Урок литературы 8 класс М.Ю. Лермонтов Мцыри - романтический герой.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Тип урока: закрепление материала.
Цели:
1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы; уметь выделять черты романтизма в произведении;
2) развивать навыки аналитической работы с текстом, умение строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему; уметь работать в группе;
3) воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли; воспитание свободолюбивой личности.
Методические приемы: сообщение учащихся, беседа, исследование в группах, анализ текста, самостоятельная работа.
Оборудование: портрет Лермонтова, раздаточный материал, иллюстрации к поэме, сравнительная таблица (её заполнение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov_mtsyri_8_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 8 класс
М.Ю. Лермонтов
Мцыри - романтический герой.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Сеитмамбетова Ление Аблязовна |
Тип урока: закрепление материала.
Цели:
1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы; уметь выделять черты романтизма в произведении;
2) развивать навыки аналитической работы с текстом, умение строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему; уметь работать в группе;
3) воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли; воспитание свободолюбивой личности.
Методические приемы: сообщение учащихся, беседа, исследование в группах, анализ текста, самостоятельная работа.
Оборудование: портрет Лермонтова, раздаточный материал, иллюстрации к поэме, сравнительная таблица (её заполнение).
Ход урока
I. Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Постановка учебной задачи
Учитель : М.Ю.Лермонтов – гениальный поэт, художник, офицер, удивительный певец грусти, романтик и патриот. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.
Говоря о Лермонтове, Белинский отмечал, что поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу.
Кавказ был колыбелью его поэзии, также, как он был колыбелью поэзии А.С.Пушкина. И после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ, как Лермонтов. Здесь наиболее полно раскрылся его творческий потенциал. «Герой нашего времени», «Демон», «Кавказ», «Обрыв», «Ашик Кериб», «Мцыри».
Однако с этим краем связаны и грустные воспоминания поэта. Так случилось, что на Кавказе Лермонтов побывал несколько раз: сначала - лечился, потом оказался не по своей воле. Вспомните стихотворение «Тучи» - тяжело расставаться с Родиной, близкими. Романтическая поэма «Мцыри» также наполнена тоской по родине, жаждой жизни, свободы.
Оглашение темы урока «В чем загадка Мцыри?» по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (Слайд 1). Чтение эпиграфа (Слайд 2).
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- Кому из героев принадлежат эти строки? Почему они взяты эпиграфом к уроку? (В них заключена основная идея произведения – борьба за свободу. В них заключается смысл жизни для Мцыри. А значит помогут раскрыть тему урока).
- Какой основной вопрос урока? (Слайд 3). Какие задачи мы поставим к уроку?
(Проанализировать поэму, раскрыть образ лермонтовского Мцыри, узнать, в чём его загадка?)
Учитель: История создания поэмы. Предполагают, что Лермонтов, странствуя в 1837 г. (во время первой ссылки) по старой Военно - Грузинской дороге, наткнулся в Мцхете на одинокого монаха. Лермонтов узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику монаху.
Проблемный вопрос: Почему М.Ю.Лермонтов изменил первоначальное название произведения “Бэри” (с грузинского – монах) на “Мцыри” (послушник, неслужащий монах, пришелец, чужеземец)?
1.Работа над композицией поэмы
- В каком году написана поэма?
- Какова тема поэмы?
Изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен. Выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь, при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
- Какова композиция поэмы?
Главная часть поэмы – исповедь Мцыри; она предваряется большим вступлением. В котором даётся описание развалин грузинского монастыря, история заточения « ребёнка пленного» в монастырь, его исчезновение из него и новое водворение Мцыри, больного, полумёртвого. В монастырскую обитель.
- Какова причина бегства героя из монастыря?
Мечты о вольной, бурной жизни и тоска по родине.
- Сколько дней на воле провёл Мцыри?
- Как прошёл первый день героя на воле?
В первый день на воле Мцыри наслаждается красотой природы и отдаётся смутным воспоминаниям об отцовском доме и родных.
- Второй день?
Во второй день Мцыри пробуждается на краю пропасти. Вокруг него «цвёл божий сад».
Он пережил взволновавшую его встречу с молодой грузинкой; ночью, блуждая в лесу, встретился с барсом. Из смертельного боя герой вышел победителем, но был сильно истерзан могучим зверем.
- Третий день?
В бессознательном состоянии герой водворён в монастырь. « Мир божий спал в оцепенении глухом». Предсмертный бред изображён поэтом в « Песне рыбки».
- О чём говорится в завещании Мцыри?
Мцыри завещал себя похоронить в саду, где цвели «акаций белых два куста»:
Оттуда виден и Кавказ:
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт.
- Был ли счастлив Мцыри на воле?
« И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей».
2.Сообщение учащихся о характере и мечтах Мцыри.(работа в группах)
1 группа.
Исследование жизни Мцыри. Мцыри в монастыре и Мцыри на свободе.
- Как сложился жизненный путь нашего героя? Можно ли говорить, что он распался на 2 части? Почему? --- Давайте исследуем жизненный путь нашего героя. Для чего? (Раскрыть его образ, ответить на вопрос урока).
Исследование будет проходить в группах по темам: «Мцыри в монастыре» и «Мцыри на свободе»
Учитель: Основа поэмы «Мцыри» — романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир — это
...чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Эти два мира не могут соединиться. И чем сильнее отрицание плена, несвободы, тем непреклонней порыв героя к «чудному миру», созданному его мятежным воображением.
Выступления групп
1 группа. Жизнь в монастыре (Слайд 4).
1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника? Соответствуют ли они условиям жизни, в которых вынужден жить молодой послушник? Заполните таблицу в сопоставлении. Свои ответы подтвердите текстом.
Как диктует судьба? | Чего желает душа? |
пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря Смирение, пассивность | Жажда бури, тревог, битвы, борьбы |
Сделайте вывод. «Но после к плену он привык»… Если привык, то зачем бежать? Почему бунт Мцыри был неизбежен? (Плен, несвобода — это состояние противоестественное, далекое от природы. Бунт Мцыри можно рассматривать как бунт самой природы, рождающей человека свободным. Обстоятельства способны подавить человека, унизить его, но не могут отнять у него самого права протестовать против тягостных, противных его душе условий жизни в монастыре).
2) Сформулируйте тему «Мцыри» (изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю).
3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.
Учитель: Уже в монастыре мы видим Мцыри сильным и гордым юношей, одержимым страстью – любовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет. Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
2 группа. «Побег Мцыри, 3 дня свободы» (слайд 5)
1) Какие художественные приёмы использует автор в описании жизни Мцыри на свободе? (Приведите примеры). С какой целью? (Раскрыть характер Мцыри).
2) Сформулируйте идею поэмы (Поэт прославляет борьбу за свободу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову).
3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.
VI. Рефлексия «Дерево настроения»
V. Выставление оценок .
Подведение итогов урока.
1. Возвращение к вопросу урока.
- Какие мы ставили цели к уроку? Удалось ли нам раскрыть образ Мцыри?
Сделайте вывод: В чём особенность лермонтовского Мцыри? В чём его загадка? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?
(В поэме утверждается необходимость свободы для человека и отрицание рабства и смирения.) В центре поэмы Мцыри не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.
Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».
- Прочитать статьи учебника; ответить на вопросы.
Список литературы:
- Интернет –ресурс b891404053d3d832ec0fe43b945d480e.doc
- Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И../Ч1/авт.-сост. С.Б. Шадрина.- Изд.3, испр. Волгоград: Учитель,2014г.
3.Портрет М.Ю. Лермонтова http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/4879c4f8-d271-4e63-8d66-d443fc6c318e/Zabolotskij.PortretLermontova.jpg
4. multiurok.ru/aighul-doshchanova/files/konspiekt-ur...ermontov-mtsyri.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по литературе в 8 классе. М. Ю. Лермонтов "Мцыри"
разработка урока по литературе в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом"
На изучение поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" я отвожу 4 часа. Урок "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом" является третьим в теме. В течение урока решаются следующие задач...
Урок литературы по поэме М.Лермонтова "Мцыри"
Урок литературы в 7 классе по поэме М.Лермонтова "Мцыри" по теме "Изображение свободолюбивой личности» разработан в форме педмастерской. В нём присутствуют все необходимые для этой технологии этапы: и...
Конспект урока литературы в 8 классе. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.
hellip;Что за огненная душа,Что за могучий дух,Что за исполинская натура у этого Мцыри!В. Г. Белинский. Конспект урока литературы в 8 классе. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романт...
Самоанализ урока "Мцыри-романтический герой"
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) с применением мультимедийных форм обучения....
Урок "Мцыри-романтический герой"
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)....
МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Конспект урока литературы в 8 классе...