Урок музыки в 6 классе "Музыкальные образы произведений А.Н.Скрябина".
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Хабарова Валентина Ивановна

Комбинированный урок для учащихся 6-го класса по теме "Музыкальный образ" сочетает различные формы и методы работы. Ученики на уроке музицируют, слушают музыку, составляют ассоциативные гроздья, размышляют о музыке, учатся понимать музыкальный язык, сопоставляют музыкальные произведения с картинами изобразительного искусства, представляют результаты поисковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_obrazy_proizvedeniy_a.docx17.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хабарова Валентина Ивановна, учитель музыки

МОУ «Лицей №1 Зеленодольского

муниципального района Республики Татарстан».

Идентификатор – 231-191-907

Музыкальные образы произведений А.Н.Скрябина.

Цель: знакомство с музыкальными образами произведений А.Н.Скрябина.

Задачи: закрепить понятие «музыкальный образ»;

формирование умения раскрывать музыкальные образы новых произведений;

уметь размышлять о музыке, сочувствовать  и сопереживать ей.

Музыкальный материал: А.Н.Скрябин Симфония №3; Скрябин Этюд №12 «Патетический»; Скрябин Прелюдия №4.

Наглядный материал: компьютерная презентация, портрет Скрябина, Рахманинова.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Распевание.

Исполнение (хоровое) песни Г.Струве «Что мы Родиной зовём?».

2. Работа по теме урока.

Учитель: Мы неспроста исполнили песню о Родине. Сегодня, ребята, мы обратимся к творчеству великого русского композитора Александра Николаевича Скрябин, который внёс огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашей Родины. (Показ слайда: портрет А.Н.Скрябина)

Звучит Симфония №3 А.Н.Скрябина.

Учитель: Римский – Корсаков называл Александра Николаевича Скрябина  «великим талантом». (Показ слайда: портрет Н.А.Римского-Корсакова).

О нём писали: «Его игра – образец особого, неописуемого очарования славян, которые являются лучшими пианистами мира».

Александр Николаевич Скрябин – русский композитор, пианист. Родился в московской дворянской интеллигентной семье. Его слух и память поражали окружающих. Поступил в кадетский корпус в 10 лет. Берёт уроки у Танеева и Зверева. В 16 лет поступает в консерваторию. (Показ слайдов: Скрябин в разные годы жизни).  

Учится на одном курсе с С.В.Рахманиновым. Оба – звёзды консерватории, оба оканчивают её с медалями. (Показ слайда: портрет С.В.Рахманинова)

С 1890-х годов Скрябин начинает исполнительскую деятельность. С успехом выступает во Франции, Брюсселе, Гааге.

С 1898 года становится профессором Московской консерватории. (Показ слайда:  Московская консерватория)

С 1894 по 1895 годы создаёт цикл из 12-ти этюдов. Последний, двенадцатый этюд – «Патетический».

Учитель: Вам было дано задание, найти определение «патетический».

Ученики: Патетический – в наивысшей степени взволнованный, приподнятый по настроению.

Учитель: Молодцы, правильно. Что же такое Этюд?

Ученик: Это упражнение, пьеса, ставившая перед исполнителем техническую задачу.

Исполнение детьми (по желанию учащихся) одного из этюдов. Например, этюд К.Черни.

Учитель: А понятие «этюд» встречается только у музыкантов?

Ученики: Нет. Этюды есть у художников, актёров.

Учитель: Совершенно верно.

Классической высоты жанр русского фортепианного этюда достиг именно в творчестве А.Н.Скрябина. У Шопена, Рахманинова, Скрябина этюды становятся  музыкальными произведениями, в которых присутствует свой музыкальный образ, выражается музыкальная мысль. (Показ слайда: коллаж портретов А.Н.Скрябина, Ф.Шопена, С.В.Рахманинова)

Прослушайте Этюд №12 «Патетический» Скрябина и подберите ассоциативные слова из разных областей.

Слушание. Этюд №12 «Патетический» Скрябина. (Показ слайда: картина «Небесный бой» (1912 г.) Н.Рериха).

Учитель: Созвучны ли этюд Скрябина и картина «Небесный бой» Н.Рериха? (Ответ учащихся)

В картине «Небесный Бой» Рерих использовал резкие контрасты света и тьмы как знамение страшных событий, ожидавших Россию и всю Европу в ближайшем будущем. А какие ассоциации подобрали вы к Этюду №12?

Ученики: Революционные волнения, мужество, буря, неуёмная энергия, стремительный поток. (Ассоциативные гроздья).

Учитель: Молодцы. Именно это и отражает Скрябин. Какой образ в этом этюде?

Ученики с учителем определяют образ неуклонной воли к победе, образ мужественно – трагедийный.

Учитель: В жизни у Скрябина были минуты отчаяния, страдания, против которых он боролся. (Показ слайда: портрет А.Н.Скрябина)

Работая над выразительностью, над совершенствованием пианистической техники, Скрябин «переиграл» в юности правую руку. Облегчить страдания Скрябину удалось благодаря своему упорству. Он точно выполнял все рекомендации врачей, но, к сожалению, травма напоминала о себе…

Юношеская любовь к Наталье Секериной принесла ему много радости и страданий. Музыковед, педагог Игорь Бэлза в книге об Александре Скрябине пишет, что композитор был болезненным юношей, его будущность представлялась неясной. Он никогда не скрывал от любимой девушки ни повреждения руки, ни частые недомогания. А помещичья семья Секериных считала, что Наташа должна сделать «хорошую партию», удачно выйти замуж. В мысли Александра Николаевича врывается тревога за судьбу свою и своей любви, состояние руки ухудшается. Происходит разрыв с Секериной.

Слушание. Скрябин Прелюдия №4.

Учитель: Мы прослушали прелюдию А.Н. Скрябина. Что такое «прелюдия»?

Ученики: Прелюдия – это вступительная пьеса к чему – либо, например, к фуге.

Учитель: Верно. Вы рассказали о прелюдиях во времена Баха. Развитие жанр «прелюдия» получил в творчестве Ф.Шопена, который опирался на опыт предшественников, сделал прелюдию небольшим самостоятельным произведением.

Охарактеризуйте прелюдию. Что означает звучащая одноголосно мелодия?

Ученики: Одиночество, страдания, глубокую печаль человека, душевные муки.

Учитель: Что вам напоминают три аккорда звучащие в прелюдии, которые возникают снова и снова. (Учитель играет эти аккорды).

Ученики: Траурный марш, удары погребального колокола.

Дальнейший разбор прелюдии с музыкальной иллюстрацией.

Во второй фразе одинокий голос стремиться вырваться из состояния печального оцепенения и одиночества, он находит поддержку. Но три аккорда прерывают его. Попытка преодолеть страдания все энергичнее, но удары погребального колокола напоминают о себе.

Учитель: Сможет ли человек преодолеть одиночество?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученики: Потому что в конце прелюдии мелодия звучит одноголосно. А три аккорда звучат как приговор, усиливают трагедию.

Учитель: Правильно, молодцы.

Повторное слушание. Скрябин Прелюдия №4.

Ученики: Образ страдания, одиночества и покорности судьбе в этой Прелюдии.

Итог урока: Жизнь и творчество композитора можно выразить словами самого А.Н.Скрябина: «Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаяние и победить его».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

конспект урока музыки "Вечная тема - образ матери"

На уроке идет разговор об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Как музыка, литература и живопись создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означае...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

Презентация к уроку музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс

Презентация позволяет расширить представления учащихся по  изучаемой теме.......