«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Технологическая карта урока по литературе "Смерть ради жизни" (по рассказу И.А. Бунина "Лапти")" урок внеклассного чтения 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти») | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Основные сведения об уроке | |
Дата | 24.02.2017 |
Количество учащихся на уроке | 4 |
Раздел ФГОС по русскому языку | Из русской литературы XX века |
Тема урока | «Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти») |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Вариант урока | Урок наблюдений и сбора материала |
Вид урока | Урок исследовательского типа |
Цель деятельности учителя | Образовательные: познакомить обучающихся с творчеством И.А. Бунина, с его рассказом «Лапти»; Развивающие: способствовать развитию умений анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умений оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел; Воспитательные: способствовать воспитанию милосердия, доброты, умения сострадать. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; формулирование собственного отношения к произведению, его оценка; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; ; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; Метапредметные: Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий. Познавательные: Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. |
Основные понятия на уроке | Жизнь, смерть |
Методы обучения | Проблемный, словесный, практический, эвристический, поисковый |
Формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Аудиовизуальные средства | презентация |
Оборудование | ПК; мультимедийный проектор; экран |
Образовательные ресурсы | |
Другое | Технология развития критического мышления |
Организационная структура урока
Этап урока | Обучающие компоненты. Виды заданий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации учебной деятельности | Формируемые УУД | Контроль на уроке |
| Словесный | Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы. | Настрой на урок | фронтальная | личностные: внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция, умения и навыки готовности к уроку | |
| Словесный | Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почетного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться ее природой и удивляться загадочности русской души. Давайте послушаем выступление Андрея, он сегодня подготовил нам информацию о биографии И.А. Бунина. Спасибо, Андрей. | Выступление ученика. | Фронтальная, коллективная | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя | |
| Словесный, проблемный | Ребята, посмотрите на тему нашего урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры. Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. Как вы думаете, будет связана тема нашего урока с названием рассказа? Попробуйте сформулировать цель урока. Хорошо, ребята, эти цели нам нужно выполнить, но сразу весь рассказ мы читать не будем. А будем читать с остановками. | О войне, о смерти. Смерть помогла кому-то выжить. Приводят примеры. Да. Проанализировать рассказ, подумать над выражением «Смерть ради жизни» | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
| Поисковый, эвристический | Давайте прочитаем рассказ до слов «…ужас дойти!». 1 остановка. С какими героями вы познакомились? Какие слова вам были непонятны? А вы знаете, что это такое? Давайте найдем в словаре. Хорошо, ребята, продолжаем. В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. И какое же художественное средство использует автор в этом предложении? Так, что просит больной ребенок? Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? Правильно. Ребята, а кем в доме был Нефед? Верно. Каким вы его себе представляете? Хорошо, а какие отношения были у Нефеда с барыней? Как вы это поняли? Как вы думаете, пойдет ли Нефед в Новоселки, до которых шесть верст? А вот об этом узнаем из следующего отрывка. Прочитайте до слов «…степном море». 2 остановка. Ребята, пошел Нефед в Новоселки? Что он взял с собой и для чего? Знал ли Нефед, что в такую погоду он не сможет добраться до Новоселок? Почему его это не остановило? Какие черты характера проявляются при этом у Нефеда? Ребята, как вы думаете, что происходило в доме Нефеда во время его отсутствия? Хорошо, ребята, об этом мы узнаем на следующей остановке. | Читают Больной ребенок, Нефед, барыня, муж. Фуксин. Красная анилиновая краска, широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи. Зимой, вьюга. Пятый день несло непроглядной вьюгой. Эпитет «Непроглядная вьюга» Красные Лапти. У крестьянских детей. Слугой. Работящий, серьезный, с бородой. Хорошие. Она называла его Нефедушкой. Отвечают на вопрос. Читают текст. Да. Кнут, потому что по дороге могут встретиться волки или собаки. Использовал как средство опоры в метель. Догадывался. Он дал слово. Доброта, смелость, мужество. Отвечают. | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
| Словесный | А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, любуетесь цветами или высоко парите в небе как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните: жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу. | Выполняют физминутку | Групповая | Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками | |
| Эвристический, поисковый | Прочитайте следующий отрывок до слов «…стук в окно». Ребята, ответьте на вопрос. Переживали ли домашние о Нефеде? Найдите в тексте слова автора, которыми он показывает, что в доме в отсутствие Нефеда было неуютно. Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? А что же произойдет дальше? Об этом мы узнаем из следующего отрывка. Прочитайте. 4 остановка. Так почему автор назвал стук зловещим? Можно ли сказать, что своей смертью Нефед спас мужиков? Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? Согласна. Ведь на Руси было такое поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Можно ли сказать, что Нефед совершил подвиг? Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? Только ли жизнью можно жертвовать ради них? Ребята, какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, почему Бунин дал своему главному герою именно эти качества? | Читают текст. Да, от этого ночь казалась страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Он предвещает что-то плохое. Отвечают. Читают текст. Привезли мертвое тело Нефеда. Да, раскопав Нефеда, мужики поняли, что жилье близко. Да. Да, ради жизни мальчика. Надо помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким. Нет, еще временем, вещью, комфортом, спокойствием. Хотя рассказ маленький, но он очень емкий. Главный герой – Нефед, качеств человека: доброты, мужества, сострадания, человеколюбия. Потому что он сам обладал такими качествами, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся. | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
| Практический, словесный | Вы сегодня очень хорошо поработали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова для подсказки – лапти, смерть, Нефед, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. Ребята, что вам понравилось сегодня на уроке? Со всеми задачи мы справились? Что нового узнали? Молодцы, ребята! Спасибо вам за урок! | Составляют синквейн. Зачитывают синквейны. | Групповая, индивидуальная | Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы. | Проверка по эталону. |
| Словесный | Дифференцированное домашнее задание: 1 – подготовить рассказ о творчестве И.А. Бунина, пересказ рассказа «Лапти»; 2 – составить характеристику Нефеда; 3 – написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть место подвигам!» | Записывают домашнее задание. | коллективная | Личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...
Нравственная основа рассказа И.А. Бунина "Лапти"
Небольшой по объему текст представляет собой целостное произведение И.А. Бунина "Лапти", имеет в основе важную нравственную проблему взаимоотношения людей, сострадания и ответственности друг пер...
«Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Урок литературы для учащихся 7 класса...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Подвиг во имя жизни. По рассказу И.А. Бунина «Лапти».
Урок направлен на развитие речи обучающихся, их творческих способностей, читательской наблюдательности, совершенствование коммуникативных навыков на основе умения анализировать, обобщать и систематизи...
"В жизни всегда есть место подвигам" (по рассказу И.А. Бунина "Лапти")
Презентация открытого урока по литературе...