Урок литературы в 9 классе. Тема: «Своя война» Вячеслава Кондратьева. По повести «Сашка»
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Интегрированный урок (литератра, история0

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povest_sashka.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»

Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Своя война» Вячеслава Кондратьева. По  повести «Сашка»

Учитель русского языка и литературы – Чепурина М.В.

Учитель истории – Лупиков К.В.

Тип урока: интегрированный урок (литература, история)

Цель урока:

  1.  Познакомить учащихся с повестью В.Кондратьева «Сашка». Рассмотреть   вопрос «Человек на войне. Нравственные основы поведения человека в различных ситуациях на войне».
  2. Расширение представлений об истории ВОВ

Задачи урока

Метапредметные:

  • Работать над связной речью учащихся;
  • Развивать умения анализировать, сопоставлять данные, использовать альтернативные источники информации
  • Учить делать самостоятельные выводы и обобщения.

Предметные:

  • Учить приемам анализа художественного текста
  • В ходе анализа показать художественную правду о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе.
  • Развивать навыки монологической речи

Личностные:

  • Воспитание чувства патриотизма, осознание исторической сопричастности судьбам участников Ржевской операции
  • Воспитание нравственных и патриотических чувств на примере героев повести.

Оборудование:

Презентация, тексты повести.

Ход урока.

«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». К. Симонов

Учитель литературы: Наш урок интегрированный, поэтому ведем его мы, учитель литературы и учитель истории.

Тема нашего урока звучит так: «Своя война» Вячеслава Кондратьева по  повести «Сашка»

В качестве эпиграфа мы взяли слова К.Симонова.

Итак, в центре нашего внимания военные события, люди войны, описанные Вячеславом Кондратьевым в повести «Сашка».

  1. Актуализация.

Учитель: одно из индивидуальных заданий – провести соцопрос.

Индивидуальное сообщение. Итоги соцопроса. (слайд 1)

- Как вы оцениваете итоги опроса? Какие выводы можно сделать по итогам соцопроса?

- Итак, итоги соцопроса уже говорят о важности и необходимости сегодняшнего разговора.

      II. Проблематизация:

Учащиеся формулируют основную проблему урока:

- Что вы ждете от урока с таким названием?

Образ результата: Исходя из группового задания на дом, результатом должны стать выступления групп.

Критерии оценивания.

- Домашнее задание к уроку: индивидуальные сообщения, групповые задания.  Оценивание результатов группы в целом и индивидуальной работы.

III. Учитель истории.

Вступительное слово учителя о Ржевской битве.

В истории Великой Отечественной войны есть немало героических страниц. Мы помним о подвигах людей, чьими усилиями создавалась Победа. В современных учебниках истории освещаются самые важные события той страшной войны, при этом многим военным операциям, ставшим поистине трагическими, битвам, в которых погибло огромное количество людей, уделяется незаслуженно мало внимания. Одним из таких сражений является Ржевская битва.  

(Слайд 2 . Р.Б - боевые действия советских и немецких войск, проходившие в районе Ржевского выступа с 8.01.42 г. по 31.03.43 г. Включает в себя 4 наступательных операции советских войск Западного и Калининского фронтов против немецкой группы армий «Центр». Эта битва считается одной из самых кровопролитных битв Великой Отечественной Войны. Завершилась ликвидацией Ржевского выступа.)

 

В книге дважды Героя Советского Союза генерала армии Д. Д. Лелюшенко " Москва-Сталинград-Берлин-Прага" из почти четырехсот страниц текста боям под Ржевом посвящено всего полстраницы, а если точнее, только 23 строки.  А ведь автор мемуаров почти год командовал той самой 30-й армией, которая вела бои непосредственно под стенами Ржева с января 1942 до его освобождения 3 марта 1943 года.

 Немецкое командование в своих стратегических планах придавало Ржевско-Вяземскому плацдарму огромное, а не "местное" значение. Об атом свидетельствует даже название книги немецкого генерала, бывшего командира 6-й пехотной дивизии Хорста Гроссманна о боях на Ржевском выступе: "Ржев - краеугольный камень Восточного фронта". Германское командование и лично Гитлер неоднократно требовали от своих войск удерживать Ржев любой ценой. В чем стратегическое значение этой операции

(Слайд 3 карта)

Перед вами данные о безвозвратных потерях только советских войск в ходе этой битвы. Используя эти данные, подумайте, какие эпитеты можно подобрать к этому сражению.

(Слайд 4.)

Название операции

Потери советских войск (безвозвратные)

Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция 1942 г.

272 320

Первая Ржевско-Сычевская наступательная операция

51 482

Вторая Ржевско-Сычевская наступательная операция

70 373

Ржевско-Вяземская наступательная операция 1943 г.

38 862

В памяти советского солдата и советских граждан Ржевский выступ, Ржевская дуга остались «ржевской мясорубкой», «прорвой». Сохранилось множество воспоминаний очевидцев тех событий. Вот одно из них.

(Слайд 5) Мы наступали на Ржев по трупным полям. В ходе ржевских боев появилось много «долин смерти» и «рощ смерти». Не побывавшему там трудно вообразить, что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых червями тысяч человеческих тел. Лето, жара, безветрие, а впереди — вот такая «долина смерти». Она хорошо просматривается и простреливается немцами. Ни миновать, ни обойти её нет никакой возможности: по ней проложен телефонный кабель — он перебит, и его во что бы то ни стало надо быстро соединить. Ползешь по трупам…,  разрыв снаряда загоняет тебя под (них), почва содрогается… Но вот пролетели осколки, ты вскакиваешь, отряхиваешься и снова — вперед.

 П. А. Михин, Мы умирали ,чтобы победить

Разумеется, это сражение оставило свой след не только в памяти людей, истории, но и в культуре. Ржевской битве посвящены многочисленные литературные и музыкальные произведения. И сегодня мы поговорим об истории одного из участников Ржевской битвы – истории бойца по имени Сашка, написанной Вячеславом Кондратьевым.

IV. Учитель литературы.

- Вы самостоятельно прочитали повесть В.Кондратьева «Сашка». Конечно же, есть личное впечатление от прочитанного. Какое? Подберите эпитеты к данной книге. (правдивая, жестокая, страшная, сильная, интересная, запоминающая, заставляющая задуматься)

- Обсудим повесть вместе.

  1. Биография писателя (сообщение ученика).
  2. История создания (сообщение ученика)

3. Аналитическая беседа (задания по группам)

Учитель: На дом вам была предложена работа в группах. Данная форма была удобна для вас? Как вы распределили работу между участниками группы?

Задания группам.

Задание группе № 1

Время повести – ранняя весна 1942 года, место –подо Ржевом, где идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут, все Сашка да Сашка, так он молод, уже 2 месяца находится на «передке».

На ваш взгляд, много это или мало? В поисках ответа найдите те существенные художественные детали и картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

  1. Зачитайте те существенные детали, которые, с вашей точки зрения,  помогли писателю воссоздать это время.
  2. Как показан военный быт в повести?

Задание группе № 2

В одной из рецензий сказано, что Кондратьев провел своего героя через испытание властью, любовью и дружбой. 

Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки, кратко перескажите их. Определите, какие черты характера Сашки раскрываются в данных эпизодах.
(1 - с валенками, 2 - пленение фрица, 3 - противостояние комбату, 4 - забота о раненом, 5 - встреча с Зиной в медсанбате, 6 – Сашка выручает лейтенанта Володю,  7 - дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 8 - эпизод с тарелкой, 9 - встреча с девушками, отправляющимися на фронт)

Задание группе № 3

Эпизод пленения немца. Испытание властью

  1. Перескажите эпизод с привлечением текста
  2. Ответьте на вопрос: какие чувства у вас вызывает поведение Сашки в этом эпизоде?

Вопросы для беседы с классом (после ответов каждой группы):

  1. Зачем Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?
  2. Герой с какими личными качествами перед нами?
  3. Почему же Сашка всё-таки не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.
  4. Кондратьев  напишет удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…».

(Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.
Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище).

V. Выводы.

Учитель истории о могиле Неизвестного солдата, где захоронен погибший подо Ржевом солдат. (слайд 6)

Учитель литературы: Вспомним прогнозы, которые вы делали в начале урока. Оправдались ли ваши ожидания?

VI. Подведение итогов.

Учитель: Оцените работу групп. Оцените вклад отдельных учащихся.

VII. Домашнее задание: презентация книги о ВОВ.  Форма работы – групповая, парная, индивидуальная.

Материал для 1 группы.

(1. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим  такую войну с первых страниц (стр.116). читаешь  и видишь танки – махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад Сашка рявканью сорокапятки, потому что они отгоняют смерть.

2. Вспомним первую встречу с Сашкой. Ночью он задумал достать валенки для ротного. Рисуется страшная картина, а оказывается – это обычно. (стр. 115).

3. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «ранило – отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца  1891 года дробь 30…»

4. Автор говорит о том, что Сашка жалеет о том, что не знал немецкого языка. Он бы спросил у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами,.. нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым,  окопчик вырыть не в силах». Действительно, не было у них ни окопов, ни землянок, только у ротного был «жиденький блиндажик». Этим  тоже много сказано: и сил нет, и надежды, что завтра здесь не будет враг. И слова какие: жиденький блиндажик, рота ютится в шалашиках – все подчеркивает ненадежность положения.  

5. Когда капитан велел расстрелять пленного, Сашка пробовал возразить. Между ними произошел следующий разговор (стр.140). Значит, за 2 месяца из каждых десяти погибли девять. Вот в чем смысл этого диалога. Ржавая земля пропиталась их кровью. Сашка все время помнит, скольким товарищам не видать пути назад. «Все поля в наших»,- скажет он.

6. На передовой с хлебом было плохо, навару никакого. По несколько раз в день охватывало ощущение пустоты в желудке. «Начальника продснабжения без матерка не поминали, но, когда в апреле концентрат – пшенку получили с отметкой на этикетке, что выпущена она в марте месяце, задумались». Да и полкотелка пшенки делили на двоих.

7. Если с хлебом плохо, то не лучше со снарядами, а немцы все бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего 1000 метров.

8. Нет курева, боеприпасов. Есть грязь, вши.

(Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне).

Материал для 3 группы

(Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, напоролась на немецкую разведку. Она захватила «языка» и поспешно стала отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели немецкие мины, Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка знал, поэтому не колебался ни минуты.) (стр.121-123).

Безрезультатно допрашивает немца ротный и приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка рассказывает немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Почему?

(1. Он обещал немцу жизнь: дал ему листовку, в которой было написано, что пленным «обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны». Да, тех, кто спалил деревню, «вот поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попалась, а как в безоружного? Как?»

  2. Очень уж много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь. Он знает, чего стоит человеческая жизнь.

3.Он чувствует себя ответственным за судьбу пленного немца. Ведь именно он, Сашка, взял его в плен.

4. Сашка понимает свою почти неограниченную власть над немцами, понимает, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью (стр. 131-132)).

(Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Конспект урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.

Конспект  урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”....

Урок литературы 8 класс. «Песни, опаленные войной» (М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».

Урок – творческая мастерская поможет осмыслить подвиг и трᡃагедию нᡃашего нᡃарᡃода в годы Великой Отечественᡃнᡃой войнᡃы, которᡃые нᡃашли свое  отрᡃаженᡃие в стихах  поэтов нᡃашей Рᡃод...

Презентация к уроку литературы (5 класс) "Мы о войне стихами говорим"

Презентация знакомит с основными событиями ВОВ, стихотворениями, написанными о ней....