Методическая разработка урока по литературе в 8 классе . Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье
методическая разработка по литературе (8 класс)

Крюкова Людмила Владимировна

Данная разработка  урока по литературе в 8 классе продолжает цикл уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное  учреждение

«Хохольский лицей»

Хохольского муниципального района Воронежской области

Тема методической разработки:

«А.П.Чехов. Рассказ «О любви»

как история об упущенном счастье»»

8 класс

разработала:

 Крюкова Людмила Владимировна,

учитель русского языка

и литературы МБОУ «Хохольский лицей »

2021-2022 г

Цель: показать талант А. П. Чехова как юмориста и сатирика, раскрыть мастерство слова, детали, определить идейное содержание рассказа.

Задачи:

- показать талант А. П. Чехова как юмориста и сатирика;

- научить видеть красоту и меткость чеховского слова:

-  формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; навык анализа художественного произведения;

- выяснить особенности стиля А.П.Чехова;

- воспитать внимательное отношение к художественному слову, к классической литературе.

Планируемые результаты:

Познавательные: уметь анализировать, синтезировать полученную информацию для составления ответа, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения, смысловое чтение текста (с выделением смысловой, подтекстовой информации).

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: изложение своего мнения в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами; осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные: аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценностиосознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Технологии: технология развития критического мышления

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Приветствие.
  2. Мотивация, самоопределение к учебной деятельности.

На доске написан  эпиграф:

«Они смешные, но не веселые»

(А.П.Чехов).

   - Ребята, посмотрите на этот эпиграф. Каждый год, изучая творчество А.П. Чехова, мы с вами определяем смысл этой фразы? Что хотел сказать Чехов о своих рассказах?

- А сейчас мы с вами поработаем в группах.(на 4 группы по времени года- дню рождениию)

- Три группы получают ваши рецепты, которые были написаны в 5-7 классах, вспомните, каких героев «лечил в своих рассказах Чехов, какое лекарство он им приписывал?»

- четвёртая группа – самая малочисленная – эксперты, они оценивают ваши ответы, вспоминая вместе с вам этот материал.

-Итак, материал мы с вами вспомнили, действительно, трудно определить, кем больше был этот удивительный человек – врачом или писателем? В конце урока мы вернёмся к этому вопросу и ответим на него.

3. Работа по теме урока

- А сегодня у нас  с вами ещё один больной . И вы сегодня решите, чем же он болен, поставив ему диагноз и выписав рецепт.

 Сегодня в центре нашего внимания один из рассказов этой трилогии - рассказ «О любви». «Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность», - сказал о Чехове И.А.Бунин. Так ли это? Попробуем убедиться в этом, поговорив о рассказе. Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа. Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

2.  Сначала несколько слов об истории его создания. Наиболее важные тезисы я бы, ребята,  попросила вас записывать (рассказывает подготовленный ученик)

Рассказ ученика .Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой. Рассказ ей просто пронзил сердце – когда читала его впервые, то «тяжелые капли слез стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение», - вспоминала Лидия Алексеевна.

А.П.Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь. Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь. Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть» - писал Чехов.

Но герой может устрашиться этого чувства, испугаться внезапного превращения знакомого  и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и от самого себя.

Само течение жизни  в чеховском мире противостоит любви: это жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт и в рассказе «О любви»

- Ребята, а вам интересно было читать этот рассказ? О чем вы задумались, прочитав его? - Кто является рассказчиком и героем в рассказе?

- Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»? Как автор относится к герою?

- Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тревожили его? (

-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?

- Какова судьба их взаимного чувства?

Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном счастье и призвании. В чем проявляется неумение современных молодых людей жить и ненормальность самой жизни? Докажите это.

-        Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

-        Какое значение имеют картины природы в рассказе?

-        Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

- В этом учебном году вам уже приходилось читать о любви. Какое это было произведение? ( «После бала» Л.Н.Толстого) Что их объединяет? (Тема любви, но только герои этих произведений испугались этого чувства и не стали счастливыми)

- Наши герои полюбили друг друга. В чем они похожи? Что натолкнуло их к этой любви? (Одиночество, неудовлетворенность жизнью)

- Почему, по-вашему, герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? ( С одной стороны, страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой – это новая форма футляра в человеческой жизни. С другой стороны – герои осознали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в обществе как высшие ценности)

- Как автор относится к своим героям? (Он романтизирует отношения героев, рисует с теплым чувством, приглашает нас к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне)

- Культура 19-начала 20 века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности. Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла! Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией  к рассказу А.П.Чехова?

4.Работа по группам

 По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа ( на экране).

img1.gif (8395 bytes)

5. Творческое задание

– Так какой же диагноз вы поставите главным героям этого рассказа?

- А какой путь лечения?

- Посмотрите , ребята, у нас целая картотека больных, что их объединяет?

- Совершенно верно, А.П. Чехов в своём творчестве боролся с человеческими недостатками, призывая людей бороться с ними, не успокаиваться, не останавливаться на месте.

6. Подведение итогов. Домашнее задание. Напишите ответ на вопрос:  «Мой совет героям рассказа»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...