Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе Г.С.Меркина
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Настоящая программа составлена на основе федерального компонента. Она рассчитана на 2 учебных часа в неделю, 70 часов в год. В программе содержатся пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса, технологии, критерии оценивания уровня освоения программы, критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний, критерии и нормативы оценки изложений и сочинений, содержание учебного предмета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_po_literature_merkin_7klass.docx | 69.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска "Средняя школа № 35"
Рассмотрено: На заседании кафедры Протокол № от 2015г ________________ | Согласовано: Председатель НМС Протокол № от . 2015г ____________ Н.Н. Быльнова | Утверждаю: Приказ № от 01.09. 2015г Директор МБОУ СШ № 35 ____________ Т.Н Бадахова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: литература
Класс: 7 класса А, К
Уровень общего образования: основное общее
Учитель: Сонина Н.В.
Срок реализации программы, учебный год: 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 70 в год, 2 ч. в неделю
Планирование составлено на основе: федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы курса «Литература». 5-9 классы. / авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М., ООО «Русское слово — учебник», 2012 г.
Учебник: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. - (ФГОС. Инновационная школа).
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа адресована обучающимся общеобразовательной школы, изучающим предмет на базовом уровне.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа курса «Литература». 5-9 классы. / авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М., ООО «ТИД «Русское слово — учебник», 2012 г.
3. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27. 06. 2011 г.
№ 07-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
4. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31. 01. 2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
5. Информационное письмо о включённых в Федеральный перечень 2012 – 2013 учебниках литературы для 5-9 классов издательства «Русское слово».
Данная программа написана с использованием следующих научно-методических рекомендаций:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Учебно-методический комплекс:
Программа. Программа курса «Литература». 5-9 классы. / авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М., ООО «Русское слово — учебник», 2012 г.
Учебник: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. - (ФГОС. Инновационная школа).
Методическое пособие. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 7 класс / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. - ООО «Русское слово — учебник», 2014 г.
Рабочая программа имеет целью воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления и способствует решению следующих задач изучения литературы на ступени основного общего образования:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Курс литературы в 7-ом классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
В программе для 7–го класса выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывалась значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Линии, общие с курсом «Русский язык»:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литература».
4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует в дальнейшем успешной социализации обучающихся.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогической, решения продуктивных задач и проектной.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольных работ.
3.МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МБОУ СШ №35 г.Ульяновска на изучение литературы в 7 классе выделяется 2 часа в неделю, всего 70 уроков (35 недель). Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен преемственностью в преподавании.
Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ (сочинений) — 2/2 (классных/домашних);
контрольного тестирования - 2.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
С учётом специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Личностные УУД: Обучающийся научится: - формировать выраженную устойчивую учебно-познавательной мотивацию и интерес к учению; - формировать уважение к личности и её достоинству; - формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других. Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации; - формировать уважение к истории; - формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - способствовать развитию культурной и этнической толерантности; - осуществлять рефлексию. |
Метапредметные УУД Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; - анализировать условия достижения цели; - устанавливать целевые приоритеты. Обучающийся получит возможность научиться: - выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - принимать решения в проблемной ситуации; - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; - создавать тексты определённого жанра; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Обучающийся получит возможность научиться: - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Познавательные УУД: Обучающийся научится: - давать определения понятиям; - обобщать понятия; - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; - пользоваться изучающим видом чтения; - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - строить рассуждения; - осуществлять сравнение; - излагать содержание прочитанного текста выборочно. Обучающийся получит возможность научиться: - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - осуществлять анализ; - учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - осуществлять классификацию. |
Предметные УУД: Обучающийся научится: - осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); - выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; - видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; - определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; - выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; - выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; - видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку; - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;интерпретировать прочитанной, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разнвх поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой пророды, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Обучающийся получит возможность научиться: - сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); - рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; - сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и /или придумывать сюжетные линии; - сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; - выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкурентными целевыми установками; - устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне таматики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руковоством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект) |
6.Технологии, критерии оценивания уровня освоения программы
Формы контроля знаний:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность - анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах, проектная деятельность и т.д.)
Требования к уровню освоения подготовки учащихся7 класса:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Оценка устных ответов по литературе
- При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными "критериями в пределах программы данного класса:
- 1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- 2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- 3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- 4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- 5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
- В соответствии с этим:
- Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями' и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
- Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
- умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному-двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
- Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.
- Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
- Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
Оценка письменных ответов по литературе
- Объем сочинений, независимо от источника и места работы, должен быть примерно таким:
- в 5 классе— 1—1,5 тетрадные страницы,
- в 6 классе— 1,5—2,
- в 7 классе— 2—2,5,
- в 8 классе— 2,5—3,
- в 9 классе— 3—4,
- в 10 классе— 4—5,
- в 11 классе— 5—7 страниц (за 2 часа).
- Объем классного сочинения зависит также от времени, отведенного на выполнение работы.
- Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объема не ведет к повышению отметки. При превышении или уменьшении объема сочинения в полтора или более раз оценка за грамотность повышается или понижается на один балл. Однако при наличии орфографических и пунктуационных ошибок выше нормы ни при каких других условиях не может быть выставлена оценка «5».
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
- Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
- -соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- -полнота раскрытия темы;
- -правильность фактического материала;
- -последовательность и логичность изложения;
- -правильное композиционное оформление работы.
- Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
- Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
- Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений
- Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- -богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- -стилевое единство и выразительность речи;
- -правильность и уместность употребления языковых средств.
- Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
- Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
- Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
- Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
- Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
- Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
- При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
- При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
- Основные критерии оценки за изложение и сочинение
- Оценка
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и пунк., а также 7 грамматических ошибок |
«1» | Отсутствие работы | Более 8 орф. ошибок (при наличии работы) |
7.Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение (1 ч)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Тема 2. Из устного народного творчества (4 ч)
БЫЛИНЫ
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь в былине, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая!..», «Говорили — сваты на конях будут»), лирические песни («Подушечка моя пуховая...»), лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Тема 3. Из древнерусской литературы (2ч)
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
Тема 4. Из русской литературы XVIII века ( 6 ч)
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, о русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Тема 5. Из русской литературы XIX века ( 27 ч)
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивны близки нам...». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведения.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про... купца Калашникова». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приёмы их; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, в часу шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан». Темы человека и природы.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Я пришёл к тебе с приветом...», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые, красота земли; стихотворение-медитация.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Тема 6. Из литературы XX века ( 20 ч)
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш», «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной приём раскрытия замысла.
А.С. ГРИН
Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения : «Гой ты, Русь, моя родная...», «Каждый труд благослови, удача...», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С. ШМЕЛЁВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
«Летят мои кони...» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
Тема 7. Из зарубежной литературы (8 ч)
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь...», «Люблю, - но реже говорю об этом...», «Её глаза на звёзды не похожи...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах у Шекспира.
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
А. ДЕ СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении). Сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Р. БРЭДБЕРИ
Рассказ «Всё лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.
Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
8.Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
сочинения | контрольное тестирование | |||
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Из устного народного творчества | 4 | - | - |
4 | Из древнерусской литературы | 2 | - | - |
5 | Из русской литературы XVIII | 6 | 1 | - |
6 | Из литературы XIX века | 27 | 2 | 1 |
7 | Из литературы XX века | 20 | 1 | 1 |
8 | Из зарубежной литературы | 8 | - | - |
9 | Повторение | 2 | ||
Итого: | 70 | 4 | 2 |
10.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа курса «Литература». 5-9 классы. / авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М., ООО «Русское слово — учебник», 2012 г.
3. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа).
4. Планирование и материалы к курсу «Литература. 6 класс»: из опыта работы / авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2012 г.
5. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. - ООО «Русское слово — учебник», 2012 г.
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
• Литература: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://lit.lseptember.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
• Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
•Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
• Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
• Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
- Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
Ульяновск 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень. ( Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )
Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с Федеральным базисным планом, Программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г...
Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...
рабочая программа по литературе 9 класс Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев
Настоящая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего о...
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С. Меркина
Рабочая программа на 102 часа 5 классс ФГОС с УУД...
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Г.С.Меркина в объеме 3 часа в неделю...
рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина.
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина...
рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина составлена в соответствии с ФГОС...