Пояснительная записка к планированию по литературе 11 класс 102 часа
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина, 2006 г. /.
Данная рабочая программа по литературе составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании»;
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка к планированию по литературе 11 класс | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Утверждена
Директор школы
__________________ Т.В. Толмачева
Приказ
от «29 » августа 2014 года
№ 149
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
11 класс
Срок реализации: 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа (базовый уровень) по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина, 2013
Учебник Литература 11 кл. для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни): в 2 ч., под ред. Г.И.Беленького.-11-е изд., стер.- М.:Мнемозина, 2010
Рабочую программу составила
Сыч Н.И.
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №3
1 категории
2014 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина, 2006 г. /.
Данная рабочая программа по литературе составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании»;
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности, т.е. освоение литературы как искусства слова.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи же определены целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией предмета:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентир самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к лицу и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия анализа и ценности произведений;
Следует напомнить, базовые теоретико-литературные понятия являются структурообразующими принципами программы под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина, 2006 г. /.
.(а в каждом классе выделяются ведущее базовое понятие). Данная система вовсе не отменяет логику литературного развития, а наоборот, направлена на формирование читательской квалификации и подхода к произведению как к искусству слова.
Более того, Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования впервые включил такие понятия, как интерпретация текстов и основные виды деятельности по освоению литературных произведений, что давно уже было включено в вышеуказанную программу, которая задолго осуществила переход на деятельностную компетентностную парадигму в образовательном процессе (и в этом ее положительные черты).
10-11 классы – это изучение литературы в историко-культурном и историко-эмоциональном аспектах.
Это значит, что, проводя определенные этапы литературного развития с 5 – 9 классы, учащиеся должны проявить следующие умения:
- умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведений;
- умение самостоятельно анализировать произведение и его фрагменты;
- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать её (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
- умение выполнять исследовские работы (что тоже вошло в стандарты как новое).
Таким образом, опираясь на принцип творческого подхода к изучению произведения, программа под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина, 2006 г. /.
во многом совпадает с новаторскими идеями Стандарта и новой программы.
В заключении следует сказать, что изучение произведения искусства в формах самого искусства и есть тот самый верный путь анализа художественного произведения, на который нацеливает программа Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого.
.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения. Так, учитывая содержание авторской программы под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого для 11 класса, творчество А.П. Чехова для изучения предусматривается в 11 классе. Поэтому часы рассматриваются не в 10 , а в 11 классе.
На изучение творчества А. П. Чехова отводится 9 часов. Количество часов и материал соответствуют примерной программе основного общего образования.
2. Цели и задачи курса
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы, опубликованной в «Вестнике образования» в сентябре 2004г. Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 11 классе 102 часа. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса 10 -11 класса, курса на историко–литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,
С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
II. Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | Количество часов | Домашнее сочинение | Классное сочинение | Для заучивания наизусть |
1. | Введение | 1 | |||
2. | Художественный мир А.П. Чехова | 9 | 1 | ||
3. | Художественный мир русской прозы начала хх века. Обзор русской литературы первой половины хх века | 1 | |||
4. | Художественный мир И.А. Бунина | 4 | 1 | ||
5. | Художественный мир А.И. Куприна | 2 | 1 | ||
6. | Художественный мир М. Горького | 5 | 1 | ||
7. | Обзор зарубежной литературы хх века | 4 | |||
8. | Художественный мир русской поэзии начала хх века | 11 | 1 | 2 | |
9. | Художественный мир А. Блока | 7 | 1 | 2 | |
10 | И.Ф. Ного Пьеса «Шаман» | 1 | |||
11 | Художественный мир В.В. Маяковского | 5 | 1 | ||
12 | Художественный мир С. Есенина | 5 | 1 | 1 | |
13 | Художественный мир М. Цветаевой | 3 | 1 | ||
14 | Художественный мир О. Э. Мандельштама | 3 | 1 | ||
15 | Художественный мир А.А. Ахматовой | 5 | 1 | 1 | |
16 | Художественный мир Б.Л. Пастернака | 4 | 1 | ||
17 | Художественный мир М.А. Булгакова | 6 | 1 | ||
18 | Художественный мир А.П. Платонова | 2 | |||
19 | Художественный мир М.А. Шолохова | 6 | 1 | ||
20 | Литература второй половины хх века | 18 | 1 | 3 | |
Всего | 102 | 7 | 3 | 14 |
III. Основное содержание примерной программы основного общего образования по литературе курса 11 класса (Базовый уровень)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
Введение (1 час)
Русская литература хх века в контексте мировой культуры
А. П. Чехов. Жизнь и творчество.(9 часов)
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору(« О любви», «Крыжовник»)
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Комедия «Вишневый сад» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
Сочинение по творчеству А.П. Чехова
Литература первой половины хх века.
Обзор русской литературы первой половины хх века (1час)
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX -ХХ вв.
И. А. Бунин. Жизнь и творчество(4 часа)
Стихотворения: «Вечер», « Не устану воспевать вас, звезды!...», « Последний шмель».
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору «Темные аллеи», « Легкое дыхание»
Рассказ «Чистый понедельник» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
А. И. Куприн. Жизнь и творчество(2 часа)
Повесть «Гранатовый браслет»(Одно произведение по выбору.)
Сочинение по творчеству И.А. Бунина или А.И. Куприна
М. Горький. Жизнь и творчество(5 часов)
Рассказ «Старуха Изергиль». (возможен выбор другого произведения)Романтизм ранних рассказов Горького
Пьеса «На дне».
Сочинение по творчеству М. Горького
Обзор зарубежной литературы первой половины хх века( 1 час)
Б. Шоу. Жизнь и творчество(обзор)(2часа)
Пьеса «Пигмалион»(возможен выбор другого произведения)
Г. Аполлинер(1час). Стихотворение «Мост Мирабо»(возможен выбор другого стих
отворения)
Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века(1 час)
Символизм. Истоки русского символизма(1 час).
В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор) (1 час)
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», « Грядущие гунны».
К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество(обзор)(1 час)
Стихотворения: « Я мечтою ловил уходящие тени…», « Безглагольность», « Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»
А. Белый. Жизнь и творчество(1 час)
Стихотворения «Русь», «Раздумье», «Родине».
Акмеизм. Истоки акмеизма (1час)
Н.С. Гумилёв. Жизнь и творчество(1 час).Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
Футуризм (1час)
И. Северянин. Жизнь и творчество (1час) Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог», « Двусмысленная слава».
В.В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор) (1час)
Стихотворения « Заклятие смехом», «Кузнечик», «Еще раз, еще раз…»
Крестьянская поэзия. Жизнь и творчество Н.А.Клюева (1час)
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов»
Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века
А.А. Блок. Жизнь и творчество (7 часов)
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Скифы», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане»,» О, весна без конца и без краю…», «Русь», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».
Поэма «Двенадцать».
Сочинение по творчеству А.А.Блока.
И.Ф. Ного. Жизнь и творчество Пьеса «Шаман» (1 час)
В. В. Маяковский. Жизнь и творчество (5 часов)
Стихотворения: «А вы могли бы?», « Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», « Письмо Татьяне Яковлевой»
Поэма «Облако в штанах» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
С.А. Есенин. Жизнь и творчество (5 часов)
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», « Русь», « Я покинул родимый дом», « О красном вечере задумалась дорога…», « Запели тесанные дроги…», « До свидания, друг мой, до свидания…».
Поэма « Анна Снегина»
Сочинение по творчеству С. А Есенина
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество (3 часа)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», « Идешь, на меня похожий…», « Куст».
О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество ( 3 часа)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Невыразимая печаль», « Адмиралтейство».
А.А. Ахматова. Жизнь и творчество (5 часов)
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».
Поэма «Реквием».
Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой.
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество (4 часа)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», « Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво»
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
М. А. Булгаков. Жизнь и творчество (6 часов)
Роман «Мастер и Маргарита».
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова
А. П. Платонов. Жизнь и творчество ( 2 часа)
Повесть « Котлован».
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество (6 часов)
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.
Литература второй половины хх века ( 18 часов)
Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. (2 часа)
Повесть «Старик и море».
Обзор русской литературы второй половины хх века (1 час)
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (2 часа)
Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», « Дробится рваный цоколь монумента», « О сущем».
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество (2 часа)
«Колымские рассказ» (два рассказа по выбору).
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество ( 2 часа)
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Роман «Архипелаг Гулаг» ( обзор).
В. М. Шукшин. Жизнь и творчество(1 час).
Рассказы « Верую!», «Алеша Бесконвойный»
В.В. Быков. Жизнь и творчество (1час)
Повесть « Сотников».
В.Г. Распутин. Жизнь и творчество (1 час)
Повесть « Прощание с Матерой».
Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество (1 час)
Стихотворения: « Видения на холме», « Листья осенние»
Р. Гамзатов. Жизнь и творчество ( 1 час)
Стихотворения: « Журавли», « В горах джигиты ссорились, бывало…»
И.А. Бродский. Жизнь и творчество (1 час)
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…»
Б.Ш. Окуджава. Жизнь и творчество (1 час)
Стихотворения: «Полночный троллейбус», « Живописцы»
Драматургия второй половины XX века (1 час)
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.
Произведение одного автора по выбору.
А.В. Вампилов. Жизнь и творчество.
Пьеса « Утиная охота».
Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)
Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).
IV. Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
- образную природу словесного искусства
- содержание изученных литературных произведений
- основные факты жизни и творчества писателей – классиков XX века
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
- определять род и жанр произведения
- сопоставлять литературные произведения
- выявлять авторскую позицию
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Используемая литература:
- Примерная программа МО РФ 2010г..
- Программа под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина, 2006 г. /, издательский дом «Дрофа», Москва, 2005.
- Учебник литературы «В мире русской литературы» под редакцией Г.И.Беленького / М., Мнемозина, 2010 г. /.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка . Неживая природа 6 класс
В пояснительной записке раскрыты: цель учебного курса, задачи, педагогические условия и средства реализации стандарта. Раскрыты основные методы и формы обучения, формы организации учебного процесса,ко...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО АЛГЕБРЕ 8 КЛАСС
Требования к результатам обучения, критерии оценок...
Пояснительная записка по химии.9 класс
Пояснительная записка по химии 9 класс...
пояснительная записка к планированию (3 класс)
пояснительная записка к планированию для 3 класса ( Биболетова М.З.)...
Развернутое тематическое планирование( дополнение к пояснительной записке) по математике 11 класс, авторы учеников А.Г.Мордкович и Л.С.Атанасян, базовый уровень
Развернутое тематическое планирование( дополнение к пояснительной записке) по математике 11 класс, авторы учеников А.Г.Мордкович и Л.С.Атанасян, базовый уровень, 6 часов....
Пояснительная записка. Русский язык. 5 класс.
Учебник Ладыженской Т. А....
Пояснительная записка и ктп 6 класс(2 часа)
Здесь размещены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 6 класса на 2 часа в неделю (ФГОС)...