Нравственная основа рассказа И.А. Бунина "Лапти"
план-конспект урока (литература, 6 класс) на тему
Небольшой по объему текст представляет собой целостное произведение И.А. Бунина "Лапти", имеет в основе важную нравственную проблему взаимоотношения людей, сострадания и ответственности друг перед другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бунин "Лапти" | 96.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Нравственная основа рассказа И.А.Бунина "Лапти".
(урок литературы в 6 классе)
Цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в прцессе анализа текста.
Задачи: - научить выражать личностное отношениние к поднятой проблеме;
- воспитывать в детях чувство сострадания к окружающим.
Содержание: небольшой по объёму текст представляет собой целостное произведение И.А.Бунина "Лапти", имеет в основе важную нравственную проблему взаимоотношения людей, сострадания и ответственности друг перед другом.
Процедура:
1 этап "Вызов"
На доске написаны слова: - сострадание
- сочувствие
- сопереживание
Учитель: - Что общего между этими словами?
- Что обозначает приставка со- ?
- По какому принципу объединены эти слова?
( приставка со- обосначает единение в чём-либо; близкие по значению; синонимы)
Тема урока тесно связана с этими понятиями. Подумайте, о чём пойдет речь на нашем уроке? О сочувствии, сопереживании мы будем говорить, работая над рассказом И.А.Бунина "Лапти".
Выступление с сообщением ученика о И.А.Бунине.
2 этап "Осмысление"
Метод "Чтение с остановками"
Текст делится на 3 части, они распечатаны, лежат на столах перевёрнуты, по мере работы переворачивается необходимый отрывок. Текст читается учителем, ученики следят и слушают.
1-й блок вопросов ( 1 - 17 пр-е):
- Какую роль играет описание природы в начале отрывка?
- Какие слова отражают тревожность ситуации?
- Как отразились в рассказе признаки прошлого?(как это поняли?)
- Какие вы видите возможные пути выхода из этой ситуации?(изобразить в виде кластера)
Ученики оформляют работу либо на отдельных листочках, либо в тетрадях.
ситуация
надеяться на лучшее смириться врач спасёт больного пойдет Нефёд
2-й блок вопросов (18 - 45 пр-я):
- Почему Нефёд решился идти, зная, что это опасно?
- Какие средства выразительности использует автор (33-41пр.)? Выпишите в тетради примеры.
- Какую роль играют риторические обращения и восклицания?
- Продолжить работу с кластером:
пойдёт Нефёд
вернётся не вернётся
3-й блок вопросов ( 47 - 52 пр-е):
- Какое слово предвещает трагическую концовку рассказа? (зловещий)
- Как погиб Нефёд? (пересказать фрагмент)
- Какие нравственные качества проявились в поступке Нефёда? (сострадание, сопереживание, сочувствие)
Рефлексия на этапе осмысления (приём незаконченного предложения)
"Я считаю, что Нефёд отдал свою жизнь ... "
- Вернёмся к началу рассказа. Почему рассказ назван "Лапти"?
- Как бы вы его озаглавили?
3 этап "Рефлексия"
- Сконструируйте высказывание по клише (детям выдаётся клише на отдельных листочках) - работа в парах
- Составить синквейн - возможна работа в парах.
4 этап "Задание на дом"
- написать эссе (или небольшую творческую работу) на тему "Сострадание в современном мире".
Условия реализации технологии на данном уроке:
- наличие доски и мела;
- наличие раздаточного материала (тексты, клише, чистые листы для работы);
- работа в парах
Диагностируемый результат проверить через выполнение домашнего задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Синквейн:
Нефёд
Отважный, преданный
Пошёл, не струсил, преодолел
Любовь и веру проявил на деле
Победивший смерть
Сострадание
Чуткий, любящий
Проявить, испытать, любить
Проявление понимания в любой ситуации
Сочувствие
Клише:
«И.А.Бунин не случайно назвал свой рассказ _____________. Лапти - старинная крестьянская обувь. Но в бунинском рассказе это слово обретает новое значение. Лапти, за которые человек отдал _______________________________, становятся воплощением_________________________________,_______________________,___________________.»
Текст:
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло...
И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
22.6.24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...
"Кто-то должен сострадать..." (урок по рассказу И.А.Бунина "Лапти")
Урок внеклассного чтения в 7 классе с созданием лингвокультурологического словаря к тексту рассказа "Лапти"....
"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...
«Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Урок литературы для учащихся 7 класса...
Тест по рассказу И.А.Бунина "Лапти"
Мини-тест по рассказу И.А.Бунина "Лапти". Подходит для начала урока, чтобы "прощупать" минимальные знания....
Урок внеклассного чтения «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» в 7 классе.
Урок внеклассного чтения «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» в 7 классе. 1. 9 февраля 2023 года в рамках открытия года Педагога и наставника в России мной был проведён ур...