Человек и природа в стихах русских поэтов
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Материал к уроку литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_priroda_v_stihah_russkih_poetov.doc | 50 КБ |
chelovek_i_priroda_v_stihah_russkih_poetov.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Человек и природа в стихах русских поэтов»
Цель урока: познакомить уч-ся с творчеством великих русских поэтов, углубить навыки анализа поэтического текста, продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать нравственные качества личности, умение понимать красоту окружающего мира, видеть себя частью мироздания.
Метапредметные : находить аргументы для подтверждения своих мыслей, осуществлять информационную переработку текста, видеть связь слова и образа в изобразительном искусстве.
Предметные: выразительно читать поэтические тексты, отвечать на вопросы, уметь анализировать поэтический текст, находить выразительные средства и понимать их роль в создании художественного образа, определять тему и идею стихотворения.
Ход урока.
Слайд 1
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!..
Е.А. Баратынский
1. Вступительное слово.
Слайд 2, 3
Что собственно произошло? Наступила весна, как миллионы раз подряд до этого наступала. Но пришел кто-то, оглянулся, окунулся в состояние парения, цветения и сказал так просто. И понятно стало каждому, что пришла очередная весна, что душа проснулась от небытия и поспешила за ней, за птичкой, за ручьем.
Природа и человек. Всегда рядом. Не всегда в согласии, но всегда неотъемлемая часть друг друга и мироздания. Настоящие романтики, художники слова, поэты, черпают вдохновение из вечного источника гармонии и красоты – природы. Видят чуть больше, чем обычный человек, облекают в слова, в художественные образы и преподносят нам. И мы проникаемся, хотя много раз сами проходили и по осеннему лесу, шурша опавшими листьями, и по весенним рощам, любуясь зарождением новой жизни, и по снежному безмолвию утренних улиц, и по тенистым аллеям знойным летом.
Сколько создано прекрасных стихотворений о природе! И все разные. Почему? На этот вопрос хорошо отвечает М.М.Пришвин: «Долго странствовал я, пока не понял, что каждый новый день в природе – это день, какой еще никогда не бывал на земле.»
Сегодня на уроке мы познакомимся с разными стихотворениями разных поэтов. Постараемся увидеть за красотой словесного пейзажа, за стройностью формы стихотворения личности людей, создававших стихотворения, лирических героев.
2. Работа с поэтическими текстами.
● Сообщение заранее подготовленного ученика об А.А. Фете.
Слайд 4
(1) Опять незримые усилья,
Опять невидимые крылья
Приносят северу тепло.
(2) Все ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце черными кругами
В лесу деревья обвело.
(3) Заря сквозит оттенком алым,
Подернут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор.
(4) Еще леса стоят в дремоте,
Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор.
(5) Ручьи, журча и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат.
(6) И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
(7) А там по нивам на просторе
Река раскинулась, как море,
Стального зеркала светлей,
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей.
Работа по вопросам.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Выделите слова, передающие движение и жизнь в это время года.
- Каким нам видится человек, созерцающий эту картину? Что мы можем сказать о его внутреннем мире?
Слайд5 (спроецированы фразы). Задание: создать тескт с опорой на слова
Романтик – человек, проникнутый романтизмом, высокими чувствами, мечтатель и созерцатель.
Глубоко чувствующий
Дар увидеть
Ощущает
Примерный вариант ответа:
Человек, который увидел эту картину, - настоящий романтик, мечтатель и созерцатель. Он глубоко чувствует природу. Ему дан дар увидеть многое за малым. Он ощущает себя частью природы, ощущает родство с ней, и поэтому слова о ней проникнуты высокими чувствами.
Прочитайте фрагмент анализа данного стихотворения. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Спроецировано, слайд 6
Природа в стихотворении А.А. Фета живет своей жизнью. Поэт «оживляет» природу, используя точные, яркие слова. Настроение радости и задора создается благодаря ______________ (предложение 5,6). Волнение и нетерпение человека и приходящей весны передается стилистической фигурой, как __________(предложение 1,2). Благодаря______(предложение 5,6) мы слышим сначала журчание ручья, а потом гул и рев разыгравшегося потока. А с помощью ________(предложение 7) мы лучше представляем картину разлившейся реки, тронувшегося льда.
- Сравнение
- Анафора
- Эпитеты
- Аллитерация
Дети предлагают свой вариант последовательности цифр. Если неверно указана последовательность, идет корректировка.
Обратимся к другому времени года, к другому взгляду на природу, к другому поэту.
● Сообщение заранее подготовленного ученика о А.Н. Майкове. (Спроецирован портрет поэта) Слайд 8
Учитель читает стихотворение.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех
Свянул последний цветок,
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…
Работа по вопросам.
1. В этом стихотворении отчетливо виден лирический герой (всюду присутствуют личные местоимения). Дадим ему характеристику.
Спроецированы фразы, слайд 9
Слияние с природой
Внимательный наблюдатель
Отмечает приметы осени
Прогулка не в первый раз
С опорой на слова ученики дают характеристику лирическому герою. Примерный вариант ответа:
Лирический герой умеет слиться с природой, почувствовать ее настроение. В лесу он не в первый раз. Лирический герой – внимательный наблюдатель. С трепетом и радостью он отмечает приметы осени и радуется ее приходу.
2. О каких признаках осени говорит поэт в первом стихотворении (лист золотой, с холоду щеки горят)? Можно ли по этим признакам нарисовать пейзаж? Почему?
3. Прочитаем это стихотворение:
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь – и нет конца пути.
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
И ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит…а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
Каким же образом поэт создает пейзаж во втором стихотворении? (Создает детали «дорожка лесная», «глубокая колея», «пестреет лес зеленый» и др.)
- Природа и человек в живописи.
Обратите внимание, как тесно переплетены живопись и искусство слова. Это две реки из одного источника вдохновения. Для него не существует преград. Чувство прекрасного, любовь к родной природе побуждает людей на всех континентах, во всех странах обращаться к вечной теме природы. Например, с древнейших времен глубокое понимание природы пронизывает литературу и живопись Японии, которые не существуют друг без друга.
Проецируются гравюры Кацусики Хокусая «36 видов Фудзи». Слайд 10, 11
Вашему вниманию представлены подлинные шедевры из собрания Краснодарского художественного музея, графические листы из знаменитых пейзажных серий Кацусимо Хокусая «36 видов Фудзи».
Идеальным символом красоты природы он избирает гору Фудзи. Порыв ветра пригнул к земле людей, в воздух взлетели шляпы и листья. И только Фудзи неподвижно возвышается сзади.
Люди создают красоту своими руками, но она тленна. И вечная Фудзи взирает на это равнодушно, гордая и прекрасная.
Этими гравюрами Хокусай пытается по-своему найти решение вечной проблемы Человек и Мир.
4. Реализация домашнего задания.
Демонстрируются фотоработы учащихся со стихотворениями.
♪
Для некоторых из вас слава и признание как художников слова еще впереди. Но у каждого человека есть потребность выразить себя. Ничто не может отучить человека радоваться жизни, вдохновляться природой. Представляем галерею «Человек и природа детскими глазами».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.М.Пришвин: «Долго странствовал я, пока не понял, что каждый новый день в природе – это день, какой еще никогда не бывал на земле.»
М.М.Пришвин: «Долго странствовал я, пока не понял, что каждый новый день в природе – это день, какой еще никогда не бывал на земле.»
А.А. Фет (1) Опять незримые усилья, Опять невидимые крылья Приносят северу тепло. (2) Все ярче, ярче дни за днями, Уж солнце черными кругами В лесу деревья обвело. (3) Заря сквозит оттенком алым, Подернут блеском небывалым Покрытый снегом косогор. (4) Еще леса стоят в дремоте, Но тем слышнее в каждой ноте Пернатых радость и задор. (5) Ручьи, журча и извиваясь, И меж собой перекликаясь, В долину гулкую спешат. (6) И разыгравшиеся воды Под беломраморные своды С веселым грохотом летят. (7) А там по нивам на просторе Река раскинулась, как море, Стального зеркала светлей, И речка к ней на середину За льдиной выпускает льдину, Как будто стаю лебедей.
Романтик – человек, проникнутый романтизмом, высокими чувствами, мечтатель и созерцатель. Глубоко чувствующий… Дар увидеть… Ощущает…
Природа в стихотворении А.А. Фета живет своей жизнью. Поэт «оживляет» природу, используя точные, яркие слова. Настроение радости и задора создается благодаря ______________ (предложение 5,6). Волнение и нетерпение человека и приходящей весны передается стилистической фигурой, как __________(предложение 1,2). Благодаря______ (предложение 5,6) мы слышим сначала журчание ручья, а потом гул и рев разыгравшегося потока. А с помощью ________(предложение 7) мы лучше представляем картину разлившейся реки, тронувшегося льда. Сравнение Анафора Эпитеты Аллитерация
Работа по вопросам: О каком времени года говорится в этом стихотворении? Выделите слова, передающие движение и жизнь в это время года. Каким нам видится человек, созерцающий эту картину? Что мы можем сказать о его внутреннем мире?
А.Н.Майков Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят: Любо в лесу мне бежать, Слышать , как сучья трещат, Листья ногой загребать! Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех Свянул последний цветок, Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей; Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес…
С опорой на слова дайте характеристику лирическому герою. Слияние с природой Внимательный наблюдатель Отмечает приметы осени Прогулка не в первый раз
Природа и человек в живописи . Кацусика Хокусай
Люди создают красоту своими руками, но она тленна. И вечная Фудзи взирает на это равнодушно, гордая и прекрасная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи русских поэтов о природе.
Данная презентация содержит два стихотворения Ф.И. Тютчева и А.Н.Толстого, представленные в виде своеобразной раскадровки: строка - живописный образ....
Родная природа в стихах русских поэтов
Конспект урока литературы в 5 классе с использованием репродукций картин русских художников.Сопровождается презентацией....
Презентация" Стихи русских поэтов о природе".
Презентация по литературе 6 класс....
Родная природа в стихах русских поэтов XIX века
Целью урока является расширение сведений о русской поэзии 19 века, воспитание эмоциональной культуры и художественного вкуса. Основными задачами урока будут: работа над выразительным чтением, пр...
Презентация к уроку по теме: "Стихи русских поэтов о природе"
Данная презентация поможет при анализе стихотворений...
Тема природы в стихах русских поэтов (изучение сквозных тем)
Данный урок разработан для учащихся 7 класса. На уроке рассматриваются стихотворения русских поэтов: Брюсова, Есенина. Работа в группах позволяет проанализировать стихи, наблюдать, как сквозная ...