Пояснительная записка к программе по литературе для 7 класса
рабочая программа (литература, 7 класс) по теме
Пояснительная записка содержит цели и задачи в обучении литературе, календарно-тематическое планирование, перечень учебников и медиаресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_programme.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (базовый уровень) по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 и Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010. Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Литература. 7 класс», 2010 г.под редакцией В.Я.Коровиной. Учебник В.Я.Коровиной входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/13 уч. год.
Программа общеобразовательных учреждений рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме 70 часов (2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В.Я.Коровиной.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами
художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели образования по литературе для 7 класса
Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса
В результате освоения программы учащиеся должны:
Знать и понимать:
• авторов и содержание изученных литературных произведений;
• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.
Уметь:
• Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
• Выражать свое отношение к прочитанному;
• Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
• Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
• Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
• Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.
• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;
• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи | Внеклассное чтение |
Введение | 1 | |||
Устное народное творчество | 3 | 1 | ||
Из древнерусской литературы | 2 | |||
Из русской литературы 18 века | 2 | |||
Из русской литературы 19 века | 31 | 1 | 1 | 1 |
Из русской литературы 20 века | 21 | 1 | 2 | 3 |
Из зарубежной литературы | 5 | |||
Итоговые уроки | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО | 70 | 4 | 4 | 4 |
Литература основная и дополнительная для учителя:
1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2010.
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2009.
3. Гейченко С. Пушкиногорье. - М.: Молодая гвардия, 1981
4. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008
5.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.
6. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
7. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2011.
8. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников.5-7 классы. - М.: Дрофа, 2010.
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2010. 2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2010г.
3. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 2011.
4. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.
5. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.
6. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. - С.-Петербург: Литера, 2010.
7. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). - М., 2011.
Медиаресурсы:
1. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.
2. Мультимедиа-энциклопедия.
3. Аудиокнига. Школьная программа. http://www.aubooks.ru/sect/1098207.html
Аудиодиски:
- Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
- Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
- Русская литература от Нестора до Маяковского.
- Русская поэзия XVII-XX веков.
- Хрестоматия по русской литературе.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
- Мудрые мысли и изречения. Том 3.
- Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
- А.Грин “Алые паруса”.
- А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
- Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
- А.П.Чехов. Рассказы.
- Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
- http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации
- Коровиной В.Я.
Фильмотека:
- “Алые паруса” (А. Птушко, 1961 г.)
- “Тарас Бульба” (В. Бортко, 2009)
- “Белый Бим – черное ухо” (С.Ростоцкий, 1976)
- “Звезда пленительного счастья” ( В.Мотыль, 1975)
- “Отец и сын”(Т.Вульфович, 1958)
Оборудование:
1.Компьютер учителя
2.Принтер
3.Экран
4.Мультимедийная установка
Программное обеспечение:
- Уроки Кирилла и Мефодия. 7 класс. DVD-Box, PC-CD) (New Media Generation
Дидактические материалы:
- Таблицы по литературе
- Портреты писателей и поэтов
- Раздаточные материалы. Теория литературы. ЭЛ. Безносов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе по литературе
Характеристика учебного предмета ( виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий )...
Пояснительная записка к программе «Искусство» 8-9 классы, авт. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская,
Рабочая учебная программа для 9 класса разработана на основе Образовательного стандарта основного общего образования по искусству, примерных учебных программ основного образования по искусству, утверж...
Пояснительная записка к программе индивидуального обучения 2 класс немецкий язык
пояснительная записка...
Пояснительная записка к планированию по литературе 11 класс 102 часа
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией Г.И.Бе...
Пояснительная записка к планированию по литературе 5 класс ФГОС (программа Г. Меркина)
Пояснительная записка содержит необходимые по структуре материалы....
Пояснительная записка к программе по литературе 10 кл.
Пояснительная записка к программе по литературе 10 класс...
пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС
Рабочая программа по биологии построена на Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы МБОУ ...