Рабочая программа внеурочной деятельности с начальной школе "Природа и мы"
рабочая программа по биологии

МарианнаИваненко
Данная рабочая программа ориентирована на начальную школу.Она охватывает весьма широкий круг вопросов:от правил личной гигиены до знаний о нашей планете.Программа рассчитана на 34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_2_kl.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание курса «Природа и мы» 1-4 классы охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» рассчитана на 34 часа во 2 классе МБОУ СОШ №10 х. Игнатьевский в 2018-2019 учебном году.

Отбор содержания внеурочной деятельности «Природа и мы» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

- идея многообразия мира;

- идея экологической целостности мира;

- идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Программа внеурочной деятельности «Природа и мы» способствует усвоению обучающимися необходимых знаний, помогает обучающимся находить ответы на все вопросы, интересующие ребят, а так же удовлетворить любопытство, формировать в свободном общении  у обучающихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, основам экологической культуры. Формирование представлений целостной картине мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности обучающегося средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

-                      принципа целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

-                      принципа междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

-                      принципа взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

-                      принципа соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа внеурочной деятельности «Природа и мы» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные на уроках, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими материалом занятий позволяет раскрывать связи между новым материалом и  предыдущим, создавая условия для повышения  метапредметных результатов образования, обеспечивает различными видами деятельности, активизирует  познавательный интерес и создает возможность для более успешного  формирования регулятивных УУД.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от  умения наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, к проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на защитах мини-проектов. Защита мини-проектов  рассматривается как один из способов формирования регулятивных и личностных УУД во время выполнения работы.

Поэтому особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников. 

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

-          Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

-          Изучение природы родного края.

-          Развитие познавательного интереса учащихся к природе

-         Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Возраст детей от7 до 11лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-                     Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-                     Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                     Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                     В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-                     Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .

-                     Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

-                     Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

-                     Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

-                     Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

-                     Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

-                     Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

-                     Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

-                     Слушать и понимать речь других.

-                     Вступать в беседу.

-                      Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

1-2 класс

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Предполагаемые результаты реализации программы

На втором уровне школьник должен уметь:

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

2 класс

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.

Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?

 

Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч )

Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.

Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса.  Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»

Календарно-тематическое планирование

п\п

Дата

Название темы

Кол-во часов

Всего

план

факт

Теорет.

Практ

 

НАША ПЛАНЕТА

 

 

12ч

1

Мир живой и неживой природы

 

1

1

2

Вещи и вещества.

Разнообразие веществ.

 

1

1

3

Как без часов определить время суток?

 

1

1

4

Форма Земли

 

1

1

5

О чем рассказывает глобус

1

 

1

6

Викторина «Занимательный мир»

1

 

1

7

Звёзды, созвездия, планеты.

1

 

1

8

Земное притяжение.

 

1

1

9

Почему день сменяется ночью?

1

 

1

10

Почему бывает лето?

1

 

1

11

Где живут белые медведи и слоны?

1

 

1

12

Прозрачный невидимка (воздух)

 

1

1

13

Создание проекта «Солнечная система»

1

 

1

14

Путешествие по карте России.

1

 

1

15

Адрес на глобусе и карте

1

 

1

16

Что обозначают на карте с помощью цвета?

1

 

1

17

Путешествие по морям и океанам

1

 

1

18.

Куда текут реки?

1

 

1

19.

Как рождаются реки?

1

 

1

20.

Моря и острова

1

 

1

21.

Жители морей.

1

 

1

22.

Проект «Страна, в которой я живу»

1

 

1

 

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

 

 

12ч

23.

Жизнь вокруг нас

 

1

1

24

Путешествие по природным зонам

1

 

1

25

Красная книга

 

1

1

26

Жизнь леса

1

 

1

27

Хрупкая природа степей и пустынь

 

1

1

28

Где растут тропические леса?

1

 

1

29

Животные гор.

1

 

1

30.

Путешествие по Европе

1

 

1

31

Страны Африки и Америки

1

 

1

32

Австралия и Антарктида

1

 

1

33

Родина моя –Россия.

1

 

1

34

Земля – наш общий дом. Выставка работ.

 

1

1

 

ИТОГО:

 

 

34

 

Список использованной литературы:

  1. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 1 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2011.
  2. А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, – М.: Баласс, 2011.
  3. А. А Вахрушев, О.В Бурский, О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»– М.: Баласс, 2011.
  4. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Наша планета Земля» учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011.
  5. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.2 класс - М.: Баласс, 2011.
  6. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. - М.: Баласс, 2011.
  7. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Обитатели Земли» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – М.: Баласс, 2118.
  8. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Моё Отечество» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2011.
  9. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., СизоваЕ.В.Рабочая тетрадь  к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – М.: Баласс, 2011.
  10. Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса - М.: Баласс, 2011.
  11. Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 211.
  12. Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова ,  И. В.Харитонова, С. С. Кузнецова, Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
  13. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2011
  14. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа» 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
  15. Сизова Е.В., Стойка Е.И.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса.- М.: Баласс, 2011

Материально-технические средства.

Ноутбук, проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе. Кружок "Здоровейка"

Программа направлена на формирование у личности ребенка стремления к занятиям физической культурой и спортом. Формирование четкой мотивации к совершенствованию себя, как полноценно-развитой личности....

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе " Little Stars"

Программа внеурочной деятельности “LITTLE STARS” направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре в начальной школе

«Подвижная игра как средство для развития гармонически активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» Программа разработана для детей 1-4 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности учителя начальных классов Держиевой Ольги Анатольевны «Мир книг»

Внеурочные кружковые занятия «Мир книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию у...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Футбол в начальной школе.

Рабочая программа ФГОС по футболу для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Ритмика» Начальное общее образование 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Ритмика»Начальное общее образование3 класс...