РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности учителя начальных классов Держиевой Ольги Анатольевны «Мир книг»
рабочая программа по литературе на тему
Внеурочные кружковые занятия «Мир книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Эти занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и работа над техникой речи, и самовоспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_knig.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
учителя начальных классов
Держиевой Ольги Анатольевны
«Мир книг»
3 класс
2014- 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир книг» для 3 класса соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования и учебному плану ГБОУ № 640 Приморского р-на СПб.
Общая характеристика. Внеурочные кружковые занятия «Мир книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Эти занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и работа над техникой речи, и самовоспитание.
Главные цели внеурочной деятельности:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-концерты и т.д.
Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания занятий. Содержание программы «Мир книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа занятий – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опят и эрудицию.
Рабочая программа рассчитана на 34часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Мир книг». В результате освоения программы формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Формы аттестации воспитанников: инсценирование, творческие отчёты, соревнования, работа с библиотечным каталогом, проектная деятельность и т. д.
Содержание программы
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
1 | История книги. Библиотеки | 4 | 2 | 2 |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | 2 | 1 |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 4 | 2 | 1 |
4 | Книги о родной природе | 3 | 2 | 1 |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 2 | 1 | 1 |
6 | Животные — герои детской литературы | 4 | 2 | 2 |
7 | Дети — герои книг | 3 | 2 | 1 |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | 1 | 1 |
9 | Книги о детях войны | 4 | 2 | 1 |
10 | Газеты и журналы для детей | 3 | 1 | 1 |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 | 1 | 1 |
Универсальные учебные действия:
— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Часы учебного времени | Дата по плану | Примечание |
История книги. Библиотеки (4 ч) | ||||
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказок | 1 ч | 14.О1 | |
2 | Первые книги. Библия. Детская Библия. | 1 ч | 21.01 | |
3 | Летописи. Рукописные книги. | 1 ч | 28.01 | |
4 | История книги. Первопечатник Иван Федоров | 1 ч | 04.02 | |
По дорогам сказок (3 ч) | ||||
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» | 1 ч | 11.02 | |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных | 1 ч | 18.02 | |
7 | Сказки с загадками («Дочь-семилетка», «Умная дочь крестьянина» и т.д.) Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы» | 1 ч | 25.02 | |
Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 ч) | ||||
8 | История басни. Басни Эзопа и И.Крылова | 1 ч | 04.03 | |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен | 1 ч | 11.03 | |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | 1 ч | 18.03 | |
11 | Герои басен. Инсценирование басен. | 1 ч | 01.04 | |
Книги о родной природе (3 ч) | ||||
12 | Родные поэты | 1 ч | 08.04 | |
13 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова | 1 ч | 15.04 | |
14 | Проект «Краски и звуки поэтического слова» | 1 ч | 22.04 | |
Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч) | ||||
15 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 1 ч | 29.04 | |
16 | Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок | 1 ч | 06.05 | |
Животные – герои детской литературы (4 ч) | ||||
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог | 1 ч | 13.05 | |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А.Куприна «Ю-ю» | 1 ч | 20.05 | |
19 | Книга Дж.Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 1 ч | 02.09 | |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных | 1 ч | 09.09 | |
Дети-герои книг (3 ч) | ||||
21 | Дети-герои книг. Типы книг. | 1 ч | 16.09 | |
22 | Книги – сборники произведений о детях | 1 ч | 23.09 | |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг» | 1 ч | 30.09 | |
Книги зарубежных писателей (2 ч) | ||||
24 | Книги зарубежных писателей | 1 ч | 07.10 | |
25 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях | 1 ч | 14.10 | |
Книги о детях войны (4 ч) | ||||
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация | 1 ч | 21.10 | |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая» | 1 ч | 28.10 | |
28 | Кто он – дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (сбор фото) | 1 ч | 11.11 | |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале | 1 ч | 18.11 | |
Газеты и журналы для детей (3 ч) | ||||
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» | 1 ч | 25.11 | |
31 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» | 1 ч | 02.11 | |
32 | Создание классной газеты «Книгочей» | 1 ч | 09.12 | |
«Книга, книга, книга…» (4 ч) | ||||
33 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?» | 1 ч | 16.12 | |
34 | Итоговая викторина «В мире книг» | 1 ч | 23.12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"
Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...
Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб
Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской ку...
Рабочая программа внеурочной деятельности с начальной школе "Природа и мы"
Данная рабочая программа ориентирована на начальную школу.Она охватывает весьма широкий круг вопросов:от правил личной гигиены до знаний о нашей планете.Программа рассчитана на 34 часа в год....