Конспект урока 5 класс Тема: «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Дидактическая цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о своеобразии и особенностях народного праздничного костюма.
Образовательный аспект:
Изобразительное искусство: познакомить обучающихся с особенностями русского праздничного костюма, рассказать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_izo_5_kl.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока 5 класс
Тема: «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ»
Дидактическая цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о своеобразии и особенностях народного праздничного костюма.
Образовательный аспект:
Изобразительное искусство: познакомить обучающихся с особенностями русского праздничного костюма, рассказать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма.
Развивающий аспект: развивать воображение учащихся через сопоставление произведений живописи и дпи, творческие способности обучащихся в процессе создания собственных творческих работ, способность видеть прекрасное в самом обычном и малом.
Воспитательный аспект: воспитывать уважение к культурному национальному наследию.
Тип урока: урок изучения нового материала и его первичного закрепления.
Форма урока: урок - путешествие
Методы: частично-поисковый; проблемного изложения
ФОУД: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Технология: личностно-ориентированного, творческого обучения, деятельностного подхода.
Источники информации;
1. Учебник: Изобразительное искусство Н.А. Горяеева; О.В. Островская под редакцией Б.М. Неменского М. Просвещение 2015.
2. Поурочное планирование по ИЗО О.М. Гусева.
3. Методическое пособие Н.А. Горяева.
4. Материалы Интернет.
Оборудование и материалы:
- Тематические таблицы.
- Мультимедийные презентации учителя, обучающихся.
- Подбор иллюстраций с изображением народного русского костюма.
- Детские творческие работы.
- Художественные материалы (цв. картон, цв. бумага, ткань, клей, ножницы).
- Альбом репродукций: Народные художественные промыслы.
- Музыкальные народные композиции.
ПЛАН УРОКА
#1056;ассказ о символическом значении народного праздничного костюма.
#1042;ыступление обучающихся с презентацией.
#1055;остановка художественной задачи.
#1055;рактическое выполнение задания.
#1055;одведение итога урока, выставка работ.
#1056;ефлексия
ХОД УРОКА
#1054;рганизационный момент (готовность обучающихся к уроку)
#1055;остановка проблемы.
#1041;еседа, рассказ учителя.
Учитель: Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц.
Вопрос: Каким рукоделием занимались в русской деревне крестьянки?
Ответ: Женщины пряли на прялках, ткали на станках, вышивали полотенце.
Вопрос: В чем секрет красоты народной вышивки?
Ответ: Секрет в орнаменте, вышивали красными нитями разнообразные узоры, солярные знаки, вышивали птиц и животных, вышивка была выполнена аккуратно, соблюдался ритм, яркость и красочность.
Вопрос: Почему на протяжении многих лет крестьянка украшала вышивкой тканные изделия?
Ответ: Вышивка придавала нарядность, красочность, праздничность, а также вышитые орнаменты выполняли функцию оберега и защищала людей от горестей и болезней.
Вопрос: Скажите, а вышивки были только на полотенцах или еще на каких-либо изделиях?
Ответ: Вышивали на одежде: на рубашках (ворот, оплечья, грудь, рукава) на сарафане, головные уборы.
Учитель: Таким образом мы сегодня с вами будем изучать тему «Народный праздничный костюм».
В древности на Руси существовало два типа костюма: будничный и праздничный. Вот интересно какие костюмы носили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, как они наряжались? Традиции пошива русского костюма складывались в течении многих веков. Образы, которые мы встречаем в украшении полотенца, можно увидеть и в вышивке народного костюма.
Давайте рассмотрим какой же был «Народный праздничный костюм»
Русский художник Борис Кустодиев очень много написал картин на тему русские праздники, веселье и радость праздничных событий, а также подробно показал будничные и праздничные костюмы женщин и мужчин (демонстрация репродукций). Обсуждение.
Древняя Русь великая страна, большая территория и в каждой территории свои традиции.
Женский наряд русского Севера (Архангельская, Нижегородская губерния)
Выступление обучающихся с презентациями.
1 – ученик: Основой женского костюма была рубаха. Шили ее из домотканого льняного или конопляного полотна. Нарядную рубаху женщина надевала только по праздникам, называли рубахи – долгорукавки, рукава достигали до 2-х метров, рубаху украшали вышивкой и подвязывали плетеным поясом, иногда в конце голова, ящера символизировало подземный мир. В комплект входили: сарафан шили из дорогой ткани, украшали с переди узорной полосой, тесьмой (сарафан никогда не продавали) на сарафан надевали короткую епаничку, а пышную душегрею, надевали в холод, душегрея чаще была отделена золотыми полосами или вышивкой. На голову в праздники женщина надевала высокий кокошник, украшенные золотой нитью и речным жемчугом, убранный каменьями, а поверх надевали шелковая шаль. Кокошник олицетворял – фронтон дома, крышу дома. В будни женщина подвязывала лентой - повязкой или надевала платок.
УКРАШЕНИЯ – носили мужчины и женщины, украшения выполняли функцию оберега, украшали голову, чтобы мысли и разум были защищены, шею и грудь украшали кольцами, ромбами, олицетворяли солнце, знак плодородия, обереги носили, чтобы защитить душу и сердце.
2 – ученик: Женский наряд юга России (Тамбовская, Орловская, Вологодская губерния)
Вместо сарафана на юге носили поверх рубахи поневу-домотканую клетчатую шерстяную юбку из двух полотнищ. Поневу тоже обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался
передник (запон, занавеска), украшали узорами ромб, волнистые линии – знаки воды, образы матери - земли, птиц, древа жизни. Поверх поневы и передника надевали навершник (верхняя короткая одежда без рукавов) украшенной вышивкой. На голову женщина надевала сороку с рогатой кичкой или сороку с махрами. Символизировал небо, а по форме напоминали птичьи головки.
УКРАШЕНИЯ – подвески, идущие к головному убору, рясны – вертикальные полосы, идущие от сороки к груди, символизировали дождевые струи. Любимые украшения бусы и ожерелье.
Учитель: Мужской костюм - был менее затейлив. Его основу составляла рубаха-косоворотка, шилась из белой, синей, красной ткани, подвязывали плетеным поясом, иногда в конце голова, ящера символизировало подземный мир. Вокруг талии завязывались порты-неширокие длинные щтаны. На ноги надевали лапти, иногда сапоги из кожи. Поверх рубахи носили зипун, иногда камзол, а голову укрывала шапка из сукна или войлока.
Итак, мы с вами рассмотрели народные традиции в оформлении комплектов праздничных костюмов разных регионов России.
Постановка художественного задачи и практическая работа:
Выполнить творческую работу на цв. картоне из цв. бумаги, ткани вырезать плоскостную модель: народный мужской или женский праздничный костюм по выбору. Цветовая гамма с преобладанием красного цвета. Соблюдая орнамент северных или южных традиций.
- Рубаху, фломастером сочинить и нарисовать орнамент, используя символические знаки плодородия, земли, воды, которые выстраивают на основе повтора ритмически по-разному, организуя их вокруг центрального мотива (древа жизни, матери-земли, птицы, на горловине, грудь, оплечье, на рукаве).
- Сарафан, душегрею или поневу, передник, навершник.
- Головной убор: кокошник или сороку с кикой с узорами.
- Украшения рисуем фломастерами.
- Обувь.
Подведение урока:
- Какие два типа костюма вы узнали?
- Чем отличается праздничный северный костюм от южного?
- Почему вышивка играла важную роль в оформлении костюма?
- С какой целью люди надевали праздничный костюм?
Выставка детских творческих работ (демонстрация работ)
Рефлексия
Сегодня на уроке я понял, что…
Мне показалось интересным…
Я думаю, что…
Мне запомнилось, что…
В дальнейшем я…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"
конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"...
Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"
На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»
Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; ком...
Конспект урока по теме "Народный праздничный костюм"
Конспект урока "Народный праздничный костюм" к уроку ИЗО в 5классе по программе Б.М.Неменского (с презентацией)...
Конспект урока изобразительного искусства "Народный праздничный костюм (татарский)", 5 класс по ФГОС
Конспект урока ИЗО в 5 классе, по ФГОС на тему "Народный праздничный костюм (татарский народный праздничный костюм)"...
Конспект урока "Народный праздничный костюм".
Конспект урока по программе Б.М. Неменского в 1 четверти 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"...
конспект урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"
У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и п...