Улицкая Л. «Дочь Бухары»
15. Шолохов М. «Чужая кровь»
16. Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова
Библиографический список для учителя
1.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
2. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. — М., 1979.
3. Ашукин Н.С., Ашдкина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.
4. Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения. - М., 1987.
5. Бахтин М.М. Человек в мире слова. — М., 1995.
6. Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. —
Орел, 2003.
7.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М., 1959.
8.Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
9. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.
10.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.
11.Граудина Л.К., Мифкевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. — М., 1989.
12.Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. — М., 1992.
13.Ивин А.Л. Основы теории аргументации. — М., 1997.
14. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
15. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — СПб., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка родителям 10-классников "Учитесь слушать и слышать своего ребёнка"
Памятка родителям 10-классников "Учитесь слушать и слышать своего ребёнка"....
Конспект урока литературы в 5 классе "Учимся писать письма"
Цели: 1. Познакомить школьников с историей возникновения письма, с его структурой, с основными правилами и вежливыми формами переписки.2. Развивать коммуникативные умения учащихся, связную речь, ...
Программа элективного курса по литературе для 11 класса "Учимся писать сочинение"
Элективный курс непосредственно связан с программой по литературе для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует литературоведческие сведения, полученные учащимися, закрепляет практическ...
разработка урока литературы в 5 классе "Учимся "жить"стихом"
Целью данного урока литературы в 5 классе Учимся "жить "стихом является обучение анализу лирического произведения, попытка реализовать для себя образы, скрытые в стихах, возможност ...
Урок литературы в 5 классе "Учимся понимать поэзию. Ритм и рифма".
Автор предлагает вариант урока «Ритм и рифма» из серии занятий в 5 классе «Учимся понимать поэзию». Элементарный литературоведческий анализ дает...
Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Учимся сочинять сказки"
Разработка содержит материалы, которые можно использовать при обобщении изученного о волшебных сказках, а также для подготовки написания своей сказки....
Коммуникация или умение слушать и слышать, как одна из необходимых компетенций ученика и учителя.
Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Фор...