Урок литературы в 6 классе на тему "Жестокая реальность и романтическая мечта в произведении А. Грина "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Быкова Н.В.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Технологии: проблемно-исследовательская

 
 
 

Учебник:

В. П. Полухина, В.Я. Коровина, Литература, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_2.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе

ФИО учителя: Быкова Наталья Владимировна МКОУ «Нижнеполевская средняя общеобразовательная школа»,  Морковкина Анна Сергеевна

МКОУ «СОШ № 8»

Тема урока: «Жестокая реальность и романтическая мечта в произведении А. Грина «Алые паруса»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Технологии: проблемно-исследовательская

Учебник:

В. П. Полухина, В.Я. Коровина, Литература, 6 класс

Цели урока.

 Образовательные:

  • способствовать формированию представления о А.С. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса»;
  • иметь представление о жанре феерии;
  • рассмотреть  в противопоставлении мир реальности и романтической мечты.

Воспитательные:

  • пробуждать возвышенные  чувства: веру, надежду, мечтательность, бескорыстие, одухотворённость;
  • учить видеть прекрасное в жизни;
  • воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни;
  • создать    условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений.

Развивающие:

  •  вовлечь  в решение поставленных в повести проблем;
  • совершенствовать навыки анализа, обобщения; умения выступать и

защищать свою точку зрения;

  • развивать творческие способности

Задачи

- определить, что такое мечта, каково ее место в жизни главных героев, как она помогает в жизни. Дать ответ на вопрос: Нужно ли мечтать?

Оборудование

  1. А. Грин «Алые паруса»
  2. Словарь литературоведческих терминов.
  3. Тест
  4. Нарисованный парусник.
  5. Презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.  (сл. 1)
  2. Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний)

Тест  по содержанию (прил. 1) и последующая взаимопроверка. (сл. 3-6)

  1. Постановка проблемы. Человек на своем жизненном пути сталкивается со множеством проблем.  Данное произведения – яркий тому пример.   Существует гипотеза: романтическая мечта помогает человеку пережить жестокую реальность жизни. Чтобы нам её доказать или опровергнуть, нужно проанализировать текст.  (сл.7)
  2. Работа по группам. Анализ текста повести. Задания группам. (сл. 8)

1-я группа

1.История жизни Ассоль.

2.Отношение к ней окружающих.

3.Портрет Ассоль.

2- группа

 1.История жизни Грея.

2.Отношения с окружающими.

3.Портрет Грея.

Вывод по группам.

Ассоль и Грей одиноки среди окружающих. «...дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания».

«Отец Грея удалил из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудно искоренимые».

Ассоль и Грей наделены умением видеть и ценить природу. Гл.3 «Проснувшись, Грей...» до «...дикую прелесть». Гл.4 «Так волнуясь и блестя...» до «...алую рябь».

Они способны фантазировать.Гл.2 «Обернувшись к выходу...» до «...связь с бурей исчезла». Гл.4 «Из заросли поднялся корабль...» до «...просто усталость».

В отличиях жизни деревни и жизни Лонгрена главное - отношения. Лонгрен был непохож на других. Он умел любить, чего, по его мнению, не умели жители Каперны.

V. Рассказ учителя о жизни А. Грина. Обращается внимание на жестокую реальность жизни писателя, которую он сумел одолеть верой в мечту. (сл.9 -10)

VI. Беседа.

1.Есть ли чудо в том, что сбылась мечта Ассоль?(сл.11)

2.Помог ли Грей осуществлению мечты Ассоль? (сл.12)

3.Откуда появилось у Грея желание помогать людям? Гл.2. «Распятие Христа»

VII. Фронтальный опрос. Работа по теории литературы. Жанр феерии.

Что испытывает человек, когда сбывается его мечта? Чтобы выразить эти чувства, А.Грин использовал жанр феерии.(Определение жанра по словарю литературоведческих терминов) (сл. 14)

VIII. Подведение итогов. Какой же знак должен быть в конце фразы: «Мечтать не вредно...» (сл. 15)? Конечно, ! Полезно мечтать о чуде, а еще лучше делать чудеса! Ведь, по мнению А.Грина,чудо - это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощенье и — вовремя сказанное, нужное слово».

Алые паруса стали символом мечты в нашей жизни. А вы любите мечтать? (сл. 16) Может быть, не о всякой мечте хочется рассказывать, но все же... Представьте себе, что этот корабль с алыми парусами поможет исполнится вашей мечте. Какая она? Поведайте всем!

( учащиеся прикрепляют к нарисованному паруснику с алыми парусами (прил. 2) листок с написанной на нем своей мечтой)

Выводы по проекту:

  • исследуя текст повести, учащиеся пришли к выводу, что вера в мечту помогла Ассоль и Грею переживать жестокие обстоятельства рельной жизни;
  • вера в мечту помогала А.Грину переживать трудности реальной жизни;
  • человек радуется, когда мечта сбывается; автору повести удалось передать ликование чувств героев с помощью жанра «феерия»;
  • мечтать не вредно, а просто необходимо, тогда жестокая реальность жизни будет преодолена;
  • гипотеза подтвердилась — романтическая мечта помогает человеку преодолевать жестокую реальность жизни.

IX. Обобщение по уроку. Что нового вы узнали на уроке?

 Оценки за работу на уроке.

X. Домашнее задание – написать сочинение-миниатюру (сл. 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...

Презентация «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»

Цель: создать условия для:1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно п...

Урок литературы 8 класс М.Ю. Лермонтов Мцыри - романтический герой.

Тип урока: закрепление материала.Цели:1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащи...

Урок по литературе на тему «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок запланирован с целью: сформировать начальное представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса»; способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском ...

Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.

В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....