Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Тимофеева Марина Владимировна

Учебник: Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r._pr._lit-ra_7a_klass.docx63.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Инсарская  средняя общеобразовательная школа № 1»

ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей физической культуры и ОБЖ

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

____________ Котова А.М.

протокол  № ________

«29» августа 2016 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР  

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

____________Чудаева Е.В.

«30» августа  2016 г.

«Утверждаю»

директор

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

___________ Гулькина Е.В.

«31» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литература»

для основного общего уровня образования

на 2016-2017 учебный год

Класс:  7 «а» и «б»

Разработчик программы: учитель русского языка илитературы, Тимофеева М.В.                                                                                                                                                                                                                              

                               

                                                   

г. Инсар

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по литературе, ориентирована на учащихся  7 класса и реализуется на основе следующих документов:

Нормативные документы и программы:

   

 

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
  2. Федеральный  базисный учебный  план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
  3. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.

        Учебник:

  1.  Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост.

В.Я.Коровина и др., М. Просвещение 2008

Дополнительная литература:

  1.   «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», автор:

В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006.

  1. «Поурочные разработки по литературе в 7 классе», авторы: И.В. Золотарева,

М.С. Корнеева и др. ,  М., «Вако», 2009  

Школьное  образование ставит следующие цели обучения:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

     Цели  программы:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
  •  воспитание у учащихся высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции;
  • формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • воспитание речевой культуры учащихся.

 Основные задачи:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике

Межпредметные  связи:  При работе  используются:

По изобразительному искусству  темы: И.С. Тургенев «Записки охотника», «Край ты мой, родимый край», А.С. Пушкин «Медный всадник»;

по истории темы:  «Предания», «Былины», «Повесть временных лет».

 Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа.

Место курса «Литература» в учебном плане школы

На изучение учебного курса литературы в 7 «А»  классе отводится 2 часа в неделю.

Курс рассчитан на  70 ч -  (35 учебных недель).

Количество часов в 1-й четверти -   18

Количество часов во 2-й четверти -   14

Количество часов в 3-й четверти -   20

Количество часов в 4-й четверти -  18

Содержание учебного предмета

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Устное народное творчество.

Предания как поэтическая автобиография народа.Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович».

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка.

Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

М.В.Ломоносов. Мысли автора о родине, русской науке, творцах. («К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…» («На птичку…», «Признание»). Философские размышления о жизни и творчестве.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории Росси в поэме  «Полтава» (отрывок).

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Последствия деяний Петра I,  «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Значение труда летописца Пимена. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека»

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня …про купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Проблема гармонии человека и природы. («Когда волнуется желтеющая нива…», Молитва», «Ангел»).

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. 

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. Анализ эпизода («Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутской области»).

И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.  

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Два лица в России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

А.М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека.

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.  

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие природы в лирике поэта.

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа. (Понятие о литературной традиции.)

Е.Н.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». (Обучение целостному анализу произведения. )

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов).

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…» и др

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАССА

 

                            Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                      Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

        Основные методы, используемые на уроках.

В 7   классе предполагается детальное изучение программных произведений, определённые методы и приёмы, используемые на уроках. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание более простых видов творческих работ, таких как: отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа.

Содержание учебного курса

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Количество уроков

Кол-во  уроков контроля

Внеклассное чтение

1

Введение.  

1

1

-

-

2

Устное народное творчество

5

4

-

1

3

Древнерусская  литература

3

2

1

-

4

Русская литература 18 века

2

2

-

-

5

Русская литература 19 века

24

20

2

2

6

Литература 20 века

25

18

1

6

7

Литература народов России

1

1

-

-

8

Зарубежная литература

9

7

1

1

Всего

70

55

5

10

Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

I

Четверть

18ч

1

Р/Р  Контрольное сочинение по устному народному творчеству и древнерусской литературе «Нравственные   заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1

II

Четверть

14ч

2

Тест  по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Р/Р  Контрольное сочинение «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

1

III четверть

20ч

1

Р/Р Контрольное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

IV четверть

18ч

1

 Р/Р Контрольное сочинение «Мое любимое произведение»

1


Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Обязательные результаты обучения

План

Факт

1 четверть (18 ч)

1

 Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

 З н а т ь: образную природу словесного

искусства, цели и задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях.

У м е т ь: пользоваться справочным разделом, составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами  пересказа.

Устное народное творчество

5

2

   Предания как поэтическая автобиография народа.

1

 З н а т ь: определение понятия «предание»

У м е т ь: пересказывать текст предания, объяснять особенности жанра.

3

Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

1

З н а т ь: определение понятия «былина». своеобразие былин как героических песен эпического характера.

У м е т ь: составлять характеристику героев, определять художественные особенности былинного жанра

4

Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович».

1

З н а т ь: приемы раскрытия величия, доблести подвигов русского богатыря.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к героям.

5

Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Новгородский цикл былин. «Садко»).  

1

У м е т ь: самостоятельно

проводить  исследование

художественного

своеобразия былин

6

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка.

1

З н а т ь: определение понятий «пословица» и «поговорка», своеобразие пословиц и поговорок как малого жанра устного народного творчества народов мира.

У м е т ь: анализировать поэтику

 пословицы и поговорки.

 Древнерусская  литература

3

7

Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).

1

З н а т ь: особенности «поучения» как жанра, основы христианской морали,

понятие жанра летописи.

П о н и м а т ь: смысл поучения Владимира Мономаха.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

древнерусский текст.

8

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1

З н а т ь:  содержание повести, нравственные законы, по которым живут герои.

У м е т ь: понимать и выразительно читать древнерусский текст в соответствии с его стилистикой.

9

Р/Р Контрольное  сочинение  по устному народному творчеству и древнерусской литературе «Нравственные   заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1

У м е т ь: самостоятельно делать

выводы, строить рассуждения

на  нравственно-этические

темы.

Русская литература 18 века

2

10

М.В.Ломоносов. Мысли автора о родине, русской науке, творцах. («К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)

1

З н а т ь: основные сведения о

 М. Ломоносове как поэте и ученом,

новаторство Ломоносова в

стихотворчестве

У м е т ь: воспринимать и анализировать

текст в жанре оды, выразительно читать его.

11

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…» («На птичку…», «Признание»). Философские размышления о жизни и творчестве.

1

З н а т ь: основные сведения о

жизни и творчестве Г.Р. Державина, новаторство Державина в стихотворчестве

У м е т ь: воспринимать и анализировать

державинские стихотворения, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на  темы  общественной жизни

XVIII века.

Русская литература 19 века

24

12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории Росси в поэме  «Полтава» (отрывок).

1

З н а т ь: историческую основу

изучаемых произведений А.С. Пушкина,

понятие жанров: поэмы, баллады, драмы

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический текст, выразительно

читать стихотворный отрывок

13

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Последствия деяний Петра I

1

14

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1

15

 А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Значение труда летописца Пимена.

1

16

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека»

1

З н а т ь:  содержание повести А.С. Пушкина, понятие  «образ маленького человека» в русской литературе

У м е т ь: воспринимать и анализировать

текст,  объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль детали в описании жилища станционного смотрителя), роль автора и рассказчика в повести

17

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

П о н и м а т ь: идейный замысел повести (социальное неравенство).

У м е т ь: анализировать эпизод художественного текста и определять его роль в произведении.

18

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня …про купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

З н а т ь: содержание поэмы, особенности сюжета, исторической основы поэмы, ее нравственную проблематику.

У м е т ь: владеть различными

 видами пересказа, участвовать в диалоге по

 прочитанному произведению.

2 четверть (14 ч.)

19

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

20

М.Ю.Лермонтов.  Проблема гармонии человека и природы. («Когда волнуется желтеющая нива…», Молитва», «Ангел»).

1

З н а т ь: понятие «лирический герой»

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический  текст, выразительно

читать стихотворение

21

Тест  по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

1

З н а т ь: материал по теме

«Творчество А.С.Пушкина и                    М.Ю. Лермонтова», технологию тестовой

 работы с выбором  варианта ответа

У м е т ь: давать развернутый ответ на вопрос.

22-23

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

2

З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения,

нравственную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа,

участвовать в диалоге по

прочитанному произведению; знать понятие «литературный герой», «патриотический пафос».

У м е т ь: выделять смысловые части

 художественного текста, сопоставлять

 эпизоды и сравнивать героев.

24-25

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

2

26

Роль картин природы в понимании человеческих характеров.

1

27

Р/Р  Подготовка к контрольному сочинению  «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

З н а т ь:  содержание повести.

У м е т ь: выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты.

28

Р/Р  Контрольное сочинение «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

З н а т ь:  содержание повести.

У м е т ь: выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты.

29

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

З н а т ь: факты жизни и творчества И.С.Тургенева, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк», понятие «пейзаж».

У м е т ь: составлять тезисы и план

 прочитанного; владеть различными

 видами пересказа.

30

Р/Р И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

1

З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтику стихотворений в прозе,

выразительно читать стихотворения в прозе.

31

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. Анализ эпизода («Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутской области»).

1

З н а т ь: особую роль жен декабристов,

их высокий нравственный подвиг

У м е т ь:  выделять черты героев, размышлять об их словах и поступках, убеждениях, давать

характеристику героям поэмы

32

Вн. чт. Н.А.Некрасов. «Размышление у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

1

З н а т ь: понятия "сатира", "антитеза"

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический  текст, выразительно читать

стихотворный отрывок

3 четверть (20 ч.)

33

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

1

З н а т ь: сюжет и образную систему

рассказов.

У м е т ь: давать оценку действиям героев

34

Два лица в России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

З н а т ь: содержание рассказа, понимать и объяснять особенности композиции рассказа и его смысла.

У м е т ь: анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи героев. Выразительно читать фрагменты.

35

Вн.чт.Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня».

1

З н а т ь/п о н и м а т ь: содержание рассказов, позицию автора.

У м е т ь: видеть смешное и грустное в произведении.

Литература 20 века

25

36

И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.  

1

П о н и м а т ь смысл рассказа.

У м е т ь: анализировать текст.

37

А.М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

З н а т ь:  автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев.

У м е т ь: воспринимать текст, делать художественный пересказ частей сюжета, выделять наиболее важные для героя и читателя события.

38

Р/Р М.Горький «Детство». «Яркое, здоровое в русской жизни». Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство».

1

З н а т ь:   специфические черты характеров. Приущие отдельным героям повести6 бабушке, Алеше, Цыганку, деду, Хорошему Делу.

У м е т ь:  видеть авторскую позицию по отношению к героям сопоставлять поступки героев,, давать характеристику литературному герою по плану.

39

Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

1

З н а т ь: содержание рассказа;

приемы сопоставительного анализа

У м е т ь: характеризовать особенности

 сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в рассказе; выявлять авторскую позицию; использовать сравнительные

характеристики; участвовать в дискуссии

40-41

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности.

2

З н а т ь: сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.

У м е т ь: выражать собственное отношение к героям. сопереживать им. владеть различными видами пересказа..

42

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека.

1

З н а т ь: факты из жизни поэта, своеобразие художественной формы, содержание понятия «сатира».

У м е т ь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять его своеобразие.

43

Вн. чт. В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

З н а т ь: понятие о лирическом герое.

У м е т ь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать героям.

44-45

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.  

2

З н а т ь: основные сведения о жизни

Платонова А.П., сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.  

У м е т ь: читать платоновские

рассказы, видеть их красоту, воспринимать чувства, передаваемые автором

46

Р/Р Подготовка к контрольному сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

47

Р/Р Контрольное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

У м е т ь: выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты.

48

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие природы в лирике поэта.

1

З н а т ь: своеобразие поэтического мастерства поэта, тематики стихотворений.

У м е т ь: анализировать поэтическое произведение, видеть красоту природы, передаваемую изобразительно-выразительными средствами.

49

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…» и др

1

З н а т ь: сведения о жизни и творчестве поэта, план анализа стихотворения.

 У м е т ь: выразительно читать стихотворения, анализировать лирическое стихотворение.

50

Вн. чт. Стихи о Великой Отечественной войне.

1

 

З н а т ь: особенность поэтических текстов о Великой Отечественной войне.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения патриотической направленности.

51-52

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции.

2

З н а т ь: основные сведения о жизни

Абрамова Ф.А., познакомиться в

произведениях художественной

литературы с проблемой экологической

защиты человека.

У м е т ь: составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказы

4 четверть (18 ч.)

53

Е.Н.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.  

1

З н а т ь: основные сведения о жизни

Носова Е.И.

У м е т ь: составлять план

 рассказа, готовить краткий,

 выборочный, художественный

 пересказ.

54

 Е.Н. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу произведения.

1

З н а т ь: основные сведения о жизни

Носова Е.И.

У м е т ь: составлять план

 рассказа, готовить краткий,

 выборочный, художественный

55

 Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

З н а т ь: основные сведения о жизни

Казакова Ю.П.

У м е т ь: составление плана,

художественный и краткий пересказы

56

Вн.чт. Д.С.Лихачев. Слово о писателе. «Земля родная».

1

З н а т ь: биографию автора, определение понятий «публицистика», «мемуары»

У м е т ь: выстраивать ответы-рассуждения по поднятой проблеме, оценивать отношение автора к прочитанному.

57

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах.

1

З н а т ь/п о н и м а т ь: сведения об авторе и его произведения, авторскую позицию в оценке героев.

У м е т ь: видеть смешное и грустное в произведении

58

 Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов).

1

З н а т ь: основные средства

художественной выразительности

У м е т ь: выразительно читать наизусть

стихотворение о природе, сопоставить стихотворения,

посвященные различным явлениям

природы, определенному времени года.

59

Вн.чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе.

1

З н а т ь: сведения о жизни и творчестве поэтов.

У м е т ь: выразительно читать наизусть

стихотворения о природе.

60

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов XX века.

1

З н а т ь: что такое «лирическое размышление».

У м е т ь: анализировать содержание песен, лирические размышления о жизни, времени и вечности.

Литература народов России

1

61

Лирика Расула Гамзатова. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине».

1

З н а т ь: факты жизни и творческой биографии поэта. План анализа поэтического произведения.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения, анализировать лирический текст.

Зарубежная литература

9

62

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». 

1

З н а т ь: факты жизненного и творческого пути автора, темы творчества.

У м е т ь: выразительно читать стихотворные тексты в соответствии с содержанием, настроением текста.

63

Дж. Гордон Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой,,,»  как прославление подвига во имя Родины.

1

З н а т ь: факты жизненного и творческого пути автора, темы творчества.

У м е т ь: выразительно читать стихотворные тексты в соответствии с содержанием, настроением текста.

64

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1

З н а т ь: историю возникновения жанра, представителей жанра и их творчество.

У м е т ь: виделирические переживания через предметный мир.

65-66

О.Генри. «Дары волхвов».

2

З н а т ь: автора, этапы жизненного пути, нравственные проблемы в зарубежной литературе, содержание рассказа.

 У м е т ь: видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах.

67

Вн.чт. Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Зеленое утро». «Каникулы»

1

З н а т ь: факты жизненного и творческого пути автора, темы творчества, понятие «фантастический рассказ».

У м е т ь: видеть лирические переживания через предметный мир.

68

 Р/Р Подготовка к контрольному сочинению

«Мое любимое произведение»

 

1

 З н а т ь:  содержание произведений.

У м е т ь: выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты.

69

 Р/Р Контрольное сочинение «Мое любимое произведение»

 

1

 З н а т ь:  содержание произведений.

У м е т ь: выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты.

70

 Подведение итогов.  Рекомендации на лето.

1

 З н а т ь/п о н и м а т ь: как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...