Маленький человек: тип или личность?(по творчеству Ф.М. Достоевского)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Урок литературы 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_chelovek_tip_ili_lichnostpo_tvorchestvu_f.m._dostoevskogo.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Маленький человек: тип или личность?(по творчеству Ф.М. Достоевского).”
Класс: 9
Технология: ИКТ, обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Цели: 1.Учебная: отработка навыка анализа художественного текста
2. Развивающая: развивать культуру исследовательской деятельности, логическое
мышление (анализ и синтез, монологическая речь учащихся).
3.Воспитательная: воспитание уважения к человеческой личности привитие читательского интереса.
Ход урока.
- Организационный момент. Актуализация знаний.
Вы прочли изречение Достоевского. Вдумайтесь, какова главная тема в творчестве писателя?
-человек и его внутренний мир
(слайд 2)
Что объединяет портреты этих трех великих классиков?
-Да, и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского объединяет интерес к особому типу человека, “маленькому человеку”. Тема маленького человека была выстрадана русской литературой первой половины 19 века.
Докажите это, приведите примеры произведений, в которых поднимается эта тема.
- А.С. Пушкин “Станционный смотритель”, “Медный всадник”, Н.В. Гоголь “Шинель”, Ф.М. Достоевский “Бедные люди”.
(слайд 3)
Каждый автор, безусловно, вносит свое видение в черты известного литературного типа. Определим степень новаторства каждого из писателей в изображении маленького человека.
Разобьемся на три группы и сравним схемы образных систем.
1 группа – “Станционный смотритель”
2 группа – “Шинель”
3 группа – “Бедные люди”
По следующей схеме (слайд № 4)
Работа в группах 20 минут.
Предполагаемые ответы:
Смысл заглавия
1 группа. Название “Станционный смотритель” указывает на социальное положение героя.
2 группа. “Шинель” – предмет поклонения Башмачкина, поиск смысла, способ самоутверждения.
3 группа. “Бедные люди” – название формулируется во множественном числе.
Почему?
-писатель хочет подчеркнуть типичность судеб героев.
Форма повествования.
1 группа. О событиях говорит рассказчик.
2 группа. Повествование доверено автору.
3 группа. Повествователь – Девушкин, сам герой. Повествование ведется не в разговорной, а в эпистолярной форме.
Анализ черт характера маленького человека.
Работа с текстами, выступления учащихся от групп.
Какие качества Девушкина раскрывает эпистолярная форма изложения?
- Мучительный процесс личностного роста за обретение собственного Я.
Герой, работая над собой помогает ближнему.
Какова речь Девушкина?
-Незрелая, косноязычная.
- Но эта “незрелая манера” – новаторский прием, попытка говорить на “косноязычном” языке маленького человека и утвердить его достоинство.
(слайд 8.9.10 стр 56)
- Перечитайте письмо Макара и докажите, что его мечты и мысли делают личность титулярного советника душевно богаче, нежели характеры его предшественников в галерее “маленьких людей”(3 группа).
- Письма от 12 апреля (стр.17-18), 22 июня (стр. 59-60), 5 сентября (стр. 121-122) – восприимчивость к страданиям других
- 4 августа (стр.94-97), 1 августа (стр.87-88) – бедность.
- 26 июня (стр. 65) – мечты о литературной славе.
- 12 июня (стр.55) “В пословицу меня ввели…” – отсутствие смирения в сравнении с Башмачкиным, возмущение насмешками.
- 28 июня (стр. 68), 1 июля (стр.72) – стремление помочь ближнему.
- 7 июля (стр.75-76), 28 июля (стр. 84-86) – мечты о любви.
- 8 июля – гордость за честную бедность.
- Зачем Достоевский повторяет эпизод из “Шинели”(прием у значительного лица), но меняет его исход? Почему после счастливого приговора суда умирает Горшков?
- Письма Макара, показывают нам, что он обладает частью традиционных тематических черт “маленького человека” (после ответа группы в качестве обобщения на доске появляется 11 слайд с выводами).
- Низким, бедственным, подчиненным социальным положением.
- Страданием от сознания своей слабости и ошибок.
- Неразвитостью личности.
- Остротой жизненных переживаний.
- Осознанием себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь.
- В чем новаторство Достоевского?
- Обратимся к последнему письму Макара. Какие ощущения оно вызывает?
- Трагические(отъезд Вареньки) и комические одновременно.
- О каком качестве прозы Достоевского это говорит?
- О психологизме.
(слайд)
Согласны ли вы с точкой зрения литературоведа?
Подведение итогов урока:
- Своим творческим кредо Достоевский считал потребность “при полном реализме открыть человека в человеке”. Это ему удалось. “Униженные и оскорбленные будут полноправными героями всей прозы писателя ”. (слайд)
Домашнее задание предоставит вам шанс поработать вам в эпистолярном жанре. (слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."
Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....
Ход урока:"Маленький человек: тип или личность".(по творчеству Ф.М. Достоевского)
Цели: -Развивать исследовательскую культуру 9-и класснкиов- Отработка навыков анализа художественного текста Технология: обучение в сотрудничестве (групповая работа)....
Слайды к уроку "Маленький человек: тип или личность "(по творчеству Ф.М. Достоевского)
Материалы для интеракивной доски....
Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)
Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...
Урок литературы в 9 классе по творчеству Ф.М.Достоевского "Ибо хочу быть человеком..."
Урок знакомства с биографией, мировоззрением и творчеством писателя....
Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди») 10 класс
Тема "Маленького человека" в творчестве Ф.М.Достоевского...
Презентация "Эволюция "маленького человека" в произведениях Ф.М. Достоевского "
Презентация позволит обратиться к произведениям Достоевского и выявить причины униженных и оскорбленных...