РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности учителя начальных классов Держиевой Ольги Анатольевны «Мир книг»
рабочая программа по литературе на тему

Внеурочные кружковые занятия «Мир книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Эти занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и работа над техникой речи, и самовоспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_knig.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

учителя начальных классов

Держиевой Ольги Анатольевны

 «Мир книг»

3 класс





2014- 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир книг» для 3 класса соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования и учебному плану ГБОУ № 640 Приморского р-на СПб.

Общая характеристика. Внеурочные кружковые занятия «Мир книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Эти занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и работа над техникой речи, и самовоспитание.

Главные цели внеурочной деятельности:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-концерты и т.д.

Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Ценностные ориентиры содержания занятий. Содержание программы  «Мир книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа занятий – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опят и эрудицию.

Рабочая  программа рассчитана на 34часа (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Мир книг». В результате освоения программы формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Формы аттестации воспитанников: инсценирование, творческие отчёты,  соревнования, работа с библиотечным каталогом, проектная деятельность и т. д.

Содержание программы

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

История книги. Библиотеки

4

2

2

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3

2

1

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

4

2

1

4

Книги о родной природе

3

2

1

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

2

1

1

6

Животные — герои детской литературы

4

2

2

7

Дети — герои книг

3

2

1

8

Книги зарубежных писателей

2

1

1

9

Книги о детях войны

4

2

1

10

Газеты и журналы для детей

3

1

1

11

«Книги, книги, книги…»

2

1

1

Универсальные учебные действия:

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Часы учебного времени

Дата по плану

Примечание

История книги. Библиотеки (4 ч)

1

Книги-сборники былин, легенд, сказок

1 ч

14.О1

2

Первые книги. Библия. Детская Библия.

1 ч

21.01

3

Летописи. Рукописные книги.

1 ч

28.01

4

История книги. Первопечатник Иван Федоров

1 ч

04.02

По дорогам сказок (3 ч)

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина»

1 ч

11.02

6

Сказки бытовые, волшебные, о животных

1 ч

18.02

7

Сказки с загадками («Дочь-семилетка», «Умная дочь крестьянина» и т.д.) Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы»

1 ч

25.02

Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 ч)

8

История басни. Басни Эзопа и И.Крылова

1 ч

04.03

9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен

1 ч

11.03

10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

1 ч

18.03

11

Герои басен. Инсценирование басен.

1 ч

01.04

Книги о родной природе (3 ч)

12

Родные поэты

1 ч

08.04

13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова

1 ч

15.04

14

Проект «Краски и звуки поэтического слова»

1 ч

22.04

Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч)

15

Книги Л.Н. Толстого для детей

1 ч

29.04

16

Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок

1 ч

06.05

Животные – герои детской литературы (4 ч)

17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог

1 ч

13.05

18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А.Куприна «Ю-ю»

1 ч

20.05

19

Книга Дж.Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

1 ч

02.09

20

Художники-иллюстраторы книг о животных

1 ч

09.09

Дети-герои книг (3 ч)

21

Дети-герои книг. Типы книг.

1 ч

16.09

22

Книги – сборники произведений о детях

1 ч

23.09

23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг»

1 ч

30.09

Книги зарубежных писателей (2 ч)

24

Книги зарубежных писателей

1 ч

07.10

25

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях

1 ч

14.10

Книги о детях войны (4 ч)

26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация

1 ч

21.10

27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая»

1 ч

28.10

28

Кто он – дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (сбор фото)

1 ч

11.11

29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале

1 ч

18.11

Газеты и журналы для детей (3 ч)

30

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка»

1 ч

25.11

31

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка»

1 ч

02.11

32

Создание классной газеты «Книгочей»

1 ч

09.12

«Книга, книга, книга…» (4 ч)

33

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?»

1 ч

16.12

34

Итоговая викторина «В мире книг»

1 ч

23.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб

Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской ку...

Рабочая программа внеурочной деятельности с начальной школе "Природа и мы"

Данная рабочая программа ориентирована на начальную школу.Она охватывает весьма широкий круг вопросов:от правил личной гигиены до знаний о нашей планете.Программа рассчитана на 34 часа в год....