Урок по рассказу "Бежин луг" И.С.Тургенева
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Самсонова Любовь Александровна

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сочетает в себе новые подходы к организации урока с проверенным методом инсценирования наиболее ярких эпизодов произведения. К уроку добавлено видео, на котором видно, как ученики рассказывают былички, описанные в рассказе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samsonova_l.a._publikatsiya_rip_.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учитель: Самсонова Любовь Александровна   Класс 6 а

Цели:

 способствовать формированию представлений об И.С.Тургеневе как великом русском писателе, о жизненном и творческом пути Тургенева; помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы, воспитывать любовь к своей земле, культуре.

Планируемые результаты:

Предметные:

познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать маленькие творческие проекты;

ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

познавательные: ориентироваться в тексте произведения, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений УСиОЗ

Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

примечания

Организационный этап

Слово учителя:

Наш сегодняшний урок будет посвящён творчеству удивительного русского писателя 19 века И.С. Тургенева. Тургенев провёл детство в имении матери, Спасском – Луговинове, расположенном в Орловской губернии. Впечатления детства нашли отражение в цикле рассказов “Записки охотника”. Рассказывая о жизни крепостной деревни, о русской природе, писатель знакомит нас с героем повествователем, охотником. На предыдущих двух уроках мы с вами уже познакомились с одним писателем-охотником. Вспомним, о чём шла речь в стихотворении, которое начиналось так…

Сегодня мы с другим охотником –рассказчиком будем бродить по русским полям. Он приглашает вас в путешествие на речку Снежить, где мы посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, увидим утреннее пробуждение природы. И так же, как в предыдущем стихотворении, будем наблюдать за жизнью крестьянских детей почти того же времени, что и у Некрасова. Но  сегодня мы читаем не стихотворение, а  рассказ.

Видеоролик Рамазана ( начало стих. «Крестьянские дети»)

Речь о встрече охотника с крестьянскими детишками 19 века и рассказ об их жизни – трудной, но по-детски весёлой. Это стих – ие Н.Некрасова «Крестьянские дети»

Личностные УУД 

1.Установка  на устойчивое внимание и заинтересованность в уроке

 Регулятивные УУД

1.Включение в активную работу.

2.Саморегуляция: что услышал-что не услышал?

Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности

– Вас, наверное, удивило название рассказа? «Бежин луг»

А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин.

Как вы думаете, будут ли сильно отличаться герои рассказа «Бежин луг» от героев стихотворения «Крестьянские дети»? Обоснуйте свой ответ.

Вспомните, как охарактеризовал в своём стихотворении Некрасов жизнь крестьянских детей своего времени ( в помощь вам два смайлика)

Таким образом, цель нашего урока – показать духовный мир крестьянских детей 19 века на примере рассказа «Бежин луг», познакомиться с их жизнью, узнать, какие они, ваши ровесники из далёкого прошлого.

Герои – крестьянские мальчишки, из бедных семей, они живут во времена крепостного права. А значит, их жизнь трудная и тяжёлая. Скорее всего, они во многом будут похожи на крестьянских детей Н.А.Некрасова.

Он сравнил её с двусторонней медалью .

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Коммуникативные

УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Актуализация знаний

Давайте мы с вами посмотрим иллюстрации художников, изображающие жизнь крестьянских детишек того времени. Что вы можете рассказать, глядя на представленные иллюстрации ?

( составьте ответ из 1-2 предложений по каждой картине)

Ответы учеников по каждой предложенной иллюстрации

Последняя – «Проводы покойника», на ней мы видим провожающих в последний путь отца детей, в таких условиях именно они, дети, станут теперь опорой матери и младшим братьям-сёстрам. Детство их закончилось…

Познавательные

УУД

Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

4. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД 

1.Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Но дети есть дети. И в своём детстве каждый из них находил радостные моменты. Один из таких приятных моментов в трудной жизни крестьянского мальчика – ночное (записать на доске).

Давайте обратимся к тексту рассказа.

-От чьего имени ведётся повествование в рассказе?

- Расскажите о нём коротко, используя предложения текста в качестве иллюстрации своих слов.

- В красивых ли местах охотится он? Прочитайте, что вам особенно понравилось в описании этих мест. Эти места похожи на наши , наверное, и вы, как автор, не раз любовались тем же самым, значит, вы истинные ценители русской природы.

- Кто сопровождает рассказчика? Найдите слова, показывающие отношение его к своему четвероногому другу (совестно )

-  Глазами рассказчика мы видим не только прекрасный июльский день, но и ночь. Почему охотник заночевал на природе?

- А что там делали в ночное время мальчики? Найдите в тексте, почему они это делали ночью, а не днём?

- Согласны ли вы с утверждением Тургенева , что пребывание в ночном – «большой праздник для крестьянских мальчиков»? Аргументируйте свой ответ.

- Сколько мальчиков сидит у костра? Давайте расскажем о них, придерживаясь данного вам плана, составьте краткий связный рассказ о каждом мальчике, подкрепите свой рассказ цитатами.

- И вот сидят мальчишки, совсем  как в стихотворении русского поэта Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

- О чём разговаривают дети?

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

 Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

 И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

 Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

Вот и у нас с вами, как в ночном, есть огонёк ( включить в сеть), есть крестьянские мальчики Федя, Костя, Ваня, Илюша, Павлуша, и даже есть настоящая запеченная картошка…

-Давайте и мы послушаем, о чём рассказывают дети. А называются их рассказы быличками

- Дома вы готовили табличку о рассказанных быличках. Сравните свою информацию с услышанными рассказами и ответьте: какие былички вы услышали в исполнении мальчиков?

- А  какие страшилки мы вам не инсценировали? Расскажите коротко о них. ( можно по тетради)

- Вот за такими интересными рассказами коротают летние ночи детишки. Отдыхают от трудной работы. А летние ночи короткие, «недолгие». Вот и разговор мальчиков угасает  вместе с огнями…( выключить костёр)

От имени охотника.

Собака Дианка

Заблудился и попал в местечко, именуемое Бежиным лугом.

Пасли лошадей

По плану:

Федя

Костя

Илюша

Павлуша

Ваня

Они рассказывают страшилки. Темнота ночи вызывает воспоминания о всякой нечистой силе.

Инсценирование отрывков

Запись на доске: Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор

Перечисляют

!) о Лешем стр.63

2)о барине, который ищет разрыв-травы стр.66-67

3)о бабке Ульяне стр.67

4) о предвиденье стр.68

5) о Тришке стр.68

Познавательные

УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Излагать содержание прочитанного (про-

слушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

4. Устанавливать причинно-следствен-

ные связи.

5. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

2. Учитывать разные мнения и стремиться

к координации различных позиций в

сотрудничестве.

3. Формулировать собственное мнение и

позицию, аргументировать её.

4. Оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой ситуации

5. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку

зрения.

Личностные УУД

 1.Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Эти две фразы розданы учащимся на листочках или записаны на доске.

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

-Чем вам понравились дети из рассказа «Бежин луг»?

-Хотелось бы вам посидеть с ними в ночном?

Я желаю вам жить интересной жизнью, активной , живой, отрываться от компьютеров и бежать в лес, в поле, на речку …

Но помните ещё один урок этого рассказа: хороший отдых бывает после хорошей работы. Учитесь работать и отдыхать и каждую минуту своей жизни проводить с пользой и интересом.

Они наивные, мечтательные, добрые…

Коммуникативные

УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве.

4. Формулировать собственное мнение и

позицию, аргументировать её.

4. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зре-

ния.

Личностные УУД 

1.Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Регулятивные УУД

1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Коммуникативные

УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД 

1.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...