Нравственные ценности сказки А. де Сент–Экзюпери «Маленький принц»
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Фролова Светлана Валентиновна

Первый из двух уроков по сказке А. де Сент–Экзюпери «Маленький принц» . На уроке учащиеся знакомятся с  фактами жизни и творчества писателя, особенностями  литературного жанра сказки, знакомятся со способом анализа художественного произведения,  учатся определять нравственно-смысловое содержание произведения . Урок посвящен анализу нравственных уроков, которые извлекает Маленький принц , посещая маленькие планеты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственные ценности сказки А. де Сент–Экзюпери «Маленький принц»  

Цель

обучающий аспект: 

- знать факты жизни и творчества писателя, особенности   литературного жанра сказки (познавательные универсальные  учебные действия);

- познакомиться со способом анализа художественного произведения (познавательные универсальные  учебные действия);

- учить определять нравственно-смысловое содержание произведения (познавательные универсальные  учебные действия);

развивающий аспект:

 - развивать мышление при анализе текста  философской  сказки  как литературного жанра  (познавательные  универсальные  учебные действия);

- развивать монологическую речь (коммуникативные универсальные  учебные действия);

воспитывающий аспект: 

- воспитывать  нравственные качества: доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом (личностные универсальные  учебные действия);

- воспитывать культуру организации своей деятельности (регулятивные универсальные  учебные действия).

Тип урока: урок изучения нового.

Ход урока

1. Звучит песня М.Таривердиева на слова Н.Добронравова «Маленький принц».

2. Слово учителя.

Слайд 1

 – Добрый день!

Сегодня нас ждет удивительная встреча. Мы познакомимся со сказкой, которая переведена на 118 языков и по праву считается одной из самых читаемых книг на свете.

Записали тему в тетрадь.

 «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – сказка для взрослых, которые не забыли своего детства, и для детей, которым неминуемо предстоит войти в мир взрослых.

Эта мудрая сказка живёт на свете уже много-много лет, мудрая потому, что приглашает нас к размышлению.

Наша цель проанализировать, т. е. детально рассмотреть это произведение с позиции понимания личности автора, темы, жанра, основной идеи произведения, героев и понимания авторской позиции.

3. Биография Экзюпери.

Безусловно, говоря о самой сказке, нельзя сказать несколько слов о её авторе.

- Внимательно прослушайте сообщение учащегося и назовите те черты, которые характеризуют Экзюпери как яркую личность и человека.

Антуан родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис.

Человек необычайно яркой одарённости, он увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле.

Он стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.

Для меня писать и летать – одно и тоже. Главное – действовать, главное – найти себя. Авиатор и писатель сливаются: оба в равной мере познают мир.                           Сент- Экзюпери

С первых дней второй мировой войны Сент-Экзюпери сражался с нацистами. "Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью... В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места... Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям", - писал Сент-Экзюпери.

31 июля 1944 года отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет — и не вернулся.

Ответы учащихся.

- Охарактеризуйте, каким человеком был Экзюпери.

Экзюпери - ………..

4. Учитель.

Сказка “Маленький принц” была написана Сент-Экзюпери в 1943 году, в период  жесточайших боёв 2 мировой войны. 

- Как вы думаете, почему в такое трудное, жестокое время из- под пера писателя выходит сказка?

(Война – порождение человеческих пороков. А.де Сент-Экзюпери поднимается над пороками. Он пишет о вечных истинах, взывает к Мудрости человеческой.В  тяжелые годы войны светлая  сказка “Маленький принц»  стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье.) 

- О чём это произведение? Постарайтесь в одном предложении сформулировать тему. (о Маленьком принце и его путешествии по планетам)

- Каков жанр произведения? (сказка) 

- В чём особенность этого жанра?  (сказка учит, есть мораль, фантастика)

 Работа учащихся с определением.

- Произведение Экзюпери называют философской сказкой.

Философия - система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.

Философская сказка – произведение, в котором через  метафоры и символы автор высказывает свой, взгляд  на мир и на место в нём человека. В основе этой системы лежит нравственность и ценности..

Автор размышляет в сказке о том,  что ценно для человека. Какие нравственные уроки  извлекает для себя человек, столкнувшись с тем или иным явлением. Ценности – то, что важно, что имеет значение. Ценности нужно разделить на истинные и  мнимые.
Истинные ценности те, которые делают человека и мир лучше. Ценности, разрушающие человека мир – мнимые.

Нравственные уроки  - те  правила поведения, которыми руководствуется человек в жизни. Нравственные уроки – те идеи, которые вложил в своё произведение Экзюпери.

- Давайте обратимся к самой сказке и попробуем проанализировать её, исходя из системы образов и их взаимосвязи.

«Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…».

Его родная планета вся-то величиной с дом!...
У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид В-612».

Так писал Экзюпери о своём герое.

- Каким предстает перед нами Маленький принц при первом знакомстве? Расскажите о Маленьком принце и его планете.

(Маленький принц живет один на маленькой планете, на которой нет ничего, кроме вулканов. Маленький принц постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, так как из космоса может залететь семя баобаба, прорасти и разорвать планету на части. Единственное развлечение Маленького принца – смотреть на закат солнца.)

- Можно ли сказать, что Маленький принц был трудолюбивым?

Трудолюбие относится к каким ценностям? (истинным)

Давайте прослушаем небольшой фрагмент текста и вы ответите на вопрос:

- Какое правило было у Маленького принца? “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”, – сказал Маленький принц.

-Можем ли мы взять эти слова Маленького принца в качестве нравственного урока?

Почему автор нас предостерегает от баобабов? Чем они опасны? Почему Маленький принц говорит о борьбе с баобабами? Сказка – философское произведение. Символом чего являются в сказке баобабы?

(Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Экзюпери говорит нам о том, что, если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это потом можно дорого поплатиться. Чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться.)

- Что можно сказать о его жизни, была ли она интересной?  Как он себя чувствует?  (одиноким)

Откуда мы понимаем, что жизнь Маленького принца  была печальна и однообразна ( Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом.)

В какой момент жизнь Маленького принца изменилась? (Маленький принц был одинок, пока не его планете не появился цветок, прекрасный и благоуханный. )

- Как ведет себя роза?  

( Роза кокетлива. Она постоянно переводит разговор на свою особу.Она капризна. Заставляет Маленького принца то надевать на неё колпак, то закрывать ширмой.

 Она обидчива. Роза обиделась, когда Маленький принц назвал её травой, когда он усомнился, что её шипы могут защитить её от когтей тигров.

- Почему она себя так ведёт? (Роза вела себя так для того, чтобы привлечь внимание Маленького принца. Она его любила, но была гордым цветком и не хотела признаваться в своём чувстве!)

- Понимает ли это Маленький принц?

– Почему Маленький принц отправляется путешествовать?

(Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь.)

Прочитайте фрагмент, где роза признаётся в своём чувстве к Маленькому принцу. (с. 264)

- Любовь – это ценность? Какая?

- Какой нравственный урок позднее извлёк для себя Маленький принц, размышляя о розе?

(с. 262. Надо… судить не по словам, а по делам)

«Маленький принц и обитатели астероидов»

- Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, которые имеют общие черты:

- нет названия;

- очень маленькие;

       - живёт один человек; и этот человек – взрослый.

На ваших столах лежат листы с заданиями.. Определите,  какова главная ценность для обитателя планеты?

Какой нравственный урок вынес Маленький принц из посещения каждой планеты?

В табличку вы должны записать определить ценность и сформулировать, какой урок выносит для себя Маленький принц после посещения планеты.

Работаете в парах. Вам нужно найти ответы.    Время работы ограничено – 3, 5 минуты. Критерии, по которым мы будем оценивать: 1) полнота ответа,

2) Культура речи.

Учащиеся работают. В это время звучит песня Дольского.

 Работа закончена. Слушаем выступление, потом кто-то оценит: 2 звезды (2 балла - отлично, 1 звезда – хорошо, были ошибки, нет звезды – ответ слабый, много речевых ошибок).

Проверяем.
1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)

1-я планета - планета короля. 1. Чем занимался король? 2. Чего он хотел? 3. Что, кроме этого, его интересовало? 4.Что  представляет для него ценность? 5) Какой урок вынес Маленький принц после посещения планеты? Какая мысль появляется у Маленького принца  при расставании?

На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Для короля ценна власть.

– Кого надо судить, если на планете живёт только король?

Что трудно сделать по отношению к самому себе? Найдите фразу из книги.

 «Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

  Урок: «...суди сам себя»  С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди.

Ответ: Планета Честолюбца.

 2-я планета – планета честолюбца. 1. Чем занимался честолюбец? 2. Чего он хотел? 3. Что, кроме этого, его интересовало? 4. Что  представляет для него ценность? 5. Какой урок вынес Маленький принц после посещения планеты? 6. Какая мысль появляется у Маленького принца  при расставании?

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.
Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек. Для честолюбца ценность – слава, почитание.

– Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей.

(Цитата из текста……

Урок: «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»)

3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга.

  Планета Пьяницы

3-я планета – планета пьяницы. 1.Чем занимался пьяница? 2. Чего он хотел? 3. Что, кроме этого, его интересовало? 4. Что  представляет для него ценность? 5. Какой урок вынес Маленький принц после посещения планеты? 6. Какая мысль появляется у Маленького принца  при расставании?

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга своего пристрастия. Для пьяницы ценность - спиртные напитки.

Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

  Урок: найди в себе силы изменить себя.

4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ

Планета Делового человека

4-я планета –планета делового человека. 1. Чем занимался деловой человек? 2. Чего он хотел? 3. Что, кроме этого, его интересовало? 4. Что  представляет для него ценность? 5. Какой урок вынес Маленький принц после посещения планеты? 6. Какая мысль появляется у Маленького принца  при расставании?

Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчётом звезд. Он пытается превратить необозримую красоту Вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф. Для делового человека ценность – богатство.

 – Какой урок вынес Маленький принц?

  Урок: если для человека  главное богатство, его жизнь прожита напрасно. 

«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

 5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее.

Планета Фонарщика

5-я планета – планета фонарщика. 1.Чем занимался фонарщик? 2. Чего он хотел? 3. Что, кроме этого, его интересовало? 4. Что  представляет для него ценность? 5. Какой урок вынес Маленький принц после посещения планеты? 6. Какая мысль появляется у Маленького принца  при расставании?

На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову. Фонарщик думает не только о себе, не покладая рук трудится для людей. Для фонарщика ценность - верность своему слову, работа.

– Счастливый ли человек фонарщик, по мнению Маленького принца?

Урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека 

6) толстенный, путешественник, счёт, кабинет, справки, учебник.

 Планета Географа

 6-я планета – планета географа. 1.Чем занимался географ? 2.Чего он хотел? 3. Что, кроме этого, его интересовало? 4. Что  представляет для него ценность? 5. Какой урок вынес Маленький принц после посещения планеты? 6. Какая мысль появляется у Маленького принца  при расставании?

Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот никогда «не выходит из кабинета». Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её. Для географа ценность – накопление знаний, которые, кроме него, никому не нужны.

– Разве это настоящий учёный?

  Урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

“Нет, взрослые и правда поразительный народ”, – говорил себе Маленький принц, продолжая путь по планетам.

- Согласны ли вы с этой мыслью?

 Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности не сделали их счастливыми, ибо они мнимые.
Обитатели астероидов одиноки в своем мирке, любят только себя.
Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго посланника судьбы, спасителя. Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа.

- Из всех встреченных Маленький принц особо выделяет обитателя пятой планеты – фонарщика и даже хочет с ним подружиться. Почему? (Фонарщик – единственный  человек, который думал не о себе, он был верен слову, он умел работать не покладая рук, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.)

седьмая планета – Земля

Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди. Маленький принц отправляется на большую прекрасную Землю.

“Земля – планета не простая!”

- Что дало Принцу пребывание на Земле? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Наш урок подошел к концу.

-  Скажите, что же мы научились сегодня делать? (анализировать художественное произведение)

В ходе урока мы смогли выявить нравственные ценности, понять те уроки, которые даёт нам автор. Могут ли эти уроки нам помочь быть лучше?

- Какой урок показался вам более значимым? Прикрепите к нему свою звезду.

- В начале урока мы давали оценку Экзюпери. Скажите, а есть ли какие-то из перечисленных качеств у его героя – Маленького принца?

- Подсчитайте свои баллы и переведите её в оценку. Поднимите руки, кто сегодня получил пятёрку?

Приложение

Обитатель планеты

Ценность

Нравственный урок

Маленький принц

Король

Честолюбец

Пьяница

Деловой человек

Фонарщик

Географ

Проверочный лист

Обитатель планеты

Ценность

Нравственный урок

Маленький принц

Трудолюбие

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету 

Надо… судить не по словам, а по делам

Король

Власть

Суди сам себя…… Это самое трудное.

Честолюбец

Тщеславие

Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал

Пьяница

Пьянство

Найди в себе силы изменить себя

Деловой человек

Богатство

Если для человека  главное богатство, его жизнь прожита напрасно.

Фонарщик

Трудолюбие. Верность слову.

Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека 

Географ

Теория без практики

Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Содержащиеся в материале урока элементы мастерской позволяют определить воспитательную цель - формирование моральных и нравственных норм, составляющих духовный мир ребёнка - как важнейшую. А дост...

Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)

Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...

Интегрированный урок – игра. Тема: «Художественный мир чувств». (По сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 5 классе с использованием гуманно-личностной технологии, технологии проблемного обучения и игровой технологии. Интегрированный урок – игра. Т...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

Урок литературы в 8 классе. Человеческие ценности в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Цель:1. Завершить знакомство со сказкой, раскрыть аллегорию, символы, фантастический мир сказки.2. Развивать память, внимание, устную речь, логическое мышление, расширять кругозор, навык анализа худож...

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...