Технология развития критического мышления на уроках литературы
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Технология развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо, активно применяемая мною в учебном процессе, «помогает» оживить урок литературы, решает такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизирует познавательную деятельность, осуществляет дифференцированный, индивидуализированный, личностно-ориентированный подход, разрешает проблемы разноуровневого и группового обучения, создаёт атмосферу психологического комфорта, ведёт к успешности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trkm_semyonova_n.v.doc | 90.5 КБ |
trkm_semyonova_n.v.ppt | 377.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Современному учителю необходимо по-новому подходить к планированию уроков, выбору методов и приёмов обучения, т.е. конструировать учебный процесс с гарантированным достижением целей. Эффективность обучения можно достигнуть, по моему мнению, с помощью новых образовательных технологий.
Они помогут организовать сотрудничество обучающихся, поддержать активность и инициативность, самостоятельность, способствовать развитию их творческих способностей.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо, активно применяемая мною в учебном процессе, «помогает» оживить урок литературы, решает такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизирует познавательную деятельность, осуществляет дифференцированный, индивидуализированный, личностно-ориентированный подход, разрешает проблемы разноуровневого и группового обучения, создаёт атмосферу психологического комфорта, ведёт к успешности.
СЛАЙД 2
Цель технологии: развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Этапы (алгоритмы):
3 технологических этапа (стадии, фазы):
1) вызов, пробуждение
2) осмысление новой информации
3) рефлексия
Приёмы и стратегии:
1. «Инсерт» – это маркировка текста значками по мере его чтения.
2.Таблица «Плюс-минус-интересно». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу.
3.«Эффективная» лекция». Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов – осмысление - рефлексия». Для организации деятельности используется приём «бортовой журнал».
4. «Кластеры». Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Грозди (кластеры) могут стать ведущим приёмом, как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.
5. Стратегии работы с вопросами, графическое изображение называют «Ромашкой вопросов» (или «Ромашкой Блума»)
6. «Синквейн» - приём, работающий на стадии рефлексии, написание
пятистишия по определённым правилам
СЛАЙД 3
Формы работы.
Технология может использоваться для организации индивидуальной, групповой, коллективной учебной работы учащихся.
Педагогический результат.
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
ТРКМ использую при знакомстве с творчеством известных писателей или поэтов, пассивное прослушивание готового материала сменяет интерактивное обучение, т.е. ученик сам «добывает» знания.
Для того чтобы понять, как работает технология, я предлагаю вам фрагмент урока с использованием ТРКМ. Формируются рабочие группы (3-5 человек).
СЛАЙД 4
Стадия «Вызов»
А) Знакомство с портретом (учитель подбирает малоизвестный портрет, например, молодого Платонова)
Вопросы для обсуждения:
Давайте подумаем, что можно предположить об этом человеке?
Запись на доске:
- в какое время жил?
- место, в котором жил?
- чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит)?
СЛАЙД 5
Обсуждение вопросов в группе, результаты обсуждения заносятся в таблицу:
Вопрос | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
Предполагаемое время жизни | |||||
Предполагаемое место его проживания | |||||
Предполагаемый род деятельности |
Анализ высказанных предположений по записям на доске. Называние имени человека, темы урока.
СЛАЙД 6
Б) Работа в группах по составлению рассказа на основе ключевых слов, презентация работы.
Многодетная семья
Интерес к техническому изобретательству и к литературе
Работа мелиоратором в Воронежской губернии
Публицистика Платонова
Переезд в Москву
Неповторимая языковая фактура
«Усомнившийся Макар»
Обвинение в анархо-индивидуализме
Произведения, написанные «в стол»
Арест сына
Смерть
Яркая самобытность Платонова
СЛАЙД 7
В) Работа в группе с утверждениями. Вниманию учеников представлено 5 утверждений об Андрее Платонове и его творчестве, предлагается обсудить утверждения в группах и выразить своё мнение знаками:
+ правда
- неправда
? не уверен
Оценка строится на имеющихся предположениях учащихся.
1. На повести Андрея Платонова «Усомнившийся Макар» Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь».
2. «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново…»
3. Публикация романа «Чевенгур» была встречена критикой восторженно.
4. Платонов в своих произведениях старается выявить Бога и силы небесные, действующие и в современной жизни.
5. С 14 лет Платонов начинает овладевать рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза), после окончания политехнического института работает мелиоратором и на строительстве электростанции.
СЛАЙД 8
Результаты работы с высказываниями отражаются в таблице:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | |
1 утверждение | |||||
2 утверждение | |||||
3 утверждение | |||||
4 утверждение | |||||
5 утверждение |
СЛАЙД 9
Стадия «Осмысление»
Работа с текстом о писателе с использованием приёма инсерт.
Задание: по ходу чтения необходимо проставлять карандашом на полях следующие значки:
* это я знал;
+ новая информация
− противоречит моим представлениям
? информация непонятна или недостаточна
Время выполнения − 10 мин.
СЛАЙД 10
По окончании чтения заполняется маркировочная таблица: в первую строку ученик вписывает свою фамилию, далее в столбце указывает, сколько тех или иных знаков им было обозначено по тексту.
Фамилия ученика | |||||
* это я знал | |||||
+ новая информация | |||||
− противоречит моим представлениям | |||||
? информация непонятна или недостаточна |
СЛАЙД 11
Стадия «Размышление»
После чтения текста обмен мнением в группе в течение 1-2 минут.
Общий обмен мнениями по таблице.
Создание «Карты мыслей»: основные вехи жизни и творчества (как вариант – отражение жизни А. Платонова в рисунке).
Презентация карты мыслей.
Написание синквейна.
Презентация синквейна.
СЛАЙД 12
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо на уроках литературы способствует:
1. развитию интеллектуальных и творческих способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно; организации сотрудничества обучающихся, поддерживание активности, инициативности;
2. развитию таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Актуальны сегодня слова русского книговеда, библиографа, писателя Н.А. Рубакина: «Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».
Платонов Андрей Платонович
[1 сентября 1899, Воронеж — 5 января 1951 года, Москва]
Родился Платонов Андрей Платонович в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) — нужно было поддерживать семью. Мотив паровоза прошел через всё его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях. Рано проявляет интерес к техническому изобретательству и одновременно — к литературе. Первая проба пера — юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая её с работой на железной дороге и учёбой в Воронежском политехническом институте.
В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Он увлеч1н делом преобразования хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница». В публицистике Платонов этих лет — мечтатель-максималист, борец со стихийными силами в природе и жизни, призывающий к скорейшему превращению России «в страну мысли и металла».
Для этого же периода характерны напряжённые философско-этические искания Платонова этих лет: на него оказали влияния идеи А. Богданова, К.Э. Циолковского, Н. Ф. Фёдорова, В. В. Розанова) не позволяют ему слиться с пролетарской литературой. Особое значение в становлении мировоззрения А. Платонова имеет «Философия общего дела» Н. Фёдорова, который призывал рассматривать православное христианство как источник веры в конкретную силу Бога, способную изменять не только личную, но и общую жизнь. По мнению А. Платонова, писатель должен в произведении показать одухотворение мира в обстановке царящего материализма. Писатель предпринял громадную работу для осознания Бога в современных условиях жизни, не прибегая к авторитету ни традиций, ни учения церкви.
В 20-е годы Платонов пишет рассказы на темы деревенской жизни: «В звёздной пустыне» (1921), «Чульдик и Епишка» (1920), а также научно-фантастические рассказы и повести: «Потомки солнца» (1922), «Маркун» (1922), «Лунная бомба» (1926), в которых вера в технический прогресс соединяется с утопическим идеализмом ремесленника-изобретателя.
В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьёй в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927). В этой повести в экспрессивно-сгущённой символике сюжета и языка дана острая метафора трагического и жестокого облика России, обречённость в ней рациональных начинаний.
В этот период кристаллизуется поэтика Платонова: спрямлённость в выражении идеи уступает место двойственности авторской позиции; устремлённость в будущее сменяется поисками глубинных смыслов жизни — «вещества существования»; герои — одинокие изобретатели, странники, раздумчивые чудаки. Складывается неповторимая языковая фактура: стиль мастера основан на поэтических приёмах и словообразовательном механизме языка, выявляющем скрытое, первичное значение слова. Новая поэтика нашла своё выражение в повестях «Ямская слобода» (1927), в которой Платонов продолжил деревенскую тему ранней прозы, «Город Градов» (1928) — сатире на советскую бюрократию, «Сокровенный человек» (1928) о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны. Граница между внутренним миром человека и внешней средой, между живой и неживой природой становится проницаемой, понятия и вещи сближаются, а суть жизни проявляется на грани её исчезновения.
Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. Успех публикаций в журналах «Красная новь», «Новый мир» вскоре сменяется критическими отзывами, редакторскими купюрами и отказами. Положение Платонова усугубляется бытовыми неурядицами. После публикации очерка «Че-Че-О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) Платонов был обвинен в анархо-индивидуализме. Писателя перестают печатать.
В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями и политическими аллюзиями.
Талант Платонова с наибольшей силой проявляется в тридцатые годы. В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) - социальную антиутопию на темы индустриализации, трагико-гротескное описание краха идей коммунизма (вместо дворца выстроена коллективная могила).
Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) — иронического описания коллективизации — следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. Даже рассказ на антифашистскую тему «Мусорный ветер» (1934) был осуждён за гротеск и «ирреальность содержания».
В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол. Вместе с тем, обилие замыслов переполняет писателя. Он напряжённо работает. В это время им были написаны роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца», статьи о литературе (о Пушкине, Ахматовой, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском). После создания близкой по проблематике к «Чевенгуру» и «Котловану» повести «Ювенильное море» (опубликована в 1986) и пьесы «Шарманка» писатель постепенно удаляется от масштабных социальных полотен в мир душевных переживаний и любовных драм (рассказы «Река Потудань», «Фро», «Афродита», «Глиняный дом в уездном саду»), в которых усиливается психологическая моделировка персонажей; ироническое отношение к любви уступает место глубине психологического прочтения. Замечательны рассказы о детях («Семён», 1936) — в них сопрягаются героика «отдельного существования» с состраданием к сиротству человечества.
В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан». Её герой, ведомый прометеевской страстью спасти свой вымирающий в пустыне народ, хочет научить людей счастливой жизни в коммуне, но терпит неудачу. Лирический и социально-утопический пласты соединились здесь в единое целое. Яркость фразы и слова, звукопись и ритм делают прозу Платонова 1930-х годов экспрессивно-насыщенной.
В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается ещё одним событием — в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток.
В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей — он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег» (не закончена). Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: в начале 1951 года он умер от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.
С 1980-х годов яркая самобытность мастера вызвала огромную волну интереса во всём мире. В. Васильев сказал об этом писателе: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново…»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель технологии : развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Этапы (алгоритмы) 3 технологических этапа (стадии, фазы): вызов, пробуждение; 2) осмысление новой информации; 3) рефлексия. Приёмы и стратегии: «Инсерт»; 2. Таблица «Плюс-минус-интересно»; 3.«Эффективная лекция», «бортовой журнал»; 4. «Кластеры»; 5. «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»); 6. «Синквейн».
Формы работы: Технология может использоваться для организации индивидуальной, групповой, коллективной учебной работы учащихся. Педагогический результат. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Стадия «Вызов» В какое время жил? Место, в котором жил? Чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит)?
ВОПРОС 1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр. Предполагаемое время жизни Предполагаемое место проживания Предполагаемый род деятельности
Составление рассказа на основе ключевых слов Многодетная семья Интерес к техническому изобретательству и к литературе Работа мелиоратором в Воронежской губернии Публицистика Платонова Переезд в Москву Неповторимая языковая фактура «Усомнившийся Макар» Обвинение в анархо-индивидуализме Произведения, написанные «в стол» Арест сына Смерть Яркая самобытность Платонова
Работа с утверждениями (+ правда; - неправда; ? не уверен) 1. На повесть Андрея Платонова «Усомнившийся Макар» Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь». 2. «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново…» 3. Публикация романа «Чевенгур» была встречена критикой восторженно. 4. Платонов в своих произведениях старается выявить Бога и силы небесные, действующие и в современной жизни. 5. С 14 лет Платонов начинает овладевать рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза), после окончания политехнического института работает мелиоратором и на строительстве электростанции.
1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр. 1 утверждение 2 утверждение 3 утверждение 4 утверждение 5 утверждение
Стадия «Осмысление» Работа с текстом о писателе с использованием приёма инсерт . Задание: по ходу чтения необходимо проставлять карандашом на полях следующие значки: * это я знал; + новая информация; противоречит моим представлениям; ? информация непонятна или недостаточна. Время выполнения 10 мин.
Заполнение маркировочной таблицы Фамилия ученика * это я знал + новая информация противоречит моим представлениям ? информация непонятна или недостаточна
Стадия «Рефлексия» Общий обмен мнениями по таблице. Создание «Карты мыслей»: основные вехи жизни и творчества (как вариант – отражение жизни Андрея Платонова в рисунке). Презентация карты мыслей. Написание синквейна. Презентация синквейна.
«Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов». Н.А. Рубакин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы
В данной работе представлено описание педагогического опыта....
Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.
В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...
Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.
Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совершенствования:работать над мыслями.Л.Толстой Мысль, ...
Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе
В работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...
Технология развития критического мышления на уроках литературы.
Статья для ХIII Международной заочной научно-практической конференции « Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования».http://ipk74.ru/...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы в 7 классе.
Урок литературы по ФГОС...