Рабочая программа и КТП политературе (УМК В.Я.Коровиной)
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
КТП по литературе (УМК В.Я.Коровиной), 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_lit_9.docx | 78.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета Протокол №1
от 29 августа 2013года
Председатель педсовета:
____________/А. В. Баранов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс
Количество часов 102/3 Уровень: базовый
Учитель: Симоненко Наталья Николаевна
Рабочая программа по литературе для 9-го класса создана на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной.- М.:Просвещение,2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа первого вида в полном объёме соответствует программе для общеобразовательных учреждений по литературе в 9 классе. Автор В.Я. Коровина. Москва «Просвещение»,2010 год.
- Таблица тематического распределения часов:
Содержание | Кол-во часов | |
Авторская | Рабочая | |
Введение. | 1 | 1 |
Из древнерусской литературы. | 2 | 2 |
Из литературы XVIII века. | 10 | 10 |
Из литературы XIX века. | 54 | 54 |
Из литературы XX века. | 27 | 27 |
Из зарубежной литературы. | 8 | 8 |
ИТОГО | 102 | 102 |
2. Содержание обучения.
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой литературе.
3.Список методической литературы:
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Литература. 9кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2008. | Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 9кл./ Авт.-сост. КоровинаВ.Я.,М.: Просвещение, 2008. DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 – 8 классы». | Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 9 класс: Методические советы. М. Просвещение,2008. Поурочные разработки по русской литературе 9 класс. М.»Вако»2010год Автор И.В.Золотарева |
4.Материально-техническое обеспечение образовательного прцесса:
1.Интерактивная доска interwrite
2.Мультимедийный проектор
3. Документ-камера
4.Компьютер Lenovo
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания Заместитель директора
ШМО филологического цикла по УВР
от 27 августа 2013 г. ________Т.В. Малашенко
_______Н.В.Харченко от 28 августа 2013
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
________Т.В. Малашенко
28 августа 2013 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
Календарно – тематическое
планирование
По литературе
Класс: 9
Учитель: Симоненко Н.Н.
Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 час
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Симоненко Н.Н., утверждённой на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 29 августа 2013 г.
9 класс (102 часа)
№ урока | Тема урока. Основное содержание. | Кол-во часов | Результаты обучения | Формы и виды контроля | план | факт | оборудование | |||||||||
1 | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание. | - Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» - Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»? | ||||||||||||
Литература Древней Руси (2ч) | ||||||||||||||||
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника Русская история в «Слове..» | 1 | Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. Уметь характеризовать данный период развития литературы. | Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План. | презентация | |||||||||||
3 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…» Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия | Презентация Работа с интерактивной доской interwraite | |||||||||||
Из литературы 18 века(10ч) | ||||||||||||||||
4 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма. | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. | Презентация Работа с интерактивной доской interwraite | ||||||||||||
5 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М. В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. | Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему? | таблица | |||||||||||
6 | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии.Прославление Родины, мира , науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова | 1 | Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. | Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. | Работа с интерактивной доской interwraite | |||||||||||
7 | Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | 1 | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. | . Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа? | ОК | |||||||||||
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. | 1 | . Знать, какую роль отводит пэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. | . Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. | План-таблица | |||||||||||
9 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | 1 | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. | Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»? | презентация | |||||||||||
10 | Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательного наполнение | 1 | Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею прлоизведения Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей | Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. | презентация | |||||||||||
11 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем | Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм. | ||||||||||||
12 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | . Знать содержание произведения. Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию. | Анализируют стихотворение «Осень». Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? | Презентация, отрывок худ фильма | |||||||||||
13 | Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» ( на примере одного- двух произведений) | 1 | Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Сочинение | Таблица-схема Работа с интерактивной доской interwraite | |||||||||||
Из литературы 19 века(54) | ||||||||||||||||
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | 1 | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»? | презентация | |||||||||||
15 | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения | 1 | Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. | Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах? | ||||||||||||
16 | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы – символы | 1 | . Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. | Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» | презентация | |||||||||||
17 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга | 1 | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. | Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». | Презентация | |||||||||||
18 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | Знать особенности комедии как жанра, | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). | Презентация | |||||||||||
19 -20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 2 | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. | Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев? | Презентация | |||||||||||
21-22 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | 2 | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. | Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. Крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала. | Отрывок из спектакля | |||||||||||
23 | Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения ( по комедии «Горе от ума») | 1 | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым? | Презентация | |||||||||||
24 | «И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» | 1 | Знать основные положения статьи. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Ч Знать содержание комедии составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.ацком. | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект) | Просмотр спектакля | |||||||||||
25 | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 1 | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления Уметь создавать презентацию информационного проекта Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. | Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? | презентация | |||||||||||
26 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | 1 | Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы? | Презентация | |||||||||||
27 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще , быть может…» Адресаты любовной лирики поэта | 1 | Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. | Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» | презентация | |||||||||||
28 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. | Ответы на вопросы, в том числе и проблемные | презентация | |||||||||||
29 | Контрольная работа по романтичяеской лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | 1 | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный Знать содержание произведений. Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос | Тесты, сочинение | План-конспект | |||||||||||
30 | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 | . Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику. | Характеристика героев, комментарий текста | презентация | |||||||||||
31 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | 1 | . Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста |
| презентация | |||||||||||
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | 1 | Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек». Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном | Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство. | Презентация | |||||||||||
33 | Татьяна Ларина – нравственный деал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать характеристику героя произведения | Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. | Презентация | |||||||||||
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и онегина. Анализ двух писем. | 1 | . Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою | Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства. | Презентация | |||||||||||
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 1 | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя | Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение. | Просмотр фрагмента спектакля | |||||||||||
36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе | Анализ стихотворения по предложенному плану | План-конспект | |||||||||||
37 | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин» | 1 | Знать: философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Уметь выделять смысловые части текста | Тезисы статей | Таблица-план | |||||||||||
38 | А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема « гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | 1 | Знать текст художественного произведения. Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения | . | ||||||||||||
39 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой..» «Молитва»,. «Парус», «И скучно и грустно…» | 1 | Знать текст художественного произведения. Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения | Ответы на вопросы | презентация | |||||||||||
40 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…» | 1 | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте | Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?» | Просмотр фрагмента | |||||||||||
41 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет» | 1 | Знать адресатов любовной лирики. Уметь анализировать текст на. Лексическом уровне | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики | презентация | |||||||||||
42 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии | 1 | . Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения по вопросам | Ответы на проблемные вопросы Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником | ||||||||||||
43 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе | 1 | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции | Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | Просмотр фрагмента спектакля | |||||||||||
44 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование. | презентация | |||||||||||
45-46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 2 | Знать содержание«Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания | Презентация, просмотр фрагмента худ фильма | |||||||||||
48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам | презентация | |||||||||||
49 | Споры о романтизме и реализме в романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского Подготовка к сочинению. | 1 | Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, | Д/р сочинение | Опорный план | |||||||||||
50 | Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.. | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы | презентация | |||||||||||
51 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе, близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души».Обзор содержания. | 1 | . Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Уметь выделять главное. | Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация. Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю» | презентация | |||||||||||
52-53 | Система образов поэмы «Мертвые души» Обучение анализу эпизода | 2 | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения | презентация | |||||||||||
54 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | . | |||||||||||||
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. | Характеристика города и героев литературного произведения. | Презентация | |||||||||||
56-57 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» | 2 | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, онятие чичиковщина Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведо. | Просмотр фрагмента фильма | ||||||||||||
58 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок» Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его ораспада | 1 | Знать творческую биографию писателя, содержание произведения. Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев. | . Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев | презентация | |||||||||||
59 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок» Комедия как жанр драматургии. | 1 | ОК | |||||||||||||
60-61 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 2 | Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему. | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. | ||||||||||||
62 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести. | 1 | Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему. | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. | Презентация | |||||||||||
63 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. | 1 | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | . Рассказ о писателе, определение черт личности героя | презентация | |||||||||||
64 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 1 | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».. | Анализ рассказов: монологические ответы | Просмотр фильма | |||||||||||
65 | А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного образа и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | 1 | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».. | Анализ рассказов: монологические ответы | ОК | |||||||||||
66 | Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? | 1 | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение | . сочинение | презентация | |||||||||||
67 | Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений | 1 | Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Уметь анализировать поэтические произведения | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | презентация | |||||||||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА(27) | ||||||||||||||||
68 | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений | 1 | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления.. | презентация | |||||||||||
69 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 1 | Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи». Уметь анализировать произведение | монологические ответы.. | ОК | |||||||||||
70 | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи» Лиризм повествования | 1 | презентация | |||||||||||||
71 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество | 1 | . Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести | Анали с раскрытием художественного своеобразия проиведения, его нравственной проблематики. | презентация | |||||||||||
72 | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести | 1 | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести | Анализ рассказа: | фонохрестоматия | |||||||||||
73 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 2 | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | Анализ рассказа: монологические ответы | Просмотр фрагмента фильма | |||||||||||
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе | 2 | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | Анализ рассказа: монологические ответы. | ||||||||||||
75 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе | 1 | Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа | Рассказ о писателе с презентацией. Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. | презентация | |||||||||||
76 | Образ праведницы, трагизм её судьбы. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы. | Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения | презентация | |||||||||||
77 | Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | 2 | Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения | сочинение | ||||||||||||
78 | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале Уметь конспектировать лекцию | презентация | ||||||||||||
79 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалёка», «О, весна без конца и без краю», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | Знать основные факты биографии поэта. Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. | презентация | |||||||||||
80 | С.А.Есенин Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | 1 | . Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Анализ стихотворений. | ||||||||||||
81 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики Есенина | 1 | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Презентация, фонохрестоматия | |||||||||||
82-83 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | 1 | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского. | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть. | презентация | |||||||||||
84 | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.»Идешь на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной..», «Стихи Блоку», «Откуда такая нежность» Особенности поэтики Цветаевой | 2 | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | . Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ | презентация | |||||||||||
85 | «Родина» Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ | |||||||||||||
86 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. «Я не ищу гармонии в природе..», «Где-то в поле возле Магадана..», «Завещание»Философский характер лирики поэта. | 1 | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | презентация | |||||||||||
87 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэтессе с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Презентация | |||||||||||
88 | Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтика. | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |||||||||||||
89 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.»Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво».,«Во всем мне хочется дойти до самой сути».Философская глубина лирики поэта.. | 1 | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | презентация | |||||||||||
90 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» | 1 | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | фонохрестоматия | |||||||||||
91 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | фонохрестоматия | ||||||||||||
92-93 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Презентация, романсы | ||||||||||||||
94 | РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. | 1 | Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века. | контрольная работа | ||||||||||||
Из зарубежной литературы (8 ч. ) | ||||||||||||||||
95 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…»Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте «Я воздвиг памятник…»Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиция оды Горация в русской поэзии. | 1 | Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху. Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху. | презентация | |||||||||||
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте.«Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | 1 | Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада». Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер. | Ответы на вопросы | ||||||||||||
97 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | 1 | Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения | Ответы на вопросы | презентация | |||||||||||
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения | ||||||||||||||
99 | И.-В. Гёте. Слово о поэте.«Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.. | 1 | Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен. Уметь раскрывать мотивы поступков героев | Ответы на вопросы | ||||||||||||
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы). | 1 | Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен. Уметь раскрывать мотивы поступков героев | Ответы на вопросы. | презентация | |||||||||||
101-102 | Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной
Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...
Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной
Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...
Рабочая программа по литературе 7 класс В.Я. Коровиной
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы по литературе в соответствии с...
10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...
Рабочая программа по литературе. 9 кл. по УМК Коровиной В.Я.
Рабочая программа к УМК Коровиной В.Я. 3 часа в неделю....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....