Рабочая программа и КТП политературе (УМК В.Я.Коровиной)
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Симоненко Наталья Николаевна

КТП по литературе (УМК В.Я.Коровиной), 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyo_lit_9.docx78.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской

муниципального образования Новопокровский район

                                                                                        УТВЕРЖДЕНО:

                                                                                                                решение педсовета Протокол №1

                                                                                                                от 29 августа 2013года

                                                                                                                Председатель педсовета:

                                                                                                                ____________/А. В. Баранов/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе

Ступень обучения (класс)   основное общее образование,    9 класс

Количество часов  102/3                      Уровень:   базовый

Учитель:   Симоненко Наталья Николаевна

Рабочая программа по литературе для 9-го класса создана на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе  для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной.- М.:Просвещение,2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа первого вида в полном объёме соответствует программе для общеобразовательных учреждений по литературе в 9 классе. Автор В.Я. Коровина. Москва «Просвещение»,2010 год.

  1. Таблица  тематического  распределения  часов:

Содержание

Кол-во часов

Авторская

Рабочая

Введение.

1

1

Из древнерусской литературы.

2

2

Из литературы XVIII века.

10

10

Из литературы XIX века.

54

54

Из литературы XX века.

27

27

Из зарубежной литературы.

8

8

ИТОГО

102

102

2. Содержание обучения.

Требования  к подготовке учащихся  по предмету в полном объеме совпадают с авторской  программой  литературе.

3.Список методической  литературы:

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Литература. 9кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2008.

 Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 9кл./ Авт.-сост. КоровинаВ.Я.,М.: Просвещение, 2008.

DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 – 8 классы».

Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 9 класс: Методические советы. М. Просвещение,2008.

Поурочные разработки по русской литературе 9 класс. М.»Вако»2010год Автор И.В.Золотарева

4.Материально-техническое обеспечение образовательного прцесса:

1.Интерактивная доска interwrite

2.Мультимедийный проектор

3. Документ-камера

4.Компьютер Lenovo

РАССМОТРЕНО:                                                       СОГЛАСОВАНО:

Протокол №1 заседания                                             Заместитель директора

ШМО филологического цикла                                  по УВР

от 27 августа 2013 г.                                                    ________Т.В. Малашенко

_______Н.В.Харченко                                                 от 28 августа 2013

 

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________Т.В. Малашенко

28  августа  2013 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской

муниципального образования Новопокровский район

                                                                Календарно – тематическое

планирование

 По   литературе

               Класс:  9

Учитель:   Симоненко Н.Н.

Количество часов:  всего 102 часа; в неделю 3 час

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Симоненко Н.Н.,  утверждённой на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 29 августа 2013 г.

9 класс (102 часа)

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во

 часов

Результаты обучения

Формы и виды контроля

план

факт

оборудование

1

Введение. 

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

Литература Древней Руси (2ч)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника Русская история в «Слове..»

1

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

презентация

3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…» Подготовка к домашнему сочинению.

1

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. 

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

Презентация

Работа с интерактивной доской interwraite

Из литературы 18 века(10ч)

4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

Презентация

Работа с интерактивной доской interwraite

5

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М. В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде?    Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

таблица

6

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии.Прославление Родины, мира , науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова

1

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

Работа с интерактивной доской interwraite

7

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции

. Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

ОК

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

1

.

 Знать, какую роль отводит пэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

. Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

План-таблица

9

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

1

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

презентация

10

Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательного наполнение

1

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею прлоизведения

Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей

Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.  

презентация

11

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

. Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.

Анализируют стихотворение «Осень».

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?

Презентация, отрывок худ фильма

13

Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» ( на примере одного- двух произведений)

1

Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение

Таблица-схема

Работа с интерактивной доской interwraite

Из литературы 19 века(54)

14

 Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

1

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

презентация

15

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения

1

Знать основные черты романтизма как литературного направления

 теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. Анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта,  «невыразимо» в стихах?

16

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы – символы

1

. Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

презентация

17

 А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Презентация

18

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

1

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

Презентация

19 -20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

2

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

Презентация

21-22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

2

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.  Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. Крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

Отрывок из спектакля

23

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения ( по комедии «Горе от ума»)

1

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.  Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

Презентация

24

«И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

1

Знать основные положения статьи. 

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Ч Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.ацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

Просмотр спектакля

25

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции,  ,  изобразительно-выразительных средств.

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

презентация

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»

1

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

Презентация

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще , быть может…» Адресаты любовной лирики поэта

1

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
 Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

презентация

28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

1

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные

презентация

29

Контрольная работа по романтичяеской лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

Тесты, сочинение

План-конспект

30

 А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1

. Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Характеристика героев, комментарий текста

презентация

31

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

1

. Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

 

презентация

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном

Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.

Презентация

33

Татьяна Ларина – нравственный  деал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.  

Презентация

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и онегина. Анализ двух писем.

1

. Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.

Презентация

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя 

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

Просмотр фрагмента спектакля

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Знать  содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе

Анализ стихотворения по предложенному плану

План-конспект

37

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин»

1

 Знать: философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.

Уметь выделять смысловые части текста

Тезисы статей

Таблица-план

38

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема « гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

1

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

.

39

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой..» «Молитва»,. «Парус», «И скучно и грустно…»

 1

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Ответы на вопросы

презентация

40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…»

1

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

Просмотр фрагмента

41

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет»

1

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на. Лексическом уровне  

Выразительное чтение  стихотворений. Анализ любовной лирики

презентация

42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии

1

. Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам

Ответы на проблемные вопросы

Выразительное чтение  стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником

43

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

1

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

Просмотр фрагмента спектакля

44

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

презентация

45-46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

2

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания

Презентация, просмотр фрагмента худ фильма

48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе,

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

презентация

49

Споры о романтизме и реализме в романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского Подготовка к сочинению.

1

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе,

Д/р сочинение

Опорный план

50

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

презентация

51

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе, близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души».Обзор содержания.

1

. Знать  страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

презентация

52-53

Система образов поэмы «Мертвые души» Обучение анализу эпизода

2

 Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения

презентация

54

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

.

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей  Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Характеристика города и героев литературного произведения.

Презентация

56-57

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души»

2

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, онятие   чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведо.

Просмотр фрагмента фильма

58

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок» Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его ораспада

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

. Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев

презентация

59

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок» Комедия как жанр драматургии.

1

ОК

60-61

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

2

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

1

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

Презентация

63

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.

1

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения,   о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

. Рассказ о писателе, определение черт личности героя

презентация

64

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

1

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

Анализ рассказов: монологические ответы

Просмотр фильма

65

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного образа и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

1

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

Анализ рассказов: монологические ответы

ОК

66

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?

1

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать  письменное сочинение

. сочинение

презентация

67

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений

1

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

Анализ  поэтических произведений поэзии  Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

презентация

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА(27)

68

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений

1

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..

презентация

69

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1

 Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

монологические ответы..

ОК

70

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи» Лиризм повествования

1

презентация

71

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

1

. Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

Анали с раскрытием художественного своеобразия проиведения, его нравственной проблематики.

презентация

72

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

1

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

Анализ рассказа:

фонохрестоматия

73

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

2

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

Анализ рассказа: монологические ответы

Просмотр фрагмента фильма

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе

2

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

Анализ рассказа: монологические ответы.

75

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

1

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

презентация

76

 Образ праведницы, трагизм её судьбы. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

1

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Объяснение смысла «праведничества»  в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения

презентация

77

Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

2

Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения

сочинение

78

Русская поэзия Серебряного века.

1

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале 

Уметь конспектировать лекцию

презентация

79

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалёка», «О, весна без конца и без краю», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

презентация

80

С.А.Есенин Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

. Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Анализ стихотворений.

81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики Есенина

1

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Презентация, фонохрестоматия

82-83

В.В.Маяковский.  Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

1

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.

презентация

84

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.»Идешь на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной..», «Стихи Блоку», «Откуда такая нежность» Особенности поэтики Цветаевой

2

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

. Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ

презентация

85

«Родина» Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ

86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.

Тема гармонии с природой, любви и смерти. «Я не ищу гармонии в природе..», «Где-то в поле возле Магадана..», «Завещание»Философский характер лирики поэта.

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

презентация

87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Презентация

88

Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтика.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

89

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.»Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво».,«Во всем мне хочется дойти до самой сути».Философская глубина лирики поэта..

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

презентация

90

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

фонохрестоматия

91

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

фонохрестоматия

92-93

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

Презентация, романсы

94

РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. 

1

Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.

контрольная работа

Из зарубежной литературы (8 ч. )

95

Античная лирика.

Катулл.  Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…»Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Слово о поэте «Я воздвиг памятник…»Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиция оды Горация в русской поэзии.

1

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

презентация

96

Данте Алигьери. Слово о поэте.«Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

1

Иметь представление о творчестве Данте,  о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

Ответы на вопросы

97

У.Шекспир. Слово о поэте.  «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира

Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

1

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Ответы на вопросы

презентация

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

99

И.-В. Гёте. Слово о поэте.«Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Эпоха Просвещения.

«Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни..

1

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Ответы на вопросы

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы).

1

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Ответы на вопросы.

презентация

101-102

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...

Рабочая программа по литературе 7 класс В.Я. Коровиной

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы по литературе в соответствии с...

10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...

Рабочая программа по литературе. 9 кл. по УМК Коровиной В.Я.

Рабочая программа к УМК Коровиной В.Я. 3 часа в неделю....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....