Тематическое планирование элективного курса "Русская культура ХIХ века"
элективный курс по литературе (10 класс) на тему

Рассказова Татьяна Анатольевна

Элективный курс "Русская культура ХIХ века"  предназначен для преподавания в 10 классах общеобразовательной школы и охватывает художественную культуру ХIХ века. В рамках 17 часов представлены основные области и сферы русской культуры ХIХ века.  Электив дополняет и углубляет базовый предмет - русскую литературу, отвечает интересам учащихся, поступающих на факультеты гуманитарного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_elektivnogo_kursa.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХIХ  ВЕКА»

№ П/П

ТЕМА

ТИП УРОКА.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ

ВОПРОСЫ К ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ

ПРОВЕРЯЕМЫЙ МАТЕРИАЛ

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1

Введение. Понятие о культуре. Культура и цивилизация. «Золотой век» русской культуры

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

1. Определить

понятие культура

2. Сравнить

два понятия – культура и цивилизация

3. Дать первоначальное представление о  «золотом веке» русской культуры.

1. Как вы понимаете понятие культура?

2. Как связаны между собой понятия культура и цивилизация?

3. Что возникло раньше - культура или цивилизация?

4. С чего начинается культура?

5. Что значит быть культурным человеком?

6. Кто для вас идеал культурного человека?

Знание понятий культура, цивилизация

Связь с философией (цивилизация, духовность), историей («золотой век» русской культуры как период расцвета русской культуры Нового времени )

Составление таблицы.

Умение писать конспект

Работа над составлением словаря терминов (культура, цивилизация)

Проверка определения культура и цивилизация.

Задания по группам: 1 Создать карту «География усадеб русских писателей XIX века»; 2. Подготовить викторину на тему «Узнайте усадьбу по описанию», используя описания усадеб русских писателей XIX века, а также художественные произведения. 3. Подготовить экскурсию по усадьбе и господскому дому.

Индивидуальные сообщения по темам:

1. «Сады и парки»

2. «Язык цветов»

3. «Летучие листки альбома» (о девичьих альбомах)

Быт русского дворянства (6 часов)

2

Дворянские гнезда. Быт русской усадьбы. Сады и парки.

Урок-экскурсия. Иллюстративный метод. Сообщения учащихся.

1. Познакомить с архитектурными особенностями русской усадьбы и городского дома

2. Познакомить с интересами обитательниц  русской усадьбы

3. Передать дух русской усадьбы, средоточия высокой культуры, образованности

1. Что представляла собой русская усадьба XIX века?

2. Чем отличался городской дом от усадьбы?

3. В чем заключалось предназначение садов и парков  при  усадьбе?

4. Каковы были интересы обитателей усадьбы?

Знание родовых гнёзд русских писателей XIX века

Изображение русской усадьбы в литературе и искусстве. Связь с архитектурой. Садовое парковое искусство

Работа над составлением словаря терминов (усадьба, эрмитаж, секретер, бюро, конторка, чубук, анфилада, будуар)

Экскурсия по дворянскому дому.

Сообщения по темам:

1. «Сады и парки

2. «Язык цветов»

3. «Летучие листки альбома» (о девичьих альбомах XIX века)

1. Найти в романе

И.С.Тургенева «Отцы и дети» описание костюма, одежды героев. Показать, как через костюм можно глубже постичь характер героя, его образ жизни.

3. Создать костюмы дворянской молодежи первой четверти XIX века для рисованных кукол.

3

Костюм Нового времени

Урок-вернисаж. Иллюстративный метод

1. Наглядно продемонстрировать костюм разных сословий 18-19 веков

2. Познакомить с мужской и женской модой русского дворянства,

1. Принципы отличия костюмов разных сословий.

2. Чем вызваны изменения в моде дворян?

3. Какие изменения в моде вызваны литературой?

Проверить учащихся на знание костюмов представителей разных сословий

Связь с историей, литературой, прикладным и изобразительным искусством (влияние явлений политики, литературы на моду)

Работа над составлением словаря терминов (вернисаж, одежда ампира, боливар, бидермайер, стиль рококо, кринолин, корсет, буржуазный и купеческий стили,  «реформаторский мешок», визитка, смокинг)

Сообщение учителя по теме урока

1. Исследование костюма в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

3. Дефиле рисованных кукол с комментарием

4. Определение времени, эпохи по описанию костюма (викторина)

1. Подготовить сообщение о языке веера на балу и продемонстрировать его.

2. Выразительное чтение отрывков (на выбор) с изображением бала из произведений: роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», поэма Е.А.Баратынского «Бал», стихотворение А.И.Одоевского «Бал», рассказ Л.Н.Толстого «После бала», рассказ А.П.Чехова «Анна на шее»

4

Светская жизнь и ее формы: балы, маскарады, парады.

Урок-представление.

Выразительное чтение художественных текстов разных жанров. Сообщения учащихся.

1.Расширять представление учащихся о социальном типе поведения (дворянском);

2.Рассмотреть формы светской жизни как ритуалы со строгой последовательностью частей и обязательными элементами;

3. Совершенствовать навыки комментирования художественного текста.

1. Чем отличается бал от  маскарада?

2. Как и когда проходили парады?

Знание быта русских дворян ХIХ века

Бал, маскарад в литературе и искусстве. Музыкальное сопровождение балов, военных парадов.

Прослушивание полонеза, вальса, мазурки, котильона, марша.

Работа над составлением словаря терминов  (ассамблеи, бал, маскарад, парад).

Комментарий эпизодов из художественных произведений XIX века.

Сообщение о языке веера на балу.

Устный анализ эпизодов из классической литературы.

Задания по группам:

1. Причины дуэли

2. Участники дуэли. Требования к соперникам  и секундантам

3. Дуэльный ритуал

5

Жизнь на грани поединка. Русская  дуэль.

Урок-исследование.

1. Познакомить учащихся с дворянским кодексом чести

2. Помочь увидеть дуэль как культурный феномен, часть жизни русского дворянина, реалию его быта;

3. Рассмотреть  дуэльный ритуал, его язык и элементы

1. Что собой представляет кодекс чести?

2. Что могло стать причиной дуэли?

3. Как проходила дуэль?

Знание дуэльного ритуала дворян

Дуэль в русской литературе и искусстве. Отношение власти и церкви к дуэли. Использование мемуарной литературы, законодательных актов.

Работа с мемуарной литературой и законодательными актами о дуэли.

Работа над составлением словаря терминов.

Сообщения по темам:

1. Причины дуэли

2. Участники дуэли. Требования к соперникам  и секундантам

3. Дуэльный ритуал

Составление конспекта урока на основе выступлений учащихся

Задания по группам:

1. Сравнить две дуэли (ХХIV глава романа «Отцы и дети»; V глава второго тома «Войны и мира») с точки зрения правильности соблюдения дуэльного ритуала;

2. Определить причину и повод каждой дуэли (ХVIII, ХХIII главы «Отцов и детей; IV глава «Войны и мира);

3. Прокомментировать поведение каждого из дуэлянтов, их чувства и мысли.

6

Две дуэли (романы Л. Н. Толстого «Война и мир» и

И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Урок-исследование. Сравнительно-сопоставительный анализ текста.

На практике применить полученные знания о дуэльном ритуале

с целью прочтения-интерпретации художественного текста в контексте культуры ХIХ века

1. Сравнить две дуэли (ХХIV глава романа «Отцы и дети»; V глава второго тома «Войны и мира») с точки зрения правильности соблюдения дуэльного ритуала;

2. Определить причину и повод каждой дуэли (ХVIII, ХХIII главы «Отцов и детей; IV глава «Войны и мира»);

3. Прокомментировать поведение каждого из дуэлянтов, их чувства и мысли.

Понимание роли дуэльных сцен в контексте романов

Связь литературы и истории

Работа с текстом

размышления учащихся, оформление таблицы в ходе сравнительно-сопоставительного анализа

1. Сообщение об охоте как развлечении дворян-помещиков (индивидуальное задание)

2. С какой целью в Л.Н.Толстой («Казаки»), Н.А.Некрасов («Русская охота») обращались к сценам охоты в произведениях.

3. Найти материал об отношении русских писателей к охоте

7

Русская охота

Комбинированный урок.

1. Познакомить учащихся с одним из дворянских развлечений – охотой

2. Рассмотреть на примере художественных произведений «Казаки» Л.Н.Толстого, «Русская охота» Н.А.Некрасова

3. Углубить представление учащихся о роли охоты в жизни русских писателей

1. Чем был вызван интерес к охоте у мужчин дворянского происхождения?

2. Описание ритуала охоты

3. Какую роль играла охота в жизни русских писателей

4. Охота как художественный прием создания характера героя, сюжетный элемент произведения

выявление первоначальных знаний об охоте

Охота в русской литературе и искусстве

Работа над составлением словаря терминов.

Распознавания цели приема охоты в художественном произведении

Сообщение учащегося об охоте как развлечении дворян-помещиков

Анализ эпизодов охоты из художественных произведений

Беседа о значении охоты в жизни русских писателей

1. Найти в произведениях А.П.Чехова, Л.Н.Толстого эпизоды, связанные с образованием, и прокомментировать их

Образование в России ХIХ века

8

Сословный характер образования в России

Комбинированный урок. Слово учителя, беседа, сообщения учеников. Анализ текстов. Иллюстративный, исследовательский методы.

1. Через слово учителя и художественный текст познакомить с системой образования в России ХIХ века, его сословным характером.

2. Указать на зависимость характера и духа образования в России от социально-политической ситуации в стране.

2. Выяснить особенности женского и народного образования в России

1. Какие этапы в развитии образования можно отметить в зависимости от социально-политических условий в стране?

2. Какое образование получали в дворянских семьях? Плюсы и минусы.

3. Как развивалось народное образования в России на протяжении ХIХ века?

4. Каким было женское образование в России? Чем вызвано явление эмансипации в России?

Выявление первоначальных представлений об образовании в России XIX века

История развития образования в России. Многообразие учебных заведений в России. Влияние духа образования на личность. Роль учебного заведения в становлении героя (на примере художественных произведений)

Работа над составлением словаря терминов (домашнее образование, лицей, классическая гимназия, университет)

Чтение отрывков их художественных произведений, комментарий.

Подготовить сообщения (презентации) о крепостных театрах Юсупова, Шереметева, Закревских

Театральная жизнь России ХIХ века

9

Домашние (крепостные) и публичные театры в России ХIХ века

Комбинированный урок

1. Познакомить с домашним театром русских дворян, в редких случаях даже составлявших конкуренцию профессиональному театру

2. Выяснить роль публичного театра в становлении и русского общества

1. Какой поэтический образ, какую художественную идею носил в себе и воплощал усадебный театр?

2. Как развивался публичный театр и с чем связано его развитие?

Роль театра в личной и общественной жизни человека ХIХ века

Знание внутреннего убранства театра

Литература – театр – быт дворян – мемуарная литература

Работа над составлением словаря терминов (крепостной театр, «живые картины», публичный театр)

Сообщения учителя и учащихся.

Просмотр презентаций.

Задания по группам: историки – об истории становления и развитии театра в России ХIХ в.; архитекторы – о зданиях театров; мемуаристы – о театральных деятелях, актерах.

Выразительное чтение отрывков из художественных произведений о театре: «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, М.Е.Салтыков- Щедрин «Господа Головлевы», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.П.Чехов «Чайка»

10

Профессиональный театр в России

Урок-экскурсия. Иллюстративный метод. Сообщения учащихся.

1. Обзорно проследить этапы становления русского театра в ХIХ веке

2. Познакомить с особенностями развития театрального искусства в России

3. Определить значение и роль профессионального театра в жизни русского общества

1. Какие театры ХIХ века оставили значительный след в истории развития театрального искусства?

2.Каково соотношение иностранных и русских трупп в театре ХIХ века?

4. Какова роль русских писателей в становлении русского театра?

Знание особенностей русского театра, быта и сценической жизни русских актеров, участие русских писателей в становлении русского театра.

Связи: литература-история, литература- театр, театр-архитектура.

Работа над составлением словаря терминов (публичный театр, антрепренёры, «галерка, раек, двойные лорнеты, вешалка, сени, афишки)

Сообщения учащихся по группам.

выразительное чтение отрывков из художественных произведений с комментарием.

Подготовить по группам презентации 1) Московские  зодчие ХIХ века;

3) Петербургский классицизм в ХIХ веке

Художественное искусство и архитектура  XIX века (4 часа)

11

«Музыка в камне» ХIХ века. Развитие русской архитектуры на примере Москвы и Петербурга.

Урок-экскурсия. Иллюстративный метод.

1.Дать представление о развитии архитектуры ХIХ века на примере архитектурных ансамблей Москвы и Петербурга.

2. Об особенностях развития архитектуры – синтезе архитектуры и монументальной скульптуры; 3. Представить архитектуру как способ решения идеологических задач государства

3. Насладиться «музыкой в камне»

1. Какие стили являются основными в архитектуре ХIХ века?

2. Кто из русских архитекторов и скульпторов формировал облик столиц российской империи?

3.Как городской пейзаж помогает раскрыть идейно-художественный смысл

литературного произведения?

Знание роли городского пейзажа в идейно-художественном замысле

литературного произведения.

Знание имен русских архитекторов и скульпторов, создававших облик Москвы и Петербурга ХIХ века.

Архитектурные стили

Архитектура-история-литература.

Городской пейзаж (Петербург и Москва) как отражение духа эпохи.

Работа над составлением словаря терминов (ампир, дорический ордер, медальерное искусство, «национальный стиль»)

Презентации, подготовленные учащимися.

Выразительное чтение отрывков

из художественных произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»,

По группам:

1. История становления группы «передвижников».

2. Подготовить презентации творчества К. Брюллова, А. Иванова, В.Г.. Перова, И. Крамского

2. Сравнить Христа А. Иванова с  Христом И. Крамского? В чем отличие?

12

Академизм и антиакадемизм в русской живописи. Явление меценатства в России.

Урок-исследование.

Иллюстративный и исследовательский методы

1. Познакомить отдельными представителями академизма и антиакадемизма в искусстве, с историей «бунта четырнадцати», идейными взглядами «передвижников».

2.Дать представление о явлении меценатства в России.

3. Развивать умение анализировать художественное полотно

1. Какие изменения произошли в изобразительном искусстве ХIХ века и с чем они связаны? (демократизм, народность, исследовательский характер, осознание искусства как трибуны)

2.

Знание основных событий в истории живописи ХIХ века.

Библейские и мировые сюжеты в изобразительном искусстве ХIХ века.

Быт русского народа в искусстве «передвижников». Связь литературы и изобразительного искусства: картины художников ХIХ века. как иллюстрация к художественным произведениям

Работа над составлением словаря терминов (общественно-типическое в живописи, «передвижники», пенсионеры, художественная выставка, художественная галерея меценаты)

Презентации творчества Брюллова, Иванова, Перова, Крамского

1. В какие периоды художники начинают писать портреты интеллигенции своей страны?

2. Презентация галереи представителей русской интеллигенции XIX века, комментарий к портретам

13

Портрет в русской живописи

Урок-экскурсия.

Иллюстративный и исследовательский методы

Через портрет понять эпоху, определить социальный портрет эпохи

Чем вызван интерес «передвижников» к глубинным внутренним проблемам творческой личности?

Знание приемов и средств создания образа в художественном произведении и портрете

Литература - портретная живопись - мемуарная литература.

Портрет в живописи и художественном произведении. Приемы и средства создания образа

Работа над составлением словаря терминов

Презентация галереи портретов «разума и души»

(портреты Достоевского, Некрасова, Толстого, Тургенева, Герцена, Рубинштейна, Салтыкова-Щедрина, Менделеева, Пирогова, Сеченова и др.)

Подобрать к художественным произведениям, изучаемым в 10 классе по программе, картины-пейзажи. Объяснить свой выбор (презентация).

14

Пейзаж в русской живописи

Урок-экскурсия.

Иллюстративный и исследовательский методы

1. Знакомство с поэзией пейзажа в русском искусстве ХIХ века и основными его представителями

2. Развивать умение для полноты восприятия русской жизни ХIХ века использовать произведения искусства и литературы в комплексе

1. Чем можно объяснить расцвет пейзажа в русском искусстве ХIХ века?

2. Каковы основные направления в развитии пейзажа ХIХ века?

3. Какие стороны национального характера раскрывает русский пейзаж?

Знание приемов и средств создания пейзажа в искусстве и литературе

История – литература – пейзажная живопись.

Пейзаж в художественном произведении и изобразительном искусстве

Работа над составлением словаря терминов (пленэр, «психологический» пейзаж, «философский» пейзаж, маринизм)

Музыкальная жизнь России XIX века (2 часа)

15

Русский городской и профессиональный романс

Музыкальная гостиная.

1. познакомить учащихся с национальной школой русского романса и его разновидностями

2. Дать представление о профессиональном романсе

1. Как решалась в России проблема соотношения текста и музыки в профессиональном романсе?

2. Какие разновидности бытового романса вам известны?. С чем связано широкое распространение бытового романса в России?

Знание произведений русских поэтов, положенных на музыку.

Знание произведений русских писателей, где встречаются романсы.

Музыка – поэзия – городской фольклор.

Работа над составлением словаря терминов (песня и романс, бытовой романс, профессиональный романс, гитара)

Прослушивание романсов.

Выразительное чтение сцен «Пение романса» из художественных произведений русских писателей: А.Н.Островский «Бесприданница», С.Н.Лесков «Очарованный странник», А.П. Чехов «Ионыч»

1. Рассуждение на тему «Особенности русского романса, позволяющие ему из любовной лирики перерасти в философско-психологическую исповедь?»

2. Презентации к истории создания «Могучей кучки» и «Основные музыкальные произведения членов «Могучей кучки»

16

Разнообразие интересов композиторов «Могучей кучки»

Комбинированный.

Сообщения учителя и учащихся. Иллюстративный метод (презентации, прослушивание музыкальных отрывков).

1. Познакомить с историей творческого содружества композиторов «Могучей кучки» и главным ее идеологом В.В.Стасовым

2. Выявить интересы «могучей кучки»

3. Подвести учащихся  к пониманию, как решаются нравственные вопросы с помощью инструментальной музыки?

1. В чем сходство в деятельности и произведениях композиторов “Могучей кучки” и художников “Передвижников”?

2. Кого из композиторов “Могучей кучки” можно назвать “русским Вагнером”?

3. Можно ли композиторов “Могучей кучки” назвать романтиками? Почему?

Знание представителей «Могучей кучки», их произведений, причины возникновения группы пяти.

История – музыка – мемуарная литература.

Словарь терминов (народная музыкальная драма, опера-сказка, речитативная опера)

Комментирование музыкальных отрывков из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», М.А.Римского –Корсакова «Снегурочка», из 2-ой «Богатырской» симфонии А.П. Бородина

Сообщение учителя и учащихся с просмотром презентаций.

Определение характера деятельности «Могучей кучки» и их роли в развитии музыки в России.

Подготовить презентацию своей зачетной работы.

17

Зачетный урок.

Творческий марафон.

Урок контроля знаний в форме творческого отчета

Проверить глубину усвоения материала по элективному курсу,

уровень владения теоретическим материалом, силу творческого воображения.

1. Какой раздел курса оставил особый след в сознании и душе?

2. По каким проблемам интересно будет работать в дальнейшем?

3. Оставляет ли программа курса впечатление целостности о русской культуре ХIХ века?

Знание основных направлений русской культуры ХХ века. Умение творчески мыслить.

Умение презентовать свою работу

Презентации учащимися своих работ (рефератов, собственно презентаций, сценариев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

Тематическое планирование элективного курса"Экология Донского края"

Наша школа имеет статус казачьей. Для изучения природы родного края был введен этот курс. В нем изучаются растения и животные родного  края , где мы живем.  В планирование включены темы изуч...

Тематическое планирование элективного курса в 9 классе

Тематическое планирование элективного курса по математике в 9 классе на тему: " Трансфомация листа бумаги: из квадрата-в многогранник"...

Тематическое планирование по истории России XX века 9 класс

№Название  тем,  уроков,  планы  уроковОсновные  понятия,  термины,  датыЛитература,  карты  1ТЕМА  1  Россия  на рубеже XIX–XXвв...

Календарно-тематическое планирование по истории России 19 века в 8 группе

Данная программа для вечерней школы составлена на основе  Программы основного общего образования и авторской программы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России  6-9 классы» - М.: «Просве...

Календарно-тематическое планирование по курсу "История Средних веков 6 класс"

Календарно-тематическое планирование по учебнику издательства "ВЕНТАНА -ГРАФ"...

Тематическое планирование элективного курса по мировой художественной культуре «Искусство: фантазии и реальность»

Тематическое планирование элективного курса по мировой художественной культуре «Искусство: фантазии и  реальность» для 8 класса...