Короленко. В дурном обществе. Сюжет и композиция.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Пилюгина О.Е.

Разработка урока позволяет познакомить учащихся со структурой повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_durnom_obshchestve._syuzhet_i_kompozitsiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

      I. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
      Начиная урок, спросим детей об их впечатлениях от повести. Выслушав высказывания детей, спросим:
      — Как вы думаете, прочитанное нами произведение — рассказ или повесть? Почему?
      Прочитаем определение повести в учебнике
(с. 48) и выпишем его к себе в тетрадь. Затем сравним повесть с рассказом и романом.

      
Повесть — один из видов эпического произведения.

Виды эпических произведений

      Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
      
Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
      
Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.
      — Почему произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в нем главных героев? Назовите их.
      — Что такое сюжет?
      
Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.
      — Как вы понимаете, что такое сюжетная линия?
      
Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.
      — Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?
      Ответ на этот вопрос будет достаточно сложным для детей. Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

      
Составление плана
      Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее знание содержания, поэтому предлагаем составить сложный план повести, выделяя границы эпизодов. В ходе работы учитель прокомментирует непонятные для учеников места, выяснит, какие проблемы оказались для детей актуальными.

      
Вариант плана
      
I. Развалины. (Экспозиция.)
      1. Смерть матери.
      2. Княж-городок.
      3. Замок на острове.
      4. Изгнание жильцов из замка.
      5. Новый приют изгнанников.
      6. Тыбурций Драб.
      7. Дети Тыбурция.
      
II. Я и мой отец. (Экспозиция.)
      1. Жизнь Васи после смерти матери.
      2. Отношение отца к сыну.
      3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества».
      4. Переживания отца.
      5. Вася и его сестра Соня.
      6. Вася исследует жизнь города.
      
III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)
      1. Начало экскурсии.
      2. Исследование часовни.
      3. Бегство мальчишек.
      4. Таинственный шепот.
      5. Появление мальчика и девочки.
      6. Первый разговор.
      7. Знакомство.
      8. Новые приятели провожают Васю домой.
      9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.
      
IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)
      1. Подарки для Валека и Сони.
      2. Сравнение Маруси и Сони.
      3. Попытка Васи устроить игру.
      4. Разговор о сером камне.
      5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.
      6. Новый взгляд на отца.
      
V. Среди серых камней. (Развитие действия.)
      1. Встреча Васи с Валеком в городе.
      2. Ожидание на кладбище.
      3. Спуск в подземелье. Маруся.
      4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.
      5. Новые чувства Васи.
      
VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)
      1. Вася снова приходит в гости к друзьям.
      2. Игра в жмурки.
      3. Тыбурций ловит и расспрашивает Васю.
      4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном.
      5. Мясо на обед.
      6. Встреча Васи с отцом в саду. Первая ложь.
      
VII. Осенью. (Развитие действия.)
      1. Болезнь Маруси.
      2. Приход старого Януша к отцу.
      3. Размышления Тыбурция о судье и законе.
      
VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка.)
      1. Сонина кукла.
      2. Маруся словно ожила.
      3. Опасения и неприятности Васи.
      4. Попытка забрать куклу у Маруси.
      5. Приказ отца не отлучаться из дому.
      6. Расспросы отца о кукле.
      7. Появление Тыбурция. Возвращение куклы.
      8. Примирение отца с сыном.
      9. Деньги для Тыбурция.
      10. Прощание с Марусей.
      
Заключение. (Эпилог.)
      1. Исчезновение Тыбурция и Валека.
      2. Марусина могилка.

      
II. Образ серого, сонного города. Отношения Васи с отцом
      
Беседа
      — От чьего имени ведется рассказ?
      Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.
      — Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?
      «Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
      — Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
      «Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.
      — Как складывались отношения Васи с отцом?
      Будем осторожны, обсуждая этот вопрос: у многих учеников в семьях есть проблемы, и нужно быть внимательными к чувствам детей, чтобы не травмировать их. Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.
      Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
      — Почему мальчик начал бродяжить?
      Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

      
III. Характеристика героя
      В конце урока учитель разделит класс на несколько групп и объяснит, как выполнять домашнее задание (составить рассказ о герое), предложит план рассказа:
      1. Как выглядит герой?
      2. Из какой он семьи? Из какого общества?
      3. Какие поступки он совершает?
      4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?

      
Домашнее задание
      Составить рассказы о героях повести:
      1) о Васе;
      2) о Валеке;
      3) о Марусе (сравнить с Соней);
      4) о Тыбурции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе. В.Г.Короленко «В дурном обществе».

В.Г.Короленко «В дурном обществе».  Урок литературы в 6 классе. Аннотация: презентационное сопровождение урока.Знакомство с В.Г.Короленко.Словарная работа.«В дурном обществе».Жанр прои...

Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»Тема:Проблемы   взаимопонимания, доброты, справедливости и  милосердия в повести.Цель:1.Показать идею произведения через приём р...

урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Целью данного урока является повторение  сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Задачи урока:Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологичес...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№2

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...