Методическая разработка открытого урока по творчеству М.А. Шолохова.
методическая разработка по литературе на тему
Методическая разработка по творчеству М.А.Шолохова. Тема :"Судьба Андрея Соколова в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока.
Преподаватель ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум»
Косарева Маргарита Вячеславовна.
Тема: «Судьба Андрея Соколова в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»».
Цели:
- Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание
- Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
- Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать
Планируемые результаты:
- Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова « Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.
- Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
- Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование: портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу « Судьба человека», карточки с вопросами для работы в парах, карточки с отрывками из произведений русских писателей и поэтов, таблицы с опорными словами.
- Актуализация знаний.
Преподаватель: Многие писатели обращались к теме войны ,человека на войне, и каждый писатель по-своему изображает настоящего человека. А каким изобразил настоящего человека М. Шолохов , мы узнаем, открыв страницы его рассказа «Судьба человека».
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с произведением , которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.
– Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего исследования? (Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос: какова авторская концепция человека в рассказе.)
–Целеполагание: К сегодняшней теме у нас нет эпиграфа. Я предлагаю вам подобрать его самостоятельно, а также попробуйте сформулировать тему урока и задача, которые стоят перед Вами. ( Высказывания учащихся, запись темы на доске).
2.Мотивационный этап. Реализация домашнего задания.
Индивидуальная работа .
1. Просмотр презентации по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека». Выслушиваются ответы учащихся о различных моментах жизни героя рассказа Шолохова.( 1. Портрет мужчины и мальчика. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)
Народная мудрость: «Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
– «Словно присыпанные пеплом» – то есть какие, какого цвета? (Серые, цвета пепла)
– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено.В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.) Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.
2. Жизнь до войны. -Как жил герой до войны?
-Как вы думаете, был ли Андрей Соколов счастлив? Почему?
-Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?
Работа кипела в руках.
Не хуже других.
Дети радовали.
всё в порядке
3. Война. Прощание с семьёй. Прокомментировать сцену.
4. При каких обстоятельствах герой попадает в плен? Как этот эпизод характеризует героя?
5. Что ожидало героя после возвращения из плена? ( смерть семьи, гибель старшего сына)
Беседа
1. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.)
2.Произошло ли это с Андреем Соколовым?( Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить)
Обратиться к значению слова судьба ( учащийся зачитывает значение слова)
Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого-чего-нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова)
- Какое из значений подходит к определении жизни героя Шолохова?( ответы учащихся)
4. Создание нового знания.
-На какие части можно разделить рассказ?
- Какие события в жизни Андрея Соколова можно считать значимыми для понимания его характера?( сцена в церкви, поединок с Мюллером, встреча с Ванюшкой).
Работа в парах. Анализ значимых эпизодов рассказа.
Карточки с заданиями.
Сцена в церкви: возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах
По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?
-С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?
1.Солдат-христианин
2 .Доктор,
3.Крыжнёв
4.Взводный
5.А.Соколов
Как ведут себя герои в этой ситуации? Какая позиция ближе всего Соколову. Как повёл себя сам герой?( Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели отказаться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырёх человек. Крыжнёв пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора вызывает у Соколова уважение и восхищение.)
Вывод: эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так , как велит ему совесть.
-Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?
Сцена « Поединок с Мюллером».
-Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова?
-Какую сцену видит Соколов?
-Что предложил ему Мюллер?
-Как повёл себя наш герой? Почему?
-Кто же победил в данном поединке
Вывод: диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.
Сцена усыновление Ванюшки.
Учитель. Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.
-Кто кого нашёл? Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? Как это характеризует Андрея Соколова? К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.
Вывод. Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.
(Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова).
Анализ финала рассказа (Выразительное чтение эпизода учителем )
Беседа:
-Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему?
-Как вы думаете, выстоит ли Андрей Соколов?
-Что ждёт впереди героя и его сынишку?
-В каком значении слово « судьба» использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера и красоту души настоящего русского человека)
-В чём красота души героя Шолохова?
-Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)На доске вывешивается таблица со словами.
Итог урока.
Почему автор в финале рассказа говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.
1.Творческая работа. (рефлексия)
Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений:
- Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял(а)….
- Рассказ Шолохова заставил меня задуматься ….
- Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)…
- Рассказ « Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…
- Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в…
2.Прочитать высказывания писателей и поэтов, отрывки из произведений, написанных в разное время. Какими из них вы могли проиллюстрировать события рассказа «Судьба человека»? А какие вы бы взяли для себя на вооружение? ( ответы учащихся)
Оценки. Самооценивание. Комментарий преподавателя и обучающихся.
Дома: письменно ответить на вопрос по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
Методическая разработка итогового урока по творчеству Ф. И. Тютчева.
Творческий смотр знаний предполагает выявление общего и индивидуального уровня знаний учащихся жизни и творчества Ф.И. Тютчева . На предшествующих уроках рассматривался круг тем его...
Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).
данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...
Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."
Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....