Урок литературы и презентация на тему "Добрые дела"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок посвящён изучению рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_doktoru.docx | 31.7 КБ |
k_uroku_po_doktoru_2.ppt | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 6 классе
«Добрые дела»
по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор»
Цели урока:
- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;
- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;
- повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;
- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные
связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.
Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.
Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
- Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.) (Слайд № 1)
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какой это смайлик: добрый или злой? А вы добрые? Что значит, по-вашему, быть добрым? Что такое доброта? (не говорят, пишут)
- У вас есть листочки, на которых в графе «до» запишите свой ответ.
Ученики пишут, потом несколько человек зачитывают.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить?
- Действительно, тема нашего урока «Добрые дела» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". (Слайд № 2)
- Откройте тетради и запишите тему урока. Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова «Доброта — это то качество, которое дорого ценится, но проявлять его легко и приятно».
II. Формулирование целей урока (1 мин.)
- Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
1) сегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";
2) разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;
3) дать оценку поступкам героев;
4) определить нравственную проблематику рассказа. (Слайд № 3)
- Как вы думаете, нужно ли говорить о добрых поступках?
Научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участие, - что может быть важнее на свете? Не это ли делает человека счастливым?
Жизнь людей на протяжении всей истории человечества не была простой. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают каждого даже в мирные, спокойные дни. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким и дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро. Доброта, милосердие – это бесценные качества, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой, которая преподаст нам урок доброты. Её автор Александр Иванович Куприн. Вот как о нём сказал другой писатель. (Слайд 4).
- Какие синонимы есть у слова доброта? (человечность, милосердие, человеколюбие).
- Но прежде чем мы начнём разговор о доброте, проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение.
Словарная работа. (2 мин.) (Слайд № 5)
Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Вы уже знаете, что в конце текста даётся их толкование, в частности, что такое:
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
III. Художественный анализ текста. (12 мин.)
- Теперь перейдём к анализу произведения.
- Сколько рассказчиков в этом произведении?
(Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе»).
- Как автор описывает картину города? Найдите описание города (По мере…позади) – с.6.
- Можно ли точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа?
(Зимой, перед Рождеством или Новым годом.) (Слайд 6)
- С чем ассоциируются новогодние праздники?
- Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
(Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда).
- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?
- Понять это помогает описание того убогого места, где они живут. (Наконец …нищеты) – с.6. (Слайд № 7)
- А как выглядела витрина магазина? Зачитайте. – с. 4 (Здесь, освещённые …так плачевно.)
- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Слайд № 8)
- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза. Запишите себе в тетради её определение.. ( Слайд № 9)
- Следующее задание выполним по группам. Одна группа найдёт эпитеты, вторая - метафоры, которые встретились в этом описании. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора (Слайд 10).
- Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».
- Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов».
- Зачем, по-вашему, А. И. Куприн использует эпитеты, метафоры и антитезу, создавая картины жизни большого города и жизни мальчиков?
(А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир).
- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении? Куда ходили мальчики?
IV. Особенности изображения действительности. (10 мин)
- Найдите пейзаж в рассказе и подумайте, зачем Куприн так подробно его описывает.
(Ученик читает описание природы под музыку Бетховена «Лунная соната» («Тут было… тишины») – с.10.
- Скажите, какая природа в рассказе? (Царственная, спокойная, роскошная). (Слайд 11)
- С помощью чего создается красота пейзажа? Приведите примеры. (Олицетворение: «деревья дремали». Эпитет: «великое спокойствие». Метафора: «глубокая тишина»).
- А что говорится о семье Мерцаловых?
(Она ведёт нищенское существование. Все это, во-первых, служит противопоставлением. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение – уйти из жизни).
- О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?
- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Правильно ли это?
(Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что не может содержать семью, его дети голодают. Но самоубийство - это не выход).
- С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?
- Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. (Ролевое чтение) – с.11-12 (Кто-то шёл по аллее….придумаем что-нибудь для вас).
- Найдите описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Слайд № 12)
(«Мягкий, ласковый», «умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие»).
-. Как автор характеризует Мерцалова?
(«Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный»).
- Что же произошло после разговора в парке?
- Скажите, произошло ли чудо в рассказе?
V. Работа в парах. (3 мин.)
- Что было «чудесного» в поступках незнакомца?
- Запишите в тетрадях те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным? Наполните слово личностными качествами, подберите к каждой букве определение, которым можно охарактеризовать доктора.
Д – добрый
О – отзывчивый
К – культурный
Т – тактичный
О – опытный
Р - радушный
- Эти качества есть только у героя рассказа или у нас с вами они тоже есть?
(В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем. Но ещё и о чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы)
- Как Мерцаловы узнали имя своего благодетеля?
- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившем существенный след в медицине. Хотите узнать о нём? Я «пригласила» к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Он сам рассказывал, как стал доктором.
VI. Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. (2 мин.) (Слайд № 13)
- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
VII. Дискуссия (6 мин.)
- Чем еще помог Пирогов семье Мерцаловых? Когда это произошло? (В сочельник). Это было похоже на чудо.
- Почему Григорий называет его святым человеком? Название этому чуду - человеческая доброта.
- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?
- Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду? (И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание).
-Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, «что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни? Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
- Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.
- Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?
- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. (Слайд 14). Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, умершей от лейкемии в возрасте пяти лет.
В Казани действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям.
На эти же цели отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан Хаматова. Она вместе с Диной Корзун открыла благотворительный фонд «Подари жизнь», который был учрежден в 2006 году и помогает сотням больных детей. (Слайд 15)
Ещё один благотворительный фонд Константина Хабенского — занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга. Основан в 2008 году. С 2008 года по 2012 год им было привлечено на благотворительные цели 16 миллионов рублей, оплачено лечение 79 детей. На счету самого Хабенского более 150 спасенных жизней детей. (Слайд 16)
14 мая 2015 года закончилось строительство специального реабилитационного центра «Шередарь» для детей, перенесших онкологию и другие тяжелые заболевания. Расположился центр в поселке Сосновый Бор Владимирской области. Проект строительства центра появился в конце 2000-х, главным инициатором выступил Михаил Бондарев, частный предприниматель. Идея была принята, и уже в октябре 2010 года совместно с губернатором Владимирской области и соучредителем фонда “Подари Жизнь” Чулпан Хаматовой началось строительство будущего центра. (Слайд 17)
IX. Рефлексия урока. (2 мин.)
- Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас?
- Сколько добрых дел сделали вы?
- Почему рассказ называется «Чудесный доктор»?
- В чем же идея рассказа о «чудесном» докторе? На какие поступки автор хотел вдохновить читателя?
(Делайте добрые дела! Помощь в критический момент, человеколюбие, сострадание воспринимаются, как чудо, но никогда нельзя падать духом, надо всегда надеяться и ждать, остались еще милосердные люди и в наше время, «чудесные» люди).
- Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?
- Изменилось ли ваше мнение о доброте?
- Хочу закончить наш сегодняшний разговор народной мудростью. (Слайд 18)
X. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд № 19)
Напишите сочинение-размышление (по выбору) или нарисуйте ДОБРО.
Темы сочинений
1. . Рассказ заставил меня задуматься...
2. Рецепт профессора Пирогова в том, что...
ДО
ПОСЛЕ
ДО
ПОСЛЕ
ДО
ПОСЛЕ
ДО
ПОСЛЕ
ДО
ПОСЛЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: раскрыть такое понятие, как «доброта» на примере рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»; 2) разобраться в содержании прочитанного текста, понять авторский замысел произведения; 3) дать оценку поступкам героев; 4) определить нравственную проблематику рассказа.
«Таланты (как и люди) бывают добрые и злые, веселые и грустные, светлые и мрачные. При мысли о Куприне сразу хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой вот бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому – к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу». Олег Михайлов.
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение). Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне. Изможденный - крайне изнуренный, утомленный. Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день. Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
Николай Иванович Пирогов (1810-1881г.) – хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестер милосердия в России в период военных действий в Крыму( 1853-1856г.) Позднее это движение оформилось в Российской общество попечения о раненых и больных. В 1879 году переименовали в Российское общество Красного Креста.
Поговорка гласит: хочешь стать счастливым на час — ляг и поспи. Хочешь стать счастливым на день — сходи на рыбалку. Хочешь стать счастливым на месяц — женись. Хочешь стать счастливым на год — получи наследство. Хочешь стать счастливым на всю жизнь — сделай кому-нибудь добро.
Домашнее задание (по выбору) Напишите сочинение-размышление на одну из тем: 1. Рассказ заставил меня задуматься... 2. Рецепт профессора Пирогова в том, что... или нарисуйте ДОБРО .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....
урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
Цель: выяснить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что совершать добрые поступки приятнее, чем плохие....
"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 10 классе по теме "Ни по закону, ни по совести" ( по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Данная разработка урока предназначена для интегрированного урока ( литература и обществознание)....
Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...
Урок литературы в 7 классе «Главное - делать добро»
Цели:- познакомить учащихся со своеобразием воплощения темы Великой Отечественной войны в произведениях А.Алексина и А.Лиханова;- формировать умение о...
Урок литературы, 9 класс "Гвозди бы делать из этих людей.."
Метапредметный урок на основе художественных текстов разных авторов....