Рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Тимофеева Марина Владимировна

Учебник: Журавлев В.П. «Русская литература 20 века 11 класс». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_11a_klass.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

                 МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании

Методического объединения

Утверждена директором

МБОУ

учителей русского языка и литературы

Руководитель МО

«Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

_________ А.М. Котова

_______________Е.В.Гулькина

__ _________ 2015г.

__ _________ 2015г.

                                           

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Литература»

для 11 «А» класса

Составитель:

Тимофеева М.В.,

учитель русского языка и литературы

Инсар 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по литературе, ориентирована на учащихся  11 класса и реализуется на основе следующих документов:

 Нормативные документы и программы:

   

 

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
  2. Федеральный  базисный учебный  план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
  3. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.

        Учебник:

Журавлев В.П. «Русская литература 20 века 11 класс».  Москва «Просвещение» 2008 г.

Дополнительная литература:

  1.   «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», автор:

В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006.

  1. «Поурочные разработки по литературе в 11 классе», авторы: И.В. Золотарева,

М.С. Корнеева и др. ,  М., «Вако», 2009  

Школьное  образование ставит следующие цели обучения:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
  • расширить читательский кругозор учащихся;
  • повысить качество чтения;
  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;
  • развить их литературный вкус;
  • подготовить  их к самостоятельному эстетическому восприятию и  анализу произведения литературы;
  • стимулировать творческую активность детей;
  • формировать навык выразительного чтения;
  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Цели  программы:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
  •  воспитание у учащихся высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции;
  •  воспитание речевой культуры учащихся.

 Основные задачи:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике

Межпредметные  связи:  При работе  используются:

по истории темы:  «Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием», «Маяковский и революция»,  «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова,  Литература «оттепели» и др;

по музыке темы: «Авторская песня. Арбатский мир Булата Окуджавы», «Поэзия  периода Великой Отечественной войны».

 Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

Творческая работа, тестовая работа.

Место курса «Литература» в учебном плане школы

На изучение учебного курса литературы в 11 классе отводится 3 часа в неделю.

Курс рассчитан   102 ч -  (34 учебные недели).

Количество часов в 1полугодии -   48

Количество часов во 2полугодии -  54

Содержание учебного предмета

Россия рубежа XIX- XX веков. Историко- культурная ситуация.

Русская литература на рубеже веков.

Творчество И.А. Бунина

И.А.Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества. «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки».

Размышления о России в повести Бунина «Деревня». Внеклассное чтение.

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказах И.А.Бунина о любви.

Творчество А.И. Куприна

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»

Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Внеклассное чтение.

«Серебряный век русской поэзии»  

Символизм. Поэзия В.Я. Брюсова.

«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта (1867-1942).

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934).

Акмеизм. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921).

Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966).

Футуризм. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941).

Творчество А.М. Горького

А.М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.

Композиция романтических рассказов Горького.

Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М.Горького «На дне».

«Во что веришь- то и есть». Роль Луки в драме «На дне».

Вопрос о правде в драме Горького «На дне».

Обзор романа Горького «Мать».

Творчество А.А. Блока

А.А.Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

«Незнакомка Блока».

Тема родины в творчестве Блока.

Поэма Блока «Двенадцать» (1918).

Творчество С.А. Есенина

Новокрестьянские поэты. Сергей Есенин как национальный поэт.

Любовная лирика Есенина.

Поэма Есенина «Анна Снегина».

Трагизм поэмы С.А.Есенина «Черный человек». Внеклассное чтение.

Творчество В.В. Маяковского

В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского.

Поэма Маяковского «Облако в штанах».

Маяковский и революция.

Творчество А.А. Фадеева

Роман А.А.Фадеева «Разгром».

Морозка и Мечик. Нород и интеллигенция в романе А.Фадеева «Разгром».

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе Фадеева «Разгром».

Творчество Е.И. Замятина

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И.Замятина «Мы».

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И.Замятина «Мы»).

Творчество А.Платонова

Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован».

Пространство и время в повести «Котлован»

Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован».

Творчество М.А. Булгакова

М.А.Булгаков (1891-1940). Жизнь, творчество, личность.

Сатира Булгакова.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция.

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

Творчество А.Н. Толстого

Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Творчество А.А. Ахматовой

А.А.Ахматова- «голос своего поколения».

Тема Родины в лирике Ахматовой.

Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

Поэтический мир Марины Цветаевой.

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость».

Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого. Внеклассное чтение.

Творчество М.А.Шолохова

М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность.

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова.

Судьба Григория Мелехова.

Григорий и Аксинья.

Литература периода Великой Отечественной войны.

Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор.

Поэзия  периода Великой Отечественной войны.

Правда о войне в повести Виктора Некрасова

 «В окопах Сталинграда».

А.Т.Твардовский (1910- 1917). Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия».

Народный характер поэмы «Василий Теркин».

Лирика А.Т.Твардовского.

Творчество Б.Пастернака

Б.Пастернак. Начало творческого пути.

Человек, история и природа в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

Стихотворения Юрия Живого.

Литература «оттепели»

А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя.

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».

Творчество  В.Шукшина

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Шукшина..

Поэзия периода «оттепели».

Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели».

«Тихая лирика»  и поэзия Николая Рубцова. Внеклассное чтение.

Авторская песня. Арбатский мир Булата Окуджавы.

 Литература последних десятилетий.

Литература последних десятилетий. 

Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба». Внеклассное чтение.

Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок».

Литература на современном этапе.

Литература на современном этапе. Обзор.

Семинар по теме: «Литература на современном этапе».

Проза Татьяны Толстой (1951)

Поэзия Иосифа Бродского.

Новейшая русская поэзия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС

ЛИТЕРАТУРЫ 11 КЛАССА

 

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Содержание учебного курса

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Количество уроков

Кол-во  уроков контроля

Внеклассное чтение

1

 Русская литература на рубеже

 19-20 веков

2

2

-

-

2

Творчество И.А. Бунина

3

2

-

1

3

Творчество А.И. Куприна

4

1

1

2

4

«Серебряный век русской поэзии»  

6

6

-

-

5

Творчество А.М. Горького

6

6

-

-

6

Творчество А.А. Блока

4

4

-

-

8

Творчество С.А. Есенина

4

3

-

1

9

Творчество В.В. Маяковского

4

3

1

-

10

Творчество А.А. Фадеева

3

3

-

-

11

Творчество Е.И. Замятина

2

2

-

-

12

Творчество А.Платонова

3

3

-

-

13

Творчество М.А. Булгакова

6

5

1

-

14

Творчество А.Н. Толстого

3

3

-

-

15

Творчество А.А. Ахматовой

6

5

-

1

16

Творчество М.А.Шолохова

10

9

1

-

17

Литература периода Великой Отечественной войны.

6

6

-

-

18

Творчество Б.Пастернака

5

4

1

-

19

 Литература «оттепели»

5

4

1

-

20

Творчество  В.Шукшина

1

1

-

-

21

Поэзия периода «оттепели».

3

2

-

1

22

 Литература последних десятилетий.

4

3

1

-

23

Литература на современном этапе.

12

11

1

-

Всего

102

88

8

6

Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

1 полугод.

 3

 Р. Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.

Р. Контрольное сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

 

Р. Контрольное сочинение по творчеству М.А.Булгакова

1

1

1

2 полугод.

5

Р. Контрольное сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Р. Домашнее сочинение по творчеству Б.Пастернака.

 Р. Контрольное сочинение по произведениям А.И.Солженицына.

Р. Домашнее  сочинение по произведениям последних десятилетий.

Итоговый тест.

1

1

1

1

1


Тематическое планирование

                            Тема урока

Кол. часов.

План

Факт

1 полугодие 48 ч.

 Русская литература на рубеже  19-20 веков

2

1

Россия рубежа XIX- XX веков. Историко - культурная ситуация.

1

2

Русская литература на рубеже веков.

1

Творчество И.А. Бунина

3

3

И.А.Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества. «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки».

1

4

Размышления о России в повести Бунина «Деревня». Внеклассное чтение.

1

5

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказах И.А.Бунина о любви.

1

Творчество А.И. Куприна

4

6

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»

1

7

Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Внеклассное чтение.

1

8

Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Внеклассное чтение.

1

9

Р. Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.

1

«Серебряный век русской поэзии»  

6

10

Символизм. Поэзия В.Я. Брюсова.

1

11

«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта (1867-1942).

1

12

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934).

1

13

Акмеизм. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921).

1

14

Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966).

1

15

Футуризм. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941).

1

Творчество А.М. Горького

6

16

А.М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.

1

17

Композиция романтических рассказов Горького.

1

18

Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М.Горького «На дне».

1

19

«Во что веришь- то и есть». Роль Луки в драме «На дне».

1

20

Вопрос о правде в драме Горького «На дне».

1

21

Обзор романа Горького «Мать».

1

Творчество А.А. Блока

4

22

А.А.Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

1

23

«Незнакомка Блока».

1

24

Тема родины в творчестве Блока.

1

25

Поэма Блока «Двенадцать» (1918).

1

Творчество С.А. Есенина

4

26

Новокрестьянские поэты. Сергей Есенин как национальный поэт.

1

27

Любовная лирика Есенина.

1

28

Поэма Есенина «Анна Снегина».

1

29

Трагизм поэмы С.А.Есенина «Черный человек». Внеклассное чтение.

1

Творчество В.В. Маяковского

4

30

В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского.

1

31

Поэма Маяковского «Облако в штанах».

1

32

 Р. Подготовка к контрольному сочинению по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

1

33

Р. Контрольное сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

1

Творчество А.А. Фадеева

3

34

Роман А.А.Фадеева «Разгром».

1

35

Морозка и Мечик. Нород и интеллигенция в романе А.Фадеева «Разгром».

1

36

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе Фадеева «Разгром».

1

Творчество Е.И. Замятина

2

37

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И.Замятина «Мы».

1

38

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И.Замятина «Мы»).

1

Творчество А.Платонова

3

39

Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован».

1

40

Пространство и время в повести «Котлован»

1

41

Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован».

1

Творчество М.А. Булгакова

6

42

М.А.Булгаков (1891-1940). Жизнь, творчество, личность.

1

43

Сатира Булгакова.

1

44

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция.

1

45

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

1

46

Р. Подготовка к контрольному сочинению по творчеству М.А. Булгакова.

1

47

Р. Контрольное сочинение по творчеству М.А.Булгакова.

1

Творчество А.Н. Толстого

3

48

Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

1

2 полугодие 54 ч.

49

Панорама русской жизни в романе «Петр Первый».

1

50

Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

1

Творчество А.А. Ахматовой

6

51

А.А.Ахматова- «голос своего поколения».

1

52

Тема Родины в лирике Ахматовой.

1

53

Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

1

54

Поэтический мир Марины Цветаевой.

1

55

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость».

1

56

Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого. Внеклассное чтение.

1

Творчество М.А.Шолохова

10

57

М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность.

1

58

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

1

59

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

1

60

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

1

61

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

1

62

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова.

1

63

Судьба Григория Мелехова.

1

64

Григорий и Аксинья.

1

65

Р. Подготовка к контрольному сочинению по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

1

66

Р. Контрольное сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

1

Литература периода Великой Отечественной войны.

6

67

Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор.

1

68

Поэзия  периода Великой Отечественной войны.

1

69

Правда о войне в повести Виктора Некрасова

 «В окопах Сталинграда».

1

70

А.Т.Твардовский (1910- 1917). Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия».

1

71

Народный характер поэмы «Василий Теркин».

1

72

Лирика А.Т.Твардовского.

1

Творчество Б.Пастернака

5

73

Б.Пастернак. Начало творческого пути.

1

74

Человек, история и природа в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

1

75

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

1

76

Стихотворения Юрия Живого.

1

77

Р.Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Б.Пастернака.

1

Литература «оттепели»

5

78

Литература «оттепели».

1

79

А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя.

1

80

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».

1

81

 Р. Подготовка к контрольному сочинению по произведениям А.И. Солженицына. 

1

82

Р. Контрольное сочинение по произведениям А.И.Солженицына.

1

Творчество  В.Шукшина

1

83

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Шукшина..

1

Поэзия периода «оттепели».

3

84

Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели».

1

85

«Тихая лирика»  и поэзия Николая Рубцова. Внеклассное чтение.

1

86

Авторская песня. Арбатский мир Булата Окуджавы.

1

 Литература последних десятилетий.

4

87

Литература последних десятилетий. 

1

88

Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба». Внеклассное чтение.

1

89

Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок».

1

90

Р. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям последних десятилетий.

1

Литература на современном этапе.

12

91

Литература на современном этапе. Обзор.

1

92

Семинар по теме: «Литература на современном этапе».

1

93

Проза Татьяны Толстой (1951)

1

94

Проза Татьяны Толстой (1951)

1

95

Поэзия Иосифа Бродского.

1

96

Новейшая русская поэзия.

1

97

Урок- семинар по новейшей русской поэзии.

1

98

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Работа с бланками ЕГЭ.

1

99

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Работа с бланками ЕГЭ.

1

100

 Подготовка к ЕГЭ по литературе. Работа с бланками ЕГЭ.

1

101

Итоговый тест.

1

102

Подведение итогов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...