Рабочая программа 9г класс литература 2017/2018
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Данная рабочая программа составлена для учебника по литературе для 9 класса под редакцией И.Н. Сухих (Москва, «Академия», 2013г) и рассчитана на 102 учебных часа.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литература» представляет собой единство искусства слова и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литературное развитие школьника — процесс, направленный на формирование читателя, способного понять литературное произведение в историко- культурном контексте и выразить себя
в слове. Художественная литература активизирует эмоциональную сферу личности, воображение и мышление, а потому предоставляет читателю возможность освоить духовный опыт разных поколений, помогает выработать мировоззрение, а главное, раскрывая образ человека как величайшей ценности, пробуждает гуманность, вводит читателя в пространство культуры.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Осознание гуманистических ценностей культуры и развитие творческих способностей — важнейшие условия становления эмоционально богатого и интеллектуально развитого человека, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и окружающему миру.
Изучение литературных произведений необходимо школьникам как опыт коммуникации — диалога с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия и к духовному миру народа, нашедшему отражение в фольклоре и классической литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей многонациональной страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры и нравственного потенциала России.
Главными целями предмета «Литература» являются:
––формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
––развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
––постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, анализ художественного текста, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
––поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
––овладение учеников алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста;
––развитие речи и литературно- творческих способностей школьников, способности адекватно выразить себя в слове;
––овладение учащихся важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
––использование опыта изучения произведений художественной литературы в учебной деятельности, речевом самосовершенствовании школьников.
Достижение поставленных целей предполагает включение ученика в литературно- художественную и, шире — творческую деятельность, которая требует определенного уровня компетентности, свидетельствующего о приобретении учеником новых качеств личности: потребности в чтении и расширении культурного кругозора, в самостоятельной интерпретации и оценке явлений словесного искусства; умения выразить свое мнение, готовности отстаивать свою читательскую позицию, аргументировать ее, опираясь на текст произведения; интереса к другим интерпретациям, к осмыслению и анализу разных точек зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс литературы 9 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
- роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
- основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
- некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
- средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
- проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основную информацию от второстепенной;
- развернуто обосновывать суждения, давать определения;
- выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
- владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
- характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
- выявлять авторское отношение к изображаемому;
- пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
- писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
Список рекомендуемой литературы (для обучающихся)
Инджиев А.А. Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов. – М.: Феникс, 2008.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Ушакова О.Д. Понятия и определения: Литература / Словарь школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Характеристика класса:
9а класс состоит из учеников практически одного уровня знаний по русскому языку и литературе, что и составляет его специфику.
Всего в классе 28 человек.Есть уч-ся с неразвитым познавательным интересом,низкой мотивацией к учению(Ильин А.,Лосев А.),их работу необходимо держать на контроле.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ учебной недели | Название темы, темы уроков | Количество часов по теме | № урока | Примечания (форма контроля, использование ИКТ и др.) |
1 | История и поэзия: кто – кого? Картина мира в зеркале литературы. Литература как вид искусства | 1 | 1 | Аудио- и видеоматериалы на CD. |
Античная литература. Эпическая традиция в литературе Древней Греции. Гесиод. «Труды и дни». | 5 | 2 | ||
Гомер. Значение «Илиады» и «Одиссеи» в мировой культуре «Труды и дни» Гесиод«Труды и дни»Гомер. Значение «Илиады» и «Одиссеи» в мировой культуре» | 3 | |||
Античный театр. Древнегреческие драматурги: Эсхил, Софокл, Еврипид. Миф об Эдипе и трилогия Софокла о царе Эдипе. Трагедия «Эдип-царь» | 4 | |||
2 | Вопросы о трагической вине человека и божественной воле. Механическое развитие катастрофы, подготовленное Неведомым, Роком. | 5 | ||
Композиция трагедии и конфликт. Образ человека на вершине человеческого величия. Орудия Рока. Смысл трагической судьбы. Эдип как вечный тип. Трагедия «Антигона». Нравственная проблематика трагедии | 6 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | ||
3 | Литература средних веков | 1 | ||
«Песнь о Роланде».М.И.Цветаева. «Роландов рог» | 1 | 7 |
Древнерусская литература | 8 | |||
История Древнерусского государства. Литература Древней Руси и ее жанры. Памятники древнерусской культуры и литературы. | 1 | 8 | ||
«Слово о полку Игореве». История открытия и утраты оригинального списка. | 1 | 9 | ||
Сюжет и композиция «Слова…». Причины и последствия похода князя. Неоднозначность образа князя Игоря. Образы русских князей. «Слово..» и Притча о блудном сыне. | 2 | 10-11 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
«Золотое слово Святослава». Лирическое и эпическое в произведении. Патриотическая идея произведения – единение князей. | 1 | 12 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
«Плач Ярославны» и его роль в произведении. Образы природы. Христианское и языческое. Образ автора и авторское отношение к событиям и героям. Художественные средства создания «монументальных образов». | 2 | 13-14 | Аудио- и видеоматериалы на CD. | |
Разработка тем сочинений по «Слову о полку Игореве» | 1 | 15 | Сочинение-рассуждение |
6, 7, 8 | Литература эпохи Просвещения. Классицизм | 16 | ||
Век просвещения: в погоне за Европой. Классицизм как доминирующий метод европейской и русской литературы 1730- 1780-х годов. Принципы классицизма. Иерархия жанров. Правило трех единств. Теоретик классицизма Н.Буало и его поэтический трактат «Поэтическое искусство». Зарубежные писатели-классицисты – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен. Русский классицизм. | 1 | 16 | ||
М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и др. М.В.Ломоносов и его новая система русского стихосложения. Теория трех штилей. Литературное творчество Ломоносова как образец русского классицизма. Оды М.В. Ломоносова. | 3 | 17-19 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Классицистическая комедия Д.И.Фонвизина. Правила трех единств и их отражение в комедии. Конфликт между невежеством и просвещением, между истиной и ложью и участники конфликта. Образы Простаковых и Скотинина. Образ Митрофана. Образы Софьи и Милона, Правдина и Стародума и их художественные функции. Развязка комедии и авторская идея. Современное звучание произведения. | 4 | 20-23 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
Г.Р.Державин. «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник», «Лебедь», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Евгению.Жизнь званская». Г.Р.Державин и его роль в истории русской литературы. Уроки царям в поэзии Г.Р.Державина. («Властителям и судиям») Размышления о роли поэта в жизни общества. сстиостихотворениях «Памятник». Переводы оды Горация: Ломоносов и Державин. «Лебедь» Композиция стихотворения и его язык как художественные средства выражения авторской позиции. | 8 | 24-31 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. Творческая работа. |
«Лебедь». Ода Горация в переводах Ломоносова и Державина. Духовные оды («На смерть кн.Мещерского», «Бог»). Божий мир в оде «Евгению.Жизнь званская». Художественные открытия Державина. В.Ф.Ходасевич. «Державин». О жанре беллетризованной биографии. | ||||
Уроки развития речи. Анализ драмат.эпизода. Анализ лирического стихотворения. | 2 | 32-33 | ||
9 | Сентиментализм | 3 | ||
Хронология: русское тысячелетие. Русская история под пером Н.М. Карамзина: «История государства Российского». | 1 | 34 | Аудио- и видеоматериалы, работа с учебником. | |
Художественные принципы сентиментализма как художественного метода и их воплощение в литературных произведениях. Русский сентиментализм. | 1 | 35 | ||
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Жанр сентиментальной повести. Открытие мира чувств маленького человека. Образ природы и психологические характеристики героев. | 1 | 36 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
10 | Романтизм | 9 | ||
Исторические и социальные корни романтизма. Концепция двоемирия. Преемственность и полемика с эпохой Просвещения. Жанры романтизма. | 1 | 37 | Аудио- и видеоматериалы, работа с учебником. | |
Д.Г.Байрон. «Дон Жуан». Обзорное изучение. Жизнь Байрона и легенды о ней. Поэма «Дон Жуан», образ главного героя как воплощение байронизма. Романтический конфликт романтического героя с миром в поэме. | 1 | 38 | ||
В.А.Жуковский. «Вечер» (элегия), «Невыразимое» (отрывок), «Море» (элегия). произведений поэта. | 1 | 40 | Сочинения-миниатюры. | |
11 | Лиризм поэзии Жуковского, условность лирического героя. Элегия, песня, послание, баллада – основные жанры лирики Жуковского. Сложные состояния души, оттенки чувств, романтическо-идеальные представления. | 2 | 41 - 42 | |
Баллада «Светлана». В.А.Жуковский как родоначальник | 2 | 43 - 44 | Аудио- и видеоматериалы, |
Александр Сергеевич Пушкин | 24 | |||
15 | Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Лицейский и петербургский периоды творчества. Дружеская лирика. Стихотворения «Пирующие студенты», «Разлука» и др. | 1 | 56 | Аудио- и видеоматериалы. |
Вольнолюбивая лирика поэта: ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Юношеские представления Пушкина о свободе и средствах ее достижения. Стихотворение «К Чаадаеву» как выражение представлений юного Пушкина о гражданском долге и свободе. Жанр дружеского послания. Критика крепостничества и разоблачение причин «гибельного позора» в стихотворении «Деревня». Эволюция темы вольности в лирике поэта. «Узник», «Во глубине сибирских руд», «Стансы», «Из Пиндемонти». | 1 | 57 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
16 | Романтический период творчества. Южная ссылка. Элегия «Погасло дневное светило…» как визитная карточка пушкинской романтической лирики. «Цыганы» как романтическое произведение. Связь с произведениями Д.Байрона. Элегия «К морю» как прощание с романтизмом. | 1 | 58 | Аудио- и видеоматериалы. Проверочные работы, сочинения-миниатюры. |
Дом как чужбина: Михайловское и две столицы. Ссылка с Михайловское. Лирика. Трагедия «Борис Годунов». Пушкин и декабристы. Стихотворения «19 октября» (1825 г.), «Мой первый друг…» и др. | 1 | 59 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
17 | Любовная лирика Пушкина. К***(«Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Не пой, красавица, при мне…», «Мадонна» и др. | 1 | 60 | Сочинения-миниатюры. |
Болдинская осень. Лирика: «Дорожные жалобы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» и др. «Повести Белкина» как начало новой русской прозы. «Опыты драматических изучений»: маленькие трагедии. | 1 | 61 | Аудио- и видеоматериалы. Сочинения-миниатюры. | |
18 | Петербург и служба. Философская лирика Пушкина. «Пора, мой друг, пора», «Анчар», «Элегия» (1830 г.), «Вновь я посетил…» и др. | 2 | 62 | |
Тема поэта и поэзии. «Пророк» как высшее назначение поэта. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Дуэль и смерть поэта. | 1 | 63 | Аудио- и видеоматериалы, работа с учебником. | |
Трагедия «Моцарт и Сальери». Философские вопросы в «Моцарте и Сальери». | 1 | 64 |
19 | ||||
Роман в стихах «Евгений Онегин». Большое стихотворение: 7 лет 4 месяца 17 дней. История создания и композиция. Особенности жанра: роман в стихах. | 1 | 65 | Аудио- и видеоматериалы, презентация. | |
Роман как «энциклопедия» русской жизни 20-х гг. XIX века. Экспозиция героя. Онегин и Автор в 1 главе романа. | 1 | 66 | ||
20 | Образы персонажей: Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна. Татьяна и Ольга (2 – 3 главы романа). Авторское отношение к героям и художественные средства его выражения. | 2 | 67-68 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. |
Роман героев: парадоксы любви. Истоки характера героини. Письмо Татьяны. Провинциальная барышня и светский молодой человек. «Проповедь» Онегина. | 1 | 69 | Творческие задания. | |
Дуэль Онегина и Ленского. Место образа Владимира Ленского в структуре романа. | 1 | 70 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
21 | Рифма романа: письмо Онегина, «отповедь» Татьяны. Русский человек на rendez-vous. Онегин и Татьяна в финале романа. | 1 | 71 | |
Пушкинский Петербург, пушкинская Москва и провинция как миры русской жизни 20-х гг. XIX века. Пушкинская и грибоедовская Москва. Фонвизинские мотивы в описании деревни. | 1 | 72 | Творческие задания. | |
«Роман Автора»: «Евгений Онегин» как своеобразный пушкинский дневник, энциклопедия души. Лирические отступления и их роль в романе. | 2 | 73-74 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
22 | Роман романов: энциклопедия русской литературы. «Евгений Онегин» в контексте последующей русской литературы. Онегинская строфа. | 1 | 75 | Аудио- и видеоматериалы, работа с учебником. |
Семинар. Литературные критики и писатели о романе А.С.Пушкина. Ф.М.Достоевский. «Пушкин» (очерк). В.Г.Белинский. «Сочинения Александра Пушкина. Статьи восьмая и девятая». А.Ахматова. «О Пушкине», А.А.Блок. «О назначении поэта». Ю.Айхенвальд. «Силуэты русских писателей (Пушкин)». В.В.Набоков. «Пушкин, или Правда и правдоподобие». | 1 | 76 | Составление плана, тезисов, конспекта. | |
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | 77 | Домашнее сочинение. |
23 | Михаил Юрьевич Лермонтов | 16 | ||
«Биография нищенская» (А. Блок)? Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. | 1 | 78 | Аудио- и видеоматериалы, работа с учебником. | |
«Еще неведомый избранник»: лирический герой Лермонтова. Лирика: «Один среди людского шума…», «Ночь», «Дай руку мне, склонись к груди поэта…», 1831-го июня 11 дня и др. Мотивы одиночества, странничества и изгнанничества. | 1 | 79 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
24 | Тема поэта и поэзии. «Смерть поэта». Образ Пушкина в стихотворении «Смерть Поэта», авторское осмысление причин гибели Пушкина. Романтический вызов Лермонтова свету как главному виновнику трагедии. «Пророк» Лермонтова как литературное продолжение «Пророка» Пушкина. Образы пророков и их назначение в стихотворениях. «Поэт» как размышление о смысле поэтического творчества. | 2 | 80-81 | Проверочные работы, творческие задания. |
Тяжба с миром: любовь и ненависть. Тема судьбы поколения. Вызов светскому обществу. Лирика: «Отчего», «Благодарность», «Дума», «Монолог», «Как части пестрою толпою окружен…». | 1 | 82 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
25 | Поиски выхода: земля и небо. Лирика: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитвы» (1837) «Молитва» (1839), «Родина», «Выхожу один я на дорогу…». Тема поиска гармонии и примирения с Создателем в лирике Лермонтова. | 1 | 83 | |
«Герой нашего времени». История создания романа. «Герой нашего времени» как социально-психологический роман и как портрет поколения. Авторская позиция и авторское отношение к поколению в стихотворении «Дума» и в романе. | 1 | 84 | Проверочные работы, творческие задания. Аудио- и видеоматериалы, работа с учебником. |
26-27 | Два предисловия – Лермонтова к роману и повествователя- офицера – к «Журналу Печорина» и их художественные функции. Особенности композиции романа в новеллах, система повествователей и роль композиции в воплощении авторского замысла. | 2 | 85-86 | Творческие задания. |
Странный человек: образ главного героя в разных ситуациях и восприятиях. Печорин как романтический герой реалистического романа. Новеллы «Бэла» и «Максим Максимыч». | 2 | 87-88 | Проверочные работы. | |
28 | Внутренний человек: парадоксы психологизма. «Журнал Печорина». Новелла «Тамань». | 1 | 89 | |
Новелла «Княжна Мери». Исповедь «сына века». Печорин в отношениях с женщинами и светским обществом. Печорин и Грушницкий. | 2 | 90-91 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |
Смысл заключительной новеллы «Фаталист» и ее роль в контексте романа. Итоги судьбы Печорина. | 1 | 92 | ||
29 | Вечный образ: лишний человек или русский Гамлет? | 2 | 93 | Дискуссия. |
Урок развития речи. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | 94-95 | Сочинение. | |
30 | Николай Васильевич Гоголь | 10 | ||
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». | 1 | 96 | Аудио- и видеоматериалы, работа с учебником. | |
Поэма: Гомер, Данте, Сервантес и Чичиков. Замысел «Мертвых душ» и история работы над произведением. Поэма в прозе и ее жанровые особенности: синтез жанров. | 1 | 97 | ||
29, 30 | Первые страницы «Мертвых душ» как экспозиции поэмы. Структурные элементы гоголевской книги. Хронотоп (пространство и время) поэмы. | 1 | 98 | |
Помещичьи главы «Мертвых душ»: «свое задание и свой предмет». Галерея образов помещиков, структура образов и | 2 | 99 -100 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. |
система представления. Роль пейзажа и интерьера в создании образов-персонажей. Образы чиновников и их роль в раскрытии авторской идеи. | ||||
32, 33 | Герой: подлец-приобретатель или воскресшая душа? Предприятие Чичикова, его смысл. История становления характера героя и ее композиционная функция. Насмешка, ирония, сарказм – оттенки авторского смеха. Образ Автора. Образы-символы и их художественная роль. Открытый финал произведения и его художественная идея. История создания и сожжения второго тома «Мертвых душ».Своеобразие языка Гоголя, особенности синтаксиса и лексики. Образ русского народа в поэме | 2 | 101-102 | Творческие задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 7б класс литература 2017/2018
Рабочая программа 7б класс литература...
рабочая программа 5 класс ФГОС 2017-2018
Рабочая программа по технологии для 5 классов по ФГОС....
Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС
I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...
Рабочая программа 6 класс математика 2017-2018 уч. г. с кэс и кодификаторами
Типовая форма тематического планирования по математике за 6 класс 2017-2018 уч.г. к учебнику Виленкина Н.Я. с КЭС и кодификаторами 7 часов в неделю...
Рабочая программа по математике на 2017-2018 учебный год ( 8 класс, на дому, VIIII вид)
Рабочая программа и КТП по математике 8 класс ( VIII вид)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2017-2018 уч.год 7 класса
Рабочая программа по воспитательной работе для 7 класса школы-интерната составлена на основе авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразоват...
АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 9 класса по программе КРО VII вида
Настоящая программа по математике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...