Тематическое планирование по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Тематическое планирование по литературе с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_literature.odt | 55.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 8 класс
№ | Тема | Тип урока | Содержание урока | Планируемые результаты по предмету | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата | ||
Предметные | Метапредметные | Личност-ные | |||||||
1 четверть | |||||||||
1 | Введение. Литература и история | Урок актуализации знаний и умений | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | Знать: понятие «художественная литература»; понимать: характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, судьбе человечества | уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | формирование стартовой мотивации к обучению | Подготовка пересказа вступительной статьи по опорным вопросам | Стр.6-8, чтение, пересказ | |
2 | Русская литература. Русский фольклор: песни | Комбинированный урок. | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». | Знать: виды народных песен, их тематику; уметь объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, многозначность поэтического образа, оценивать исполнение народных песен | уметь строить монологическое высказывание,формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения). | Стр. 11-12 чтение статьи о частушках, стр.12 вопрос 4 | |
3 | Русская литература. Русский фольклор: предания | Комбинированный урок. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. | Выделяют и формулируют познавательную цель, | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Работа в группах Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Проверка содержания | Учебник стр.18-19 вопросы 1,2 | |
4 | Русская литература. Древнерусская литература. «Житие Александра Невского»(фрагменты) | Комбинированный урок. | Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под виги Александра Невского и его духовный подвиг само- пожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. | Знать: определения понятий «летопись», «житие»; уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним. умеют определять жанр древнерусской литературы | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. Умение полно и точно выражать свою мысль | Уважение истории, древнерус-ских литературных памятников | анализ | Выразительное чтение по ролям фрагментов повести, стр.27 задание 4. | |
5 | Русская литература. Древнерусская литература. «Шемякин суд» | Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко- мические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю- бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Знать: содержание повести, определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности; уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Уважение личности и ее достоинства | Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку. | Учебник стр.31-32 чтение, стр.36 задание 2 (в рубрике «развивайте дар слова») | ||
6 | Русская литература. Д.И.Фонвизин «Недоросль» | Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. | Знать: факты творческой биографии автора, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы; действующих лиц, сюжет комедии; уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умение полно и точно выражать свою мысль | Положительное отношение к образованию | Выразительное чтение по ролям | Чтение 3-5 действий | ||
7 | Русская литература. Д.И.Фонвизин «Недоросль» | Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Фонвизина «Недоросль» Анализ эпизода комедии. Особенности анализа эпизода драматического произведения. | Знать определение понятия «классицизм», основные признаки классицизма; уметь находить в пьесе черты классицизма;анализировать эпизод текста, называть персонажей, выражающих авторскую оценку; давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый, просветительский взгляд писателя на человека | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Работа в группах | Гражданс-кий патриотизм | Вырази-тельное чтение по ролям | Письменный ответ на проблемный вопрос (сочинение) | ||
8 | Входная диагностика | Урок контроля | Контроль знаний | Знать содержание произведений, уметь анализировать текст | Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Представление результатов самостоятельной -тельной работы | Структурирование знаний | тест | |
9 | Русская литература. И.А.КрыловБасня «Обоз». | Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде янности, безответственности, зазнайства. | Знать основные сведения о писателе, черты жанра басни, определение понятий «мораль», «аллегория»; уметь определять тему и идею басен, понимать иносказательный смысл басен и их мораль | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Аналитическое чтение | Подготовка к внеклассному чтению: чтение 1 басни, рисунок, определить мораль | ||
10 | Русская литература. К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» | Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи- телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. | Знать основные сведения о поэте, исторические события, ставшие источником написания дум, понимать тему и идейный замысел текста, уметь выразительно читать, комментировать и анализировать текст | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. Умение полно и точно выражать свою мысль | Гражданский патриотизм | Смысловое чтение | Выразительное чтение 1 думы. Стр.96 задание 1 | ||
11 | Русская литература.А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября» | Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. | Знать основные факты биографии поэта(лицейские годы, Михайловская ссылка), понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству», скрепленному «лицейским духом», его произведения, связанные с историей, уметь объяснять интерес писателя к исторической теме, наблюдать над словом в его художественной функции, над интонацией и построением стихотворения, определять основные мотивы каждой строфы, объяснять скрытый символический смысл стихотворения «Туча», композицию, прослеживать смену интонаций; выразительно читать текст | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия Работа в группах | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Выразительное чтение стихов. Анализ стихотворения | Наизусть 1 стихотворение | ||
12 | Русская литература. А.С.Пушкин «История Пугачева» (отрывки) | Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред- водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). | Знать содержание прочитанных фрагментов «Истории Пугачева», понимать чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Уважение к историческому прошлому России | Смысловое и аналитическое чтение | Чтение 1 главы романа «Капитанская дочка», подготовить сжатый пересказ | ||
13 | Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Роман «Капитанская дочка». Историзм художественной литературы (начальные представления), Роман (началь- ные представления), Реализм (начальные представ- ления). | Знать творческую историю романа «Капитанская дочка»; пониматьчем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II,установку на объективность авторского повествования, отношение простого народа к Пугачеву; особенности жанра, роль эпиграфов; уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; что самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира; уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя | Оценивают достигну-тый результат Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Уважение к историческому прошлому России | Таблица «Петр Гринев как реалистический герой» | Чтение романа, выборочный пересказ эпизодов | ||
14 | Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Петр Гринев: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). | Уметь воспринимать художественное произведение в его целостности, адекватно понимать художественный текст, анализировать и интерпретировать его с целью характеристики героя | Оценивают достигну-тый результат Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Уважение личности и ее достоинства, | Анализ эпизода | Чтение романа. Письменная характеристика героя | ||
15 | Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Швабрин — антигерой. Значение образа Савель- ича в романе. | Уметь определять основную мысль эпического произведения, видеть её отражение в названии, сопоставлять, обобщать, делая выводы; имеет навыки анализа отдельных эпизодов, характеризует героев | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | План сравнительной характеристики | Чтение романа, выборочный пересказ эпизодов | ||
16 | Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Маша Миронова — нравственная красота героини. Историческая правда и художественный вымысел в романе. | Уметь определять основную мысль эпического произведения, видеть её отражение в названии, сопоставлять, обобщать, делая выводы; имеет навыки анализа отдельных эпизодов, характеризует героев | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Уважение ценностей семьи | Анализ эпизодов | Чтение романа, анализ эпизодов | ||
2 четверть | |||||||||
17 | Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | Уметь объяснять, как изображен восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя; сравнивать изображение Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екатерину II; оценивать сложность и противоречивость человеческого облика Пугачева, мотив превращения в создании образа Пугачева, пришедший из фольклора 19 | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий | Уважение исторического прошлого России | Сравнительная характеристика героев | Составить электронную презентацию | ||
18 | Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». | Понимать особенности жанра, идейно-художественное содержание романа, находить фольклорные мотивы в романе. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий | Уважение личности и ее достоинства | Таблица «Выразительные средства в романе.» | Заполнить таблицу | ||
19 | Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Подготовка к сочинению: выбор темы, составление плана, обсуждение названия. | Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать его логике при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка Уметь выбирать правильный ответ из предложенных вариантов, устанавливать соответствия, распределять и соотносить изученные факты и явления | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Представление результатов самостоятельной работы | Составить план | Подготовиться к сочинению | ||
20 | Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Сочинение | Сочинение | ||||||
21 | Русская литература. А.С. Пушкин «Пиковая дама» | Урок внеклассного чтения | Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга в повести «Пиковая дама». Композиция произведения | Знать историю создания повести, основные особенности изображения Петербурга в творчестве Пушкина, понимать ее нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя, связь между городским пейзажем и душевным состоянием героя и его поступками, уметь сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы; объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики; темп повествования) анализировать художественный текст | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий | Уважение личности и ее достоинства | Прочитать повесть «Пиковая дама» | ||
22 | Русская литература. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» | Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри», Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. |
Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта, Лермонтоваофицера; знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом, историю создания поэмы, ее сюжет, понимать тему и идею произведения; | Оценивают достигнутый результат. Умение полно и точно выражать свою мысль | Доброжела-тельное отношение к окружаю-щим. | Смысловое чтение | Дочитать поэму, составить цитатный план 1-8 глав | ||
23 | Русская литература. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» | Выявление основных художественных особенностей поэмы. Выразительное чтение отдельных эпизодов. Анализ эпизода | Понимать смысловое содержание поэмы, глубинную суть образа главного героя; уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя; уметь давать характеристику литературному герою | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Умеют слушать и слышать друг друга. | Позитивное отношение к жизни | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Закончить циатный план, выучить наизусть одну главу | ||
24 | Русская литература. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» | Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы. Обсуждение цитатного плана. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении | Знать: черты романтизма как литературного направления, понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами; замысел автора; уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать лирически приподнятый язык поэмы, определять стихотворный размер; выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя поэмы (пейзаж, портрет, деталь, изобразительно - выразительные средства) | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы | Уважение личности и ее достоинства | строят речевые высказывания в устной форме | Пересказ статьи учебника стр.260-262. Читать комедию «Ревизор» | ||
25 | Русская литература. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» | Краткий рассказ о пи- сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто- рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко-медии «Ревизор». | Знать факты жизни и творческой деятельности Н. В. Гоголя, исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками; понимать роль исторической темы в творчестве писателя, идейный замысел комедии;уметь объяснять отношение современников и императора к пьесе Н. В. Гоголя | Самостоя-тельно формулируют познавательную цель Работа в группах | Готовность к сотрудничеству | Аналитическое чтение | Чтение и пересказ статьи учебника стр.262-265, выразительное чтение по ролям 1 действия. | ||
26 | Русская литература. Н. В.Гоголь. Комедия «Ревизор» | Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). | Знать содержание комедии, понимать, ее сюжет, черты общественного строя России первой половины 19 века; уметь подтверждать примерами из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха, стремительность развития первого действия, определять завязку действия комедии; знать специфику разных видов комического, приемы сатирического изображения персонажей, понимать особенности авторской идеи | Составляют план и последовательность действий. Умеют выразительно читать по ролям, анализировать художественный текст | Готовность к сотрудничеству | Смысловое чтение | Рассказ о городе, чтение 2,3 действий. | ||
27 | Русская литература. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» | Хлестаков и его роль в комедии Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина как нравственное явление. | Уметь анализировать поступки, поведение, характер героя, выявлять авторскую точку зрения; понимать, что такое хлестаковщина, роль Хлестакова в комедии | Анализ эпизодов, письменный ответ на проблемный вопрос | |||||
28 | Русская литература. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» | Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). | Знать, как разоблачается чиновничество в комедии; понимать, почему городничий испытывает позор, значение «немой» сцены | Подготовиться к року внеклассного чтения. | |||||
29 | Русская литература. Н.В.Гоголь «Шинель» | Урок внеклассного чтения | «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязы- чие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. | Уметь определять роль авторской позиции и значение образа рассказчика в произведении, видеть поставленную в нём проблему «маленького человека»; раскрывать смысл фантастических элементов, гуманистического содержания повести; анализировать текст новаторство в изображении «маленького человека» Контрольно-проверочная работа по творчеству Н.В.Гоголя.Тестовые задания (литературный диктант) – вариант повести, делать выводы об изменениях в портрете, поведении, речи, настроении Башмачкинас появлением шинели; сопоставлять литературные произведения, выявлять общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Представление результатов самостоятельной работы | Составить цитатный план характеристики Башмачкина, подготовиться к защите проекта. | ||
30 | Промежуточная диагностика | Урок контроля | Контрольная работа | Знать содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений, уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы | |||||
3 четверть | |||||||||
31 | Урок — защита проекта «Составление электронного альбома «Петербург начала XIX века и его обитатели в повести «Шинель». | Урок — защита проекта | Защита индивидуальных и групповых проектов | Знать содержание и идейно-художественное своеобразие изученного произведения, уметь анализировать художественный текст (фрагмент), выделять главное, обобщать, делать выводы | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Представление результатов самостоятельной работы | Защита проекта | 11.01 | |
32 | Русская литература. Салтыков – Щедрин «История одного города» | комбинированный | Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). | Знать сведения о личности писателя; знаком с проблематикой и особенностями повести, образами города Глупова и глуповцев; знать формы комического; уметь работать со справочными материалами, художественным текстом | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Устанавливают рабочие отношения с учителем | Готовность к сотрудничеству | Смысловое и аналитическое чтение | Дочитать отрывок, стр.14 задание 1 (внизу) | 16.01 |
33 | Русская литература. Салтыков – Щедрин «История одного города» | РР. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» | Понимать смысл сатирического изображения градоправителей в повести; уметь выделять в тексте отдельные эпизоды и осуществлять их анализ; определять способы создания комического, сопоставлять литературное произведение с его воплощением в живописи | Осознают качество и уровень усвоения. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Подготовка к контрольной работе | 18.01 | ||
34 | Русская литература. А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков - Щедрин | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству писателей 19 века Урок контроля | Знать содержание произведений, уметь производить анализ эпизода; письменный ответ на предложенный вопрос | Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Урок контроля | Стр.15-16 рассказ о писателе, стр.16-25 чтение | 23.01 |
35 | Русская литература. Н.С.Лесков. «Старый гений» | комбинированный | Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). | Знать сведения о писателе, содержание его рассказа; понимать смысл сатирического изображения чиновничества, выделять нравственные проблемы в рассказе; анализировать и интерпретировать текст, выражать собственное отношение | Оценивают достигнутый результат Вступают в диалог, участвуют в коллектив-ном обсуждении проблем. | Ориентация в системе нравственных норм | Смысловое чтение | Стр.26 задание 2 (внизу) | 25.01 |
36 | Русская литература. Л.Н.Толстой . Рассказ «После бала» | комбинированный | Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. | Знать сведения о жизни и творчестве писателя, определять роль Ясной Поляны в становлении его личности; иметь представление о замысле, сюжете и композиции рассказа; уметь анализировать и комментировать прочитанное, выделять главное и второстепенное | Планирование учебных действий Умение полно и точно выражать свою мысль | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Аналитическое чтение, составление плана | Составить план ответа на вопрос «Какие исторические взгляды Толстого отразились в рассказе?» | 30.01 |
37 | Русская литература. Л.Н.Толстой . Рассказ «После бала» | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героя. Психологизм рассказа | Уметь выделять ключевые эпизоды произведения, характеризовать литературного героя с использованием цитат, отличать позицию автора от позиции повествователя, определять основную мысль произведения, сопоставлять её с собственным опытом; иметь представление об антитезе | Осознают качество и уровень усвоения. Вступают в диалог, участвуют в коллектив-ном обсуждении проблем. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Стр.42-44 наизусть 1 стихотворение (на выбор) Выполнить проект: «Составление элект-ронного альбома «Мои любимые стихи о природе» | 01.02 | ||
38 | Русская литература. А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. А.Н.Майков. | комбинированный | Изображение родной природы в стихах русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова. | Научиться анализировать поэтический текст, выразительно читать текст. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | Письменный анализ стихотворений. Читать рассказ Чехова «О любви» | 06.02 | |
39 | Русская литература. А. П. Чехов. Рассказ «О любви» | комбинированный | Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | Знать основные сведения о писателе и его творчестве, идейное содержание рассказа, понимать авторское осмысление поднятых в нём проблем; уметь анализировать прочитанное и характеризовать героев | Ставят учебную задачу. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Аналитическое чтение Ответ на вопрос | Стр.61-65 чтение, рассказ о писателе. Устный ответ на вопрос | 08.02 |
40 | Русская литература. А.П.Чехов «Человек в футляре» | Внеклассное чтение. Истинное и ложное в человеческих отношениях, любовь в рассказе А. П. Чехова «Шуточка». Психологизм в рассказах писателя | Знаьб идейное и художественное содержание рассказа, определять проблематику; интерпретировать и комментировать художественный текст; характеризовать героев; выражать собственную позицию, сопоставляя её с авторским замыслом; иметь представление о психологизме в литературе и в рассказах писателя | ||||||
41 | Проза концаXIX- начала XX вв. И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ» | Комбинированный | Краткие сведения об И. А. Бунине. Рассказ «Кавказ» — повествование о сложности взаимоотношений между людьми, попавшими в «любовный треугольник» | Знать сведения о личности писателя, проявлять интерес к его творчеству; содержание рассказа, уметь вдумчиво читать и интерпретировать его текст, выражать собственное отношение и определять авторский замысел | Ставят учебную задачу Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | аналитическое чтение | Стр.68-74 Чтение, письменная характеристика героев | 13.02 |
42 | Проза конца XIX- начала XX вв. А.И.Куприн . Рассказ «Куст сирени» | комбинированный | Слово об А. И. Куприне. Утверждение согласия, взаимопонимания и любви в семье в рассказе «Куст сирени». Самоотверженность и находчивость главной героини | Знать основные сведения о писателе, содержание рассказа; уметь на основе художественного текста анализировать поступки героев, их характеры; иметь представление о сюжете и фабуле | Планирование учебных действий Умение полно и точно выражать свою мысль | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Подготовка к диспуту. | 15.02 | |
43 | Проза конца XIX- начала XX вв. А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн | Развития речи | Развитие речи. Отзыв о литературном произведении как особый вид сочинения. Обучение написанию отзыва о рассказах А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | Иметь понятие об отзыве как особом виде сочинения; уметь строить отзыв в соответствии с требованиями; определять тему и идею отзыва, устанавливать его объём и границы; выражать собственное отношение к рассматриваемому произведению | Осознают качество и уровень усвоения С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | Готовность к равноправному сотрудничеству | сочинение | Написать сочинение (стр.75 задание 4) | 20.02 |
44 | Русская литература. А.А.Блок. Стихотворение «На поле Куликовом» | Краткий рассказ о жизни А. А. Блока. Историческая тема в творчестве поэта и в цикле стихотворений «На поле Куликовом» | Знать сведения о жизни и творчестве поэта; раскрывать особенности отражения исторической темы в его творчестве; уметь комментировать, анализировать поэтический текст | Планирование учебных действий Умение полно и точно выражать свою мысль | Уважение исторического прошлого России | Составление тезисов, выразительное чтение | Выразительное чтение цикла или отрывка из него | 22.02 | |
45 | Русская литература. С. А. Есенин. Поэма «Пугачев» | комбинированный | Краткий рассказ о С. А. Есенине. «Пугачёв» —драматическая поэма на историческую тему | Понимать идейное и художественное содержание поэмы; понимать термин «драматическая поэма»; осознанно воспринимать поэтическое произведение, понимать и интерпретировать художественный текст, характеризовать героев | Ставят учебную задачу Умеют выразительно читать по ролям | Уважение истории русского народа | Составление таблицы «Художественные тропы» | Составить таблицу | 27.02 |
46 | Русская литература. С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» | комбинированный | Образ Пугачёва как предводителя восстания в поэме С. А. Есенина, в фольклоре и произведениях А. С. Пушкина | Понимать идейное и художественное содержание поэмы; понимать термин «драматическая поэма»; осознанно воспринимать поэтическое произведение, понимать и интерпретировать художественный текст, характеризовать героев | Планирование учебных действий Умение полно и точно выражать свою мысль | Уважение истории русского народа | Выразительное чтение | Стр.96-97 Чтение. Устный ответ на вопрос | 01.03 |
47 | Проза русской эмиграции. И. С. Шмелев «Как я стал писателем» | комбинированный | Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству. Совершенствование чтения | Знать основные сведения о писателе, осознавать особенности его писательской манеры; адекватно понимать художественный текст, анализировать и интерпретировать его, характеризовать героев | Планирование учебных действий Умение полно и точно выражать свою мысль | Уважение труда писателя | Писать отзыв | Стр.108-109 чтение, пересказ. Составление плана - отзыва | 06.03 |
48 | Проза русской эмиграции. М. А. Осоргин. Рассказ «Пенсне» | Слово о писателе. Реальность и фантастика в рассказе «Пенсне Сочетание реальности и фантастики в рассказе. | Знать основные сведения о личности и творчестве писателя, содержание рассказа «Пенсне»; определять художественные особенности рассказа; понимать и интерпретировать художественный текст, раскрывать смысл образов | Планирование учебных действий Умение полно и точно выражать свою мысль | Бережное отношение к слову | Стр.114-115 пересказ | 13.03 | ||
49 | Русская литература. Тэффи «Жизнь и воротник» | комбинированный | Сатирическое изображение исторических событий в журнале «Сатирикон». Автор журнала и ведущая одной из его рубрик — Тэффи, её рассказ «Жизнь и воротник» | Знать авторов журнала «Сатирикон», понимать смысл сатирического изображения в их произведениях исторических событий; знать сведения о прозаике, поэте и драматурге Тэффи и её рассказе «Жизнь и воротник», понимать его художественное содержание | Планирование учебных действий Умение полно и точно выражать свою мысль | Позитивное отношение к миру | Составление тезисов | с.126-135 чтение рассказа | 15.03 |
50 | Русская литература. М. М. Зощенко. Рассказ «История болезни» | комбинированный | Писатель-сатирик М. М. Зощенко, смешное и грустное в его рассказе «История болезни» | Знать сведения о писателе-сатирике Зощенко, содержание его рассказа; воспринимать художественное произведение как единое целое, адекватно понимать юмористический текст, интерпретировать прочитанное | Планирование учебных действий Работа в группах | Готовность к равноправному сотрудничеству | Подготовиться к защите проекта | 20.03 | |
4 четверть | Русская литература. Урок – защита проекта «Средства комического в рассказах Тэффи и Зощенко». | Защита проектов | Защита индивидуальных и групповых проектов | уметь анализировать художественный текст, выделять главное, обобщать, делать выводы | Оценивают достигнутый результат Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться | Урок контроля | Стр.136-137 чтение, пересказ. История создания поэмы «Василий Теркин» | 22.03 |
51 | |||||||||
52 | Русская литература. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» | комбинированный | Слово о поэте. История создания поэмы. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современника-ми. | Знать сведения о жизни и творчестве поэта, историю создания поэмы; рассказывать о популярности поэмы во время войны; уметь работать с разными источниками информации, художественным текстом, комментировать и анализировать его | Оценивают достигнутый результат Умение полно и точно выражать свою мысль | Гордость за подвиги отцов и дедов | Выразительное чтение | Стр.162 задания 4, 6,8,10 | |
53 | Русская литература. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме. Обучение устному рассказу | Понимать роль поэмы и героя в годы войны; раскрывать новаторский характер образа главного героя; осознавать истоки победы; уметь выразительно читать и анализировать поэтическое произведение, связно отвечать на вопросы, инсценировать фрагменты поэмы, работать индивидуально и в группе | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Работа в группах | Гордость за подвиги отцов и дедов | Стр.162 задание 13 – устно, Наизусть отрывок | |||
54 | Русская литература. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» | Мастерство Твардовского в поэме. Урок – практикум. Композиция и язык поэмы. Фольклорные мотивы. Авторские отступления | Выявлять особенности жанра, композиции, сюжета и языка поэмы; понимать роль юмора и фольклорных мотивов в ней; адекватно понимать содержание художественного произведения, анализировать его | Планирование учебных действий Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Чуткое и бережное отношение к слову | Стр.165-189 чтение | |||
55 | Поэзия 2-й половины XX века. М.Исаковский, Б. Окуджава, Л.Ошанин, А.Фатьянов. | М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». А.И. Фатьянов «Соловьи». Л.И. Ошанин «Дороги». Лиризм и героика стихотворений и песен о Великой Отечественной войне, их призывно- воодушевляющий характер, выражение задушевных чувств и переживаний солдат в них | Знать тематику песенной поэзии периода Великой Отечественной войны; адекватно воспринимать художественное произведение в разных его воплощениях; уметь работать с разными источниками информации и её представлять; иметь навыки анализа поэтического текста, его интерпретации | Планирование учебных действий Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Гордость за подвиги отцов и дедов | Чтение наизусть | Выучить наизусть | ||
56 | Поэзия 2-й половины XX века. М.Исаковский, Б. Окуджава, Л.Ошанин, А.Фатьянов. | ||||||||
57 | Проза о Великой Отечественной войне. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | комбинированный | Слово о писателе. История создания рассказа. Автобиографический характер рассказа. Выразительное чтение текста | Владеть знаниями о писателе, его творчестве; адекватно воспринимать идейно-художественное содержание автобиографического рассказа; уметь анализировать художественный текст, интерпретировать его | Планирование учебных действий учатся владеть монологической и диалогической речью. | Уважение к труду учителя | Дочитать рассказ, стр.220 задание 4 | ||
58 | Проза о Великой Отечественной войне. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | комбинированный | Отражение военного времени в рассказе. Мечта и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни | Адекватно и глубоко воспринимать художественный текст рассказа, понимать его проблематику; уметь интерпретировать прочитанное, характеризовать героев, выражая собственное отношение к ним | Осознают качество и уровень усвоения Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Уважение к труду учителя, к историческому прошлому страны | |||
59 | Проза о Великой Отечественной войне. | Развития речи | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению об отражении Великой Отечественной войны в произведениях писателей XX в. | Знать основные требования к написанию сочинения; понимать формулировку темы, уметь формулировать её самостоятельно; определять идею, объём, границы, тип и жанр сочинения, подбирать и систематизировать материалы; строить логичное высказывание; уместно использовать цитатный материал | Оценивают достигнутый результат Умение полно и точно выражать свою мысль | Уважение к историческому прошлому страны | сочинение | сочинение | |
60 | Поэзия 2-й половины XX века. | Изображение родной природы в стихах поэтов 20 века | Знать идейно-художественное содержание программных стихотворений русских поэтов и поэтов русского зарубежья XX в. о России, родной природе, об оставленной Родине; уметь адекватно воспринимать поэтический текст, анализировать и сопоставлять лирические произведения, чувствовать настроение автора, определять основные средства художественной выразительности | Осознают качество и уровень усвоения Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Чуткое и бережное отношение к слову | Анализ стихотворений | |||
61 | Поэзия 2-й половины XX века. | Русские поэты XX в. о России, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине | Выразительное чтение | Выразительное чтение наизусть | |||||
62 | Итоговая диагностика. | Урок контроля | Контроль знаний | Уметь выбирать правильный ответ из предложенных вариантов, устанавливать причинно-следственные связи и соответствия, распределять и соотносить изученные факты и явления; совершенствовать навыки анализа художественного текста, характеристики героев | Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Представление результатов самостоятельной -тельной работы | Структурирование знаний | Тест, письменный ответ на вопрос | ||
63 | Зарубежная литература. Шекспир «Ромео и Джульетта» | Рассказ о великом английском драматурге и поэте У. Шекспире. Поединок семейной вражды и любви в трагедии «Ромео и Джульетта» | Знать сведения о жизни и творчестве драматурга и поэта; уметь аналитически читать, конспектировать; адекватно воспринимать художественный текст | Осознают качество и уровень усвоения учатся владеть монологической и диалогической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Чтение с.309-326 | |||
64 | Зарубежная литература. Шекспир «Ромео и Джульетта» | Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в трагедии У. Шекспира | Уметь работать с текстом, анализировать трагедию как драматическое произведение, понимать её специфику; выразительно читать наизусть; иметь понятие о драматургическом конфликте, понимать актуальность произведения, сопоставлять его с воплощением в жи- вописи, музыке | Подготовиться к защите проекта | |||||
65 | Зарубежная литература. Шекспир «Ромео и Джульетта». Защита проекта «Театральная постановка» | ||||||||
66 | Зарубежная литература. Джонатан Свифт. Роман «Путешествие Гулливера» | Урок внеклассного чтения | «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство английского общества начала XVIII в. | Знать сведения о жизни и творчестве писателя, содержание фрагментов романа; видит в нём сатиру на современное писателю общество; умеет анализировать прочитанное, адекватно его воспринимать; понимает авторский замысел, выражает собственную позицию | Осознают качество и уровень усвоения Умение полно и точно выражать свою мысль | Освоение общемирового культурного наследия. | Стр.330 | ||
67 | Зарубежная литература. В. Скотт «Айвенго» | Урок внеклассного чтения | Вальтер Скотт и его исторический роман «Айвенго». Герои и события, средневековая Англия в нём | Знать сведения о жизни английского писателя; иметь желание прочитать роман; знать особенности исторических произведений; иметь навыки аналитического чтения, понимать авторский замысел, выражать собственную позицию | Осознают качество и уровень усвоения Умение полно и точно выражать свою мысль | Освоение общемирового культурного наследия. | |||
68 | Литература и история в изученных произведениях. | Обобщение и систематизация материала, пройденного за год Имеет обобщённые сведения об изученных произведениях; умеет узнавать художественный текст, выбирать правильные ответы из предложенных, выразительно читать наизусть и с листа, инсценировать самостоятельно выбранные эпизоды | Самостоятельное формули-рование по знаватель-ной цели | Осознают качество и уровень усвоения Вступают в диалог | Любовь к чтению | Чтение литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...