Интегрированный урок литературы и народного творчества в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Цнинская СОШ №1» п. Строитель Тамбовского района
Учитель русского языка и литературы Иргашева С.В.,
Учитель музыки Болдырева О.С.
Интегрированный урок литературы и народного творчества в 5 классе.
Тема урока: Фольклорный праздник «Осенины».
Цель: Знакомство с традицией посиделок в русской культуре.
Задачи:
- расширить знания о традициях русского народа;
- показать связь традиции с повседневной жизнью;
- повторить жанры устного народного творчества;
- создать условия для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Ход урока
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята. Милости просим в нашу светлицу на праздник осени. И начинаем мы наш праздник с тёплого, осеннего стихотворения, которое создаст нам определённое настроение.
Один из учащихся читает стих.
Ведущий: Осень – прекрасное время года. А для наших далёких предков – это ещё и начало нового года. Убрав урожай, крестьяне устраивали праздник Осенины. Осенины – это встреча осени. На Руси справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равнялся ночи. Наши предки верили, что если встать на пригорок и о чём попросить силы природы, то тебя обязательно услышат и исполнят все желания. Так, наверное, зарождались заклички. Некоторые из них мы сегодня услышим.
Дети: Заклички.
1. Осень, осень пришла.
Что ты нам принесла?
В короба холста,
На гумно зерна,
На прялку шерстинку,
Да молока в крынку,
На стол каравай.
Дождик, дождик, поливай!
2.Осень, осень, в гости просим.
С обильными хлебами,
С высокими снопами.
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.
Осень, осень, в гости просим!
Осень, осень, в гости просим!
Звучит музыка.
Ведущий: Вы, наверное, подумали, что сейчас появится осень в образе девицы -красавицы в роскошном золотистом платье, с букетом осенних листьев в руках. Но наши далёкие предки представляли себе осень совсем по - другому. Как? Смотрите…
Звучит музыка. Появляется осень с тремя осенними месяцами.
Ведущий: Именно таким дряхлым ворчливым стариком с тремя глазами и взъерошенными волосами представляли осень в стародавние времена!
Здравствуй, дедушка – осень!
В гости милости просим.
Осень:
Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явился на порог.
А пришёл я не один, кто же мои попутчики?
Сентябрь:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришёл?
Осень:
Сентябрь пахнет яблочками.
Октябрь:
Все мрачней лицо природы -
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
А что за месяц к нам явился?
Осень:
А этот месяц пахнет капустой.
Ноябрь:
Чёрно поле, белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Осень: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.
Ведущий: А вы знаете, ребята, как в народе называли эти месяцы?
Сентябрь – ревун, от рёва осенних ветров и зверей.
Октябрь – позимник, листопадник, грязник.
Ноябрь – полузимник, грудень.
А знаете, ли вы, ребята, пословицы и поговорки, связанные с этими месяцами и осенью?
Дети: Пословицы и поговорки.
- Холоден сентябрь, да сыт.
- Октябрь зиме ворота открывает.
- Осень идёт, дождём за собой ведёт.
- Осень – перемен восемь.
- В сентябре огонь и в поле, и в избе.
- В осень и у вороны копна.
- Как лето со снопами, так и осень с пирогами.
- Весна красна цветами, а осень снопами.
- В сентябре синица просит осень в гости.
- В октябре одна ягода, да и та горькая рябина.
Ведущий: Представьте себе – деревенское подворье в праздничные дни, и вы, наверняка, сразу же услышите звонкие голоса исполнителей частушек. И у нас есть такие умельцы…
Дети: Частушки.
- Мы осенние частушки,
Пропоем сейчас для вас!
Громко хлопайте в ладоши
Веселей встречайте нас.
- Как красиво всё кругом,
Золотым осенним днём!
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят.
- Осень – времечко сырое,
Дождик льётся с высоты,
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты.
- Осень, осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла!
- Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим
Сразу все кричим: «Ура!»
- Наступила непогода.
День за днем идут дожди
Как нам солнышка охота!
Бабье лето, выходи!
- У меня коса златая,
Это, девки, неспроста.
Меня осень золотая,
Красотою наградила.
Ведущий: Подзадорив себя частушками, наши прабабушки прадедушки выходили в чисто поле разгуляться да разыграться. А во что они играли, наши дети знают, потому что в нашей школе есть уроки, народного творчества.
Игра «Шире, шире, шире круг».
Участники берутся в кругу за руки. В центр круга выходит водящий, закрывает глаза и вытягивает руки (стрелой) в любом направлении. Круг начинает двигаться по часовой стрелке, а водящий — в противоположном направлении. При движении все повторяют хором слова: «Шире, шире круг, у меня 100 подруг. Эта, эта, эта, а любимая — вот эта». Все останавливаются. Игрок, на которого при остановке указал водящий, выходит в центр круга. Эти игроки становятся спиной друг к другу и закрывают глаза, а остальные участники хором начинают считать до трех. На счет «три» игроки в центре поворачивают головы в любом направлении. Если повернули в одну сторону — целуются в щёчку, если нет — жмут друг другу руки.
Ведущий: А за играющими на лужайке из окон домов наблюдали бабушки и дедушки, а ещё молодые мамочки. Не могли они играть и веселиться, потому что в это время пели колыбельные песни малым деточкам. Это жанр устного народного творчества очень популярен и в наши дни.
Исполнение колыбельной песни одним из учащихся.
Ведущий: Подрастал ребёнок, его пестовали и потешали, так появились пестушки и потешки. Их мы тоже услышим сегодня, но уже в современной версии.
Дети: Потешки.
Одевайся, дружок.
Во дворе кружит «снежок»,
Жёлтым кроет он листом
И дорожки и газон!
Листопад, листопад,
Не кружи ты невпопад.
С деткой мы гулять идём
Все листочки соберём.
Ведущий: На Руси всегда любили загадки. В них собрана мудрость народа.
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо? (Самовар)
- Кривой конь лезет в огонь. (Кочерга)
- Новая посудина, а вся в дырах? (Сито, решето)
- Четыре братца под одной крышей? (Стол)
- Сама не ест, а всех кормит. (Ложка)
- Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
Дети: Загадки.
- Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг,
Чуть крылом касаясь сосен,
Догадайся, милый друг
Что за время года? (Осень)
- Я набрал златых монет
И хотел купить конфет,
Но на эти, на монеты
Мне не продали конфеты. (Осенние листья)
- Слёзки капают из тучи
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник
Хлопает по лужам. (Дождик)
- По городу дождик осенний гулял.
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит.
Ветер подует, оно задрожит! (Лужа)
- Рыжий Егорка упал на озёрко,
Сам не утонул и воды не всколыхнул. (Осенние листья)
Ведущий: Ну и какой же праздник без песен и хоровода! Выходи честной народ. Затевай - ка хоровод.
Дети водят хоровод и исполняют русскую народную песню «На горе - то калина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Устное народное творчество"
Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить с народными кубанскими ...
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
Контрольная работа по литературе. Устное народное творчество. 6 класс
Контрольная работа проводится в конце изучения раздела "Устное народное творчество" в 6 классе....
Контрольная работа по литературе "Устное народное творчество" 6 класс
Контрольная работа "Устное народное творчество" проводится в конце изучения раздела "Устное народное творчество"...
Контрольные измерительные материалы по предмету «Литература». Устное народное творчество (6 класс) (ФГОС)
КИМ по литературе "Устное народное творчество" 6 класс (ФГОС)...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"
Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...
Конспект урока по литературе «Устное народное творчество» 7 класс
Конспект урока по литературе предназначен для учителей гуманитарного цикла...