Урок литературы в 8 классе. Человеческие ценности в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Цель:
1. Завершить знакомство со сказкой, раскрыть аллегорию, символы, фантастический мир сказки.
2. Развивать память, внимание, устную речь, логическое мышление, расширять кругозор, навык анализа художественного текста.
3. Воспитывать нравственные качества, прививать интерес к литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 13» г.Лысьва Елена Викторовна Запальская.
Тема: Человеческие ценности в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Цель:
1. Завершить знакомство со сказкой, раскрыть аллегорию, символы, фантастический мир сказки.
2. Развивать память, внимание, устную речь, логическое мышление, расширять кругозор, навык анализа художественного текста.
3. Воспитывать нравственные качества, прививать интерес к литературе.
Оборудование: портреты, иллюстрации; заранее подготовленные инсценировки встреч Розы и Принца, Лиса и Принца; сообщения учащихся - что такое «ирония», «сатира», «аллегория», «философия».
Ход урока.
- Оргмомент.
- Актуализация.
Учитель. Сегодня на уроке я хочу поговорить с вами о самом важном на свете - о человеческих отношениях. Поможет нам в этом сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сказка «Маленький принц» французского писателя затрагивает проблему человека и мира на философском уровне. Прежде чем обратиться к сказке, нужно обратиться к личности писателя, произведения которого во многом биографичны. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова: «Быть человеком – значит, чувствовать, что ты за всё в ответе. Не забывай, ты всегда в ответе «за тех, кого приручил».
- Что вы знаете о жизни и творчестве писателя? (ответы учащихся)
-Как вы понимаете выражение «биографичные произведения»?
Экзюпери писал: «Детство – это огромный мир, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из какой-нибудь страны».
Сент-Экзюпери «приручал» своих друзей улыбкой, обаянием мужественного и нежного сердца. Но ничего не раскрывает так писателя, как его произведения.
Книги Сент-Экзюпери воспринимаются как философские повести о роли и месте человека в жизни. Итак, сказка «Маленький принц»
- Что такое сказка?
- Какие виды сказок вы знаете?
- В чём отличие авторских сказок от народных? (не обязательно счастливый конец)
- Назовите сказки и их авторов.
- «Маленький принц» - это философская сказка.
- Что такое философия? (сообщение ученика).
- Выражать мысли образно, обобщённо, т.е. философски.
- Как вы понимаете смысл выражения «философская сказка»?
- О чём размышляет автор в сказке?
- Каким автор предстаёт перед нами?
3. Работа по содержанию.
- Кто такой Маленький принц?
- Опишите планету Маленького принца.
- Как заботился принц о своей планете?
«Проснулся, привёл в порядок себя, приведи в порядок свою планету».
- Что будет, если не заботиться о своей планете?
(сообщение ученика об экологической ситуации на планете Земля)
-Что представляет собой попавшая на планету принца роза?
(инсценировка отрывка «Роза и Принц»)
- Почему Роза нередко ставит принца в тупик своими рассуждениями? Какая она? Какой у неё характер?
- Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит? (Прочитать)
-Как Роза отнеслась к решению принца? Как она себя вела?
(Чувство нужно уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца).
Сам герой до определенного момента путешествует бесцельно, не понимая, что гонит его от Розы. И что он ищет. Прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства, потому-то он решил оставить Розу и уйти. Посещая различные планеты, Маленький принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.
- Расскажите о посещённых планетах.
1 планета.
Король в каждом видит поданного и не может не издавать каждую минуту приказов. Но он говорит: «Власть прежде всего должна быть разумной». Маленький принц согласен с ним. Это говорит о гуманизме короля
- Что такое гуманизм?
2 планета.
Честолюбец хотел, чтоб его хвалили, воздавали честь, почитали, повторяя, что он лучше всех, наряднее, красивее. Принцу кажется всё это глупым, смешным.
3 планета.
Пьяница хотел забыть, что ему совестно пить. Принцу его жаль.
4 планета.
«Деловой человек» занят бессмысленным подсчётом звёзд. Хочет всё превратить в собственность. Принц говорит: «За всю жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда никого не любил. Никогда ничего не делал».
5 планета.
Фонарщик занят бесполезным, никому не нужным делом.
6 планета.
Учёный, который уткнулся в книги и ничего не видит.
- Что думает принц о всех этих людях?
«Взрослые люди утратили свою непосредственность. Они забыли о своём призвании».
- Какой литературный приём использует автор при описании жителей планет? (Сатиру, иронию. Дать определения)
- О ком Географ заставляет задуматься принца? (о Розе)
- Что видит Принц на Земле (Сад роз)
- Кто ему встречается (Лис)
(Инсценировка эпизода встречи Лиса и Маленького принца)
- Чему учит принца Лис? (Дружбе, любви, пониманию)
Некогда поговорить друг с другом, остановиться, посмотреть в себя, задуматься о смысле жизни.
- О чём просит Лиса Принц? («Приручить» его)
- Что отвечает принц? («У меня мало времени»)
- Как вы понимаете слово «приручил»?
Маленький принц бесконечно одинок, он ищет друзей. После разговора Принц понимает, что он приручен своей Розой. И он в ответе за неё. Лис прощается с принцем и говорит ему: «Зорко одно лишь сердце». Любовь и дружба – это труд.
- Какой художественный приём использует автор, изображая Розу и Лису? (Аллегорию. Дать определение).
- Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? Что в дружбе самое главное?
- Какими качествами должен обладать каждый человек по отношению к другому человеку?
- Какие слова показались вам самыми важными в сказке?
(возвращение к эпиграфу)
- Подведение итогов.
- Рефлексия
Сегодня на уроке я задумался о…
После прочтения сказки…
Этот урок позволил…
5. Домашнее задание. Напишите «Пожелания Человеку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы "О красоте человеческих лиц",посвящённый году учителя
Урок внеклассного чтения в 10 классе "О красоте человеческих лиц" по рассказу Вересаева "Состязание"и лирике русских поэтов. Урок посвящён Году Учителя ....
Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
Бинарный урок литературы "Красота чистых человеческих взаимоотношений и поиски счастья в новеллах О.Генри и Богдана Лепкого"
Гуманистические произведения классика мировой литературы, американского писателя О.Генри хорошо известны читателям и пользуются заслуженной славой. В совместной работе над бинарным уроком учител...
Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Конспект урока литературы. 5класс. «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки».
Урок литературы....
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.
Урок: ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...