Тематическое планирование элективного курса "Русская культура ХIХ века"
элективный курс по литературе (10 класс) на тему
Элективный курс "Русская культура ХIХ века" предназначен для преподавания в 10 классах общеобразовательной школы и охватывает художественную культуру ХIХ века. В рамках 17 часов представлены основные области и сферы русской культуры ХIХ века. Электив дополняет и углубляет базовый предмет - русскую литературу, отвечает интересам учащихся, поступающих на факультеты гуманитарного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_elektivnogo_kursa.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХIХ ВЕКА»
№ П/П | ТЕМА | ТИП УРОКА. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ЗАДАЧИ | ВОПРОСЫ К ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ | ПРОВЕРЯЕМЫЙ МАТЕРИАЛ | ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ | ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПЛАНИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ | ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
1 | Введение. Понятие о культуре. Культура и цивилизация. «Золотой век» русской культуры | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы | 1. Определить понятие культура 2. Сравнить два понятия – культура и цивилизация 3. Дать первоначальное представление о «золотом веке» русской культуры. | 1. Как вы понимаете понятие культура? 2. Как связаны между собой понятия культура и цивилизация? 3. Что возникло раньше - культура или цивилизация? 4. С чего начинается культура? 5. Что значит быть культурным человеком? 6. Кто для вас идеал культурного человека? | Знание понятий культура, цивилизация | Связь с философией (цивилизация, духовность), историей («золотой век» русской культуры как период расцвета русской культуры Нового времени ) | Составление таблицы. Умение писать конспект Работа над составлением словаря терминов (культура, цивилизация) | Проверка определения культура и цивилизация. | Задания по группам: 1 Создать карту «География усадеб русских писателей XIX века»; 2. Подготовить викторину на тему «Узнайте усадьбу по описанию», используя описания усадеб русских писателей XIX века, а также художественные произведения. 3. Подготовить экскурсию по усадьбе и господскому дому. Индивидуальные сообщения по темам: 1. «Сады и парки» 2. «Язык цветов» 3. «Летучие листки альбома» (о девичьих альбомах) |
Быт русского дворянства (6 часов) | |||||||||
2 | Дворянские гнезда. Быт русской усадьбы. Сады и парки. | Урок-экскурсия. Иллюстративный метод. Сообщения учащихся. | 1. Познакомить с архитектурными особенностями русской усадьбы и городского дома 2. Познакомить с интересами обитательниц русской усадьбы 3. Передать дух русской усадьбы, средоточия высокой культуры, образованности | 1. Что представляла собой русская усадьба XIX века? 2. Чем отличался городской дом от усадьбы? 3. В чем заключалось предназначение садов и парков при усадьбе? 4. Каковы были интересы обитателей усадьбы? | Знание родовых гнёзд русских писателей XIX века | Изображение русской усадьбы в литературе и искусстве. Связь с архитектурой. Садовое парковое искусство | Работа над составлением словаря терминов (усадьба, эрмитаж, секретер, бюро, конторка, чубук, анфилада, будуар) | Экскурсия по дворянскому дому. Сообщения по темам: 1. «Сады и парки 2. «Язык цветов» 3. «Летучие листки альбома» (о девичьих альбомах XIX века) | 1. Найти в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» описание костюма, одежды героев. Показать, как через костюм можно глубже постичь характер героя, его образ жизни. 3. Создать костюмы дворянской молодежи первой четверти XIX века для рисованных кукол. |
3 | Костюм Нового времени | Урок-вернисаж. Иллюстративный метод | 1. Наглядно продемонстрировать костюм разных сословий 18-19 веков 2. Познакомить с мужской и женской модой русского дворянства, | 1. Принципы отличия костюмов разных сословий. 2. Чем вызваны изменения в моде дворян? 3. Какие изменения в моде вызваны литературой? | Проверить учащихся на знание костюмов представителей разных сословий | Связь с историей, литературой, прикладным и изобразительным искусством (влияние явлений политики, литературы на моду) | Работа над составлением словаря терминов (вернисаж, одежда ампира, боливар, бидермайер, стиль рококо, кринолин, корсет, буржуазный и купеческий стили, «реформаторский мешок», визитка, смокинг) Сообщение учителя по теме урока | 1. Исследование костюма в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» 3. Дефиле рисованных кукол с комментарием 4. Определение времени, эпохи по описанию костюма (викторина) | 1. Подготовить сообщение о языке веера на балу и продемонстрировать его. 2. Выразительное чтение отрывков (на выбор) с изображением бала из произведений: роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», поэма Е.А.Баратынского «Бал», стихотворение А.И.Одоевского «Бал», рассказ Л.Н.Толстого «После бала», рассказ А.П.Чехова «Анна на шее» |
4 | Светская жизнь и ее формы: балы, маскарады, парады. | Урок-представление. Выразительное чтение художественных текстов разных жанров. Сообщения учащихся. | 1.Расширять представление учащихся о социальном типе поведения (дворянском); 2.Рассмотреть формы светской жизни как ритуалы со строгой последовательностью частей и обязательными элементами; 3. Совершенствовать навыки комментирования художественного текста. | 1. Чем отличается бал от маскарада? 2. Как и когда проходили парады? | Знание быта русских дворян ХIХ века | Бал, маскарад в литературе и искусстве. Музыкальное сопровождение балов, военных парадов. | Прослушивание полонеза, вальса, мазурки, котильона, марша. Работа над составлением словаря терминов (ассамблеи, бал, маскарад, парад). Комментарий эпизодов из художественных произведений XIX века. Сообщение о языке веера на балу. | Устный анализ эпизодов из классической литературы. | Задания по группам: 1. Причины дуэли 2. Участники дуэли. Требования к соперникам и секундантам 3. Дуэльный ритуал |
5 | Жизнь на грани поединка. Русская дуэль. | Урок-исследование. | 1. Познакомить учащихся с дворянским кодексом чести 2. Помочь увидеть дуэль как культурный феномен, часть жизни русского дворянина, реалию его быта; 3. Рассмотреть дуэльный ритуал, его язык и элементы | 1. Что собой представляет кодекс чести? 2. Что могло стать причиной дуэли? 3. Как проходила дуэль? | Знание дуэльного ритуала дворян | Дуэль в русской литературе и искусстве. Отношение власти и церкви к дуэли. Использование мемуарной литературы, законодательных актов. | Работа с мемуарной литературой и законодательными актами о дуэли. Работа над составлением словаря терминов. | Сообщения по темам: 1. Причины дуэли 2. Участники дуэли. Требования к соперникам и секундантам 3. Дуэльный ритуал Составление конспекта урока на основе выступлений учащихся | Задания по группам: 1. Сравнить две дуэли (ХХIV глава романа «Отцы и дети»; V глава второго тома «Войны и мира») с точки зрения правильности соблюдения дуэльного ритуала; 2. Определить причину и повод каждой дуэли (ХVIII, ХХIII главы «Отцов и детей; IV глава «Войны и мира); 3. Прокомментировать поведение каждого из дуэлянтов, их чувства и мысли. |
6 | Две дуэли (романы Л. Н. Толстого «Война и мир» и И. С. Тургенева «Отцы и дети»). | Урок-исследование. Сравнительно-сопоставительный анализ текста. | На практике применить полученные знания о дуэльном ритуале с целью прочтения-интерпретации художественного текста в контексте культуры ХIХ века | 1. Сравнить две дуэли (ХХIV глава романа «Отцы и дети»; V глава второго тома «Войны и мира») с точки зрения правильности соблюдения дуэльного ритуала; 2. Определить причину и повод каждой дуэли (ХVIII, ХХIII главы «Отцов и детей; IV глава «Войны и мира»); 3. Прокомментировать поведение каждого из дуэлянтов, их чувства и мысли. | Понимание роли дуэльных сцен в контексте романов | Связь литературы и истории | Работа с текстом | размышления учащихся, оформление таблицы в ходе сравнительно-сопоставительного анализа | 1. Сообщение об охоте как развлечении дворян-помещиков (индивидуальное задание) 2. С какой целью в Л.Н.Толстой («Казаки»), Н.А.Некрасов («Русская охота») обращались к сценам охоты в произведениях. 3. Найти материал об отношении русских писателей к охоте |
7 | Русская охота | Комбинированный урок. | 1. Познакомить учащихся с одним из дворянских развлечений – охотой 2. Рассмотреть на примере художественных произведений «Казаки» Л.Н.Толстого, «Русская охота» Н.А.Некрасова 3. Углубить представление учащихся о роли охоты в жизни русских писателей | 1. Чем был вызван интерес к охоте у мужчин дворянского происхождения? 2. Описание ритуала охоты 3. Какую роль играла охота в жизни русских писателей 4. Охота как художественный прием создания характера героя, сюжетный элемент произведения | выявление первоначальных знаний об охоте | Охота в русской литературе и искусстве | Работа над составлением словаря терминов. Распознавания цели приема охоты в художественном произведении | Сообщение учащегося об охоте как развлечении дворян-помещиков Анализ эпизодов охоты из художественных произведений Беседа о значении охоты в жизни русских писателей | 1. Найти в произведениях А.П.Чехова, Л.Н.Толстого эпизоды, связанные с образованием, и прокомментировать их |
Образование в России ХIХ века | |||||||||
8 | Сословный характер образования в России | Комбинированный урок. Слово учителя, беседа, сообщения учеников. Анализ текстов. Иллюстративный, исследовательский методы. | 1. Через слово учителя и художественный текст познакомить с системой образования в России ХIХ века, его сословным характером. 2. Указать на зависимость характера и духа образования в России от социально-политической ситуации в стране. 2. Выяснить особенности женского и народного образования в России | 1. Какие этапы в развитии образования можно отметить в зависимости от социально-политических условий в стране? 2. Какое образование получали в дворянских семьях? Плюсы и минусы. 3. Как развивалось народное образования в России на протяжении ХIХ века? 4. Каким было женское образование в России? Чем вызвано явление эмансипации в России? | Выявление первоначальных представлений об образовании в России XIX века | История развития образования в России. Многообразие учебных заведений в России. Влияние духа образования на личность. Роль учебного заведения в становлении героя (на примере художественных произведений) | Работа над составлением словаря терминов (домашнее образование, лицей, классическая гимназия, университет) | Чтение отрывков их художественных произведений, комментарий. | Подготовить сообщения (презентации) о крепостных театрах Юсупова, Шереметева, Закревских |
Театральная жизнь России ХIХ века | |||||||||
9 | Домашние (крепостные) и публичные театры в России ХIХ века | Комбинированный урок | 1. Познакомить с домашним театром русских дворян, в редких случаях даже составлявших конкуренцию профессиональному театру 2. Выяснить роль публичного театра в становлении и русского общества | 1. Какой поэтический образ, какую художественную идею носил в себе и воплощал усадебный театр? 2. Как развивался публичный театр и с чем связано его развитие? | Роль театра в личной и общественной жизни человека ХIХ века Знание внутреннего убранства театра | Литература – театр – быт дворян – мемуарная литература | Работа над составлением словаря терминов (крепостной театр, «живые картины», публичный театр) | Сообщения учителя и учащихся. Просмотр презентаций. | Задания по группам: историки – об истории становления и развитии театра в России ХIХ в.; архитекторы – о зданиях театров; мемуаристы – о театральных деятелях, актерах. Выразительное чтение отрывков из художественных произведений о театре: «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, М.Е.Салтыков- Щедрин «Господа Головлевы», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.П.Чехов «Чайка» |
10 | Профессиональный театр в России | Урок-экскурсия. Иллюстративный метод. Сообщения учащихся. | 1. Обзорно проследить этапы становления русского театра в ХIХ веке 2. Познакомить с особенностями развития театрального искусства в России 3. Определить значение и роль профессионального театра в жизни русского общества | 1. Какие театры ХIХ века оставили значительный след в истории развития театрального искусства? 2.Каково соотношение иностранных и русских трупп в театре ХIХ века? 4. Какова роль русских писателей в становлении русского театра? | Знание особенностей русского театра, быта и сценической жизни русских актеров, участие русских писателей в становлении русского театра. | Связи: литература-история, литература- театр, театр-архитектура. | Работа над составлением словаря терминов (публичный театр, антрепренёры, «галерка, раек, двойные лорнеты, вешалка, сени, афишки) | Сообщения учащихся по группам. выразительное чтение отрывков из художественных произведений с комментарием. | Подготовить по группам презентации 1) Московские зодчие ХIХ века; 3) Петербургский классицизм в ХIХ веке |
Художественное искусство и архитектура XIX века (4 часа) | |||||||||
11 | «Музыка в камне» ХIХ века. Развитие русской архитектуры на примере Москвы и Петербурга. | Урок-экскурсия. Иллюстративный метод. | 1.Дать представление о развитии архитектуры ХIХ века на примере архитектурных ансамблей Москвы и Петербурга. 2. Об особенностях развития архитектуры – синтезе архитектуры и монументальной скульптуры; 3. Представить архитектуру как способ решения идеологических задач государства 3. Насладиться «музыкой в камне» | 1. Какие стили являются основными в архитектуре ХIХ века? 2. Кто из русских архитекторов и скульпторов формировал облик столиц российской империи? 3.Как городской пейзаж помогает раскрыть идейно-художественный смысл литературного произведения? | Знание роли городского пейзажа в идейно-художественном замысле литературного произведения. Знание имен русских архитекторов и скульпторов, создававших облик Москвы и Петербурга ХIХ века. Архитектурные стили | Архитектура-история-литература. Городской пейзаж (Петербург и Москва) как отражение духа эпохи. | Работа над составлением словаря терминов (ампир, дорический ордер, медальерное искусство, «национальный стиль») | Презентации, подготовленные учащимися. Выразительное чтение отрывков из художественных произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», | По группам: 1. История становления группы «передвижников». 2. Подготовить презентации творчества К. Брюллова, А. Иванова, В.Г.. Перова, И. Крамского 2. Сравнить Христа А. Иванова с Христом И. Крамского? В чем отличие? |
12 | Академизм и антиакадемизм в русской живописи. Явление меценатства в России. | Урок-исследование. Иллюстративный и исследовательский методы | 1. Познакомить отдельными представителями академизма и антиакадемизма в искусстве, с историей «бунта четырнадцати», идейными взглядами «передвижников». 2.Дать представление о явлении меценатства в России. 3. Развивать умение анализировать художественное полотно | 1. Какие изменения произошли в изобразительном искусстве ХIХ века и с чем они связаны? (демократизм, народность, исследовательский характер, осознание искусства как трибуны) 2. | Знание основных событий в истории живописи ХIХ века. | Библейские и мировые сюжеты в изобразительном искусстве ХIХ века. Быт русского народа в искусстве «передвижников». Связь литературы и изобразительного искусства: картины художников ХIХ века. как иллюстрация к художественным произведениям | Работа над составлением словаря терминов (общественно-типическое в живописи, «передвижники», пенсионеры, художественная выставка, художественная галерея меценаты) | Презентации творчества Брюллова, Иванова, Перова, Крамского | 1. В какие периоды художники начинают писать портреты интеллигенции своей страны? 2. Презентация галереи представителей русской интеллигенции XIX века, комментарий к портретам |
13 | Портрет в русской живописи | Урок-экскурсия. Иллюстративный и исследовательский методы | Через портрет понять эпоху, определить социальный портрет эпохи | Чем вызван интерес «передвижников» к глубинным внутренним проблемам творческой личности? | Знание приемов и средств создания образа в художественном произведении и портрете | Литература - портретная живопись - мемуарная литература. Портрет в живописи и художественном произведении. Приемы и средства создания образа | Работа над составлением словаря терминов | Презентация галереи портретов «разума и души» (портреты Достоевского, Некрасова, Толстого, Тургенева, Герцена, Рубинштейна, Салтыкова-Щедрина, Менделеева, Пирогова, Сеченова и др.) | Подобрать к художественным произведениям, изучаемым в 10 классе по программе, картины-пейзажи. Объяснить свой выбор (презентация). |
14 | Пейзаж в русской живописи | Урок-экскурсия. Иллюстративный и исследовательский методы | 1. Знакомство с поэзией пейзажа в русском искусстве ХIХ века и основными его представителями 2. Развивать умение для полноты восприятия русской жизни ХIХ века использовать произведения искусства и литературы в комплексе | 1. Чем можно объяснить расцвет пейзажа в русском искусстве ХIХ века? 2. Каковы основные направления в развитии пейзажа ХIХ века? 3. Какие стороны национального характера раскрывает русский пейзаж? | Знание приемов и средств создания пейзажа в искусстве и литературе | История – литература – пейзажная живопись. Пейзаж в художественном произведении и изобразительном искусстве | Работа над составлением словаря терминов (пленэр, «психологический» пейзаж, «философский» пейзаж, маринизм) | ||
Музыкальная жизнь России XIX века (2 часа) | |||||||||
15 | Русский городской и профессиональный романс | Музыкальная гостиная. | 1. познакомить учащихся с национальной школой русского романса и его разновидностями 2. Дать представление о профессиональном романсе | 1. Как решалась в России проблема соотношения текста и музыки в профессиональном романсе? 2. Какие разновидности бытового романса вам известны?. С чем связано широкое распространение бытового романса в России? | Знание произведений русских поэтов, положенных на музыку. Знание произведений русских писателей, где встречаются романсы. | Музыка – поэзия – городской фольклор. | Работа над составлением словаря терминов (песня и романс, бытовой романс, профессиональный романс, гитара) | Прослушивание романсов. Выразительное чтение сцен «Пение романса» из художественных произведений русских писателей: А.Н.Островский «Бесприданница», С.Н.Лесков «Очарованный странник», А.П. Чехов «Ионыч» | 1. Рассуждение на тему «Особенности русского романса, позволяющие ему из любовной лирики перерасти в философско-психологическую исповедь?» 2. Презентации к истории создания «Могучей кучки» и «Основные музыкальные произведения членов «Могучей кучки» |
16 | Разнообразие интересов композиторов «Могучей кучки» | Комбинированный. Сообщения учителя и учащихся. Иллюстративный метод (презентации, прослушивание музыкальных отрывков). | 1. Познакомить с историей творческого содружества композиторов «Могучей кучки» и главным ее идеологом В.В.Стасовым 2. Выявить интересы «могучей кучки» 3. Подвести учащихся к пониманию, как решаются нравственные вопросы с помощью инструментальной музыки? | 1. В чем сходство в деятельности и произведениях композиторов “Могучей кучки” и художников “Передвижников”? 2. Кого из композиторов “Могучей кучки” можно назвать “русским Вагнером”? 3. Можно ли композиторов “Могучей кучки” назвать романтиками? Почему? | Знание представителей «Могучей кучки», их произведений, причины возникновения группы пяти. | История – музыка – мемуарная литература. | Словарь терминов (народная музыкальная драма, опера-сказка, речитативная опера) Комментирование музыкальных отрывков из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», М.А.Римского –Корсакова «Снегурочка», из 2-ой «Богатырской» симфонии А.П. Бородина | Сообщение учителя и учащихся с просмотром презентаций. Определение характера деятельности «Могучей кучки» и их роли в развитии музыки в России. | Подготовить презентацию своей зачетной работы. |
17 | Зачетный урок. Творческий марафон. | Урок контроля знаний в форме творческого отчета | Проверить глубину усвоения материала по элективному курсу, уровень владения теоретическим материалом, силу творческого воображения. | 1. Какой раздел курса оставил особый след в сознании и душе? 2. По каким проблемам интересно будет работать в дальнейшем? 3. Оставляет ли программа курса впечатление целостности о русской культуре ХIХ века? | Знание основных направлений русской культуры ХХ века. Умение творчески мыслить. | Умение презентовать свою работу | Презентации учащимися своих работ (рефератов, собственно презентаций, сценариев) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. Может использоваться в 10-11 классах....
Тематическое планирование элективного курса"Экология Донского края"
Наша школа имеет статус казачьей. Для изучения природы родного края был введен этот курс. В нем изучаются растения и животные родного края , где мы живем. В планирование включены темы изуч...
Тематическое планирование элективного курса в 9 классе
Тематическое планирование элективного курса по математике в 9 классе на тему: " Трансфомация листа бумаги: из квадрата-в многогранник"...
Тематическое планирование по истории России XX века 9 класс
№Название тем, уроков, планы уроковОсновные понятия, термины, датыЛитература, карты 1ТЕМА 1 Россия на рубеже XIX–XXвв...
Календарно-тематическое планирование по истории России 19 века в 8 группе
Данная программа для вечерней школы составлена на основе Программы основного общего образования и авторской программы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России 6-9 классы» - М.: «Просве...
Календарно-тематическое планирование по курсу "История Средних веков 6 класс"
Календарно-тематическое планирование по учебнику издательства "ВЕНТАНА -ГРАФ"...
Тематическое планирование элективного курса по мировой художественной культуре «Искусство: фантазии и реальность»
Тематическое планирование элективного курса по мировой художественной культуре «Искусство: фантазии и реальность» для 8 класса...