Урок-путешествие. "Дорогами Пришвина".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Интегрированный урок (литература и география)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogami_prishvina_integrirovannyy_urok.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»
Урок-путешествие. Дорогами Пришвина.
Интегрированный урок (литература и география).
Учитель литературы: Чепурина М.В.
Учитель географии: Масальская Т.В.
Урок-путешествие. Дорогами Пришвина.
Интегрированный урок (литература и география)
(использование информационной технологии).
Учитель литературы: Чепурина М.В.
Учитель географии: Масальская Т.В.
Цели урока:
- расширить знакомство с творчеством М. Пришвина;
- раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.
- развивать выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
- воспитывать любовь к Родине;
- сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;
- воспитывать в детях чувство красоты, доброты;
Оборудование:
- выставка книг (Произведения М.М.Пришвина)
- выставка творческих работ учащихся (рисунки по сказке-были «Кладовая солнца»)
- географическая карта
- презентация (природа Карелии, Дальнего Востока, Средней полосы России)
- видеофильм «Дальний Восток»
- презентация дом-музей М.М.Пришвина.
Эпиграф.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.
К.Паустовский.
ХОД УРОКА
Учитель литературы. Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие. Ведут сегодняшний урок учитель литературы и учитель географии. В это путешествие мы отправимся вместе с писателем, чье творчество вам знакомо. Вы прочитали замечательную сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Но у этого писателя огромное литературное наследие, восемь томов, в которые вошли повести, рассказы, сказки, очерки. И все это о нашей удивительной Родине.
Пришвин исходил и изъездил всю Среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. После каждой поездки появлялись то новый рассказ, то повесть, то просто короткая запись в дневнике. Мы сегодня побываем в разных уголках нашей необъятной родины, постараемся прикоснуться к той тайне, которую смог разгадать этот удивительный писатель. А путеводителем для нас станут произведения Пришвина, написанные им в разные годы жизни.
Михаил Михайлович Пришвин считал, что у каждого человека должна быть опора. А где ее найти? В земле и на земле, где мы живем и которую должны беречь и понимать. Взгляните на карту нашей Родины
Учитель географии
На карте невооруженным взглядом видно, что наша страна крупнейшая держава мира, ее площадь более 17 млн км, это чуть меньше целого материка Южная Америка. Территория нашей страны имеет солидную протяженность с севера на юг (ок 4000 км) и сильно вытянута с запада на восток (9000 км). Именно благодаря своим масштабам наша страна обладает природным разнообразием, сменяющимся с севера на юг (с увеличением количества солнечного тепла) и с запада на восток (при удалении от океана). Значительная часть страны находится в северных территориях, что, несомненно, сказывается на уникальности природы.
Учитель литературы: Наш маршрут начинается с Карелии. Это было одно из первых путешествий писателя. Русский Север стал для него любовью на всю жизнь. На материале своих поездок по Олонецкой губернии Пришвин составил книгу «В краю непуганых птиц» (1907 г.). Это путевые очерки, наблюдения над природой и бытом, за которые автор был удостоен звания действительного члена Императорского географического общества и серебряной медали этого общества.
Учитель географии: Карелия является краем озер и болот, которые образовались после древнего оледенения. Давайте заслушаем географическую справку об одном из таких озер.
Ответ ученика у географической карты: Оне́жское о́зеро (Оне́го) — озеро на северо-западе Европейской части Российской Федерации, расположено на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Второе по величине озеро в Европе после Ладожского. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана. Площадь озера без островов составляет от 9,7 тыс. км²; объём водной массы — 285 км³; длина с юга на север — 245 км, наибольшая ширина — 91,6 км. Средняя глубина — 30 м, а максимальная — 127 м. На берегах Онежского озера расположены города Петрозаводск, Кондопога и Медвежьегорск. В Онежское озеро впадают около 50 рек, а вытекает только одна — Свирь.
Учитель литературы: А вот как об этом удивительном озере писал М.М.Пришвин.
Чтение наизусть (презентация).
Редко бывает совершенно спокойно бурное Онежское озеро. Но случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби. Оно было необыкновенно красиво. Большие пышные облака гляделись в спокойную чистую воду или ложились фиолетовыми тенями на волнистые темно-зеленые берега. Острова словно поднимались над водой и висели в воздухе, как это кажется здесь в очень тихую теплую погоду.
…Онежское озеро. Это просто северный «водоем», раскинувшийся на карте в виде громадного речного рака, с большой правой клешней и с маленькой левой. Водоем этот значительно меньше Ладожского озера …На севере между клешнями рака заключен громадный, весь изрезанный заливами полуостров Заонежье. На левом его берегу, если смотреть на рака от хвоста к голове, расположился губернский город Олонецкой губернии Петрозаводск, недалеко от правого — Пудож. Вытегра, в самом северном уголке правой клешни — Повенец, где и «всему миру конец» и куда лежал мой путь.
Учитель географии: Природа сыграла огромную роль в истории заселения российских пространств. Особая роль принадлежит лесу. В лесной зоне сформировалось Российское государство. Лес не только оказывал русскому человеку помощь в хозяйстве, в обустройстве жилья, отоплении и освещении избы, в изготовлении обуви (лыковые лапти), но и давал также пушнину, ягоды, грибы. Лес был надежным убежищем от врагов.
Учитель литературы: В 1935 году Пришвин ездил в северные леса на Пинегу, написал очерки «Берендеева чаща». Позже он обратился вновь к этим очеркам и создал удивительную повесть-сказку «Корабельная чаща». Корабельная чаща — образ, несущий в себе сказочное начало, чаща — начало безграничного простора, осуществление сказки, мечты. Но этот образ имеет вполне реальную основу.
Учащийся (географическая справка). Реликтовая сосновая роща, к которой стремился писатель, стоит на берегу речки Порбыш (приток Мезени), на границе Архангельской области и Коми Республики. Корабельный лес, площадью примерно 500 на 200 метров расположен от пограничной просеки в сторону Коми. Это сосновый бор с елью. В годы войны «Берендеева чаща» «поставляла» фронту ценные породы дерева, которые шли в авиацию и на флот.(фотография корабельной рощи)
Учитель литературы: Конкретный образ — заповедный лес, в ходе повествования приобретает высший смысл, становится символом — это святыня, хранимая народом веками, и её нужно сберечь, спасти от гибели. Иначе что-то ценное разрушится в народной душе. О многом заставляет задуматься Пришвин в этой повести. Есть в повести такая притча…
Выразительное чтение (наизусть)
Учащийся: Солнце светит одинаково всем — и человеку, и зверю, и дереву. Но судьба одного живого существа часто решается тенью, падающей на него от другого.
Да, конечно, солнце-то светит всем одинаково, а это от нас самих рождается тень. И мы, и животные, и деревья, и все на земле дает разную тень — и добрую и злую, и даже сама земля по временам тенью своей закрывает иную планету.
Так вот и семечко елки, конечно, упало в лесу под чью-то добрую тень.
Учитель литературы: Как вы понимаете смысл этой притчи?
Выразительное чтение:
Было это в годы первой войны с немцами.
Пришел однажды Антипыч к великой сосне, и с ним был мальчик Вася Веселкин. Тут впервые Вася встретился со своею елочкой.
Радостно каждому глубоко вздохнуть чистым воздухом под пологом сомкнутых кронами деревьев. Редкий человек, обрадованный чистым воздухом, обратит внимание на деревце, бледное, высотой не больше как в рост человека с поднятой вверх рукой. Хвоя на этом деревце тощая, бледная, сучки покрыты сплошь лишаями. Ствол — не толще руки человека, корни поверхностные.
Сильный может легко вытащить дерево и отшвырнуть, а между тем рядом с этой лесной сиротой стоит елка, его ровесница, могучее столетнее дерево. В тени-то этой счастливицы и хилится маленькая ее ровесница, в сто лет собравшая себе высоту в рост человека с поднятой вверх рукой.
Антипыч уже было поднял топор, чтобы прикончить эту несчастную, ненужную жизнь, но Вася остановил его.
— Ладно! — согласился Антипыч.
И минуточку глядел в большие серые серьезные глаза мальчика, вроде как бы даже и с удивлением.
Оно и вправду было чему подивиться в лесу: во всей жизни всех лесов на свете не было такого случая, чтобы кто-нибудь, кроме человека, мог заступиться за слабого. И какой же это еще человек — Вася Веселкин, чтобы против всех лесных законов вдруг ни с того ни с сего выставить свой, человеческий!
Учитель литературы: Объясните, про какой человеческий закон идет речь?
Чтение по ролям (инсценировка)
— У нас в Ведерках это будет последнее дерево. Упадет — и останется на память последнее ведро в наших Ведерках. Нового больше не будет.
— А есть еще где-нибудь на свете такое? — спросил Вася.
— Есть, — ответил Антипыч. — Мой отец бурлачил на севере, так он зимой нам, детишкам, много рассказывал. Там где-то есть заповедная Корабельная чаща: ее там не рубят, а берегут, как святыню.
Так вот эта чаща сосновая стоит высоко, на третьей горе, и нет в ней ни одного лишнего дерева, там нигде стяга не вырубишь. Вот как часты деревья: срубишь — оно не падает, а остается стоять меж других, как живое.
Каждое дерево такое, что два человека будут догонять друг друга кругом и не увидятся. Каждое дерево прямое и стоит высоко, как свеча. А внизу — белый олений мох, сухой и чистый.
— Высоко, как свеча? — повторил Вася. — И так-таки ни одного сучка доверху?
На этот вопрос постоянный шутник Антипыч ответил шуткой.
— Есть, — сказал он, — во всей гриве одно дерево, и в нем выпал сучок. Но и то в эту дырочку желтая птичка-зарянка натаскала хламу и свила себе там гнездо.
— Это сказка? — спросил Вася.
В глазах мальчика была такая тревога! Так, видно, хотелось ему, чтобы заповедная чаща не была просто сказкой!
— Это сказка? — повторил он. Антипыч бросил шутить.
— Про птичку, — ответил он, — я сам выдумал, да и то — что я! В каждом бору есть дерево с пустым сучком, а в дырочке живет желтая птичка-зарянка. А заповедную чащу отец мой видел своими глазами: это правда истинная.
— Истинная, — повторил Вася, — а какая же еще бывает на свете правда?
— Кроме правды истинной? — спросил Антипыч.
И опять его щеки начали собираться в гармонику, а ястребиный нос — опускаться к усам. Но тут же и опять, заглянув Васе в глаза, Антипыч бросил шутить и сказал:
— Правда на свете одна, только истинная.
— А где она?
— В уме и сердце человека.
— И у тебя?
— Конечно.
— Скажи, Антипыч, какая она сама, эта истинная правда? Антипыч засмеялся, нос его крючковатый направился к
усам.
— Видишь, Вася, — сказал он, — правда, она такая, что ее надо каждому держать в уме, а сказать о ней трудно.
— Отчего же трудно?
— Первое, трудно оттого, что в делах она, а не только в словах. Второе, оттого, что коли дел у тебя нет, то как скажешь — сам ни с чем и останешься.
— Ты мне одному только скажи!
— Скажу, — согласился Антипыч, — только не сейчас. Вот буду помирать — ты к тому времени, кстати, подрастешь, маленько поумнеешь,— ты ко мне подойди тогда, и я тебе на ушко скажу. Хорошо?
Учитель литературы: Искать правду жизни мы вместе с Пришвиным отправляемся на Дальний Восток.
Учитель географии: Сейчас мы отправимся на Дальний Восток. Внимательно посмотрите небольшой фильм, в котором дана географическая справка.
(Видеофильм о Дальнем Востоке)
Чтение наизусть.
ОРЛИНОЕ ГНЕЗДО
Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперек всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы и кустарника нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников - леопардов, волков и даже от орлов.
Однажды я с высоты Туманной горы стал разглядывать скалу внизу. Я скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя и возле нее в тени лежал какой-то желтенький кружок. Разглядывая в хороший бинокль, я скоро уверился, что кружком в тени лежал молоденький олененок.
Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся большой орел, взвился высоко, выглядел олененка и бросился. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила: она встала на задние ноги против детеныша и передними копытцами старалась попасть в орла, и он, обозленный неожиданным препятствием, стал наступать, пока одно острое копытце не попало в него. Смятый орел с трудом оправился в воздухе и полетел обратно в сосны, где у него было гнездо. Мы вскоре после этого разорили гнездо хищника, а красивые скалы назвали Орлиным гнездом.
Учитель литературы: В 1941 году с началом войны Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области. Именно оттуда Настя и Митраша («Кладовая солнца») В 1943 году, когда писатель вернулся в Москву, вышла книга «Лесная капель». Вместе с писателем мы переносимся в центральную Россию.
Учитель географии: Для центральной полосы России характерны ярко выраженные сезоны года, которые формируются под воздействием умеренно континентального типа климата. Основными признаками которого являются теплое лето и морозная зима. Сейчас наблюдается переходный весенний период, для которого характерно высокое колебание суточных температур (амплитуды), возникающих вследствие повышения солнечной радиации (тепла и света) днем и непрогретой подстилающей поверхностью (сильно остывает ночью). Такие термины мы используем в географии, а можно ли описать подобное в художественной литературе?
Учитель литературы: Алексей Максимович Горький призывал писателей учиться у Пришвина русскому языку.
Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности. Он многоцветен и тонок.
К.Паустовский писал: «Прозу Пришвина можно с полным правом назвать "разнотравьем русского языка". Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звезд над лесным краем».
Чтение наизусть («Лесная капель»)
НАЧАЛО ВЕСНЫ СВЕТА
Утром было минус 20, а среди дня с крыши капало. Этот день весь, с утра до ночи, как бы цвел и блестел, как кристалл. Ели, засыпанные снегом, стояли как алебастровые, и весь день сменяли цвета от розового до голубого. На небе долго провисел обрывок бледного месяца, внизу же, по горизонту, распределялись цвета.
Все в этом первом дне весны света было прекрасно, и мы провели его на охоте. Несмотря на сильный мороз, зайцы ложились плотно, и не в болотах, как им полагается ложиться в мороз, а на полях, в кустиках, в островках близ опушки.
ГОЛУБЫЕ ТЕНИ
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается, и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.
ЖИЗНЬ НА РЕМЕШКЕ
Прошлый год, чтобы заметить место на вырубке, мы сломили молодую березку, она повисла почти только на одном узеньком ремешке коры. В нынешнем году я узнал то место, и вот удивление березка эта висела зеленая, потому что, вероятно, ремешок коры подавал сок висящим сучьям.
МЕД
Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Зато наметились бутоны рябины и расцветает сирень. Зацветет рябина, и кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето, и тогда осенью мы откроем охоту и до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины.
Сказать, какой именно запах у черемухи, невозможно не с чем сравнить, и не скажешь. В первый раз, когда весной я понюхаю, мне вспоминается детство, мои родные, и я думаю о них, что ведь и они тоже нюхали черемуху и не могли, как и я, сказать, чем она пахнет. И деды, и прадеды, и те, что жили в то время, когда пелась былина о полку Игореве, и много еще раньше, в совсем забытые времена - все была черемуха, и пел соловей, и было множество разных трав, и цветов, и певчих птиц, и связанных с ними разных чувств и переживаний, составляющих наше чувство родины.
Учитель: наше путешествие мы закончим в Подмосковье. В 1946 году Пришвин купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, где в 1946—1953 годах жил с весны до осени.
Учитель литературы: Пришвин писал: «Мой дом над рекой Москвой — это чудо. Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои и сны. Это не дом, а талант мой, возвращённый к своему источнику. Дом моего таланта — это природа. Талант мой вышел из природы, и слово оделось в дом. Да, это чудо — мой дом!»
Презентация дом - музей Пришвина.
Итоговая беседа.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы сегодня побывали далеко не во всех уголках нашей Родины, о которых рассказывает в своих удивительных произведениях М.М.Пришвин.
- Чем творчество Пришвина трогает каждого из нас?
- Над каким очень важным вопросом заставляет нас задуматься Пришвин?
- Какую великую тайну смог понять М.М.Пришвин?
Подведение итогов.
Домашнее задание: Написать сочинение об уголке России, который вам хорошо знаком (Подмосковье, Карелия, Средняя полоса России…..)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
Презентация к уроку "Жизнь и творчество М.М.Пришвина"
Презентация к докладу по теме "Жизнь и творчество М.М.Пришвина ученика 5 класса Голованова Андрея....
ПРИШВИН – ПЕВЕЦ ПРИРОДЫ.
ЭКОЛОГИЯ И ШКОЛАНаша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, которая является наглядным материалом и кн...
М.М.Пришвин. Биография и творческий путь.
Цели урока: Познакомить учащихся с фактами биографии писателя; проследить этапы творческого пути; отметить разнообразие жанров; обратить внимание на главное стремление писателя -...
Разработка урока литературы в 6 классе по рассказу М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Урок-исследование по тексту рассказа М.М.Пришвина "Кладовая солнца" с использованием презентации PowerPoint. Тема урока: "Настя и Митраша. Их приключения. Причины их бедствий в пути". Учебник: Литерат...
О Пришвине, или Пришвин и Север.
Что видим мы, живущие на Севере, а что другие? Почему Север притягивает взор?...