Урок литературы в 8 классе. Тема: «Поэзия пейзажа»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Диалог культур, межпредметные связи (литератураа, изобразительное искусство. МХК. музыка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_peyzazha._o.u.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Поэзия пейзажа»

Тип урока: Свободная интеграция с другими видами художественно-эстетическими деятельности. Диалог культур, межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК, музыка).

Учитель литературы: Чепурина М.В.

Учитель МХК: Петрова В.А.

Цели и задачи:

1.Образовательная: обучение анализу лирического произведения, знакомство с функциями пейзажа в художественной литературе, …. Знакомство обучающихся с жанром пейзажа в живописи.

2.Развивающая: Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.

3 Воспитательная: Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, любви к искусству, родной природе;

Планируемый результат

Предметные умения:

  1.  Отработка тезауруса. (на повторение, новый)
  2. Умение анализировать лирическое произведение
  3. Усвоение нового материала.

УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания, развивать навыки сотрудничества в группе.

Коммуникативные:   Умение публично выступать, анализировать выступления, давать оценки.

Познавательные:  Успешно осуществлять актуализацию новых лексических единиц, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт, уметь осознанно строить речевое высказывание по образцу.

Регулятивные:  работа в группе

Ход урока:

I. Организационный этап учебного занятия

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

УЛ: На уроках литературы нам постоянно приходится обращаться к другим видам искусства. А на уроках, которые посвящены поэзии, это вдвойне актуально.

- Почему? Как объяснить близость поэзии с музыкой, живописью?

(Ответы учащихся)

2. УЛ: Изучая произведения художественной литературы, мы часто привлекаем в помощь картины художников. Более точно представить героя можно, например, при помощи портретной живописи.

О предмете нашего сегодняшнего исследования скажут сюжеты картин и стихотворения выученные наизусть. Чтение наизусть стихотворений о природе. (Бунин, Пастернак, Заболоцкий). На экране пейзажи известных художников. (4 минуты)

(Заболоцкий «Вечер на Оке»)

  УЛ: Итак, о каком виде живописи и лирики мы сегодня будем говорить?

(Пейзаж). Словесный пейзаж и живописный. Запись темы урока «Поэзия пейзажа»

УЛ: Почему каждому человеку близко и понятно изображение природы? (Ответы учащихся)

УЛ: Есть ли отличие в изображении природы художниками и писателями?

(Ответы учащихся: словесный пейзаж отличается от живописного. Главное отличие в том, что образ природы в литературном произведении может не столь отчетливо реализоваться зрительно. Литература создает мир не непосредственно – зримый, а воображаемый, читатель из слов – знаков должен мысленно воссоздать картину, рисуемую писателем.

 Художник использует краски, а поэт изобразительно-выразительные средства языка)

УЛ: Итак, вы верно заметили отличия. Но сегодня на уроке нам предстоит находить общее в изображении пейзажа в живописи и литературе. Это можно считать нашей основной задачей. Также на уроке мы будем работать с разными понятиями, связанными с литературой и живописью.

III.  Проверка домашнего задания. Повторение. Какую роль играет в художественной литературе пейзаж?

Роль пейзажа в художественном произведении

Функции пейзажа

Пример из художественного произведения

Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении)

Повесть Тургенева «Ася» о любви. Действие происходит в Германии на берегах величественной и красивой реки Рейн. Описание природы создает романтическую обстановку.

Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания)

"Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")

Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования)

Горький «Песня о Соколе»

IV. Этап изучения нового учебного материала, первичное усвоение новых знаний.

УЛ: Художник использует краски, а поэт изобразительно-выразительные средства языка.

Средства художественной выразительности в поэзии. Повторение. 

- Назовите средства художественной выразительности, которые, на ваш взгляд, наиболее часто используют поэты при создании стихотворений о природе. (справочный материал в тетради)

Допишите еще средства художественной выразительности:

Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако может выражаться и в существительных, и в других частях речи.

Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления.

УИ. Пейзаж как жанр в живописи. (учитель МХК)

Лекция на 5 минут с показом репродукций. В лекции несколько понятий для дальнейшей записи в тетради: пейзаж, эпический пейзаж,  лирический пейзаж, функции пейзажа. Иллюстративная, психологическая, лирическая, символическая.

УЛ. Каждый поэт, как и художник по-своему изображает природу. Наше восприятие тоже отличается.

Задание: прослушайте стихотворение Заболоцкого . Тексты стихотворения на партах. Под музыку

ВЕЧЕР НА ОКЕ

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, как бы сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

Из белых башен облачного мира

Сойдет огонь, и в нежном том огне,

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

1957

УИ. Попробуем посмотреть на это стихотворение глазами художника.

Какими красками, по-вашему мнению, наполнено это стихотворение?

 Составление коллажа. Комментарии.

V. Работа в группах. (10-15 мин)

УЛ: Итак, мы не только услышали, но и увидели картины природы, которые создал поэт. Продолжим сравнение.

Задание для групп: .

Группа 1 «Еще и холоден и сыр…» Иван Бунин

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Ответьте на вопросы:

-Какое время года изображено в стихотворении?

- Какие средства выразительности использует Бунин, создавая данный пейзаж?

- Почему. На ваш взгляд, в стихотворении так много примеров олицетворения?

- Приведите пример звукописи в данном стихотворении.

- Как вы поняли последнюю строфу стихотворения?

3. Сравнение с репродукцией Саврасов «Грачи прилетели»

Группа 2. Стихотворение И.Бунина «Родина»

 «Родина» Иван Бунин

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.
  2. Ответьте на вопросы:

Какое время года рисует поэт?

Какими цветовыми эпитетами сопровождаются в стихотворении следующие слова – небо, даль, туман?

С чем связано нагнетание мрачных тонов в стихотворении?

Какие художественные детали подчёркивают атмосферу бесприютности, безлюдия? Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности?

Какие синонимы вы можете подобрать к слову “кроткий”?

 Почему стихотворение Бунина названо “Родина”? ………………….

  1. Сравнение с репродукцией И.И.Шишкина «На севере диком»

Группа 3. Стихотворение И.Бунина «Листопад»

Листопад (отрывок)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.
  2. Ответы на вопросы:

Какую картину из жизни природы рисует поэт?

Какие средства художественной выразительности использует поэт?

Назовите предметный (образный) ряд, изображающий природу .

Какими цветовыми эпитетами сопровождается этот образный ряд.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

3.Сравнение с картиной Левитана « Золотая осень»

VI.  Подведение итогов. Оценки.

УЛ: Что показало сравнение стихотворений с картинами художников?

Оцените свою работу на уроке в карте оценок.

VII. Рефлексия. (до 5 мин)

Ваши впечатления от работы на уроке.

Какой вид работы на уроке вам понравился больше,

К уроку.

1. Презентация № 1 в начале урока – пейзажи русских художников

2. Презентация № 2 К лекции учителя ИЗО – презентация по содержанию

3. Презентация № 3. Пейзаж к стихотворению Заболоцкого «Вечер на Оке.

4. Презентация № 4 Репродукции к группам. (3 картины)

Оценка за урок.

Оцените свою работу на различных этапах урока.

Фамилия, имя _________________________________________________________

Деятельность на уроке

Самооценка

Комментарии

Работа по проблематике урока (тема, проблема урока)

ДО 2 БАЛЛОВ

Повторение. Тезаурус по литературе

ДО 2 БАЛЛОВ

Тезаурус по живописи

ДО 2 БАЛЛОВ

Составление коллажа

ДО 2 БАЛЛОВ

Работа в группе

ДО 5 БАЛЛОВ

Чтение наизусть

ДО 3 БАЛЛОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...