Планирование уроков литературы в 9 классе ФГОС (по программе В.Я. Коровиной)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Содержание планирования: описание места учебного предмета, курса в учебном плане, формы контроля знаний учащихся, контрольно-измерительные материалы, содержание тем учебного курса,тематическое планирование, календарно-тематическое планирование,требования к результатам освоения девятиклассниками программы,используемая литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_9_liter.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (9 класс).
Программа обучения в 9 классе рассчитана на 102 часа учебного времени (из расчёта 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недель). Объём учебной нагрузки, отведённый на освоение рабочей программы определён учебным планом ГБОУ ООШ пос. Шумовский и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, которое решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Количество тем: 8
Формы контроля знаний учащихся 9 класса:
Вид контроля. | Общее количество за год. |
Контрольное тестирование. | 6 |
Сочинение. | 4 |
Отзыв на прочитанную книгу. | 9 |
Контрольная работа. | 3 |
Контроль техники чтения. | 3 |
Внеклассное чтение. | 6 |
Контрольно-измерительные материалы (9 класс)
Тестирование по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
1.«Евгений Онегин» - произведение
а) реалистическое б) романтическое
в) соединяет в себе черты обоих методов
2.Евгений Онегин-это герой
а) положительный б) отрицательный в) нельзя сказать однозначно.
3.Как сам Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения?
а) «даль свободного романа» б) «собранье пестрых глав» в) и так, и так.
4.Чей портрет висел в деревенском кабинете Онегина?
а) Александра 1 б) Наполеона в) Байрона.
5.Какое значение имеет образ Онегина, являющегося Татьяне во сне?
а) воплощает ее представления об Онегине как о демоническом герое,
б) предсказывает смерть Ленского от руки Онегина,
в) выражает авторскую иронию по поводу суеверия Татьяны.
6. Почему в конце романа Татьяна отказывает Онегину, хотя продолжает его любить?
а) чтобы наказать его за жестокую холодность,
б) потому что с точки зрения ее нравственности узы священного брака нерушимы,
в) потому что она не может и не хочет строить свое счастье на несчастье другого человека.
7.Как вы полагаете, искренно ли чувство любви Онегина к Татьяне и его перерождение?
а) да, потому что он серьезно страдает,
б) нет, потому что его привлекла не «смиренная девочка», а лишь блистательная дама,
в) в чувстве Онегина наполовину искренности и любви, а наполовину тщеславия.
8.Какая проблема была для Пушкина более важной в романе?
а) проблема социальной свободы,
б) проблема воспитания дворянской молодежи, политическая проблематика.
9. Для чего Пушкин вводит в роман зеркальную композицию ( две любви, два письма, две отповеди и т.д.)?
а) чтобы унизить Онегина и возвысить Татьяну,
б) чтобы показать, что все люди подчинены единым психологическим законам,
в) чтобы показать нравственное и духовное возрождение Онегина.
10. Чем различались круг чтения Онегина и круг чтения Татьяны?
а) ничем,
б) Татьяна читала писателей-сентименталистов, а Онегин - романтиков,
в) Татьяна читала любовную литературу, Онегин – философскую.
11. Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?
а) потому что отражает характерные черты своей эпохи,
б) потому что допускает различные интерпретации своего смысла,
в) потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века.
Ответы:
1а. 2в. 3в. 4в. 5а,б,в.6б,в.7а,в. 8б. 9б,в.10б,в.11в,б.
Итоговая контрольная работа по роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1.Каждая повесть романа Лермонтова «Герой нашего времени» опиралась на определенную литературную традицию. Соотнесите повесть и литературный жанр, которому она соответствует.
1. «Бела» | а) фантастическая проза |
2. «Тамань» | б) светская повесть |
3. «Княжна Мери» | в) романтическая новелла о любви |
4. «Фаталист» | г) авантюрная новелла |
2. В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит песня:
Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.
а) «Бэла» б) «Княжна Мэри» в) «Тамань» г) «Фаталист»
3. Что больше всего поражает Максима Максимыча в характере Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
а) Легкомыслие и безответственность. б) Противоречивость и странность.
в) Смелость и бесшабашность г) Равнодушие и душевная чёрствость.
4. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»?
а) Грушницкого; б) Печорина; в) Вулича.
5. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
а) Грушницкий; б) Печорин; в) Вернер.
6. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит:
«…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?
а) Грушницкого; б) Вулича; в) Вернера.
7. Кто такой Вернер?
а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг Грушницкого.
8. Действие в повести «Княжна Мери» происходит...
а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.
9. Что говорит Печорин Мери при расставании?
а) «я вас не любил»; б) «мне с вами скучно»; в) «я над вами смеялся».
10. Что понял Печорин после расставания с Верой?
а) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце;
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.
11. С кем сравнивает себя Печорин?
а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига;
б) с птицей, парящей в вышине; в) с героем романа.
12. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
а) он никого не любил; б) он ничем не жертвовал ради любимых;
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.
13. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?
а) жизнь ему надоела, жизнь скучна. б) по малодушию;
в) он понял, что не нашел и не найдёт своего предназначения в жизни.
14. Печорин – герой:
а) положительный; б) отрицательный; в) нельзя сказать однозначно.
15. Кому принадлежат слова:
«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?
а) Печорину, б) Грушницкому, в) Вернеру.
16. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя:
а) осуждает; б) анализирует; в) защищает.
17. Укажите проблему, которой нет а романе:
а) проблема отцов и детей; б) проблема положительного героя;
в) проблема дружбы и любви; г) проблема смысла жизни.
18. Чем является роман «Герой нашего времени» по авторскому определению:
а) историей любви; б) историей жизни; в) историей души человеческой.
19. Соотнесите героя и обстоятельства, при которых персонаж умирает.
1. О смерти не сообщается | А) Печорин |
2. Убит на дуэли | Б) Максим Максимыч |
3. Зарублен пьяным казаком | В) Грушницкий |
4. Умер по дороге из Персии | Г) Вулич |
20. Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.
1. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…» | А) Печорин |
2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…» | Б) Максим Максимыч |
3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием». | В) Грушницкий |
4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…» | Г) Вернер |
5. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен» | Д) Вулич |
21. Соотнесите портрет и героиню, которой он соответствует.
1. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…» | А) Бела |
2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…» | Б) Мери |
3. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…» | В) Вера |
4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках». | Г) ундина |
22. Соотнесите характеристику и героя, которому она соответствует.
1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая. | А) Бела |
2.Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая | Б) Мери |
3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Скептик и пессимист, честный и прямой. | В) Грушницкий |
4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый. | Г) Максим Максимыч |
5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и золотое сердце», мужественный и верноподданный. | Д) доктор Вернер |
23. Дайте развёрнутый ответ: "В чём трагичность судьбы Печорина?"
Тестирование по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
1. «Мёртвые души» написал: А) Гоголь Б) Пушкин В) Лермонтов
2. «Мёртвые души»: А) роман Б) повесть В) поэма
3. Действие происходит:
А) в Москве Б) Петербурге В) в губернском городе
4. Центральное место в произведении занимают
А) главы о Чичикове Б) главы о помещиках В) главы о чиновниках
5. Слуги Чичикова:
А) Осип и Матвей Б) Венедикт и Ерофей В) Селифан и Петрушка
6. Соотнесите порядок глав:
А) о Коробочке 1
Б) о Манилове 2
В) о Собакевиче 3
Г) о Плюшкине 4
Д) о Ноздреве 5
7. Любимое выражение Манилова:
А) «Майский день, именины сердца» Б) «Забавненько, забавненько!»
В) «Пошли все вон!»
8. Имена сыновей Манилова:
А) Евклид и Демосфен Б) Мефистоклюс и Алкид В) Арчибальд и Диоген
9. На сон грядущий Коробочка предложила Чичикову
А) попить чаю Б) почитать книгу В) почесать пятки
10. Почему скупая Коробочка так сытно угощает Чичикова:
А) он приглянулся ей как жених Б) чтобы задобрить как будущего покупателя
В) боится, что он расскажет в городе о ее скупости
11. Характеристика Ноздрева:
А) мот, шулер, жулик, обманщик Б) обычный хозяйственный, прижимистый помещик
В) фантазер, мечтатель, весельчак
12. Собакевич
А) долго не понимает, что предлагает ему Чичиков, потом отдает мертвых душ даром
Б) поднимает скандал и грозит Чичикову разоблачением
В) с полуслова понимает и долго торгуется
13. Клички Плюшкина:
А) «заплатанный» и «рыболов» Б) «заплатанный» и «жила» В) «рыболов» и «оборванец»
14. Больше всех Плюшкин не любил
А) чиновников Б) военных В) полицейских
15. Плюшкин предлагает Чичикову
А) ликерчик и остатки кулича Б) ликерчик и куриное крылышко В) сухарь и водку
16. В наследство Чичикову Плюшкин хочет оставить
А) серебряные вилки Б) часы В) ларчик
17. Чиновники слушают историю
А) о майоре Рублеве Б) о капитане Копейкине В) о капитане Иванове
18. Этапы жизни Чичикова:
А) училище, служба в казенной палате, служба в строительной комиссии, служба в таможне, идея покупки мертвых душ
Б) училище, служба в казенной палате, служба в таможне, идея покупки мертвых душ
В) училище, служба в строительной комиссии, служба в таможне, идея покупки мертвых душ
19. В финале
А) Чичикова арестовывают
Б) Чичиков тайно уезжает из города
В) Чичиков вынужден жениться на дочке губернатора
Итоговый контрольный тест по русской литературе 18 - 19 века
1. Пафос этого художественного направления связан с абсолютной свободой личности. В центре мира стоит человек, окруженный враждебной действительностью. Основной конфликт - конфликт между обществом и личностью.
а) реализм б) романтизм в) сентиментализм г) символизм
2. Кто ввел романтизм в русскую литературу?
а) А. С. Грибоедов б) А. С. Пушкин в) В. А. Жуковский
3. Назовите родоначальника сентиментализма в русской литературе?
а) Н. М. Карамзин б) А. С. Пушкин в) В. А. Жуковский
4. Укажите первое стихотворение В.А. Жуковского, которое принесло ему известность.
а) "Море" б) "Сельское кладбище" в) "Певец во стане русских воинов"
5. Опpеделите вид жанpа: "Лиpо-эпическое пpоизведение с остpым, напpяженным, дpаматическим, большей частью фантастическим сюжетом, котоpое pассказывает о поpажении или победе человека пpи его столкновении с судьбой".
а) трагедия б) ода в) баллада
6. Как называется лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
а) элегия б) баллада в) ода
7. Укажите литературные направления, которые проявились в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
а) Классицизм, сентиментализм, реализм б) классицизм, романтизм, реализм
в) сентиментализм, реализм, романтизм
8. Какое стихотворение отразило мысли А.С. Пушкина о добре и зле, о власти и человеке, о вмешательстве человека в жизнь природы, о познании им разрушительной силы, ведущей к обострению конфликтов между людьми и гибели человечества?
а) "Анчар" б) "Памятник" В) "Пророк"
9. Какое художественное направление характерно для лирики М.Ю. Лермонтова?
а) реализм б) романтизм в) сентиментализм г) символизм
10. Какое произведение А.С.Пушкина не относится к южным романтическим поэмам:
а) «Медный всадник», б) «Цыганы», в) «Братья – разбойники»?
12. Назовите первую поэму Пушкина.
1) «Кавказский пленник», 3) «Медный всадник»,
2) «Руслан и Людмила», 4) «Полтава».
13. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
а) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм
б) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм
в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
г) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм
14. Как определил ФА/. Достоевский жанр «Белых ночей»:
1) повесть; 2) роман; 3) поэма в прозе; 4) сентиментальный роман?
15. Кто был автором "Сказок для детей изрядного возраста"?
а) А. Н. Островский б) Ф. М. Достоевский В) М. Е. Салтыков - Щедрин
16. Какая из этих поэм написана не Пушкиным?
А) «Кавказский пленник» Б) «Демон» В) «Бахчисарайский фонтан»
17. Что такое «онегинская строфа»:
а)Строфа из 14 стихов, с оригинальной рифмовкой: перекрёстная, парная, опоясывающая, рифмующееся двустишие. Каждая строфа – законченная картина.
б) Строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.
в) Строфа из 16 строк, разделённая на 4 четверостишия.
18. В лирике М.Ю.Лермонтова более 30 мотивов, в них основной:
а) одиночество; б) любовь; в) дружба.
19. Отметьте фамилию автора, которая не является псевдонимом:
а) М. Горький б) А. А. Фет в) А. П. Чехов
20. Какое из произведений курса литературы 9 класса особенно запомнилось и понравилось?
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы после дующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (12 ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Николай Михайлович Карамзин. Слово писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (34 ч.)
Понятие о романтизме. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше го времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёртвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
ИЗ ПОЭЗИИ XIX-XX ВЕКОВ (18 ч.)
Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалёка...», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (10 ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.)
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе. 9 класс
Всего: 102 часа
3ч. в неделю
№ | Раздел, тема | Кол-во часов. | Кол-во практических работ |
I. | Литература как словесное искусство и как учебный предмет. | 1 | - |
II. | Древнерусская литература. | 5 | К/тестир.- 1 |
III. | Литература 18 века. | 12 | Отзыв на книгу -1 Техника чтения-1 Внекл. чт.-1 К/тестир.- 1 |
IV. | Русская литература 19 века. | 34 | Отзыв на книгу -4 Соч.-3 К/раб-1 Внекл. чт.-2 К/тестир.- 2 К/работа - 1 |
V. | Из поэзии 19 века. | 18 | Отзыв на книгу-2 Техника чтения-1 К/тестир.- 1 К/работа - 1 |
VI. | Русская литература 20 века. | 10 | Соч.-1 Внекл. чт.-2 К/тестир.- 1 |
VII. | Русская поэзия 20 века. | 16 | Техника чтения-1 Отзыв на книгу-1 К/работа - 1 |
VIII. | Из зарубежной литературы. | 6 | Внекл. чт.-1 Отзыв на книгу-1 |
Требования к результатам освоения девятиклассниками программы
по литературе
Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Используемая литература:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2017;
2. Золотарёва И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., М.: Просвещение, 2015;
3. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 9 класс, изд.4-е перераб. и доп.-М.: ВАКО, 2008.-416 с.;
4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2010;
5. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2015;
6. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С. Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2014;
7. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2012.
Материалы для контроля:
1. Н.М. Миронова: Тесты по Литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 8 класс». Экзамен, 2013;
2. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Айрис, 2013.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
5. http://www.fplib.ru/ Русская поэзия XIX и XX веков;
6. http://litera.edu.ru/ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала;
7. http://metlit.nm.ru/ Методика преподавания литературы;
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
в 9 классе.
3 часа в неделю
Всего 102 часа
№ | Раздел. Тема урока. | Кол- во часов. | Сроки |
I. | Введение. | 1 ч. | |
1. | Литература как словесное искусство и как учебный предмет. | 1 | |
II. | Древнерусская литература. | 5 ч. | |
2. | Самобытный характер древнерусской литературы. | 1 | |
3. | Богатство и разнообразие жанров древнерусской литературы. | 1 | |
4. | «Слово о полку Игореве». Художественные особенности памятника. | 1 | |
5. | Значение символов в «Слове…». | 1 | |
6. | Язык «Слова…». Плач Ярославны. | 1 | |
III. | Литература 18 века. | 12 ч. | |
7. | Общая характеристика русской литературы 18 века. | 1 | |
8. | Гражданский пафос русского классицизма. | 1 | |
9. | Михаил Васильевич Ломоносов. Краткие сведения из биографии. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского языка. | 1 | |
10. | Прославление России, мира, науки и просвещения в стихотворениях Ломоносова. | 1 | |
11. | «Ода на день восшествия». Преданность и патриотизм русского народа. | 1 | |
12. | Гавриил Романович Державин. Краткая биографическая справка. «Властителям и судьям». Обличие несправедливости. | 1 | |
13. | Взгляды автора на поэтов и поэзию в стихотворениях «Памятник», «Снегирь» и др. | 1 | |
14. | Денис Иванович Фонвизин как основоположник сатирического направления в русской драматургии. | 1 | |
15. | Сатирическая направленность комедии «Недоросль». | 1 | |
16. | Николай Михайлович Карамзин. Краткие биографические сведения. Обращение писателя к жизни простых, незнатных людей. | 1 | |
17. | «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | |
18. | Внекл. чтение. Д.И. Фонвизин «Бригадир», стихотворения М.В. Ломоносова, Баратынского. | 1 | |
IV. | Русская литература 19 века. | 34 ч. | |
19. | Понятие о романтизме. | 1 | |
20. | Поэты начала 19 века В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, К.Н. Батюшков и др. | 1 | |
21. | Александр Сергеевич Грибоедов. «Горе от ума» - «картина нравов, галерея живых типов». | 1 | |
22. | Обзор содержания. Общечеловеческий смысл комедии. | 1 | |
23. | Широкий обобщающий смысл главных образов. | 1 | |
24. | Острая сатира в комедии и меткий афористический язык. | 1 | |
25. | И.А. Гончаров «Миллион терзаний». Анализ статьи. | 1 | |
26, 27. | Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 2 | |
28. | Александр Сергеевич Пушкин. Краткие биографические сведения. | 1 | |
29. | Основные мотивы лирики Пушкина. Анализ стихотворений «Признание», «Цветок», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» и др. | 1 | |
30. | Роман в стихах «Евгений Онегин». Сюжет романа. | 1 | |
31. | Образы главных героев романа. | 1 | |
32. | Одухотворенность, чувство любви, чистота в произведении. | 1 | |
33. | «Онегинская строфа». Образ автора. | 1 | |
34. | Единство эпического и лирического начал. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | |
35. | Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткие биографические данные. | 1 | |
36. | Основные мотивы лирики Лермонтова. Тема любви и гармонии, поэта и поэзии. | 1 | |
37. | Патриотизм, темы вольности и протеста, чувство тоски в стихотворениях поэта. | 1 | |
38. | «Герой нашего времени» - первый социально-психологический роман в русской литературе. Из истории создания романа. | 1 | |
39. | Главные и второстепенные герои. | 1 | |
40. | Сложность композиции. | 1 | |
41. | Роль сюжета в раскрытии характера главного героя. | 1 | |
42, 43. | Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 2 | |
44. | Николай Васильевич Гоголь. Знакомство с биографическими сведениями писателя. | 1 | |
45. | Обзор содержания «Мертвых душ». Смысл названия. | 1 | |
46. | Особенности жанра и композиции. | 1 | |
47. | Обобщающее значение образов-персонажей. | 1 | |
48. | «Живая» Русь в поэме. | 1 | |
49. | Единство сатирического и лирического начал. | 1 | |
50, 51. | Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 2 | |
52. | Внекл. чтение. Стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, повести Н.В. Гоголя. | 1 | |
V. | Из поэзии 19 века. | 18 ч. | |
53. | Глубокие философские раздумья в стихотворениях Фёдора Ивановича Тютчева. | 1 | |
54. | Взаимосвязь темы природы и мира человека в лирике Афанасия Афанасьевича Фета. | 1 | |
55. | Жизнь, творчество Николая Алексеевича Некрасова. | 1 | |
56. | Мотивы народной песни в лирике Некрасова. | 1 | |
57. | Отражение противоречий эпохи в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | |
58. | Мастерство поэта в изображении народной жизни. | 1 | |
59. | Многообразие крестьянских типов, сатирические образы помещиков. | 1 | |
60. | Проблемы счастья, долга, смысла жизни. | 1 | |
61. | Внекл.чтение. М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» (главы). | 1 | |
62. | Краткие биографические сведения Ивана Сергеевича Тургенева. Обзор содержания повести «Первая любовь». | 1 | |
63. | Нравственная проблематика повести. | 1 | |
64. | Герои повести. Стиль писателя. | 1 | |
65. | Творчество Льва Николаевича Толстого. Автобиографическая трилогия «Юность» (главы). | 1 | |
66. | Герои трилогии. Проблема юношеской дружбы. | 1 | |
67. | «Диалектика души» героев Толстого. | 1 | |
68. | Жизнь, творчество Антона Павловича Чехова. Мастерство короткого водевиля. | 1 | |
69. | Смешное и грустное в водевиле «Медведь». | 1 | |
70. | Внекл.чтение. Рассказы о любви А.П. Чехова. | 1 | |
VI. | Русская литература 20 века. | 10 ч. | |
71. | Краткие биографические сведения Ивана Александровича Бунина. Особенности бунинского рассказа. | 1 | |
72. | Рассказ Бунина «Чистый понедельник». Мастерство писателя-стилиста. | 1 | |
73. | Жизнь и творчество Максима Горького. Художественные особенности трилогии «Мои университеты». | 1 | |
74. | Герой повести. Его судьба. | 1 | |
75. | Михаил Александрович Шолохов. Биографические сведения о писателе. | 1 | |
76. | Тема войны и подвига человека на войне в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». | 1 | |
77. | Сатира как вид искусства. Расцвет научной фантастики. | 1 | |
78. | Михаил Афанасьевич Булгаков «Похождения Чичикова». Фантастика, сатира и глубокий психологизм рассказа. | 1 | |
79. | Связь с русской классической литературой. | 1 | |
80. | Внекл. чтение. Сатирические произведения Н. Тэффи, М. Зощенко, И. Ильфа, Е. Петрова. | 1 | |
VII. | Русская поэзия 20 века. | 16 ч. | |
81. | Стихотворения Александра Александровича Блока. Трагедия поэта в «страшном мире». Музыкальность стиха. | 1 | |
82. | Сергей Александрович Есенин. Краткие биографические сведения. Тема любви в лирике поэта. | 1 | |
83. | Народно – поэтическая традиция в стихах Есенина. Тема Родины и родной природы. | 1 | |
84, 85. | Сочинение по творчеству Сергея Есенина. | 2 | |
86. | Жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского. Новаторство стиха и языка. | 1 | |
87. | Сатирические произведения Маяковского. Сочетание лирики и сатиры. | 1 | |
88. | Марина Ивановна Цветаева. Краткие биографические сведения. Своеобразие поэтического стиля. | 1 | |
89. | Любовь, верность высоким идеалам, Родина, творчество – важнейшие темы стихотворений Цветаевой. | 1 | |
90. | Стихотворения о человеке и природе Николая Заболоцкого. | 1 | |
91. | Трагическая судьба Анны Андреевны Ахматовой. Стихотворения из книги «Вечер». Особенности стиха. | 1 | |
92. | Патриотические мотивы и тема творчества в лирике Ахматовой. | 1 | |
93. | Краткие биографические сведения Александра Трифоновича Твардовского. Стихи о Родине и о природе. Поэма «Страна Муравия». | 1 | |
94. | Произведения русских поэтов второй половины 20 века Н. Рубцова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского и др. | 1 | |
95. | Внекл.чтение. Стихотворения М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н. Рубцова и др. | 1 | |
96. | Итоговый контрольный тест по произведениям 18-19 века. | 1 | |
VIII. | Из зарубежной литературы. | 6 ч. | |
97. | Основные черты эпохи Возрождения. | 1 | |
98. | Жизненный и творческий путь У. Шекспира. Проблема смысла жизни, идеал человечности в трагедии У. Шекспира «Гамлет». | 1 | |
99. | «Мещанин во дворянстве» - своеобразное, яркое произведение Мольера (сцены). | 1 | |
100. | Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери». Смелость и правдивость в постановке острых социальных и нравственных проблем. | 1 | |
101. | Внекл.чтение. Стихотворения Д.Г. Байрона, Оноре де Бальзак «Евгения Гранде», сонеты У. Шекспира. | 1 | |
102. | Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст». Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по литературе 5 класс ФГОС по программе Г. Меркина
Тематическое планирование содержит темы уроков, планируемые результаты ( предметные, метопредметные, личностные), систему контроля....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 9 класса ФГОС по программе В.Я.Коровиной
КТП по литературе для 9 класса составлено из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 8 класса ФГОС по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа для учителей литературы...
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. ФГОС. 70 часов. Программа под редакцией В.Я.Коровиной
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. ФГОС. 70 часов. Программа под редакцией В.Я.Коровиной...
Тематическое планирование по литературе. 7 класс. ФГОС. (В.Я. Коровина и др.).
Тематическое планирование по литературе для 7 класса составлено на основе:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации...
Тематическое планирование по литературе. 5 класс. ФГОС. (В.Я. Коровина и др.).
Тематическое планирование по литературе для 5 класса составлено на основе:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации...