Короленко. В дурном обществе. Сюжет и композиция.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока позволяет познакомить учащихся со структурой повести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_durnom_obshchestve._syuzhet_i_kompozitsiya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
I. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
Начиная урок, спросим детей об их впечатлениях от повести. Выслушав высказывания детей, спросим:
— Как вы думаете, прочитанное нами произведение — рассказ или повесть? Почему?
Прочитаем определение повести в учебнике (с. 48) и выпишем его к себе в тетрадь. Затем сравним повесть с рассказом и романом.
Повесть — один из видов эпического произведения.
Виды эпических произведений
Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.
— Почему произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в нем главных героев? Назовите их.
— Что такое сюжет?
Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.
— Как вы понимаете, что такое сюжетная линия?
Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.
— Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?
Ответ на этот вопрос будет достаточно сложным для детей. Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.
Составление плана
Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее знание содержания, поэтому предлагаем составить сложный план повести, выделяя границы эпизодов. В ходе работы учитель прокомментирует непонятные для учеников места, выяснит, какие проблемы оказались для детей актуальными.
Вариант плана
I. Развалины. (Экспозиция.)
1. Смерть матери.
2. Княж-городок.
3. Замок на острове.
4. Изгнание жильцов из замка.
5. Новый приют изгнанников.
6. Тыбурций Драб.
7. Дети Тыбурция.
II. Я и мой отец. (Экспозиция.)
1. Жизнь Васи после смерти матери.
2. Отношение отца к сыну.
3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества».
4. Переживания отца.
5. Вася и его сестра Соня.
6. Вася исследует жизнь города.
III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)
1. Начало экскурсии.
2. Исследование часовни.
3. Бегство мальчишек.
4. Таинственный шепот.
5. Появление мальчика и девочки.
6. Первый разговор.
7. Знакомство.
8. Новые приятели провожают Васю домой.
9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.
IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)
1. Подарки для Валека и Сони.
2. Сравнение Маруси и Сони.
3. Попытка Васи устроить игру.
4. Разговор о сером камне.
5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.
6. Новый взгляд на отца.
V. Среди серых камней. (Развитие действия.)
1. Встреча Васи с Валеком в городе.
2. Ожидание на кладбище.
3. Спуск в подземелье. Маруся.
4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.
5. Новые чувства Васи.
VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)
1. Вася снова приходит в гости к друзьям.
2. Игра в жмурки.
3. Тыбурций ловит и расспрашивает Васю.
4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном.
5. Мясо на обед.
6. Встреча Васи с отцом в саду. Первая ложь.
VII. Осенью. (Развитие действия.)
1. Болезнь Маруси.
2. Приход старого Януша к отцу.
3. Размышления Тыбурция о судье и законе.
VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка.)
1. Сонина кукла.
2. Маруся словно ожила.
3. Опасения и неприятности Васи.
4. Попытка забрать куклу у Маруси.
5. Приказ отца не отлучаться из дому.
6. Расспросы отца о кукле.
7. Появление Тыбурция. Возвращение куклы.
8. Примирение отца с сыном.
9. Деньги для Тыбурция.
10. Прощание с Марусей.
Заключение. (Эпилог.)
1. Исчезновение Тыбурция и Валека.
2. Марусина могилка.
II. Образ серого, сонного города. Отношения Васи с отцом
Беседа
— От чьего имени ведется рассказ?
Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.
— Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?
«Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
— Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
«Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.
— Как складывались отношения Васи с отцом?
Будем осторожны, обсуждая этот вопрос: у многих учеников в семьях есть проблемы, и нужно быть внимательными к чувствам детей, чтобы не травмировать их. Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
— Почему мальчик начал бродяжить?
Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».
III. Характеристика героя
В конце урока учитель разделит класс на несколько групп и объяснит, как выполнять домашнее задание (составить рассказ о герое), предложит план рассказа:
1. Как выглядит герой?
2. Из какой он семьи? Из какого общества?
3. Какие поступки он совершает?
4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?
Домашнее задание
Составить рассказы о героях повести:
1) о Васе;
2) о Валеке;
3) о Марусе (сравнить с Соней);
4) о Тыбурции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе. В.Г.Короленко «В дурном обществе».
В.Г.Короленко «В дурном обществе». Урок литературы в 6 классе. Аннотация: презентационное сопровождение урока.Знакомство с В.Г.Короленко.Словарная работа.«В дурном обществе».Жанр прои...
Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"
Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...
Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»Тема:Проблемы взаимопонимания, доброты, справедливости и милосердия в повести.Цель:1.Показать идею произведения через приём р...
урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Целью данного урока является повторение сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...
Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Задачи урока:Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологичес...
Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№2
Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...
Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...