Методическая разработка Литературно-музыкального вечера
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Литературно-музыкальный вечер к юбилею Сергея Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Старые Бурасы
Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
Методическая разработка
литературно – музыкального вечера
к юбилею С.А.Есенина
«Образ Дома в лирике Сергея Есенина»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Рязанова Ольга Владимировна
2015 г.
Русский Дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний.
Цели:
- познакомить учащихся с темой Дома в русской литературе XIX – XX веков, показать ее философскую глубину нравственную и духовную ценность в становлении современной личности;
- проследить в развитии художественного образа Дома в лирике Сергея Есенина;
- воспитывать патриотические качества, нравственные идеалы, высокие эстетические чувства, развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- портрет С. Есенина;
- выставка книг;
- фотографии из семейного альбома;
- видеофильм;
- мультимедийная установка;
- музыкальное сопровождение;
- творческие работы учащихся.
Содержание
- Вступление.
- Презентация учащихся по группам.
- «Ой ты, Русь, моя родина кроткая
Лишь к тебе я любовь берегу…»
- «Мир тебе, деревянный Дом»
- «Дверь отперта. Переступи порог.
Мой Дом раскрыт навстречу всех дорог»
- «Счастлив тот Дом, где пребывает мир.»
- «Сквозь годы испытаний».
3. «Главный – то дом человек в душе у себя строит…»
4. Диалог с поэтом.
5. Тихая моя Родина. Творческие работы учащихся.
6. Заключение.
Ход мероприятия
1. Вед.
Есть в русской литературе мотивы и образы знаковые, ключевые. Одним из них в русской литературе 19 -20 вв. является мотив Дома. Он звучит в произведениях Гарина - Михайловского и Аксакова, Толстого и Достоевского, Бунина и Булгакова, Платонова и Шолохова, Есенина, Рубцова. Распутина и Астафьева.
2.Вед.
Дом не только жилище, местообитание, но как бьет и стиль жизни, надежный, привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура, семья.
1.Вед.
А для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как о месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебе всегда помогут и поймут.
2.Вед.
Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени думать о собственном Доме, создавая его или принимая в наследство.
1.Вед.
Но чтобы Дом, даже если это городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять сокральную роль, устройство дома, образ жизни в русской культурной традиции, литературе.
2.Вед.
Тем более, что в последнее время смысл слова заметно расширился. Выражение «Наш общий Дом», «Русский Дом» стали привычными и близкими.
1.Вед.
Каким же видел и созидал народ свой Дом?
Каким воплотился он в бессмертных творениях великого русского поэта С.А.Есенина? Об этом наш разговор.
(музыкальная заставка Оркестр народных инструментов)
Чтец 1 стихотворение «Гой ты Русь моя родная»
Презентация 1 группы (Биография поэта)
Чтец 2 стихотворение «Береза»
Чтец 3 стихотворение «Сыплет черемуха снегом»
Чтец 4 стихотворение «Клен ты мой опавший»
2 Вед
Чистота, свежесть, красота русской природы. Это ощущение Родины, глубокое и прекрасное. Это тихая деревенская улица, полисадники под окнами домов и береза, белоствольная красавица – символ России.
Слушаю есенинские строки и понимаю, что малая Родина – это огромное светлое чувство, которое окрыляет и вдохновляет нас на всю жизнь.
Презентация 2 группы («Мир тебе, деревянный дом» )
Чтец стихотворение («Спит ковыль»)
Чтец стихотворение («Весенний вечер»)
Чтец стихотворение ( «В хате»)
Чтец стихотворение («Край ты мой заброшенный»)
Чтец стихотворение ( «О красном вечере задумалась дорога»)
1 Вед.
Поэту близок крестьянский мир, ему знаком труд пахаря, возвращающегося в свою избушку. Избы не просто выстроились, а «забоченились». Ему удалось найти образ старой избы, давно покосившейся, упавшей на один бок от старости, а может, от забот.
Но этот дом дорог лирическому герою воспоминаниями о светлом, беззаботном времени. Мысль поэта ясна: родной дом любят не только роскошным и богатым, но и стареньким, скромным.
Презентация 3 группы; («Дверь отперта. Переступи порог…»)
Музыкальная заставка Оркестр народных инструментов
Демонстрация рисунков учащихся «Деревенская изба»
2 Вед.
Мы говорим «избушка» и сразу видим уютный домик. Вечер. Тишина. На стене висят часы, отмеряя время. В красном углу – иконы. Сам поэт в своем эстетическом трактате «Ключи Марии» объясняет, что крестьянский мир и церковный связаны в единый образ. В восприятии русского поэта этот образ приобретает ярко выраженный национальный колорит, предстает в виде мирового древа.
Объяснит поэт и наличие петухов на наличниках изб. Это символ трудолюбия и мастерства русского народа.
Презентация 4 группы: («Счастлив тот Дом, где пребывает мир»)
1 Вед.
Так сложилось, что воспитание детей в семье Есениных занималась мать, Татьяна Федоровна. Песенница и рассказчица, она передела сыну нежность и любовь к русской старине, к народу…
2 Вед.
Мы нашли стихи, посвященные своим родным: матери, отцу, сестре, деду. Это его семья, это его дом. Эти стихи позволяют нам почувствовать, как дороги ему эти люди.
Чтец стихотворение «Письмо деду»
Чтец стихотворение «Письмо бабушке»
Чтец стихотворение «Ты запой мне ту песню»
1 Вед
Где бы ни находился поэт, он видит себя рядом со своими родными, рядом с домом. Не может быть любовь к дому врозь, отдельно от родных.
Презентация 5 группы («Сквозь годы испытаний»)
Звучит лирическая мелодия.
2 Вед
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь………..
Слышите, как вкрадываются в стихи нотки грусти. Идет время меняется и настроение стихов И на смену романтическому образу избы приходит жуткий образ «скелетов - домов».
Чтец стихотворение «Русь уходящая»
Чтец стихотворение «Русь советская»
Чтец стихотворение «Возвращение на родину»
1 Вед.
Тревога и грусть. Они оправданы. Россию действительно ждали большие испытания и потрясения. Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново.
В 1925 году он пишет «Письмо матери» (звучит стихотворение)
Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его читаешь, сжимается сердце «главный-то Дом человек у себя в душе строит».
2Вед.
В ходе наших исследований мы выяснили, как поэт в своем творчестве «строит Дом» - Дом как художественный образ. В качестве строительного материала он использует изобразительные возможности родного языка, а в качестве фундамента – любовь и верность к родной земле, к отчему дому, к России.
Диалог с поэтом ( Уроки Есенина)
1 Вед.
Творение великого поэта шагнуло в наш век. Мы услышали, почувствовали мудрый голос поэта, порой задумчивый и нежный, а порой трустный и даже печальный.
2.Вед.
Но, несомненно, он научил нас не быть равнодушными к окружающему миру, стараться жить в гармонии с природой.
1 Вед.
А еще он дал понять, что Россия - наш общий Дом, а все мы большая семья
2 Вед.
Всем известно, что государство сильно тогда, когда его народ богат духовно и нравственно. В этом великий смысл и красота лирики Сергея Есенина.
Видео сюжет о своем селе «Тихая моя Родина»
Декламация стихов собственного произведения
1 Вед.
Сегодня мы говорили о роли отчего Дома, Родины в жизни человека. Дом в лирике С. Есенина – это олицетворение Родины, семейного очага, согретого материнской любовью. Дом – это историческая память, духовная колыбель.
Звучит мелодия песни «Под крышей дома твоего»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
Методическая разработка литературно-музыкального вечера "Я буду вечно прославлять ту женщину, чьё имя Мать"
Праздник посвящен международному дню 8 Марта....
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Россия – Родина моя»
Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Россия - Родина моя" предназначается для внеклассной работы по литературе в 5-8 классах. Его целью является воспитание чувства патриотизма. любви к Родин...
Методическая разработка литературно - музыкальной композиции "Судьба героя"
1) На центральной площади поселка Жирнов состоялся праздничный митинг - 19 мая 1962 года, вечером был организован большой пионерский костер, который зажег дорогой гость п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «Песни, опаленные войной»
Пояснительная записка "Там, где переходы и завалы,Рваная колючка на столбах,Умирали наши запевалыС недопетой песней на губах".М. Дудин Цель мероприятия: формирование исторической памяти о Ве...
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Высоцкого
представленная методическая разработка рекомендована педагогам и музыкальным работникам в сфере образования...
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Булата Окуджавы "А иначе зачем на земле этой вечной живу"
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Булата Окуджавы...