«Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок литературы в 8 классе.
Тема : «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
Цели урока:
Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.
Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
Метапредметная: формирование представлений о счастье.
Задачи:
- проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев;
- попытаться понять причину их несчастья;
- совершенствовать навыки теоретического анализа эпического произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе.
Тема : «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
Цели урока:
Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.
Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
Метапредметная: формирование представлений о счастье.
Задачи:
- проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев;
- попытаться понять причину их несчастья;
- совершенствовать навыки теоретического анализа эпического произведения.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».
- Ребята,что вы знаете о Чехове, с какими его произведениями вы знакомы?
- Слово о писателе. Индивидуальный ответ.
- Работа с текстом (беседа)
- Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)
- О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)
- Как развивались отношения между героями?
(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)
- Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)
4.Словарная работа.
Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
- Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?
- Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)
- Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
(Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)
5.Решение основной проблемы урока:
Что мешает счастью героев?
Л.Н.Толстой писал:
«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье.»
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
-В каких произведениях русской литературы поднимается проблема счастья?
- Что мешает людям быть счастливыми?
6.Подведение итогов урока.
-О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
-К каким выводам вы пришли?
7. Домашнее задание.
Написать сочинение – рассуждение « Что человеку нужно для счастья.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»
Урок построен как брей - ринг, класс делится на две команды, задания подаются в виде раздаточного материала и в электронной форме (презентация прилагается)....
Урок литературы "А.П.Чехов.Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"
Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни»....
«Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»
Цели урока:Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения ми...
Урок литературы в 8 классе "История об упущенном счастье" (По рассказу А.П.Чехова "О любви")
Урок литературы в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "О любви"....
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
Рассказ А.П.Чехова «О любви» о том , какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни....
Тема урока: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»
Конспект урока в 8 классе.Цели: расширить знания учащихся о писателе, дать представление о «футлярной» жизни;выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысл...
Методическая разработка урока по литературе в 8 классе . Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье
Данная разработка урока по литературе в 8 классе продолжает цикл уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова...