Открытый урок "Капитан Клюквин" по рассказу Ю. Коваля
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока по рассказу Юрия Коваля "Капитан Клюквин" (2 урок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока | 24.91 КБ |
Самоанализ открытого урока | 12.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин» (1 урок)
Конспект открытого урока чтения для 7 класса.
Тема: Ю.Коваль «Капитан Клюквин» (2 урок)
Цели:
-Продолжить работу с рассказом Ю.Коваля «Капитан Клюквин»;
Цель. Знакомить с произведением Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»
Задачи:
- отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность,
выразительность); учить правильному последовательному пересказу с опорой
план;
- развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы и пересказ;
обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся; коррегировать и
развивать произвольное внимание и логическое мышление; развивать
психические процессы (зрительную память, логическое мышление,
произвольное внимание) через использование дидактических заданий.
- воспитывать любовь и интерес к урокам чтения; бережное отношение к
природе;
Оборудование:
портрет писателя, карточки с блиц-тестом, учебники 7 кл., фото клеста,
карточки с информацией о клесте, аудиозапись с голосами птиц,
карточки с характеристиками клеста (крупные на доске и индивидуальные на
партах), фрагменты текста (для каждого ученика),
Ход урока.
Играет музыка М. Джулиани
I. Организационный момент (настрой, готовность. внешний вид)
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Они хотят
посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем
активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, и у нас
все получится.
II. Проверка домашнего задания
а) Пересказ биографии Ю.И.Коваля
- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вам было задано на дом?
- Что вас заинтересовало в биографии и творчестве Юрия Иосифовича?
- Кто желает рассказать о жизни писателя? (1 ученик пересказывает с опорой
на план или самостоятельно).
б) блиц-тест
- Чтобы проверить, насколько внимательно остальные читали биографию
писателя, я приготовила вам тест на карточках. Всего 4 вопроса.
1. В каком году родился Ю.И.Коваль?
а) 1936
б) 1938
в) 1975
2. Кем по образованию был Ю.И.Коваль?
а) учитель русского языка, литературы и рисования;
б) учитель физкультуры;
в) учитель музыки
3. Какую известную повесть написал Коваль?
а) «Олеся»;
б) «Приключения Васи Куролесова»;
в) «Приключения Незнайки».
4. В каком году умер Ю.И.Коваль?
а) 1995;
б) 2009;
в) 2005;
III. Актуализация знаний учащихся
Логическое упражнение:
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, внимательно послушайте логическую
задачу:
«К уроку чтения ученикам 7 класса Вере, Оле и Кате было задано прочитать
рассказы (названия на доске):
А.П.Чехова «Хамелеон»
К.Г.Паустовского «Последний черт»
Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
Вера прочитала рассказ К.Г.Паустовского «Последний черт» и А.П.Чехова
«Хамелеон».
Оля не читала рассказ Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин».
А Катя прочитала рассказы Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
и К.Г.Паустовского «Последний черт».
- Какой рассказ не читали все три девочки? (Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»)
- А мы читали «Капитан Клюквин»?
-Нет, мы сегодня на уроке познакомимся с рассказом Ю.И.Коваля «Капитан
Клюквин». А так как рассказ большой мы познакомимся только с 1 частью.
- По названию, как вы думаете, ребята, о ком пойдет речь?
- Сейчас узнаем.
IV. Работа по теме урока.
а) Подготовка к восприятию произведения.
- Я прочитаю, а вы внимательно послушаете. Обратите внимание на мою
интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы. Но перед чтением
разберем значение некоторых слов.
V. Словарная работа
- КЛЮКВА-ягода ярко красного цвета.
- РЕФЛЕКТОР – составная часть антенн, телескопов.
- КОЧЕРЫЖКА – твердый стебель кочана капусты.
- ПРИШПОРИЛ – от слова ШПОРА. Пришпорил, значит подхлестнул,
поторопил, вцепился.
- У кого есть шпоры (у петуха, у всадника, чтоб подстегивать лошадь).
Пришпорил – значит подхлестнул, поторопил, вцепился.
б) Чтение рассказа учителем и проверка первичного восприятия.
- Кто главный герой рассказа?
- А кто такой клест? Как он выглядит?
- Сейчас об этом нам расскажет ваша одноклассница. (фото клеста)
Клест - птица немного крупнее воробья, с перекрещивающимся клювом. Самцы красные или
малиновые, самки зеленоватые, молодые птицы серые.
Клесты часто гнездятся высоко на деревьях в еловых лесах во второй половине зимы, когда
шишки раскрываются и семена становятся легко доступны. Песня — громкий щебет и свист.
Пойманные клесты очень быстро привыкают к неволе. При хорошем уходе клесты живут в подолгу.
Они доставляют много удовольствия, когда наблюдаешь, как ловко они разделывают сосновые и
еловые шишки, которые дают им.
- Какого цвета оперение птицы? (красного, кирпичного, клюквенного).
- Обратите внимание на форму клюва птицы. Верхняя и нижняя половинки
клюва пересекаются и образуют крест («как 2 кривых ножа»). Эту птицу легко
отличают от других именно по необычному клюву.
- Кто-нибудь видел в городе клеста?
- Мы узнали, что клесты могут легко жить в неволе.
- Скажите, ребята, можно ли птиц брать из леса? Трогать яйца в гнездах?
Разорять гнезда?
- Где лучше на воле или в неволе?
Физ.минутка
(аудиозапись – пение птиц)
1) снятие общего напряжения
- А сейчас немножко отдохнем. Сели ровно, спинки прямые. Глаза закрыты. представьте,
что вы в лесу. Дует теплый ветерок. вы сидите на поляне и слушаете пение птиц. Наклонили
голову назад и представили голубое небо. Наклонились вперед – зеленая травка. Вращаем
головой – кругом природа, лес. Вы долго шли – ноги устали. Вытянули их вперед (вращение
стопой по и против часовой стрелки).
в) Чтение текста учащимися и анализ произведения.
1. - Почему автор назвал клеста «Клюквин»?
2. - Как вел себя на новом месте клест?
- Каким было пение «Капитана Клюквина»?
3. – Какое любимое занятие было у птицы?
- Скажите, хозяин сразу приручил клеста?
- Найдите строки, как Клюквин стал брать семечки с рук.
V. Закрепление. Работа с текстом.
- Ребята, подведем итог.
- Из карточек на доске выбрать слова, которые характеризуют клеста:
ЖЕСТОКОСТЬ
МРАЧНОСТЬ
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ВЕСЕЛОСТЬ НРАВА
ГОРДОСТЬ
КОМАНДИРСКИЙ НРАВ
БЛЕСТЯЩЕЕ УМЕНИЕ ПЕТЬ
- У вас на партах есть такие же карточки. Докажите текстом каждую
характеристику птицы. Найдите ключевые слова и подчеркните.
- Еще раз прочитаем, какой же у нас клест?
Дополнительные задания.
Составление плана для пересказа
- Мы разделили рассказ на части. Теперь попробуем выделить главную
мысль каждой части и дадим название. Чтоб вам было легче, я уже приготовила
варианты названий и картинки-символы для каждой части.
1. Кличка.
2. Пасмурное утро.
3. Веселый нрав птицы.
4. Попытка приручить клеста.
Развитие зрительного восприятия и психических процессов
- Посмотрите на доску. Здесь геометрические фигуры с буквами. Ваша задача:
запомнить и фигуры и буквы в них. Сначала назовем все фигуры (треугольник,
квадрат, ромб, круг, прямоугольник.
- Теперь я называю фигуру, а вы говорите, какая буква в ней была.
- Какое слово получилось? (клест)
VI. Итог урока.
- С каким рассказом Ю.И.Коваля мы познакомились на уроке?
- О ком этот рассказ?
- Можно ли сказать, что автор наделил птицу человеческими чертами
характера?
VII. Оценивание
VIII. Домашнее задание
Придумать своё продолжение рассказа.
Предварительный просмотр:
Аспектный анализ урока.
Тема урока: Тема. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин».
Цель: Продолжить знакомство с произведением Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин».
Задачи: - отрабатывать навыки осознанного чтения (беглость, правильность, выразительность); учить правильному последовательному пересказу с опорой на план; развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы ; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся; коррегировать и развивать произвольное внимание и логическое мышление; развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических заданий. - воспитывать любовь и интерес к урокам чтения; бережное отношение к природе;
Тип урока: комбинированный.
Цели урока направлены на развитие личности ребенка. Групповая и парная формы работы способствуют личностному росту обучающегося. Доброжелательность учителя, положительный настрой на сотрудничество и дружелюбная обстановка на уроке, способствует созданию ситуации успеха для обучающихся.
Работа на уроке построена как диалог «педагог – обучающийся», при ведущей роли учителя ребята, систематизируют свои в правильном анализе текста, расширяют свои знания в области литературы, пополняют словарный запас.
Данный урок содержит в себе важную воспитательную задачу-любовь к животному миру.
При этом исползуются такие виды работ,как фронтальный опрос, беседа, тестовые задания, составленные по типу заданий ЕГЭ, практические задания. Постановка и выполнение задач и целей урока происходит посредством постановки проблемного вопроса и путем его решения.
Подобранный видеоматериал помогает сделать урок более целенаправленным и актуальным, ребята находят подтверждение в тексте, учатся анализировать, размышлять.
Учащиеся самостоятельно и одновременно при поддержке ребят из своей группы отвечают на вопросы, формулируют выводы, опираясь на наглядный материал и на текст учебника. Закрепляют свои знания в паре, контролируя себя и товарища. Учатся принимать различные точки зрения, умению общаться, сотрудничать друг с другом.
Рефлексивный момент помогает осознать значимость своей работы на уроке, а также формирует позитивное ценностно-ориентированное отношение не только к себе, но и к людям, миру в целом.
Цели урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")
Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...
Разработка открытого урока по рассказу И.А. Бунина "Красавица"
Данная разработка позволит учителю, работающему в 11-х классах, провести лингвостилистический анализ художественного прозаического текста на примере рассказа Бунина.Цель работы: убедить детей в необ...
Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл
Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл...
Открытый урок по рассказу Чехова "Ионыч"
Предлагаю технологическую карту урока для 10 класса по рассказу Чехова "Ионыч". Урок с использованием средств ИКТ, есть презентация....
Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион" (межпредметные связи - литература, история, математика, психология, ОБЖ).
Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион". Автор - Борисова Н.В. Межпредметные связи - история. математика, литература, ОБЖ. Можно использовать и на классных часах (после изучения прои...
Урок-исследование: "Открытие слова. По рассказу Л.Улицкой "Восковая уточка"
Урок-исследование. Входит в систему отработки навыков проблемного изучения текста в школе. Содержание урока соответствует требованиям программы по литературе, задачам подготовки к ЕГЭ. Знания, у...
Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Ю.Коваля
В 5-ом классе мы читали произведения забытого талантливого детского писателя XX века Ю.Коваля. Русский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов, переводчик, художник и скульптор, авт...