Урок по рассказу "Бежин луг" И.С.Тургенева
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сочетает в себе новые подходы к организации урока с проверенным методом инсценирования наиболее ярких эпизодов произведения. К уроку добавлено видео, на котором видно, как ученики рассказывают былички, описанные в рассказе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samsonova_l.a._publikatsiya_rip_.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Учитель: Самсонова Любовь Александровна Класс 6 а
Цели:
способствовать формированию представлений об И.С.Тургеневе как великом русском писателе, о жизненном и творческом пути Тургенева; помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы, воспитывать любовь к своей земле, культуре.
Планируемые результаты:
Предметные:
познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать маленькие творческие проекты;
ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
познавательные: ориентироваться в тексте произведения, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений УСиОЗ
Карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | примечания |
Организационный этап | |||
Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён творчеству удивительного русского писателя 19 века И.С. Тургенева. Тургенев провёл детство в имении матери, Спасском – Луговинове, расположенном в Орловской губернии. Впечатления детства нашли отражение в цикле рассказов “Записки охотника”. Рассказывая о жизни крепостной деревни, о русской природе, писатель знакомит нас с героем повествователем, охотником. На предыдущих двух уроках мы с вами уже познакомились с одним писателем-охотником. Вспомним, о чём шла речь в стихотворении, которое начиналось так… Сегодня мы с другим охотником –рассказчиком будем бродить по русским полям. Он приглашает вас в путешествие на речку Снежить, где мы посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, увидим утреннее пробуждение природы. И так же, как в предыдущем стихотворении, будем наблюдать за жизнью крестьянских детей почти того же времени, что и у Некрасова. Но сегодня мы читаем не стихотворение, а рассказ. | Видеоролик Рамазана ( начало стих. «Крестьянские дети») Речь о встрече охотника с крестьянскими детишками 19 века и рассказ об их жизни – трудной, но по-детски весёлой. Это стих – ие Н.Некрасова «Крестьянские дети» | Личностные УУД 1.Установка на устойчивое внимание и заинтересованность в уроке Регулятивные УУД 1.Включение в активную работу. 2.Саморегуляция: что услышал-что не услышал? | |
Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности | |||
– Вас, наверное, удивило название рассказа? «Бежин луг» А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин. Как вы думаете, будут ли сильно отличаться герои рассказа «Бежин луг» от героев стихотворения «Крестьянские дети»? Обоснуйте свой ответ. Вспомните, как охарактеризовал в своём стихотворении Некрасов жизнь крестьянских детей своего времени ( в помощь вам два смайлика) Таким образом, цель нашего урока – показать духовный мир крестьянских детей 19 века на примере рассказа «Бежин луг», познакомиться с их жизнью, узнать, какие они, ваши ровесники из далёкого прошлого. | Герои – крестьянские мальчишки, из бедных семей, они живут во времена крепостного права. А значит, их жизнь трудная и тяжёлая. Скорее всего, они во многом будут похожи на крестьянских детей Н.А.Некрасова. Он сравнил её с двусторонней медалью . | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации 2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
Актуализация знаний | |||
Давайте мы с вами посмотрим иллюстрации художников, изображающие жизнь крестьянских детишек того времени. Что вы можете рассказать, глядя на представленные иллюстрации ? ( составьте ответ из 1-2 предложений по каждой картине) | Ответы учеников по каждой предложенной иллюстрации Последняя – «Проводы покойника», на ней мы видим провожающих в последний путь отца детей, в таких условиях именно они, дети, станут теперь опорой матери и младшим братьям-сёстрам. Детство их закончилось… | Познавательные УУД Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации 2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 4. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные УУД 1.Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. 2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; 3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение | |
Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности) | |||
Но дети есть дети. И в своём детстве каждый из них находил радостные моменты. Один из таких приятных моментов в трудной жизни крестьянского мальчика – ночное (записать на доске). Давайте обратимся к тексту рассказа. -От чьего имени ведётся повествование в рассказе? - Расскажите о нём коротко, используя предложения текста в качестве иллюстрации своих слов. - В красивых ли местах охотится он? Прочитайте, что вам особенно понравилось в описании этих мест. Эти места похожи на наши , наверное, и вы, как автор, не раз любовались тем же самым, значит, вы истинные ценители русской природы. - Кто сопровождает рассказчика? Найдите слова, показывающие отношение его к своему четвероногому другу (совестно ) - Глазами рассказчика мы видим не только прекрасный июльский день, но и ночь. Почему охотник заночевал на природе? - А что там делали в ночное время мальчики? Найдите в тексте, почему они это делали ночью, а не днём? - Согласны ли вы с утверждением Тургенева , что пребывание в ночном – «большой праздник для крестьянских мальчиков»? Аргументируйте свой ответ. - Сколько мальчиков сидит у костра? Давайте расскажем о них, придерживаясь данного вам плана, составьте краткий связный рассказ о каждом мальчике, подкрепите свой рассказ цитатами. - И вот сидят мальчишки, совсем как в стихотворении русского поэта Ивана Захаровича Сурикова «В ночном» Летний вечер. За лесами Солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла. Топот В поле раздается. То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля! По траве высокой кони На просторе бродят; Собралися дети в кучку, Разговор заводят… - О чём разговаривают дети? И на ум приходят детям Бабушкины сказки: Вот с метлой несётся ведьма На ночные пляски; Вот над лесом мчится леший С головой косматой, А по небу, сыпля искры, Змей летит крылатый; И какие – то все в белом Тени в поле ходят… Детям боязно – и дети Огонёк разводят. Вот и у нас с вами, как в ночном, есть огонёк ( включить в сеть), есть крестьянские мальчики Федя, Костя, Ваня, Илюша, Павлуша, и даже есть настоящая запеченная картошка… -Давайте и мы послушаем, о чём рассказывают дети. А называются их рассказы быличками - Дома вы готовили табличку о рассказанных быличках. Сравните свою информацию с услышанными рассказами и ответьте: какие былички вы услышали в исполнении мальчиков? - А какие страшилки мы вам не инсценировали? Расскажите коротко о них. ( можно по тетради) - Вот за такими интересными рассказами коротают летние ночи детишки. Отдыхают от трудной работы. А летние ночи короткие, «недолгие». Вот и разговор мальчиков угасает вместе с огнями…( выключить костёр) | От имени охотника. Собака Дианка Заблудился и попал в местечко, именуемое Бежиным лугом. Пасли лошадей По плану: Федя Костя Илюша Павлуша Ваня Они рассказывают страшилки. Темнота ночи вызывает воспоминания о всякой нечистой силе. Инсценирование отрывков Запись на доске: Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор Перечисляют !) о Лешем стр.63 2)о барине, который ищет разрыв-травы стр.66-67 3)о бабке Ульяне стр.67 4) о предвиденье стр.68 5) о Тришке стр.68 | Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Излагать содержание прочитанного (про- слушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 4. Устанавливать причинно-следствен- ные связи. 5. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов 2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 3. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации 5. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные УУД 1.Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. 2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; 3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение | Эти две фразы розданы учащимся на листочках или записаны на доске. |
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция | |||
-Чем вам понравились дети из рассказа «Бежин луг»? -Хотелось бы вам посидеть с ними в ночном? Я желаю вам жить интересной жизнью, активной , живой, отрываться от компьютеров и бежать в лес, в поле, на речку … Но помните ещё один урок этого рассказа: хороший отдых бывает после хорошей работы. Учитесь работать и отдыхать и каждую минуту своей жизни проводить с пользой и интересом. | Они наивные, мечтательные, добрые… | Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации 2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 4. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 4. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зре- ния. Личностные УУД 1.Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. 2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; 3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | |||
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: | сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Регулятивные УУД 1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации 2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные УУД 1.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...