Конспект урока 5 класс Тема: «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Марина Александровна Федько

Дидактическая цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о своеобразии и особенностях народного праздничного костюма.

Образовательный аспект:

Изобразительное искусство: познакомить обучающихся с особенностями русского праздничного костюма, рассказать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_izo_5_kl.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс

Тема: «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ»

Дидактическая цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о своеобразии и особенностях народного праздничного костюма.

Образовательный аспект:

Изобразительное искусство: познакомить обучающихся с особенностями русского праздничного костюма, рассказать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма.

Развивающий аспект: развивать воображение учащихся через сопоставление произведений живописи и дпи, творческие способности обучащихся в процессе создания собственных творческих работ, способность видеть прекрасное в самом обычном и малом.
Воспитательный аспект: воспитывать уважение к культурному национальному наследию.
Тип урока: урок изучения нового материала и его первичного закрепления.

Форма урока: урок - путешествие

Методы: частично-поисковый; проблемного изложения

ФОУД: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Технология: личностно-ориентированного, творческого обучения, деятельностного подхода.

Источники информации;

1. Учебник: Изобразительное искусство Н.А. Горяеева; О.В. Островская под редакцией Б.М. Неменского М. Просвещение 2015.

2. Поурочное планирование по ИЗО О.М. Гусева.

3. Методическое пособие Н.А. Горяева.

4. Материалы Интернет.

Оборудование и материалы:

  1. Тематические таблицы.
  2. Мультимедийные презентации учителя, обучающихся.
  3. Подбор иллюстраций с изображением народного русского костюма.
  4. Детские творческие работы.
  5. Художественные материалы (цв. картон, цв. бумага, ткань, клей, ножницы).
  6. Альбом репродукций: Народные художественные промыслы.
  7. Музыкальные народные композиции.

ПЛАН УРОКА

#1056;ассказ о символическом значении народного праздничного костюма.

#1042;ыступление обучающихся с презентацией.

#1055;остановка художественной задачи.

#1055;рактическое выполнение задания.

#1055;одведение итога урока, выставка работ.

#1056;ефлексия

ХОД УРОКА

#1054;рганизационный момент (готовность обучающихся к уроку)

#1055;остановка проблемы.

#1041;еседа, рассказ учителя.

Учитель: Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц.

Вопрос: Каким рукоделием занимались в русской деревне крестьянки?

Ответ: Женщины пряли на прялках, ткали на станках, вышивали полотенце.

Вопрос: В чем секрет красоты народной вышивки?

Ответ: Секрет в орнаменте, вышивали красными нитями разнообразные узоры, солярные знаки, вышивали птиц и животных, вышивка была выполнена аккуратно, соблюдался ритм, яркость и красочность.

Вопрос: Почему на протяжении многих лет крестьянка украшала вышивкой тканные изделия?

Ответ: Вышивка придавала нарядность, красочность, праздничность, а также вышитые орнаменты выполняли функцию оберега и защищала людей от горестей и болезней.

Вопрос: Скажите, а вышивки были только на полотенцах или еще на каких-либо изделиях?

Ответ: Вышивали на одежде: на рубашках (ворот, оплечья, грудь, рукава) на сарафане, головные уборы.

Учитель: Таким образом мы сегодня с вами будем изучать тему «Народный праздничный костюм».

В древности на Руси существовало два типа костюма: будничный и праздничный. Вот интересно какие костюмы носили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, как они наряжались? Традиции пошива русского костюма складывались в течении многих веков. Образы, которые мы встречаем в украшении полотенца, можно увидеть и в вышивке народного костюма.

Давайте рассмотрим какой же был «Народный праздничный костюм»

Русский художник Борис Кустодиев очень много написал картин на тему русские праздники, веселье и радость праздничных событий, а также подробно показал будничные и праздничные костюмы женщин и мужчин (демонстрация репродукций). Обсуждение.

Древняя Русь великая страна, большая территория и в каждой территории свои традиции.

Женский наряд русского Севера (Архангельская, Нижегородская губерния)

Выступление обучающихся с презентациями.

1 – ученик: Основой женского костюма была рубаха. Шили ее из домотканого льняного или конопляного полотна. Нарядную рубаху женщина надевала только по праздникам, называли рубахи – долгорукавки, рукава достигали до 2-х метров, рубаху украшали вышивкой и подвязывали плетеным поясом, иногда в конце голова, ящера символизировало подземный мир. В комплект входили: сарафан шили из дорогой ткани, украшали с переди узорной полосой, тесьмой (сарафан никогда не продавали) на сарафан надевали короткую епаничку, а пышную душегрею, надевали в холод, душегрея чаще была отделена золотыми полосами или вышивкой. На голову в праздники женщина надевала высокий кокошник, украшенные золотой нитью и речным жемчугом, убранный каменьями, а поверх надевали шелковая шаль. Кокошник олицетворял – фронтон дома, крышу дома. В будни женщина подвязывала лентой - повязкой или надевала платок.

УКРАШЕНИЯ – носили мужчины и женщины, украшения выполняли функцию оберега, украшали голову, чтобы мысли и разум были защищены, шею и грудь украшали кольцами, ромбами, олицетворяли солнце, знак плодородия, обереги носили, чтобы защитить душу и сердце.

2 – ученик: Женский наряд юга России (Тамбовская, Орловская, Вологодская губерния)

Вместо сарафана на юге носили поверх рубахи поневу-домотканую клетчатую шерстяную юбку из двух полотнищ. Поневу тоже обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался

передник (запон, занавеска), украшали узорами ромб, волнистые линии – знаки воды, образы матери - земли, птиц, древа жизни. Поверх поневы и передника надевали навершник (верхняя короткая одежда без рукавов) украшенной вышивкой. На голову женщина надевала сороку с рогатой кичкой или сороку с махрами. Символизировал небо, а по форме напоминали птичьи головки.

УКРАШЕНИЯ – подвески, идущие к головному убору, рясны – вертикальные полосы, идущие от сороки к груди, символизировали дождевые струи. Любимые украшения бусы и ожерелье.

Учитель: Мужской костюм - был менее затейлив. Его основу составляла рубаха-косоворотка, шилась из белой, синей, красной ткани, подвязывали плетеным поясом, иногда в конце голова, ящера символизировало подземный мир. Вокруг талии завязывались порты-неширокие длинные щтаны. На ноги надевали лапти, иногда сапоги из кожи. Поверх рубахи носили зипун, иногда камзол, а голову укрывала шапка из сукна или войлока.

Итак, мы с вами рассмотрели народные традиции в оформлении комплектов праздничных костюмов разных регионов России.

Постановка художественного задачи и практическая работа:

Выполнить творческую работу на цв. картоне из цв. бумаги, ткани вырезать плоскостную модель: народный мужской или женский праздничный костюм по выбору. Цветовая гамма с преобладанием красного цвета. Соблюдая орнамент северных или южных традиций.

  1. Рубаху, фломастером сочинить и нарисовать орнамент, используя символические знаки плодородия, земли, воды, которые выстраивают на основе повтора ритмически по-разному, организуя их вокруг центрального мотива (древа жизни, матери-земли, птицы, на горловине, грудь, оплечье, на рукаве).
  2. Сарафан, душегрею или поневу, передник, навершник.
  3. Головной убор: кокошник или сороку с кикой с узорами.
  4. Украшения рисуем фломастерами.
  5. Обувь.

Подведение урока:

  1. Какие два типа костюма вы узнали?
  2. Чем отличается праздничный северный костюм от южного?
  3. Почему вышивка играла важную роль в оформлении костюма?
  4. С какой целью люди надевали праздничный костюм?

Выставка детских творческих работ (демонстрация работ)

Рефлексия

Сегодня на уроке я понял, что…

Мне показалось интересным…

Я думаю, что…

Мне запомнилось, что…

В дальнейшем я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"

конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"...

Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"

На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»

Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; ком...

Конспект урока по теме "Народный праздничный костюм"

Конспект урока "Народный праздничный костюм" к уроку ИЗО в 5классе по программе Б.М.Неменского (с презентацией)...

Конспект урока изобразительного искусства "Народный праздничный костюм (татарский)", 5 класс по ФГОС

Конспект урока ИЗО в 5 классе, по ФГОС на тему "Народный праздничный костюм (татарский народный праздничный костюм)"...

Конспект урока "Народный праздничный костюм".

Конспект урока по программе Б.М. Неменского в 1 четверти 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"...

конспект урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и п...