Урок по литературе для 7 класса (Кинофакт и произведение Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Литература и искусство неразделимые понятия. Важно учить детей читать, смотреть, думать и анализировать, сравнивать и сопоставлять. В этом помогут творческие уроки в форме круглого стола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhitnikova_n.v.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
(Разработка урока с использованием кинофрагментов)
Разработка урока по литературе в 7 классе
по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Сравнение текста произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
и фильма режиссера Владимира Бортко «Тарас Бульба».
Учитель русского языка и литературы МОУ СШ №93
Житникова Надежда Викторовна
Форма проведения: круглый стол
Место проведения: кабинет литературы
Цель: обмен мнениями в свободной форме по теме: «Сравнить текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и фильм, снятый по данной повести режиссером Владимиром Бортко»
Опережающее задание для подготовки учеников к заседанию круглого стола:
- архив фильмов «Тарас Бульба»
- творческая биография режиссера Владимира Бортко
- география съемок фильма «Тарас Бульба»
- судьба актеров фильма
- критики об экранизации фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба»
- выбрать эпизод для инсценировки (одни - постановщики, другие – актеры, третьи – критики)
Оборудование: интердоска, фильм «Тарас Бульба» В. Бортко, портрет на доске писателя Н.В. Гоголя, раздаточный материал в виде набора смайликов, импровизированный почтовый ящик у входа в класс, столы расставлены кругом.
Ход
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, мы не в первый раз с Вами обсуждаем и сравниваем текст произведения и версию фильма. Сегодня это произойдет в иной форме – в форме круглого стола. Сидя за круглым столом, Вы можете почувствовать «локоть своего одноклассника», близость с ним, надеюсь, поддержку друг друга, при этом, смотря в глаза своему собеседнику. Такая форма предусматривает возможность открыто высказывать свое мнение, аргументируя его, соглашаться или нет - это тоже право каждого из вас, выступать не по регламенту, по зову сердца. В ходе нашей дискуссии родится истина.
Мы с вами прочитали повесть Н.В. Гоголя, затем посмотрели фильм Владимира Бортко, Вам было предложено опережающее задание.
Итак, первый вопрос:
Насколько версия фильма соответствует тексту оригинала?
Ученики:
Можно заметить некоторые отличия в композиции повести и фильма.
Во – первых, кино начинается монологом Тараса о товариществе «Нет уз святее товарищества…», а в тексте произведения этот эпизод находится в 9 главе, во – вторых, рождение Андрия у режиссера фильма снято с такой отцовской нежностью, а у Гоголя этого момента и вовсе нет, в – третьих, нет душераздирающей сцены гибели матери Остапа и Андрия, жены Тараса - это домысленный эпизод Владимира Бортко. После отцеубийства Андрия у него, по версии режиссера, но не писателя, рождается сын от паночки. А ещё нельзя не заметить, что эпизод убийства отцом сына у Николая Васильевича Гоголя оказался более трепетным, чем у режиссера, так как Андрий умирает, лепеча о паночке – то есть любовь, правдоподобно, овладела им всем, всей его сущностью, стало его страстью и безумством. «Пропал козак… »
Второй вопрос: не испортило ли восприятие фильма то, что привнес режиссер, понравился ли вам фильм.
Мнения учеников. (Многие сказали, что фильм понравился, оставил глубокий след в их душе)
Третий вопрос:
Насколько интересно произведение русского писателя для киноискусства?
Ученик (информация может высвечиваться на доске)
Первая экранизация «Тараса Бульбы» вышла в свет ещё в дореволюционной России, в 1909 году.
В 1924 году историю запорожского атамана воссоздали на экране кинематографисты Германии.
В 1936 году «Тарас Бульба» выходит на экран под флагами Франции и Великобритании.
На 22 июня 1941 года режиссер Александр Довженко назначил первый день съёмок «Тараса Бульбы». Фильм не случился: вся съёмочная группа отправилась на фронт.
В 1962 году американский режиссёр Дж. Ли Томсон снял «Тараса Бульбу».
В конце 60-х годов за повесть Гоголя хотел взяться Сергей Бондарчук, но ему начальство запретило снимать.
В 1987 году «Тараса Бульбу» экранизировали в Чехословакии
И вот к 200- летию со дня рождения Н.В. Гоголя фильм удалось снять режиссеру Владимиру Бортко.
Учитель. Ребята, такая архивная справка вам о чём говорит?
Ученики. Необыкновенный интерес представляет произведение Н.В. Гоголя не только для русского кинематографа, но и для мирового.
Учитель (включается фильм и показывается без звука, в нужный момент можно включить звук, остановить слайд)
Как вы полагаете, актуально ли это произведение сегодня в XXI веке?
Ученики. Конечно, несмотря на то, что события, описанные Гоголем, переносят нас в XVвек, проблемы патриотизма останутся важными в любое время. Встать на защиту православной веры, своего народа, своей земли – это долг любого человека.
Учитель. А что вы знаете о режиссёре, для которого этот фильм стал его детищем?
Ученик. Фильм снимался на деньги канала «Россия» и кинокомпании «Централ Партнершип» известным режиссёром Владимиром Бортко, на счету которого уже немало фильмов, снятых по произведениям русской классики. Это один из тех режиссёров, кто трепетно относится к тексту первоисточника. Владимир Бортко сказал: «Ведь сам Николай Васильевич считал, что русские и украинцы - это единая нация, неделимое целое. А кто об этом забыл, того милости просим в кинозал».
Учитель. Где снимался фильм «Тарас Бульба»?
Ученик. Фильм режиссёр снимал в Западной Украине Каменец – Подольский, Восточная Украина – Киев, Запорожье, Аскания – Нова, Крым. В массовках снимались тоже украинцы.
Учитель. Соответствует ли игра актёров вашему представлению после прочтения повести «Тарас Бульба»?
Ученики.
- Очень понравился Тарас, я узнал, что его играл лучший украинский актер Богдан Ступка. Так сильно сыграл актер, я поверил в мощь козачества и в патриотизм героя. Могу объяснить, почему Тарас убил Андрия. Такой полковник не смог смотреть в глаза козакам, имея сына – предателя. «Я тебя породил, я тебя и убью».
- А вы знаете, что эту роль сначала хотели предложить Жерару Депардье, но известный режиссёр Юрий Ильенко пообещал объявить голодовку, если эту роль отдадут иностранцу. Сыграть такой характер сможет только свой.
- А вот польскую красавицу, в которую влюбился сын Бульбы, сыграла полячка Магда Мельцаж. Ещё много других именитых актёров встречаем мы в фильме, но заметим, что там сыграл и наш волгоградский актер Зайцев.
Учитель. Ребята, а как критика откликнулась на этот фильм?
Ученики.
- Неоднозначно. Существуют разные отзывы. Например, Ирина Монахова, литератор, публицист и критик, замечает искажения и дополнения гоголевского сюжета в фильме все неудачные (мы их тоже заметили в начале нашего разговора), не все актеры понравились критику - великолепна работа Богдана Ступки и Ады Роговцевой (мать Остапа и Андрия), не очень правдоподобна игра актера Петренко, игравшего Андрия.
- Но, тем не менее, публицист замечает, что гоголевские герои напоминают нам о себе с экрана, и их жизни вмешиваются, врываются в нашу сегодняшнюю жизнь. Было бы хорошо, если бы этот фильм больше показывали в кинотеатрах, а не кино о терминаторах, призраках, демонах и колдунах.
Учитель. Скажите, а как интереснее: сначала чтение произведения, а потом –фильм или наоборот.
Ученики.
- Несомненно, надо читать авторский текст, ты же сам становишься участником всех событий, сам режиссёр. А потом можно смотреть и фильм.
Учитель. Какой эпизод стал самым сильным моментом и в повести, и в фильме?
Ученики.
- Для меня это пламенная, проникновенная речь Тараса о товариществе. И у Гоголя и у режиссёра эта сцена самая яркая и выразительная.
- А меня поразили сцены, описывающие нравы козаков Сечи. Тоже удачная постановка.
- Сцена казни Остапа у Бортко страшная. А в повести Гоголь умолчал о подробностях.
Учитель. А кто хочет попробовать проявить свои артистические качества и показать один из эпизодов произведения, как бы Вы это сделали, будучи режиссёром или артистом?
Ученики. Возможны разные эпизоды, но дети взяли монолог Тараса о товариществе (ранее учили его наизусть), некоторые записали его на диктофон, другие читали сами. Второй эпизод: это сцена диалога полячки и Андрия в момент отречения героя от отца, родины, товарищей.
Учитель. Просим наших критиков, кто готов к этой роли (все по желанию, без принуждения) высказаться о постановке эпизодов и игре наших актеров.
Ученики. Критики отмечают положительное и отрицательное.
Учитель. Легко ли быть режиссёром?
Ученики. Оказалось, что нет. Необходимо решать много задач.
Учитель. Подведём итог нашего заседания круглого стола.
Да, ребята, мы с Вами познакомились с произведением о трех козаках – богатырях: Тарасе, Остапе и Андрии, каждый из которых выбрал свой путь, согласно воспитанию, сложившемуся характеру, и отчасти внешним обстоятельствам, повлиявшим на судьбы гоголевских героев. Фильм должен объяснить нашим народам, что война – это страшно. И лучше дружить, чем враждовать.
Выходя сегодня из кабинета, опустите в ящик смайлики, рассказывающие о том, как вы отнеслись к нашему сегодняшнему мероприятию. Результаты мы обсудим на следующем уроке. До новых интересных встреч, ребята!
Домашнее задание: написать отзыв на фильм В. Бортко «Тарас Бульба»
Литература
1. «Учительская газета» №12 от 24 марта 2009г., статья «А вы смотрели? Тарас Бульба: новое пришествие»
2. «Комсомольская правда»№48 ОТ 2-9 АПРЕЛЯ 2009Г. Статья «Тарас Бульба» - русский фильм
3. Научно –просветительский журнал «Духовно – нравственное воспитание» №6 2009г.Статья Ирины Монаховой «Их жизни вмешиваются, врываются в нашу сегодняшнюю жизнь…» Об экранизации повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
4. Международный общественный журнал «Свободная мысль» №6 2009г. Статья А.Соломина «Тарас Бульба» Владимира Бортко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе "Музыкальные образы произведений А.Н.Скрябина".
Комбинированный урок для учащихся 6-го класса по теме "Музыкальный образ" сочетает различные формы и методы работы. Ученики на уроке музицируют, слушают музыку, составляют ассоциативные гроздья, размы...
План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".
Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....
Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...
Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"
Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...
Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"
Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...
Презентация к уроку по литературе 6 класс по теме : нравственный выбор в произведении "Маттео Фальконе" П.Мериме.
Презентация содержит слайды, соответствующие теме урока. Общая информация о жизни и творчестве П.Мериме. Дается толкование основным понятиям, прилагаются иллюстрации, помогающие дать срав...
Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."
Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...