План-конспект урока по литературе в 9 классе "Бедный человек или бедный чиновник. По повести Н.В.Гоголя "Шинель".
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Разработка урока по методической проблеме - анализ художественного образа. Основные цели урока: развитие навыка анализа художественного образа в эпическом произведении, развитие навыков работы с текстом художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shinel.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Бедный человек или бедный чиновник. По повести Н.В.Гоголя «Шинель
Методическая проблема: анализ художественного образа.
Цели урока:
- Развитие навыка анализа художественного образа в эпическом произведении;
- Развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся;
- Отработка навыка работы с текстом произведения;
- Обогащение словаря учащихся литературными терминами;
- Формирование образного мышления;
- Развитие умения выражать мысли в монологической речи;
- Нравственное воспитание учащихся.
Методы работы: аналитическая беседа, сообщения учащихся, работа с текстом, комментирование критического материала.
Оборудование: доска с дидактическим материалом, портреты Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, тексты повести «Шинель», иллюстрации к повести, произведения Гоголя.
Домашнее задание к уроку: аналитическое чтение повести, индивидуальные и групповые сообщения.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Многие литературоведы говорят о сложности образа главного героя повести Гоголя «Шинель». Так, Ю.Манн пишет: «Какой страшный образ - Акакий Акакиевич! В этом изуродованном, больном существе, оказывается, скрыта могучая внутренняя сила. И как необычна, «низка», неромантична та цель, к которой она обращена. И как жизненно необходима эта цель – шинель! – в его бедной холодной жизни…»
Прочитав повесть, нельзя не проникнуться сочувствием к этому «маленькому человеку», к тому жалкому положению, в котором он оказался. В повести звучит проблема гуманизма, любви к ближнему. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», - гласит Библия. Но любит ли себя Акакий Акакиевич? Сегодня хотелось бы поставить другую проблему, звучащую в повести, - проблему пробуждения человеческого достоинства, человеческого сознания.
Формулирование темы урока.
II. Пролог к беседе.
1. Краткий обзор «петербургских повестей» Н.В.Гоголя, включающий в себя перечисление произведений, время их создания, определение тем, раскрываемых автором.
(Сообщение учащихся)
2. Комментарий учителя. Повести включены в один цикл сквозными темами, в частности, темой «маленького человека».
3. Трактовка темы А.С.Пушкиным.
(Сообщение учащегося по повести «Станционный смотритель»)
4. Слово учителя.
Проводя параллель между Самсоном Выриным и Акакием Акакиевичем, стоит обратить внимание на то, что Вырин – чиновник 14 класса, а Башмачкин – 9 (титулярный советник). Такое «повышение» по рангу вряд ли случайно. Чиновники в России считались благородным сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель. Шинель – символ чиновника. Гоголь дает один эпитет и чину, и шинели: «вечный титулярный советник», «вечная идея будущей шинели». Тем самым связывает службу и форму, в которую облекает себя человек.
- Как называли старую шинель Акакия Акакиевича и почему?
(«Капот», «серпянка», т.к. она утратила «благородный» вид. Следовательно, Башмачкин утратил право считаться «настоящим» чиновником. Поэтому мечта о новой шинели изменяет не только его поведение, но и его духовный мир.)
Проследим, как это происходит.
III. Башмачкин в начале повести.
1. Беседа.
- Каким предстает Башмачкин в начале повести? Каков его быт? (Учащиеся отмечают тусклый облик героя, внешне ничем не примечательный портрет, косноязычие, безликость, скудный быт)
- Как он относится к службе? (Выводы о том, что переписывание не только приятное занятие. Это весь духовный мир героя). Рассуждения учащихся. Цитирование.
IV. Изменения в характере Башмачкина.
1. Беседа.
- Почему повесть о человеке названа «Шинель»? (Вещь заменила человека)
- Что изменяется в герое с появлением мечты о новой шинели?(Цитирование)
- Когда мечта превращается в реальность? (Когда герой надевает шинель и тем самым приобщается к «настоящим» чиновникам. И его поведение начинает соответствовать званию).
2. Рождение нового чиновника. Как оно происходит?
Сообщение учащихся.
( Изменение самооценки. Отношение с портным, со швейцаром.
Изменение привычного хода жизни. Посещение вечеринки, отношение к службе.
Поведение после потери шинели. Потеря убыстряет духовный процесс присоединения героя к цеху чиновников)
Комментарий учителя.
Описание изменений в характере Башмачкина обнаруживает в нем черты типичного чиновника. Они были свойственны ему и раньше. Вспомним, какое удовольствие получал он от копирования бумаг «особенно замечательных по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу»
3. Беседа.
- В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? ( В одном)
- Почему автор не называет департамента? (Показывается типичность героя, он один из многих)
- Чем отличается новый чиновник, пришедший на место Башмачкина? (Он был выше ростом и писал буквы косее)
Промежуточный вывод. Рассказывая о чиновниках, писатель не дает их индивидуальных черт. Он называет их либо по должности /начальник, помощник начальника/, либо по возрасту /«молодой чиновник»/. Определения ограничиваются словами «какой-то», «какой-нибудь». То есть чиновники предстают в виде безликой массы, «шинельной толпы».
4. Рождение в Башмачкине человека.
Слово учителя. Но несмотря на появление черт, свойственных обычному чиновнику, изменения в жизни Акакия Акакиевича привели к невероятному факту.
Цитата из разговора со значительным лицом. Зачитать, прокомментировать. (Акакий Акакиевич смог закончить свое суждение: «…секретари того ненадежный народ…». Раньше мы не знали ни одного мнения героя, т.к. он «имел обыкновение вовсе не заканчивать фразы». Что-то пробудилось в его душе. Он пересилил себя. Но за этой фразой последовало оскорбление. И он воспринял это именно как оскорбление и унижение.)
Комментирование учащимися слов, записанных на доске:
«Чтобы пробудилось его сознание, Акакия Акакиевича надо было унизить дважды: как чиновника и как человека». (Кража шинели – первое унижение, крик генерала – второе)
5. Беседа.
- Когда Башмачкин чувствует себя оскобленным чиновником?
(Когда надевает старую шинель)
- Когда оскобленным человеком?
(Когда вместо помощи от своего собрата-чиновника получает окрик. Тогда из чиновника герой превращается в человека, которому отказали в просьбе)
- Как автор описывает Башмачкина? Что происходит с героем и почему?
Комментированное чтение отрывка. (В бреду Акакий Акакиевич не желает мириться с унижением. Перед смертью герой освобождается от мундира, и мы видим его страдающую душу. В нем пробудилось человеческое достоинство. Сейчас ему жаль не шинель.)
V. Башмачкин и «значительное лицо».
1. Сообщение учащихся о роли «значительного лица» в повести, о его сходстве с Башмачкиным.
(«Значительное лицо» - двойник героя. Обоим чин мешает проявить то человеческое, что в них есть. Проследить по тексту.)
2. Слово учителя. Промежуточный вывод.
В свете всего сказанного можно сделать вывод, что одной из центральных проблем повести является проблема пробуждения человеческого в застегнутом на все пуговицы мундира чиновнике. Пусть это маленький чиновник, но все же он – человек. Эту проблему Гоголь ставит уже в начале повести, когда описывает жалость одного молодого чиновника, увидевшего в Акакии Акакиевиче предмет насмешек.
- Какую роль играет в повести этот молодой человек? (Автор показывает читателям, как омерзительны люди, которые издеваются над беззащитным. В них нет ничего человеческого.)
VI. Башмачкин – бедный человек или бедный чиновник.
Ответ на вопрос темы урока.
1. Работа со значениями слова «бедный». (Выведено на доске)
Бедный. 1. Малоимущий, малообеспеченный.
2. Несчастный, вызывающий сочувствие.
2. Соотнесите значение слова «бедный» со словами 2чиновник» и «человек».
Рассуждения учащихся, вывод.
(Если использовать первое значение, то Акакий Акакиевич – бедный чиновник, если второе – бедный человек.)
- В чем беда героя? (В позднем осознании в себе человеческого достоинства, без которого человек сливается с толпой, Гоголь отдает предпочтение именно второму значению, соотнося его со словом «человек»)
VII. Заключительный вывод из урока.
Таким образом, проблема пробуждения человеческого достоинства – одна из основных в данной повести. Здесь звучит вера писателя в то, что каждый человек – это Божье создание, которое имеет много хороших качеств и может исправить себя. Гуманное отношение к другим появляется только тогда, когда в самом себе сможешь обнаружить человека.
Комментирование домашнего задания.
Анализ финала повести.
- С какой целью автор в реальное повествование вводит фантастику?
- Проанализируйте эпизод встречи «значительного лица» с призраком.
- Почему автор не отождествляет призрак с Акакием Акакиевичем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.
Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...
План-конспект открытого урока по литературе
"Скорблю и плачу" К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина .Урок-воспоминание...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
План-конспект открытого урока литературы по теме: «Серебряного века силуэт» (по поэзии Серебряного века).Цели урока:образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по ...
План-конспект межпредметного урока по литературе. В.В. Набоков "Пильграм"
Межпредметный урок "Рассказ В.В. Набокова "Пильграм" в аспекте русской и английской литературы"...