разработка урока литературы в 5 классе "Учимся "жить"стихом"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Целью данного урока литературы в 5 классе Учимся "жить "стихом является обучение анализу лирического произведения, попытка реализовать для себя образы, скрытые в стихах, возможност почувствовать красоту звучащего слова.Это и попытка попробовать себя в роли начинающего поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_6_klass_uchimsya_zhit_stihom.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Учимся « жить» стихами
Цели: обучение анализу лирического произведения; .попытаться раскрыть для себя образы, скрытые в стихах; дать почувствовать красоту звучащего слова.
1.Слово учителя.
-Ребята, скажите , а задумывались ли вы о том, легко ли писать стихи?
Лёгкий это или тяжёлый труд?
Прочитаем отрывок из 4 главы книги Н.Носова «Приключения Незнайки»(инсценировка эпизода группой ребят)
-Научился ли Незнайка писать стихи?
_Что Цветик считает главной особенностью стихов?
-А Цветика можно назвать поэтом? Почему?
-Так что же такое настоящие стихи?
Прилагается для анализа стихотворение Н.Матвеевой «Кораблик».
-Ребята, если бы вам предложили создать иллюстрацию к этому стихотворению, чтобы вы изобразили?
(Учащиеся предлагают свои варианты, говорят, что кораблик изображён словно живой.)
Обращаю внимание на слово «Сам»
_-Что помогает увидеть кораблик в человечьем обличье.
-Какие слова очеловечивают его?
Найдите примеры олицетворений.(Учащиеся приводят примеры» ,например, вулканы с «седыми бровями». Встреча кораблика с другим кораблями.
-А если заменить синонимом слово «посудачат»
Какое будет слово удачнее?.
Перечитаем последнюю строфу. Какая серьёзная мысль звучит в финале?
(Герой находится в поиске, он взрослеет, хочет сам отвечать за свои поступки).
- А вот и ещё одно стихотворение, которое написал поэт Р.Рождественский.
(Ребята читают стихотворение и пытаются представить видеообраз, который навеяло стихотворение (презентация образа)
Анализ стихотворения учащимися.
Задание классу:
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
-Как вы догадались, что речь идёт об одуванчике.?
Как поэту удалось нарисовать образ не разу не употребив слово «одуванчик»?
-Какое неожиданное слово нашёл поэт?
-Как он сумел передать настроение?
-Какие поэтические приёмы увидели вы в этом стихотворении?
-Часто не только слова. но и отдельные звуки помогают выразить свои мысли, чувства
Как , например, в стихотворении «Дождь» С.Маршака.
(Презентация и чтение стихотворения наизусть)
Анализ стихотворения учащимися.
Задания:
- Как меняется состояние природы?
-Как помогают это увидеть и услышать звуки стихотворения?.
Что напоминает звучание капелек дождя?
Анализ Стихотворения учащимися.
Затем приглашаю учащихся в своеобразную творческую мастерскую.(Ребята делятся на 5 групп)
Учащимся предлагаются творческие задания , которые помогут разнообразить представление учащихся о своеобразии стиха.
Все они посвящены сравнению
1.Чтение стихотворения Н.Матвеевой «Шарманка»
Скажите, а зачем нам шарманка нужна?
И Хриплая совсем,
И сиплая она,
Скрежещет, как возок.
Скрипит, как бурелом.
Как флюгер, как сапог,
Как дерево с дуплом.
- Ребята, что общего между сапогом, флюгером,буреломом и деревом?
Какие звуки повторяются в стихотворении?
-А как изобразила поэтесса посадку в поезд?
-Что с чем сравнивается в этом стихотворении?
Если будем рисовать иллюстрацию к стихотворению, сколько картин у нас получится? Почему вы так решили?
-Как вам кажется, какое путешествие предстоит героям?
2.Аукцион сравнений.
Учащимся предлагается придумать точные и неожиданные сравнения.
Голос звучал, как…
Она прекрасна, как…
Юноша сильный как…
Учащиеся предлагают варианты(Голос звучал, как медная труба, она прекрасна, как сама весна..)
Юноша сильный , как богатырь..)
3.Попробуем описать ландыш с помощью сравнений
Учащиеся предлагают свои варианты
(Ландыш появился в траве как белое чудо..
Как облако на ножке и т.д)
Обратимся к стихотворению С.Маршака. Посмотрите на что похож ландыш здесь?
Есть ли здесь сравнения?
Они спрятаны.Как же называется скрытое сравнение?
-Верно- это -метафора.
Найдите метафоры. Учащиеся приводят примеры.
4.Опишите ( на выбор) состояние человека в грустном или радостном настроении., используя сравнения, метафоры. Попробуйте создать четверостишия.
2-3 минуты.
(Появились такие незатейливый четверостишия:
Сегодня грустно мне , что я один
Я ,как потухший огонёк.
Меня ничто не веселит,
Я, как засохши василёк.
Я рад, что вновь пришла весна,
Что я могу смеяться и мечтать,
Я , как весенний мотылёк,
Мне хочется летать.
-Молодцы .Сегодня вы пробовали«Жить» стихом. Творили.
-А что же такое творчество?
Творчество-это деятельность, которая отличается оригинальностью, уникальностью.
-Я предлагаю вам дома поработать над созданием своих собственных творений.
Попытаться создать небольшие четверостишия о своём любимом времени года, используя сравнения, метафоры. Удачи вам в вашем нелёгком деле!
Приложение к уроку
Новелла Матвеева "Кораблик"
Жил кораблик веселый и стройный:
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб и в металл,
Сам повел себя в рейс - сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан.
Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.
Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету, все ль на месте, -
Все записывал, все проверял!
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда...
Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам, - сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан!
Дождь
Самуил Маршак
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...
Разработка урока литературы в 11 классе "Стихи кубанских поэтов"
Урок знакомит с творчеством кубанских поэтов, воспитывает любовь к поэзии родного края. На уроке звучат стихи И. Вараввы, К. Обойщикова, В. Бакалдина, В. Нестеренко, С. Медведевой. Учащиеся собирают п...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Урок литературы "Песни на стихи русских поэтов". 7 класс
Урок литературы в 7 классе "Песни на стихи русских поэтов". УМК В.Я. Коровиной. на уроке используется презентация....
Урок литературы по теме:«Стихи, которые покоряют сердца»
Данный учебный материал предназначен для учащихся средней школы 6-9 класс и рассчитан на 2 урока. При составлении конспекта урока применялась технология "Мастерская"....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
Урок литературы в 8 классе на тему:«Стихи и песнио Великой Отечественной войне» ...