Урок литературы в 8 классе. Тема: «Поэзия пейзажа»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Диалог культур, межпредметные связи (литератураа, изобразительное искусство. МХК. музыка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_peyzazha._o.u.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»
Урок литературы в 8 классе. Тема: «Поэзия пейзажа»
Тип урока: Свободная интеграция с другими видами художественно-эстетическими деятельности. Диалог культур, межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК, музыка).
Учитель литературы: Чепурина М.В.
Учитель МХК: Петрова В.А.
Цели и задачи:
1.Образовательная: обучение анализу лирического произведения, знакомство с функциями пейзажа в художественной литературе, …. Знакомство обучающихся с жанром пейзажа в живописи.
2.Развивающая: Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.
3 Воспитательная: Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, любви к искусству, родной природе;
Планируемый результат
Предметные умения:
- Отработка тезауруса. (на повторение, новый)
- Умение анализировать лирическое произведение
- Усвоение нового материала.
УУД:
Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания, развивать навыки сотрудничества в группе.
Коммуникативные: Умение публично выступать, анализировать выступления, давать оценки.
Познавательные: Успешно осуществлять актуализацию новых лексических единиц, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт, уметь осознанно строить речевое высказывание по образцу.
Регулятивные: работа в группе
Ход урока:
I. Организационный этап учебного занятия
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
УЛ: На уроках литературы нам постоянно приходится обращаться к другим видам искусства. А на уроках, которые посвящены поэзии, это вдвойне актуально.
- Почему? Как объяснить близость поэзии с музыкой, живописью?
(Ответы учащихся)
2. УЛ: Изучая произведения художественной литературы, мы часто привлекаем в помощь картины художников. Более точно представить героя можно, например, при помощи портретной живописи.
О предмете нашего сегодняшнего исследования скажут сюжеты картин и стихотворения выученные наизусть. Чтение наизусть стихотворений о природе. (Бунин, Пастернак, Заболоцкий). На экране пейзажи известных художников. (4 минуты)
(Заболоцкий «Вечер на Оке»)
УЛ: Итак, о каком виде живописи и лирики мы сегодня будем говорить?
(Пейзаж). Словесный пейзаж и живописный. Запись темы урока «Поэзия пейзажа»
УЛ: Почему каждому человеку близко и понятно изображение природы? (Ответы учащихся)
УЛ: Есть ли отличие в изображении природы художниками и писателями?
(Ответы учащихся: словесный пейзаж отличается от живописного. Главное отличие в том, что образ природы в литературном произведении может не столь отчетливо реализоваться зрительно. Литература создает мир не непосредственно – зримый, а воображаемый, читатель из слов – знаков должен мысленно воссоздать картину, рисуемую писателем.
Художник использует краски, а поэт изобразительно-выразительные средства языка)
УЛ: Итак, вы верно заметили отличия. Но сегодня на уроке нам предстоит находить общее в изображении пейзажа в живописи и литературе. Это можно считать нашей основной задачей. Также на уроке мы будем работать с разными понятиями, связанными с литературой и живописью.
III. Проверка домашнего задания. Повторение. Какую роль играет в художественной литературе пейзаж?
Роль пейзажа в художественном произведении
Функции пейзажа | Пример из художественного произведения |
Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении) | Повесть Тургенева «Ася» о любви. Действие происходит в Германии на берегах величественной и красивой реки Рейн. Описание природы создает романтическую обстановку. |
Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания) | "Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася") |
Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования) | Горький «Песня о Соколе» |
IV. Этап изучения нового учебного материала, первичное усвоение новых знаний.
УЛ: Художник использует краски, а поэт изобразительно-выразительные средства языка.
Средства художественной выразительности в поэзии. Повторение.
- Назовите средства художественной выразительности, которые, на ваш взгляд, наиболее часто используют поэты при создании стихотворений о природе. (справочный материал в тетради)
Допишите еще средства художественной выразительности:
Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако может выражаться и в существительных, и в других частях речи.
Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления.
УИ. Пейзаж как жанр в живописи. (учитель МХК)
Лекция на 5 минут с показом репродукций. В лекции несколько понятий для дальнейшей записи в тетради: пейзаж, эпический пейзаж, лирический пейзаж, функции пейзажа. Иллюстративная, психологическая, лирическая, символическая.
УЛ. Каждый поэт, как и художник по-своему изображает природу. Наше восприятие тоже отличается.
Задание: прослушайте стихотворение Заболоцкого . Тексты стихотворения на партах. Под музыку
ВЕЧЕР НА ОКЕ
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
1957
УИ. Попробуем посмотреть на это стихотворение глазами художника.
Какими красками, по-вашему мнению, наполнено это стихотворение?
Составление коллажа. Комментарии.
V. Работа в группах. (10-15 мин)
УЛ: Итак, мы не только услышали, но и увидели картины природы, которые создал поэт. Продолжим сравнение.
Задание для групп: .
Группа 1 «Еще и холоден и сыр…» Иван Бунин
Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
- Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Ответьте на вопросы:
-Какое время года изображено в стихотворении?
- Какие средства выразительности использует Бунин, создавая данный пейзаж?
- Почему. На ваш взгляд, в стихотворении так много примеров олицетворения?
- Приведите пример звукописи в данном стихотворении.
- Как вы поняли последнюю строфу стихотворения?
3. Сравнение с репродукцией Саврасов «Грачи прилетели»
Группа 2. Стихотворение И.Бунина «Родина»
«Родина» Иван Бунин
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
- Выразительно прочитайте стихотворение.
- Ответьте на вопросы:
Какое время года рисует поэт?
Какими цветовыми эпитетами сопровождаются в стихотворении следующие слова – небо, даль, туман?
С чем связано нагнетание мрачных тонов в стихотворении?
Какие художественные детали подчёркивают атмосферу бесприютности, безлюдия? Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности?
Какие синонимы вы можете подобрать к слову “кроткий”?
Почему стихотворение Бунина названо “Родина”? ………………….
- Сравнение с репродукцией И.И.Шишкина «На севере диком»
Группа 3. Стихотворение И.Бунина «Листопад»
Листопад (отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
- Выразительно прочитайте стихотворение.
- Ответы на вопросы:
Какую картину из жизни природы рисует поэт?
Какие средства художественной выразительности использует поэт?
Назовите предметный (образный) ряд, изображающий природу .
Какими цветовыми эпитетами сопровождается этот образный ряд.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
3.Сравнение с картиной Левитана « Золотая осень»
VI. Подведение итогов. Оценки.
УЛ: Что показало сравнение стихотворений с картинами художников?
Оцените свою работу на уроке в карте оценок.
VII. Рефлексия. (до 5 мин)
Ваши впечатления от работы на уроке.
Какой вид работы на уроке вам понравился больше,
К уроку.
1. Презентация № 1 в начале урока – пейзажи русских художников
2. Презентация № 2 К лекции учителя ИЗО – презентация по содержанию
3. Презентация № 3. Пейзаж к стихотворению Заболоцкого «Вечер на Оке.
4. Презентация № 4 Репродукции к группам. (3 картины)
Оценка за урок.
Оцените свою работу на различных этапах урока.
Фамилия, имя _________________________________________________________
Деятельность на уроке | Самооценка | Комментарии |
Работа по проблематике урока (тема, проблема урока) ДО 2 БАЛЛОВ | ||
Повторение. Тезаурус по литературе ДО 2 БАЛЛОВ | ||
Тезаурус по живописи ДО 2 БАЛЛОВ | ||
Составление коллажа ДО 2 БАЛЛОВ | ||
Работа в группе ДО 5 БАЛЛОВ | ||
Чтение наизусть ДО 3 БАЛЛОВ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"
Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...