методическая разработка урока поэма А. Ахматовой "Реквием"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему
Методическвя разработка урока изучения поэмы А Ахматовой "Рекквием"
Поэзия Ахматовой, ее судьба, ее облик - прекрасный и величественный - олицетворяют Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории. "Анна всея Руси" - так называла ее Марина Цветаева. Это гордость, непреклонная и в унижениях, и в смертельном страхе. Это смирение, именно смирение, а не кротость. Величавая скорбь и мужество. В жизни Анны Андреевны было очень много страданий, горя, боли, обусловленных не только личной жизнью, но и переживаниями за судьбу своей страны, за все, что происходило в России. А происходили страшные события. В жизнь каждого человека вошли беззаконие, несправедливость, судьбы людей вершились иногда лишь движением брови высокопоставленной особы.
Урок направлен на формирование компетенций:
Личностных- осознание своего места в поликультурном мире, основ саморазвития в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, совершенствование духовно-нравственных качеств личности,воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.
Предметных- знание содержания произведений русской классической литературы, умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
Метапредметных - умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekviem.ahmatova_2.docx | 298.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Поэма А.А.Ахматовой
«Р Е К В И Е М»
(лингворечевой анализ текста произведения)
Преподаватель: Субботина Л.Ф.
Тема урока: Поэма А.А. Ахматовой «Реквием»
Цели урока:
Образовательная: на основе текста произведения раскрыть замысел, особенности композиции и роли изобразительно-выразительных средств для выражения авторской позиции.
Развивающая:развивать навыки эмоционально-образовательного выразительного чтения, точного видения и понимания каждого слова, наблюдения над изобразительно-выразительными средствами языка.
Воспитательная: воспитывать неравнодушное отношение к истории своей
страны в судьбе отдельного человека, развивать чувство сопереживания.
Формирование компетенциий:
Личностных- осознание своего места в поликультурном мире, основ саморазвития в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, совершенствование духовно-нравственных качеств личности,воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.
Предметных- знание содержания произведений русской классической литературы, умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
Метапредметных - умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Методы: эвристическая беседа, комментированное чтение, исследовательский, смысловое чтение.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
Портреты А.А. Ахматовой работы Ю. Анненкова, К.Петрова-Водкина
Тексты поэмы, иллюстрации к поэме художников, графические работы обучающихся,
В.А.Моцарт РЕКВИЕМ /Лакримоза/.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
- организационный момент,
- введение в тему урока,
- лингворечевой анализ текста поэмы,
- обобщающая эвристическая беседа.
- подведение итогов урока,
- домашнее задание.
ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:
-прочитать поэму «Реквием», выучить наизусть отдельные главы, выразительно читать, понять, почувствовать и передать свое понимание слушателям.
- найти в словаре «Литературоведческих терминов» значения слов:
эпиграф, эпилог, РЕКВИЕМ.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Психологическая подготовка к восприятию учебного материала. | |
- Мы приступаем к чтению и анализу произведения, каждый должен ощутить себя участником или свидетелем описанной автором жизни, «войти» в поэму , понять ее смысл, оживить слово. - Обратите внимание на графический портрет А. А. Ахматовой художника Ю. Анненкова. Как верно он отразил сущность ее жизни и ее поэзии: гордость и боль. Одну из страниц жизни поэтессы мы прочитаем сегодня и постараемся понять. - Ахматову не миновали прокатившиеся по стране волны сталинских репрессий. В 1935,38,49 г.г. арестовывали ее единственного сына – Льва Гумилева. Произведение «Реквием» посвящено этим событиям, завершено в 1940 году. Но опубликовано много лет спустя - в 1987 году. Как объясняет Ахматова причины, побудившие ее написать поэму? | В предисловии к поэме есть маленькая история «В страшные годы ежовщины я провела…» / зачитывает текст предисловия/ Эта история объясняет причину написания поэмы. |
Поэме предписан эпиграф, что означает это слово? | Эпиграф – это надпись, фраза или цитата, которой автор поясняет свой замысел. |
Ахматова предписала поэме эпиграф в 1961 году. Какова основная мысль эпиграфа? | Читает эпиграф. «Нет, и не под чуждым…» В нем заключена мысль о том, что в годы испытаний она была на родной земле и все тяготы жизни разделила со своим народом. Лексические повторы подтверждают эту мысль: « под чуждым небосводом, «чуждых крыл», « с моим народом», « где мой народ». |
Чтение поэмы позволит нам не только увидеть особенности поэтики Ахматовой, но и возможность высказать собственное видение событий, изображенных в произведении. Посвящение читает преподаватель. Назовите ключевые слова? | «тюремные затворы , каторжные норы ,смертельная тоска, тяжелые шаги солдат, одичалая столица». Ключевые слова «Посвящения» передают гнетущее ощущение, горе. |
Какие средства выразительности создают это настроение? | Эпитеты «смертельная, каторжные…» передают это настроение, усиливают постоянный признак. |
Подтвердите текстом, что в ПОСВЯЩЕНИИ развивается мотив тьмы, а не света? | «Солнце ниже, Нева туманней, К обедне ранней…» зрительно создают ощущение полутьмы. |
2 часть ПОСВЯЩЕНИЯ. «И сразу слезы хлынут…» Что вы можете сказать о выразительных средствах этой части? | Ключевые слова: «слезы хлынут, из сердца вынут, идет, шатается.. » много глаголов. Их лексический план подчеркивает безысходность, тяжесть положения лирических героев. ПОСВЯЩЕНИЕ раскрывает картину жизни не только Ленинграда, думаю, всей страны. |
От описания картины «одичалой столицы» поэтесса обращается к чувствам героини, внешне незначительные детали помогают раскрыть душевный порыв. | ВСТУПЛЕНИЕ. Читает наизусть, называет ключевые слова: «мертвый, тюрьмы, песня разлуки…» |
Назовите строку, в которой речь идет о масштабе происходящих событий? | «Шли уже осужденных полки» |
Смысловой центр 1 части ВСТУПЛЕНИЯ заключен в строках: «Звезды смерти стояли над нами и безвинная корчилась Русь…» От какого лица ведется повествование | Повествование ведется от автора и заключает в себе оценку событий, свидетелем и участником которых была Ахматова и многие другие жители не только Ленинграда, а всей страны. |
Какое значение имеет пространственное изображение | Пространственное изображение «уносит» нас в Ленинград 30-х годов, затем границы изображения расширяются, охватывая всю страну. Строка безвинная корчилась Русь» является подтверждением. (Выразительное чтение наизусть. 2 часть ВСТУПЛЕНИЯ) |
От какого лица ведется повествование, в чем своеобразие текста | Повествование ведется от 1 лица «Я шла, я буду…», что придает тексту реальность происходящего, лучше передает душевное состояние героини. |
Обратите внимание на временной план изображения. Есть ли здесь исторические параллели, назовите их | Две исторические параллели перекликаются: эпоха Петра Первого- «казнь стрельцов», «стрелецкие женки»,» Русь» и современный Ленинград с переполненными тюрьмами. |
Мы с вами «проходим» сквозь эти эпохи, отмеченные печатью страдания людей. Обратимся к 2 части поэмы «Тихо льется тихий Дон…» Эта глава произведения переносит нас из города на Неве на Дон, меняется не только пространственное изображение, но и ритм, цветовая символика. Что вы можете сказать о ритмической организации текста, о цветовой символике | Ритм этой части поэмы замедленный. Достигается это повторами наречия « тихо» , прилагательного « тихий», глагола « входит». Желтый цвет доминирует, а он , как известно, символизирует болезнь, одиночество, смерть. |
Есть ли в тексте произведения автобиографические строки | Да. «Муж в могиле»-речь идет о Н.Гумилеве. «Сын в тюрьме» - о Льве Гумилеве. |
3 часть поэмы. Преподаватель читает наизусть. Перед нами рассуждение лирической героини вслух, она смотрится, как бы в зеркало своей судьбы, и видит только « черные сукна» - знак траура. | |
4 часть. « Ночь» чтение наизусть. | |
В прозвучавшей части высвечен другой фрагмент жизни лирической героини, словно блуждающей во времени и пространстве. Что вы можете сказать о смысловом центре 4 части? | Ключевое слово – «Кресты», это тюрьма в центре Ленинграда, название тюрьмы перекликается с темой распятия на кресте невинного Христа, происшедшее много веков назад. |
В 30-е годы в стране даже специальное заведение есть - Кресты, где мучают сотни невинных. Назовите смысловое сращение в этом эпизоде | Им является «тюремный тополь», даже дерево несет знак печали и несвободы. |
5 глава. «Семнадцать месяцев кричу…»- читает преподаватель. От какого лица ведется повествование и какое выразительное значение оно придает тексту? | Повествование ведется от 1 лица, что дает возможность передать психологическое состояние лирической героини, ее страдание. |
Что можно сказать о лексике | Преобладают глаголы: кричу, зову, кидалась…Лексика разговорная, доступная для восприятия и понимания. |
Поэтесса не просто приглашает нас к разговору, она делится с нами, читателями, своими чувствами. Обратите внимание на строки: «И звон кадильный, и следы куда-то в никуда». Поминальный звон приводит героиню к мотиву распятия евангельской жертвы. | «Легкие летят недели…» - чтение наизусть. Анализ текста: перед нами обращение к сыну, плач лирической героини. Основное выразительное средство-метафора, когда слова или выражения сближаются по сходству: «летят недели, ночи белые глядели», «ночи белые глядят ястребиным жарким оком» Вновь звучит тема мученичества невинных: «О твоем кресте высоком и о смерти говорят» |
7 глава ПРИГОВОР. | Читает наизусть обучающийся. |
Какова его семантика? Как называется данное выразительное средство? | Изобразительные средства не создают зрительных картин, они передают душевное состояние героини. Ключевое слово – каменный «Каменное слово» - т.е. тяжелое, невыносимое, страшное. «Душа окаменела» - это выражение страдания героини произведения. Каменное слово, душа окаменела, память убить - метафоры |
В логическом плане естественна глава К СМЕРТИ ( читает преподаватель) Какова форма изложения? «Мне все равно теперь» - эта строка объясняет стремление лирической героини уйти из жизни. Но обратите внимание на такую деталь: перед лицом смерти происходит переоценка ценностей «Синий блеск возлюбленных очей» сына – вот вечность для Матери, а не сияние Полярной звезды. | Текст построен в форме обращения от 1 лица. «Я жду тебя» Лирической героине «очень трудно», поэтому она обращается к смерти, как возможности избавления от страданий |
9 глава. «Уже безумие крылом души закрыло половину…» - выразительное чтение Анализ: повествование ведется от 1 лица- «я поняла, должна я уступить, мне унести с собою», что возволяет понять состояние конкретного человека, боль матери, теряющей сына. Лексика – разговорная, поэтому воспринимается глава как доверительная беседа с читателем. | |
Изобразительные и выразительные средства подчинены передаче душевного состояния лирической героини. Обратите внимание на такую особенность: изображение жизни ведется по спирали вниз- страна Ленинград тюрьма ад Подтвердите строкой из поэмы эту мысль? Самое страшное, что это ад не преисподней, а создан ад людьми на земле | «И поит огненным вином и манит в ЧЕРНУЮ ДОЛИНУ» Несомненно, что «черная долина» - это ад. |
Как показано смирение матери? Что изменилось в изображении сына? | Строка «должна я уступить победу» говорит о смирении матери. Изменилось изображение глаз сына, в предшествующей главе – «синий блеск возлюбленных очей», а здесь – « сына страшные глаза – окаменелое страданье» 10 глава РАСПЯТИЕ ( читает обучающийся) В этой главе изображена сцена распятия Иисуса Христа |
Ахматова опять использует историческую параллель, с какой целью? | Чтобы подчеркнуть одинаковость состояния Богоматери и героини поэмы. |
Звучит музыка. Моцарт Реквием Что вы можете сказать о соответствии этого произведения теме нашего разговора? Реквием - последнее произведение Моцарта, написанное незадолго до смерти и так и не оконченное. Лакримоза - часть Реквиема. Про такую музыку говорят - берет за душу. Наверно, это правда. Слушая Реквием, начинает оживать душа и ты чувствуешь боль, сожаление, печаль. Музыка дает возможность взлететь над миром и понять в какой суете, грязи, пороке мы все увязли! На что тратится драгоценная жизнь, данная Богом - на войны,страдания, ложь...Как далеко ушли мы от Бога! Лакримоза - это слезы раскаяния над своей грешной душой, это тихое "прости меня, Господи" | В переводе с латинского языка Requiem – это траурное музыкальное произведение. По звучанию оно не только траурное, но и возвышенное, несомненно, оно соответствует теме нашего разговора, помогает понять поэму, способствует глубокому чувственному восприятию поэмы. |
Сыновья испили горькую чашу, отмучились, отстрадали и стали фоном. Все внимание сосредоточено на лике МАТЕРИ. Обратите внимание на иллюстрацию к поэме. Как верно она отражает замысел произведения. Теперь вы сможете объяснить портрет А. Ахматовой кисти художника К. Петрова-Водкина | Идет обсуждение |
Почему образ матери становится центральным? | Мать дает жизнь сыновьям, с ней сохраняется ПАМЯТЬ о них. Убить МАТЬ –значит убить память. |
Обратимся к эпилогу поэмы. Объясните значение этого слова? | В переводе с греческого языка Эпилог – это заключительная часть произведения, в которой сообщаются дополнительные разъяснения |
Прежде чем прочитать заключительную часть поэмы, напомню вам слова, сказанные мудрым человеком: живопись – это поэзия, которую видят. Поэзия – это живопись, которую слышат. Посмотрите, как Ахматова с помощью слов создает зрительно воспринимаемый портрет скорбящей матери | |
Обучающийся читает : « Узнала я как опадают лица…» | |
Что вы можете сказать о содержании и выразительных средствах, использованных в эпилоге? | |
Композиционно эпилог разделен на две части. Первая – сквозная метафора, с помощью которой создан обобщенный портрет женщины-матери, потерявшей близких. Вторая часть передает мысли, чувства лирической героини, ее голос усиливается «стомильонным» голосом народа. Лирическая героиня согласна, если « в этой стране воздвигнуть задумают памятник» ей, но не поэту, а МАТЕРИ, чье « окаменелое страданье» будет вечной памятью тем, кто превратился в лагерную пыль, кто перенес муки и унижения. | |
Что можно сказать о композиции поэмы? | Композиция – это построение произведения. Поэма состоит из цикла стихов, написанных в разные годы, но все они посвящены одной теме и пронизаны трагизмом |
Удалось ли Ахматовой реализовать замысел, о котором идет речь в предисловии? | Ахматова не только рассказала об исторических событиях, связанных с трагической историей нашей страны – сталинскими репрессиями, кроме того, поэма – это дневник чувств матери, оплакивающей сыновей. Закончила произведение Ахматова в 1940г, но по известным причинам поэма не публиковалась до 1987 года. |
Какова поэтика поэмы? | Выразительные средства поэмы подчинены задаче передать атмосферу горя, страдания. Достигается это использованием метафор, повторов, удваивающих внимание к образу, цветовые определения неярки. Лексика простая, точная, многие строки легко запоминаются отдельно, обладая эпиграмматичностью. Прием детализации позволяет поэту раскрыть душевное состояние героев. |
Заключительное слово преподавателя | |
Итог урока, комментарий оценок | |
Домашнее задание | Написать сочинение – смысловой анализ стихотворения А.Ахматовой «Заплаканная осень…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...