Эссе "Ведь если звезды зажигают..."
материал по литературе на тему

Пономарева Екатерина Алексеевна

Педагогичесая философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ved_esli_zvezdy_zazhigayut.docx126.96 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

учителя русского языка и литературы МАОУ г. Владимира «Лицей №14»

Пономаревой Е.А.

«Моя педагогическая философия»

Послушайте! Ведь если нас выпускают, значит, это кому-нибудь нужно?..

Патетическая фраза футуриста со временем превратилась в саркастический вопрос, который все чаще задают сейчас выпускники гуманитарных факультетов, вставшие перед решением непростой и, несомненно, злободневной проблемы: стоит ли идти работать «по специальности» или, как это сделала добрая половина выпуска, отправиться искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок? Чем, спросите вы, «оскорбленному»? Оглянитесь вокруг. Кто из опытных преподавателей с ностальгией не вспоминает далеко не радужное прошлое, которому, как ни крути, уступает нынешнее прагматически настроенное настоящее? И дело вовсе не в том, что тогда деревья были большие. Все дело в современном отношении к профессии педагога и состоянии общества.

Не хуже других осознавая печальную тенденцию спада престижа профессии учителя, опасность эмоционального выгорания и риск бюджетного финансирования, гуманитарии тоже могли бы пойти по пути наименьшего сопротивления, пополнив ряды не слишком благозвучных для русского слуха профессий мерчендайзера, супервайзера, торгового оптимизатора, копирайтера и дауншифтера. И всем казалось, что радость будет: работа по графику, стабильность, предсказуемость. А как же школа? Придет кто-то другой.

Но это означало бы забыть прежде всего, самого себя, свои смутные мечты, ради исполнения которых мы и учились искусству слова в гостеприимных стенах здания бывшего реального училища. Филологический факультет – это не заученные аксиомы, струйка синего дыма реактивов или усовершенствование производственного процесса. Это исследование души: прозаиков и поэтов, русских классиков и зарубежных постмодернистов, логиков и грамматиков. Постепенно приходит осознание, что и у языка, материально выраженного в речи и хранящегося в сознании, есть душа. Исследование не проходит впустую: долг повелевает петь. Забыть эти изменения и заглушить голос, зовущий к не материальным ценностям, почти невозможно.

Однако есть препятствия. Не стоит думать, будто каждый выпускник - юноша бледный со взором горящим. Все, решившиеся встать на этот путь, рано или поздно осознают, как тяжела ноша. Ведь первое время будет невыносимо сложно. Сложно не просто начать работать – стать частью живого организма, имеющего свои правила, микроклимат, закономерности, которые так просто не выучишь: их надо принять, став частью. Нужно будет знакомиться с детьми и, вспомнив полузабытую возрастную психологию, с ужасом увидеть, что ни в какой хрестоматии ты такого случая не встречал, и помочь тебе рассудить спорящих, успокоить плачущего и осадить зазнавшегося сможет даже не твой опыт философа в осьмнадцать лет, а какое-то необыкновенное чутье, отрывочные воспоминания из не слишком далекого детства о твоих собственных учителях и жгучее желание открыть нараспашку все свое существо только для того, чтобы эти маленькие люди тебе поверили. Потому что других инструментов в твоей методической копилке пока нет.

Как это – нет? А пять лет учебы? А две практики? А все регулярно закрытые досрочно сессии с отлично сданными экзаменами – досрочно, чтобы иметь возможность поехать в летний детский оздоровительный лагерь и получить дополнительный опыт общения? Стоя напротив упрямо сжимающего губы паренька с красным от гнева и обиды лицом, ты понимаешь, что грош цена твоим знаниям, умениям и навыкам в этом вопросе, и спасет тебя только любовь к детям и свое желание учиться, не бояться пробовать и на практике убеждаться в правильности своих решений.

Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье? 

Поистине, философский вопрос перед нами. Не случайно только небольшой процент молодых специалистов остается в школе и переходит в разряд опытных педагогов. Между мной и моими коллегами-словесниками – пропасть длиной в поколение, которую не торопятся заполнять вчерашние студенты. Большая часть выпускников уходит, честно проработав год или бесчестно сбежав в середине четверти, именно не справившись с психологической  нагрузкой и осознав, что внутренняя мотивация не оправдывает затраченных усилий.

Что же заставляет оставаться? Наверное, ни любовь к своему предмету или фундаментальной науке, ни желание самореализации, ни (как бы кощунственно это ни прозвучало) любовь к детям не будет панацеей от бегства. Удержать может мысль, что это кому-нибудь нужно. В век гаджетов, клипового мышления и сверхзвуковых скоростей появления новых технологий кто еще сможет услышать и увидеть тревогу нынешних школьников, ведь даже их родители – представители прошлого века?

Современное поколение гораздо более открыто к неформальному свободному общению. Оно стремится к диалогу, стремится выразить рвущееся наружу свое видение мира. Кто выслушает его, особенно в наше бездуховное время, кто направит? Каждый из этих ребят старается увидеть в учителе не ментора, а друга, который покажет правильный путь; неслучайно же они за советом чаще обращаются к учителю, а не к родным. И несмотря на изменившиеся и изменяющиеся стандарты, а может, благодаря им, эти дети нуждаются в друге, наставнике, старшем товарище, который будет понимать их, но не давить своим безоговорочным авторитетом, говорить с ними на одном языке, но о неизвестных вещах, глубоких и высоких, чтобы была видна перспектива, тот самый огонь, мерцающий в сосуде. Возможно, именно нынешние молодые специалисты – неопытные, еще только овладевающие методическими приемами и навыками преподавания и работы в коллективе, смогут сделать так, чтобы не прервалась связь времен. Это – звено цепи, необходимое для сокращения дистанции между признанными мастерами своего дела, чей уровень преподавания достиг величайших высот, и теми детьми, которые растут и взрослеют в новом мире. Они по-другому воспринимают информацию, в их жизни все меньше остается места размышлению и все больше – впечатлению. Новые технологии прочно стали частью их повседневной жизни и, чтобы заинтересовать их, необходимо использовать другие приемы, играть на других струнах, взять тот аккорд, на который способны только очень гибкие пальцы…

Ужель загадку разрешила? Ужели слово найдено? 

На путь педагога не должно толкать сознание долга. Это достойная мотивация, но формулировка «Кто, если не я?» накладывает обязательства, выполнение которых насильно сделает тебя несчастным.

Нельзя следовать за своей любовью к предмету, фундаментальной науке, чистому искусству. Это порождает оторванных от действительности натур, которые страшно далеки от народа…

Любовь к детям? Возможно. Но учитель – это профессия, призвание, путь. Здесь необходимо не только обладать определенным набором душевных качеств. Не любя ребенка, не станешь учителем, но имея в своем арсенале только это, вряд ли сможешь сподвигнуть кого-то на поиск, исследование, открытие.

И все же, без этих составляющих – молодого задора и энтузиазма, увлечения наукой, желания расти и совершенствоваться самому, любви к детям и предмету – невозможно и не нужно идти в школу.

Однако раз решив, что твое место здесь, ты должен постараться доказать им, людям ненамного младше тебя самого, что ты не просто взрослый человек, обладающий определенным набором знаний, которые в тебя точно так же когда-то вложили, но старший товарищ, который покажет им дорогу в удивительную страну и научит их исследованию души языка, и исследование это изменит что-то в них самих. Если есть в тебе это стремление, они пойдут за тобой слепо и без возврата,  Ибо раз голос тебе, поэт, дан, остальное – взято! 

Достаточно ли этого? Кажется, вполне. И все же, засыпая рядом с проверенными сочинениями и видя сон о предстоящей игре-путешествии, хочется верить, что 

это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Вечера старшеклассников "Если звёзды зажигают..."

Сценарий Вечера старшеклассников "Если звёзды зажигают...". Данный сценарий предназначен для учащихся старших классов. Вечер даёт возможность раскрыть ученикам свои творческие способности, проявить св...

Торжественное вручение аттестатов "Если звезды зажигают"

«Послушайте, если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно, значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хотя бы одна звезда...»...

КВН "Если звезды зажигают".

Сценарий визитной карточки и домашнего задания для команд учеников и учителей для школьного КВН ко Дню космонавтики....

Посвящение в старшеклассники "Звезды зажигают"

Сценарий праздника посвящен приему восьмиклассников в старшеклассники. Начало игры происходит в форме суда, который ведут ученики 10-го класса. Характеристика "подсудимых" предложена в шуточной форме....

Классный час если звезды зажигают

Цель: на основе нравственного потенциала темы воспитание у старшеклассников  готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание потребности быть толера...

Звезды зажигаются не зря

Ведущий. Здравствуйте дорогие ребята! 15 февраля стало ежегодной традицией вспоминать тех героев, которые принимали участие в Афганской войне, о подвигах и самоотверженности которых не заслуженно мало...

Сценарий выпускного праздника " Зажигаем звезды, зажигаем"

Очень зажигательный и современный получился праздник, с большим удовольствием родители принимали участие в этом волнительном и ярком событии!...