Рассказ И.А.Бунина "Лапти"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Озернюк Нина Владимировна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature_v_7_klasse.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 7 классе

 

Тема: «Изучение рассказа И.А.Бунина «Лапти»

Цели урока: 1) познакомить учащихся с фактами биографии И.А.Бунина; 2) подвести к осмыс-

лению идеи рассказа; 3) развивать устную и письменную речь учащихся.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Учитель. Что характерно для русского человека? Что объединяет всех русских людей?

Что такое эмиграция? Что вы о ней знаете? Как могли люди-эмигранты относится к своей  

Покинутой родине? Действие рассказа происходит до революции или после? Почему?

2. Слово о писателе (обязательно упомянуть о роде Протасовых)

3. Чтение рассказа учителем или подготовленным учеником.

4. Работа с текстом. Анализ рассказа.

 - Какова идея рассказа? Зачем Бунин его написал?

 - Почему автор не дал имён героям, только одному?

 - Как Бунин определил социальные роли?

 - Найдите  и прочитайте пейзажные зарисовки. Какова роль пейзажа?

 - Весь рассказ проникнут невероятным ощущением тревоги. Чьей?

 - Каковы особенности композиции?

(диалог между Нефёдом и барыней, матерью и ребёнком, матерью и богом)

 - Где кульминация рассказа?

(«Господи, помоги!»)

 - От кого приходит помощь?

(от русского мужика, от народа; народ от веры не отступает, живёт с верой)

 - Где развязка рассказа?

(«За пазухой лежали новенькие лапти…»)

 - Чему он (Бунин) обязан русскому мужику? Как можно назвать поступок Нефёда?

(жертва)

 - Составьте словосочетание со словом «жертва».

(бескровная жертва, принести жертву, напрасная жертва)

 - Была ли жертва Нефёда напрасной?

 - Как в России люди жертвуют?

(победа в Великой Отечественной войне тоже жертва, блокадная жизнь)

 - Что открывает в русском характере способность к жертве?

5. Сочинение – миниатюра.

  - Что о русском мире, о русском мужике, о русском народе сказал И.А.Бунин?

6. Итог урока.

 - Каковы ваши результаты работы над рассказом?

 - Что бы вы хотели узнать о Бунине? Какие рассказы прочитать?

На что учителю обратить внимание!

 - Что кажется странным?

(не доводит дело до конца: поправился ли ребёнок; значит, болезнь ребёнка ни при чём)

Слово «лапти» (перен.) – недалёкий человек, простофиля;

                          (прямое) – обувь.

 -Кто этот барский ребёнок?

(описывает его переживания, значит, сам Бунин)

«Луга протасовские» - со стороны матери Бунина – Протасовы (знак на автобиографичность

действий).

Дата написания – 22 июня 1924 год. Третий год Бунин живёт уже не в России.

Бунин послал низкий поклон русскому мужику, которого некоторые называли «лаптями»,

а они просвещённые. Остаться без греха – спасти душу. Жертва Нефёда была не бессмысленна,

так как спаслись мужики; дан урок мальчику, который  в 1924 году посылает поклон русскому

мужику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича»....

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...