Цели: - Предметные: умение задавать вопросы к тексту, выявляющие авторскую позицию; умение отличать мнение героя от авторской позиции; умение моделировать авторскую картину мира с помощью композиционного анализа, анализа системы персонажей и выявления художественных деталей.
- Познавательные: структурирование знаний, полученных самостоятельно при первичном прочтении рассказа; формулировка проблемы; смысловое чтение (работа с текстом); моделирование (воспроизведение авторской картины мира).
- Регулятивные: формулирование целей и задач проектной деятельности; планирование деятельности; прогнозирование результатов; выполнение учебного задания в соответствии с поставленной целью; выявление новых знаний (литературные факты), анализ выполненной работы, выводы на основании полученных знаний. Самооценивание работы группы.
- Коммуникативные: планирование своей работы в группах; поиск ответов в сотрудничестве с группой; учет чужого мнения; Коррекция своего ответа с учетом мнения другой группы.
- Личностные: умение формулировать собственную позицию по проблематике произведения; соотнесение авторской позиции со своей собственной позицией; нравственно-эстетическая оценка произведения с учетом авторской концепции; формулирование личных ценностных ориентаций, самоопределение.
Оборудование: проектор, презентация урока. Ход урока - Орг. момент. (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на урок- исследование. Мы начали с вами работу над проектом «Люди, проглядевшие свою жизнь» по рассказам А.П. Чехова. На этом уроке мы подведём итог 1 части проекта. - Актуализация изученного.
На прошлом уроке мы прочитали и проанализировали рассказ «О любви», выполняя домашнее задание, вы подготовились к уроку и сейчас я прошу вас выполнить тест. Тест. Взаимопроверка. (Слайд 2) - Сообщение целей и темы урока. (Слайд 3)
- Мотивирование к учебной деятельности. (Слайд 4)
Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. (М. Горький) В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы. А что объединяет эти рассказы, о чем они? Рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям, он пытается разъяснить нам значимость любви и счастья в жизни человека. Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни». Герои этих рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») закрыты от окружающей жизни, потому что они ее боятся. (Слайд 5) "Человек в футляре" | "Крыжовник " | "О любви" | Футляр защищает от жизни, Это символ духовной инертности. | Футляр-усадьба - идеал покоя, бездумного существования, крыжовник -символ плотского, физиологического счастья. |
|
Нас сегодня интересует любовная история и нравственные размышления о ней. (Слайд 6) Постановка проблемы урока и определение вопросов исследования. Проблема «футлярной жизни». Какую же форму может принять «футляр»? Вопросы для исследования: -что приносят сомнения человеку? - какую роль могут сыграть они в человеческой жизни? - можно ли разрушить «футляр»? Проследим за мыслями и чувствами героев рассказа «О любви», выявим философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни. Вопросы классу: В вашей жизни бывают сомнения в чем-то? Как вы их преодолеваете?
- Исследование (задания выполнялись заранее)
Задание 1. Группа ребят провела социологический опрос учителей МКОУ СОШ №3 (21 участник) о сомнении в жизни человека. Цель опроса - выяснить: сомневающийся человек сильный или слабый? - В вашей жизни бывают сомнения?
- Как вы их преодолеваете?
- Сомневающийся человек: сильный или слабый?
- С каким писателем вы бы согласились?
А) «Усомниться - значит утратить силу» (О. Бальзак) Б) «Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание» (А. Данте) В) «Сомнение есть правило, которого следует часто придерживаться в истории, как и в философии» (ф. Вольтер) Г) «Наши сомнения- предатели, заставляют нас лишаться многого, чего мы могли бы достичь, из - за страха попытаться это сделать» (У. Шекспир) Результат: диаграмма (Слайды 7, 8) Социологический опрос среди учителей МКОУ СОШ №3 (21 участник)
Вывод: (Слайд 9) Если сомневающийся человек ищет пути решения проблемы, выходы из ситуации, то он сильный человек. И это дает импульс к развитию. Если человек, сомневаясь, боится что-то изменить, то им одолевает страх, который делает его слабым. Задание2 Биографическая основа рассказа «О любви» (сообщение учащегося) (Слайд 10) Рассказ "О любви" был напечатан в журнале "Русская мысль" №8 в 1898 году. Этот рассказ имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с её слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем, у неё дети. Виделись они редко. С 1898 г. появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой. Рассказ ей просто пронзил сердце - когда читала его впервые, то "тяжёлые капли слёз стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение". Многое оказалось слишком близким, начиная с самого главного: молодую замужнюю женщину, мать семейства, Анну Алексеевну Луганович, любит некий Алёхин - долго и довольно бестолково. Бывает в доме её постоянно, вздыхает, ни на что решиться не может. И она его любит. И ничего не происходит. Наконец мужа переводят в дальнюю губернию, она уезжает с детьми предварительно в Крым, он её провожает на вокзал. И только тут уже, в вагоне, при третьем звонке, в первый и последний раз он целует её. Поезд трогается, он до первой станции сидит в другом пустом купе и плачет. Авилова нашла в рассказе свои фразы. "Когда я ронял что-нибудь, она говорила холодно: "поздравляю вас". Под конец он вообще стал раздражать своей нерешительностью эту Анну Алексеевну. Лидия Алексеевна Авилова пишет уже прямо о Чехове: "Я помню, как я "поздравила" его, когда он один раз уронил свою шляпу в грязь". Сцена в вагоне почти повторена в жизни. Через год Чехов именно так провожал из Москвы Авилову (но в соседнем купе не сидел и не плакал). Но действительно, больше она его не увидела. Может быть, и была правда, полагая, что "писатель - как пчела, берёт мёд откуда придётся", - в Чехове писатель, разумеется, был ВСЁ. Вряд ли Авилова, однако, была права, думая, что в Алёхине Чехов просто изобразил себя и свои чувства. Настроение своё, конечно, внёс, но сказать по рассказу, что так именно любил он Авилову, как Алёхин Анну Луганович, разумеется, нельзя. Ей же сладостно-раздирательно было думать, что как раз так. Нельзя назвать рассказ "О любви" изобразительным и ярким, но конец пронзает особою, чеховской нотой. - Один из героев М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" говорил: "Я люблю сомневаться во всём". Думается, что в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и что писателя одолевали сомнения: каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что это за борьба, которую нужно вести? Против кого эта борьба? Рассказ "О любви" Чехова вновь возвращает нас к вопросу о том, что приносят сомнения человеку, какую роль могут сыграть они в человеческой жизни. Прежде, чем мы перейдем к краткому анализу рассказа, я предлагаю вам расслабиться, сесть поудобнее и посмотреть красивую историю о любви. 6. Минутка отдыха. Просмотр видео-ролика «История любви» (фрагмент художественного фильма «Любовь и сомнения»). (Слайд 11) 7. Краткий анализ текста произведения. (Слайд 12) 1. Кто из героев рассказа "О любви" человек сомневающийся? 2. Что нам известно об Алёхине? (Учащиеся зачитывают отрывки) С какой целью Чехов так подробно описывает его образ жизни при первой встрече с ним читателя? Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз… Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении. Вывод: А.П. Чехов считает, что очевидно, человек, с какой бы то ни было целью не должен запирать себя в рамках какого-либо ограниченного пространства, в том числе в рамках поместья, усадьбы. Оказавшись в подобных условиях, человек мельчает, опускается, теряет духовные интересы, оказывается в плену собственного быта: крыжовника, щей, пирожков, бараньих котлет и чая с вареньем. Так живут целые поколения (вспомним портреты на стенах гостиной дома Алёхина; эти люди тоже когда-то здесь "пили чай"). Чехову не даёт покоя мысль о том, что человеку нужны "не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа", и он боится, что Алёхин, который в общем и целом симпатичен ему, пойдёт по пути Беликова и Николая Ивановича, найдя свой футляр в виде этой усадьбы, где он тяжко трудится, крутится, как белка в колесе, ничего больше не видит, а ему уже 40 лет. 3. Опишите жизнь Анны Алексеевны Луганович. Была ли она счастлива в браке? 4. Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев? 5. Какие сомнения одолевали Алёхина и Анну Алексеевну? Достойны ли герои осуждения за эти сомнения, или их можно понять? Корит ли себя Алёхин за то, что сомневался и колебался?
К какому выводу он приходит в конце рассказа? Как основная мысль этого рассказа перекликается с общей темой "маленькой трилогии"? Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном счастье и призвании. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно. Любовь главных героев возникает от неудовлетворенности и одиночества каждого в своем мире. Вывод: Человек, считает Чехов, не должен жить "в футляре", а "футляр" может принимать любую форму: в данном случае это "футляр" условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений и т.д.
Итак, вернёмся к таблице и заполним третью графу: (Слайд 13) "Человек в футляре" | "Крыжовник " | "О любви" | Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности. | Футляр-усадьба - идеал покоя, бездумного существования, крыжовник -символ плотского, физиологического счастья. | "Футляр" условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений. Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности. |
- Чем были сомнения для чеховских героев: мучением, которое привело к слабости и внутреннему разладу, или необходимым условием для развития, более глубокого понимания жизни и назначения человека для усовершенствования самого себя? (Ответы учащихся). На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Сомнения, бесспорно, для героев были мучительны. Но через эти мучения человек мыслящий и приходит к постижению своих собственных целей и смысла своего бытия. Даже если герои Чехова не знают, что делать им в этом мире, как действовать, они, благодаря этим сомнениям, уже не смогут стать воинствующими мещанами, для которых главное в жизни - это огород и крыжовник, и которые каждое слово изрекают как неоспоримую истину. Как вы считаете, можно ли разрушить «футляр»? Что для этого нужно сделать?
Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский) Итог урока. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока каждый из вас сделает выводы для себя. Жизнь бесценна, дается она всего лишь раз и нельзя загонять её в угол, в бессмысленный футляр сомнений. И помните, красота и любовь спасут мир! И в этом Антон Павлович Чехов, конечно же, с нами бы согласился. Спасибо вам всем, ребята, за работу. Оцените себя в листе самооценки. Домашнее задание. (Слайд 14) Написать сочинение-рассуждение - "Кто такие "футлярные люди" или «люди, проглядевшие свою жизнь»?
- Прочитать рассказ И. Бунина «Кавказ»
Приложение 1. ТЕСТ А1. Выберите, кто из героев лишний? - Пелагея
- Анна Алексеевна
- Бурмин
- Луганович
- Алехин
- Никанор
- Иван Иванович
А2. Почему служанка не вышла замуж за повара? - Она его не любила.
- Он был пьяница и буйного нрава.
- Она была влюблена в хозяина.
- Хозяева были против их брака.
А3. Какая «неоспоримая правда была сказана о любви»? - «Тайна сия великая есть».
- «Наслаждение сие великое есть».
- «Благо сие великое есть».
- «Наказание сие великое есть».
А4. Зачем в городе холостяки хотят в баню и в рестораны? - Помыться и поесть.
- Познакомиться с новыми людьми.
- Поговорить, излить душу.
А5. Кто главный герой, по его собственному мнению, по наклонностям? - Канцелярская крыса
- Кабинетный человек
- Птица вольная
- Ломовая лошадь
А6. Как главный герой решил возместить долг, который был на имении, куда он приехал? - Продать часть земли.
- Сдать в аренду соседям лес
- Работать в поле вместе с батраками.
- Удачно жениться и воспользоваться приданым невесты.
А7. Что решил регулярно делать главный герой, чтобы не утратить «культурные привычки»? - Читать классическую литературу.
- После завтрака и обеда пить кофе с ликерами.
- Раз в неделю обедать у соседей.
- Регулярно принимать у себя гостей.
- Читать на ночь «Вестник Европы».
А8. Как называлась деревня, куда приехал главный герой? - Софьино
- Марьино
- Переделкино
- Ясная Поляна
Приложение 2. ЛИСТ САМООЦЕНКИ Оценочный лист ученика _______ класса___________________________________ Тема урока __________________________________________________________ Дата проведения ______________________________________________________ Подведение итогов работы на уроке (оценивается каждый этап урока по 5-ти бальной системе) | Выполнение проверочной работы (укажите какой вид работы вы выбрали и оцените выполнение работы в соответствии со своими способностями/укажите полученную отметку в ходе выполнения задания) | Участие в постановке целей и задач урока | Участие в проблемном диалоге при усвоении новых знаний | Выполнение практической работы | Участие в подведении итогов |
|
|
|
|
|
Среднеарифметическая отметка____________ Мое отношение к уроку______________________________________________ __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
|