РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Цели.
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи:
· Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.
· Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства
· Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений
· Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении
· Формировать культурологическую, коммуникативную и др.компетентности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_literatura.docx | 68.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»№2 с. Дивное
рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы Протокол №________ от «____»________________2016 г. Руководитель МО________________ | согласовано Заместитель директора по учебно – воспитательной работе ______________________________ Т.В. Кимсас «____»__________________2016 г. | утверждаю Директор школы ________________________________ Н.И.Денисенко «____»________________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ________________литературе___________________
учебный предмет
______________2016 – 2017 уч. год______________
учебный год
____________8 класс (2 часа в неделю)_____________
класс, количество часов в неделю
2016 - 2017
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе:
- государственных общеобразовательных стандартов по литературе 2004 г.;
- программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Н.А. Демидова. Е.Н. Колокольцева и др. – М.: Дрофа, 2006
УМК: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2013.
Цели.
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи:
- Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.
- Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства
- Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений
- Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении
- Формировать культурологическую, коммуникативную и др.компетентности обучающихся
Специфика курса
в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора.
Технологии, методы: различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.
Система оценивания: в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.
Программа рассчитана на 70 часов: 35 учебных недели по 2 часа.
Литература:
для учащихся: базовый учебник Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс.
Учебник-хрестоматия в 2 частях, М.Дрофа, 2013
для учителя: Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М. «Вако», 2012
О.А. Ерёмина Поурочное планирование по литературе 8 класс. М: просвещение, 2010
Наглядность, ТСО
На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал, тесты, тексты произведений.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
Ученик должен знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений
-базовые теоретико-литературные понятия;
-содержание программных произведений;
-общую характеристику развития русской литературы;
Ученик должен понимать:
-закономерности происхождения литературы;
-жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой монологической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым графиком ОУ: 2 часа в неделю, 70 часов в год ,из них развитие речи - 7 часов. В программу включен региональный компонент, так как предмет преподается в кадетском классе. На изучение произведений данной тематики отведено 13 часов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):
Объем сочинений должен быть примерно таким:
в V классе — 1-1-5 тетрадные страницы,
VI классе— 1,5-2,
VII классе—2-2,5,
VIII классе —2,5-3,
IХ классе — 3-4,
X классе —4-5,
XI классе — 5—7.
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
В V—XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых
- в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:
V класс— 100—11О слов в минуту,
VI класс—110—120 слов в минуту,
VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.
В соответствиисэтим:
Отметкой «5»оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4»оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности
Отметкой «3»оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса
Отметкой «2»оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинения
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся.их общего развития и почерка
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними.часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
- Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
- Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Порядок проверки письменных работ учителями
. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
по литературе:
- в 5-8 классах – не реже 2 раз в месяц
- в 9-11 классах – не реже одного раза в месяц
Список литературы:
1) Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2012
2) Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 8 класс: к учебнику Т.Ф. Курдюмовой «Литература: 8 класс» / О.А.Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2012
3) Литература 8 кл. Поурочные планы. / Составитель: СкоркинаН.М.Издательство «Учитель – АСТ».
5) Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 8 классе: Метод.рекомендации. – М.: Просвещение, 1996
6) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2012
7) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2003
9) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс
№п./п. | Дата | Основное содержание программного материала | Кол-во часов | Основные знания, умения, навыки | Теория литературы | Методические приёмы | Примечания | |
1 | Художественная литература как одна из форм освоения мира. Литература и другие виды искусства. | 1 | Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано | |||||
ФОЛЬКЛОР – 3 ЧАСА | ||||||||
2 | Русский фольклор. Народные песни. Русская историческая песня | 1 | Познакомить с жанровым своеобразием русской исторической песни, основной тематикой песен и главными героями | Историческая песня | Лекция чтение | |||
3,4 | РК Песни жителей Ставропольского края | 2 | Познакомить с жанровым своеобразием казачьей песни, основной тематикой песен и главными героями | Песня как жанр литературы | Исполнение песен | |||
5 | Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» | 1 | Народный театр как жанр фольклора; Раскрыть особенности содержания и художественной формы народного театра | Народная драма | Работа с учебни-ком беседа | |||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 5 ЧАСОВ | ||||||||
6 | История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись. «Смерть Олега от своего коня» | 1 | Дать понятие о древнерусской литературе; Помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы; | Духовная литература Канонизация(причисление к лику святых) | Рассказ учителя с элементами беседы | |||
7 | Русская воинская летопись. «Повесть о разорении Рязани Батыем» | 1 | Дать понятие воинской летописи; Раскрыть историческую основу воинской повесть; Работа над особенностями воинской повесть | Воинская повесть Междуусо-бицы | Работа с текстом беседа | |||
8 | Жития святых как исторические повествования «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра» «Преподобные Сергий Радонежский» | 1 | Дать понятие о жанре жития; Раскрыть историческую основу ; Работа над особенностями «Жития» | Духовная литература Житийная литература святые | Беседа Работа над картиной М.В.Нес-терова «Видение отроку Варфоломею» | |||
9 | РР Работа со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым | 1 | Продолжит работу со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым | |||||
ЛИТЕРАТУРА XVIIIВЕКА – 3 ЧАСА | ||||||||
10 | Русская литература 18 века. История на страницах произведений XVIII века | 1 | Познакомить с этапами жизни Карамзина; Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении | Сообще-ние учащихся беседа | ||||
11 | Н.М.Карамзин «Марфа – посадница…». Сопоставление исторического труда и художественного текста. Отличие героини повести и исторического персонажа | 1 | Понять о чем рассказывается в повести; Проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести | Аналитическая беседа с чтением отдель-ных фрагментов повести | ||||
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА – 34 ЧАСА | ||||||||
12 | Русская литература 19 века. Историческое прошлое в литературе XIX века. Чувство времени как одно из важнейших свойств культурного человека | 1 | Расширить имеющиеся знания об историческом прошлом | |||||
13 | Былины и их герои в произведениях XIX века как демонстрация связи веков и прочности традиций русской литературы | 1 | Дать понятие о былинах; Раскрыть связь былина с русской историей; Вызвать желание учащихся изучать историю Отечества | былина | Чтение былины с элементами беседы | |||
14 | Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки. Сюжет и герои «Песни…» | 1 | Познакомить с жизнью и творчеством Г.У.Лонгфелло; Дать представление о романтическом герое и мире | Трубка мира | ||||
15 | В. Скотт. Жизнь и творчество .«Айвенго». В.Скотт – создатель исторического романа | 1 | Познакомить с творчеством В.Скотта; Помочь ученикам понять, каковы особенности исторического романа; | |||||
16 | И.А. Крылов. Отражение истории во всех жанрах литературы. Исторические басни И.А.Крылова «Волк на псарне». | 1 | Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях; Повторить знание терминов | Аллегория Басня Иносказание Эзопов язык | Чтение басни беседа | |||
17 | А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина | 1 | Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? | Аналитическая беседа Сжатый пересказ статей учебника | ||||
18 | РК Пушкин и Кавказ | 1 | ||||||
19 | «Песнь о вещем Олеге» Сопоставление с историческим источником | 1 | Познакомить с сюжетом летописного сказания «Смерть…» Обратить внимание учащихся на таинственность и мрачность колорита, употреблением торжественной лексики; | Хазары Перун Цареград Пращ Сеча | Комментированное чтение беседа | |||
20 | «Полтава» Общий обзор произведений Петра I автором | 1 | Познакомить с многоплановостью героической поэмы; Раскрыть историческую значимость двух монархов – полководцев – Петра I и Карла, на примере контраста эти образы рассмотреть | Паладин | Комментированное чтение | |||
21 | «Борис Годунов» Роль и судьба летописца Пимена в пьесе. Тема власти и неизбежной расплаты за преступление | 1 | Выяснить, какие эпизоды положены в основу трагедии; Показать значимость конфликта между Годуновым и Отепьевым | Аналитическая беседа | ||||
22 | РР Исполнение лирических и драматических произведений Пушкина | 1 | Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических и драматических произведений Пушкина | Выступление учащихся | ||||
23 | Роман «Капитанская дочка».Создание «Истории Пугачёва» | 1 | Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка» | Роман Семейные записи Хроника Прототип Прообраз Мятеж восстание | Сообщение уч-ся Аналитическая беседа Сжатый пересказ статей учебника | |||
24 | Тема народного восстания в повести. Лирический сюжет произведения | 1 | Познакомить с особенностями, принципами и идеей народного восстания; | беседа | ||||
25 | Роль Пугачева в развитии сюжета | 1 | Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева и Пугачева позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами; Продолжить работу над художественными особенностями повести | Благородство Великоду-шие безразличие | Аналитическая беседа Чтение эпизодов | |||
26 | Герой повести и рассказчик. Петр Гринев и Маша Миронова | 1 | Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой; Продолжить работу над смыслом названия повести; Обобщить и систематизировать знания по образу Петра Гринёва; Входе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя | Сообщение Аналитическая беседа | ||||
27 | Историческая повесть и исторический труд. Пейзаж, интерьер, манера повествования. | 1 | Обобщение и систематизация материала; | Индив. сообщения | ||||
28 | РР Изложение по тексту произведения | 1 | Развитие связной речи учащихся; Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения | |||||
29 | РК Лермонтов и Кавказ | 1 | ||||||
30 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе | 1 | Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; Вывить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина; | опричник | ||||
31-32 | Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 2 | Дать характеристику героям поэмы; Проникнуть в замысел автора; Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы | Образ в литературе | Беседа комм.чтение | |||
33 | Н.В.Гоголь. Слово о творчестве Н.В.Гоголя. Повесть «Тарас Бульба» | 1 | Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе; Дать понятие о романтической повести; Раскрыть сюжет и идейный замысел повести | Романтичес-кая повесть История Сюжет пейзаж | Сообщение Лекция беседа | |||
34 | Сопоставительная характеристика образов и судеб двух братьев | 1 | Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба, Запорожская сечь, бой, погибель; | беседа | ||||
35 | Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер) | 1 | Показать роль художественной детали; Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя | гипербола героическая личность | Беседа Комментирован-ноечтение | |||
36-38 | РК Жизнь казачества в произведениях Н.В.Гоголя | 3 | ||||||
39 | РРСочинение по произведению Н.В.Гоголя«Тарас Бульба» | 1 | Развивать связную речь учащихся; Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения | Сочине-ние | ||||
40 | А.К.Толстой .Слово о писателе. Баллада «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои. | 1 | Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»; Представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в истории и балладе | Баллада | Беседа чтение | |||
41 | Роман «Князь Серебряный» Сюжет и герои романа | 1 | Помочь учащимся раскрыть особенности романа и писательский замысел; Познакомить с историческими лицами на страницах романа | Реализм Романтическое повествова-06ние | Аналитическая беседа | |||
42 | Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой | 1 | Помочь увидеть, как автор старается показать соответствие внутренних и внешних качеств человека или, наоборот, контраст; Раскрыть значение событий, которые стремительно приближаются к развязке; | фольклор | ||||
43 | Историческое прошлое в русской лирике XIX века. Стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова… | 1 | Проследить за основной тематикой стихотворений; Повторить знание особенностей ритмической организации стиха; | Чтение наизусть анализ | ||||
44 | РК Историческое прошлое в лирике. Поэты Ставрополья | 1 | ||||||
45 | Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Сюжет и композиция. | 1 | Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел | Аналитическая беседа с чтением эпизодов | ||||
46 | Роль контраста при создании образа героя | 1 | Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни | Элементы диспута тест | ||||
47 | РР Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала» | 1 | Развивать связную речь учащихся; Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения | |||||
48 | РК Толстой и Кавказ | 1 | ||||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА – 22 ЧАСА | ||||||||
49 | Русская литература 20 века. История на станицах художественной литературы XX века | 1 | Выявить исторические особенности литературы XX века; Сформировать первоначальное представление о взгляде писателей на родную историю через судьбы людей эпохи; Раскрыть проблему исторической личности, зримые черты живого облика известного человека; | Лекция беседа | ||||
50 | РК Писатели Ставрополья | 1 | ||||||
51 | Былины и их герои на страницах поэзии XX века | 1 | Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина, его обращением к истории и русскому фольклору (былинному эпосу) | Былинный эпос | Чтение Анализ | |||
52 | Ю.Н.Тынянов. Тема истории на страницах произведений Тынянова «Подпоручик Киже» и тема деспотизма | 1 | Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова; Помочь увидеть анекдотичную основу исторического рассказа; Раскрыть трагическое одиночество Петра 1 | Чтение беседа | ||||
53 | «Восковая персона». Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования | 1 | Показать своеобразие рассказа «Восковая персона; Выявить авторскую позицию | Аналитическая беседа | ||||
54 | Марк Алданов. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель». «Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия. | 1 | Познакомить с творчеством М.Алданова; Увидеть в авторе человека, который сопереживает события и беды сегодняшнего дня; Обратиться к его философским позициям, понять, как он воспринимает ход истории; | тетралогия | Лекция Аналитическая беседа Сообще-ние | |||
55 | Литература народов России. Героический эпос. Р. Гамзатов, М. Джалиль. | 1 | Помочь учащимся увидеть в творчестве Поэтов любовь к родине. | |||||
56 | С.Цвейг «Невозвратимое мгновение» | 1 | Помочь увидеть более широкий и полный взгляд на проблему роли человека в истории | Беседа пересказ | ||||
57 | Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман о судьбах властителей и простых людей на страницах истории | 1 | Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева; Показать взаимоотношение власти и народа; Выявить роль автора, его отношение к событиям прошлого | Лекция беседа | ||||
58 | Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина. | 1 | Продолжить знакомство с героями романа; Выявить своеобразие повествования | |||||
59-60 | Великая Отечественная война в русской лирике. (урок-концерт). В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б. Окуджава | 2 | Познакомить учащихся с героическими страницами Руссой поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей | |||||
61-62 | РК Великая Отечественная война в творчестве поэтов Ставрополья | 2 | ||||||
63 | В.И. Белов. Тема Великой Отечественной войны. | 1 | Познакомить учащихся с творчеством В.И. Белова. Провести обзор содержания рассказа; Определить «внутренний, скрытый рисунок жизни»; Обучение учащихся аналитическому пересказу | Комментированное чтение | ||||
64 | Л. М. Леонов «Золотая карета». Судьбы героев пьесы и их идеалы | 1 | Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»; Научить видеть позицию автора в пьесе; Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации; | |||||
65 | РР Сочинение на тему «Мой любимый исторический герой» | 1 | Развивать связную речь учащихся; Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения | |||||
66 | История на страницах поэзии XX века. Интерес к темам прошлого в лирике | 1 | Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских потов; Помочь осмыслить прочитанное | Звукопись Аллитерация Ассонанс | анализ | |||
67-68 | РК А.Губин «Молоко волчицы» | 2 | ||||||
69 | РРСочинение на тему «Изображение истории на страницах художественных произведений и позиция автора» | 1 | Развитие письменной и устной речи учащихся; Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения; | |||||
70 | Тест по теме «История и литература» | 1 | Развитие умений работать с тестом |
Количество контрольных работ
Развитие речи | сочинение | изложение | тест | Региональный компонент |
2 | 4 | 1 | 1 | 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Срезовая контрольная работа политературе в форме ЕГЭ .10 класс
Контрольная работа по литературе в форме ЕГЭ за 1 полугодие. 10 класс....
рабочая программа политературе в 5 классе
Ррабочая программа по литературе для 5 класса. Учебник - «Литература» Москва, «Просвещение», 2010 год, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Пр...
Рабочая программа и КТП политературе (УМК В.Я.Коровиной)
КТП по литературе (УМК В.Я.Коровиной), 3 часа в неделю...
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...
Рабочая программа политературе 6 класс
Рабочая программа по литературе 6 класс...