Конспект урока по чтению « М. Горький. Детство» 7 класс
материал по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению « М. Горький. Детство»
для обучающихся 7 класса учитель русского языка и чтения
Власова Т.Н.
Цели и задачи:
Образовательно-познавательные:
- формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;
- формирование умений школьников анализировать читаемый текст.
Воспитательные:
- разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;
- сопереживание прочитанному, осознание личностного отношения к описываемым фактам, характерам; критическое осмысление фактов, событий, характеров; умение выразить собственное понимание событий, персонажей, их характеров;
- формирование интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса.
Коррекционно-развивающие:
- обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;
- создание условий для речевого общения обучающихся на уроке, расширение их речевой практики;
- развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз изучаемого произведения;
- развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование организационных и учебных умений.
- Психологический настрой.
Сядьте удобно, улыбнитесь, закройте глаза, прислушайтесь к музыке:
- Я произношу текст, вы повторяете движения глазами, мысленно представляете услышанное.
«Сотвори солнце в себе».
- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой, как солнце и несет тепло всем, всем, всем.
- Артикуляционная минутка.
1.Повторение слогов с согласным [л], [л,] (твердым и мягким).
Задание: чтение слогов по горизонтали и вертикали.
- Найдите слог - иль -, прочитайте слог справа от него, затем слева; вверху и внизу.
- А теперь переходим к теме урока.
- Творчество какого писателя вы сейчас изучаете?
- Каким было детство А.М.Пешкова?
- Какое влияние оказала на Алешу бабушка Акулина Ивановна?
- Как он написал об этом влиянии позже, став уже взрослым?
- Кто прочитает эти замечательные строки?
- Кем пришлось работать Алеше Пешкову? Почему так рано началась его трудовая жизнь?
- Назовите автобиографические повести М.Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»).
Сегодня мы будем продолжать знакомство с новыми героями повести «Детство».
Сейчас приступаем непосредственно к повести под названием «Детство».
- На титульном листе книги – персонажи повести. Назовем их.
- Проверка домашнего задания.
1.Что было задано на дом?
Вопросы по содержанию 1 части текста.
1.За что выпороли Алешу?
2.В чем упрекала бабушка свою дочь – мать Алексея?
3.Что показалось Алеше грустным и обидным в словах матери?
4.Алеша назвал дни своей болезни большими днями жизни. (Прочитать строки об этом: «…точно содрали кожу с сердца и каким оно стало? Стало невыносимо чутким…»
5.Отыщите в тексте слова, которыми Алеша описал внешний вид деда.
6.О чем рассказывал дед Алеше?
- Работа над материалом урока (II часть главы)
1.Словарная работа. Объяснить и подобрать синонимы к словам (пороть, засек).
2. Чтение трудных слов по слогам:
- впе-чат-ле-ние
- в-впе-чат-впечат-лени-е
впечатление
про-ти-во-ре-чие
жулико-ва-тый
складное тело.
3.Ответ-объяснение трудных слов.
Противоречие – возражать, перечить.
Впечатление – оценка, мнение, сложившееся после знакомства и соприкосновения с кем или чем-либо;
Жуликоватый.
Складное тело.
Слова, встречающиеся в разговорной речи: перетово….
- Физминутка:
а) упражнение для глаз: зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз);
б) сделайте круговые движения глазами (10 раз);
в) сделайте «ленивую» восьмерку.
1.Работа с текстом II части главы (читают ученик 1и ученик 2).
2.Чтение про себя (весь класс).
3.Расскажите о том новом в характере деда, что вы узнали из этой части повести.
- Есть ли противоречия в его характере? Теперь вы должны порассуждать, т.к. знаете значение этого слова.
4.Как бабушка и Цыганок доказали еще раз свою любовь к мальчику?
А как Алеша относится к ним?
5.Прочитайте по ролям эту часть.
Передайте при чтении:
- извиняющийся тон деда;
- обвиняющий – бабушки;
- тоскливый – матери Алеши;
- лукавый, ласковый – Цыганка.
6. Выделить отдельные слова, фразы, передающие настроение героя; выделить слова, передающие ощущение тоски, горя человека.
- Викторина «Узнай героя» по описанию.
1. Он всегда держался на виду у взрослых, со всеми был ласковый, готовый всем услужить, все хвалили его… а кто говорил, что он подхалим?
2. Плешивый, бородатый человек в темных очках.
3. Он всегда следил за Алешей умными и зоркими глазами и Алеше всегда хотелось спрятаться от его обжигающих глаз.
4. Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их.
5. С огромной кудрявой головой, широкогрудый и квадратный, обутый в скрипучие сапоги гармоникой.
6. Кто из героев повести смешно ругал Алешу: «Ах ты, пермяк, солены уши! Чтоб те приподняло да шлепнуло!» (Злость это была или что-то другое).
7. Еще раз обратимся к тексту повести.
Прочитайте о том, как наказание повлияло на отношение Алеши к жизни и на его характер. Сравните влияние деда на Сашу и Алексея. Одинаковым ли было это влияние на характеры обоих мальчиков?
Докажите свое мнение.
8. Подумайте, какой могла бы быть дальнейшая жизнь Алеши в доме деда.
Обоснуйте свое мнение, ссылаясь на слова Цыганка.
Работа с пословицами.
Напутствие деда Василия Алеше:
- Учись самому себе быть работником, а другим – не поддаваться.
- Живи тихонько, спокойненько, но упрямо!
- Слушайся всех, а делай как тебе лучше.
- Что является главным в его словах?
Домашнее задание (стр. 182).
Выставление оценок.
Итоги урока:
- Что изучали на уроке.
- Какой вывод вы сделали?
Ответы обучающихся:
- Несмотря на трудное детство у Алеши появляется вера в себя, появляется стремление заступиться за обиженных, спасти от боли всех, над кем издеваются.
- Несмотря на тяжелую жизнь, мальчик тянется ко всему солнечному, радостному, потому что его окружали хорошие люди: щедрая душою бабушка Алеши; свободолюбивая, обделенная счастьем мать мальчика; добрый и рано погибший Цыганок (все они оставили свой неизгладимый след в памяти мальчика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по произведению М. Горького «Детство» (отрывок)
Урок построен по принципу научности и доступности программного материала. Он систематизирует и упорядочивает знания обучающихся по изучаемому произведению; способствует более глубокому проникновению в...
Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной)школы VIII вида
Разработка урока по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" ( отрывок) для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Конспект урока внеклассного чтения " Рыцарь Вася " 6 класс
Урок внеклассного чтения по литературе 6 класс....
Конспект урока внеклассного чтения в 7 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "В гостях у сказки".
закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;Коррекционно - развивающие:способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, вни...
конспект урока по повести М.Горького "Детство"
Хорошие люди на жизненном пути Алеши...
Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"
Цели урока: • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”; • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формирова...
Конспект урока по чтению в 7 классе по повести М. Горького "Детство"
Конспект урока по чтению в 7 классе по повести М. Горького "Детство"...