Рассказ И.А.Бунина "Лапти"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 7 классе
Тема: «Изучение рассказа И.А.Бунина «Лапти»
Цели урока: 1) познакомить учащихся с фактами биографии И.А.Бунина; 2) подвести к осмыс-
лению идеи рассказа; 3) развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Учитель. Что характерно для русского человека? Что объединяет всех русских людей?
Что такое эмиграция? Что вы о ней знаете? Как могли люди-эмигранты относится к своей
Покинутой родине? Действие рассказа происходит до революции или после? Почему?
2. Слово о писателе (обязательно упомянуть о роде Протасовых)
3. Чтение рассказа учителем или подготовленным учеником.
4. Работа с текстом. Анализ рассказа.
- Какова идея рассказа? Зачем Бунин его написал?
- Почему автор не дал имён героям, только одному?
- Как Бунин определил социальные роли?
- Найдите и прочитайте пейзажные зарисовки. Какова роль пейзажа?
- Весь рассказ проникнут невероятным ощущением тревоги. Чьей?
- Каковы особенности композиции?
(диалог между Нефёдом и барыней, матерью и ребёнком, матерью и богом)
- Где кульминация рассказа?
(«Господи, помоги!»)
- От кого приходит помощь?
(от русского мужика, от народа; народ от веры не отступает, живёт с верой)
- Где развязка рассказа?
(«За пазухой лежали новенькие лапти…»)
- Чему он (Бунин) обязан русскому мужику? Как можно назвать поступок Нефёда?
(жертва)
- Составьте словосочетание со словом «жертва».
(бескровная жертва, принести жертву, напрасная жертва)
- Была ли жертва Нефёда напрасной?
- Как в России люди жертвуют?
(победа в Великой Отечественной войне тоже жертва, блокадная жизнь)
- Что открывает в русском характере способность к жертве?
5. Сочинение – миниатюра.
- Что о русском мире, о русском мужике, о русском народе сказал И.А.Бунин?
6. Итог урока.
- Каковы ваши результаты работы над рассказом?
- Что бы вы хотели узнать о Бунине? Какие рассказы прочитать?
На что учителю обратить внимание!
- Что кажется странным?
(не доводит дело до конца: поправился ли ребёнок; значит, болезнь ребёнка ни при чём)
Слово «лапти» (перен.) – недалёкий человек, простофиля;
(прямое) – обувь.
-Кто этот барский ребёнок?
(описывает его переживания, значит, сам Бунин)
«Луга протасовские» - со стороны матери Бунина – Протасовы (знак на автобиографичность
действий).
Дата написания – 22 июня 1924 год. Третий год Бунин живёт уже не в России.
Бунин послал низкий поклон русскому мужику, которого некоторые называли «лаптями»,
а они просвещённые. Остаться без греха – спасти душу. Жертва Нефёда была не бессмысленна,
так как спаслись мужики; дан урок мальчику, который в 1924 году посылает поклон русскому
мужику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.
Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»....
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»).
Конспект по развитию связной речи для детей подготовительной группы с ОНР 3 ур.р.р...
Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла...
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев
Маршрутный лист дистанционного урока...